Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Контакти
 


Тлумачний словник
Авто
Автоматизація
Архітектура
Астрономія
Аудит
Біологія
Будівництво
Бухгалтерія
Винахідництво
Виробництво
Військова справа
Генетика
Географія
Геологія
Господарство
Держава
Дім
Екологія
Економетрика
Економіка
Електроніка
Журналістика та ЗМІ
Зв'язок
Іноземні мови
Інформатика
Історія
Комп'ютери
Креслення
Кулінарія
Культура
Лексикологія
Література
Логіка
Маркетинг
Математика
Машинобудування
Медицина
Менеджмент
Метали і Зварювання
Механіка
Мистецтво
Музика
Населення
Освіта
Охорона безпеки життя
Охорона Праці
Педагогіка
Політика
Право
Програмування
Промисловість
Психологія
Радіо
Регилия
Соціологія
Спорт
Стандартизація
Технології
Торгівля
Туризм
Фізика
Фізіологія
Філософія
Фінанси
Хімія
Юриспунденкция






Последовательность анализа художественных образов

1. Так как в детской литературе художественным образом прежде всего
является персонаж, то в первую очередь проводится работа над
характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в
действии, и нельзя отрывать анализ характеров от сюжета). Кроме того,
героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения
относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц).

2. Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на этом строится
любое действие в эпическом произведении. При этом необходимо,
чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей.


 


3. Если в произведении имеются описания пейзажа или интерьера,
рассматривается их роль в тексте.

4. На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея
произведения. Понимание идеи вплотную приближает нас к осознанию
позиции автора-собеседника, потому что идея - это то, что именно
хотел сказать автор своим произведением.

5. Поначалу разбор - это общение с произведением и его автором, а
ученик также является собеседником. Хорошо, если выявляется личное
отношение читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это
сделано (к форме).

Остановимся более подробно на основных этапах образного анализа.

Анализ образагероя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим; последнее, как известно, даётся школьникам труднее.

Приёмы организации работы над характеристикой персонажа:

- учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести
примеры, их подтверждающие;

- детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя
(это доступно младшим школьникам, если персонаж имеет не более двух-
трёх качеств характера и показан в действии);

- сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике
произведений («Похожа ли лиса из этой сказки на лису из сказки ...?
Чем?»). Наиболее лёгкий вид сравнения - противопоставление (падчерица
и дочка из сказки «Мороз, Красный Нос», тимуровцы и их противники из
произведения А. П. Гайдара «Тимур и его команда») При сравнении
уточняется авторское отношение к героям.


Для выявления авторского отношения к действующим лицам на заключительном этапе обучения применяются следующие приёмы (Н.Я. Мещерякова):

■ учитель сам характеризует отношение автора к герою, а
учащиеся подтверждают это с помощью текста;

учитель привлекает внимание детей к авторским словам,
косвенно характеризующим героя, так называемым
«эмоциональным знакам», ученики «расшифровывают» то или
иное действие, выражение лица, интонацию героя и на этом
основании определяют характер отношения автора к персонажу;

совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исключают
из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что
помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике
персонажа;

при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их
совместно с учителем.
Организуя работу над определением
авторского отношения к персонажу, нужно стремиться не только
к выявлению слов и выражений, с помощью которых писатель
передаёт душевное состояние героев, но и к воссозданию в
воображении детей этих эмоциональных состояний, так как
только тогда может возникнуть сопереживание.

Роль пейзажав эпическом произведении двояка. Он способствует созданию общего настроения (когда дан самостоятельно, отдельно от мыслей и переживаний действующих лиц) или уточняет характеристику персонажа (ели передан автором в восприятии героя).

Описание интерьера также помогает глубже понять уклад жизни, характеры действующих лиц. В этом направлении как раскрытие функции названных художественных образов в произведении и проводится работа над ними.


Довольно распространённой ошибкой учителей начальных классов является то, что они зачастую не помогают детям раскрыть идею произведения, а искусственно «прикрепляют» её к произведению.

Осознание идеи произведения - это понимание основной мысли автора, ради которой он создал своё творение. Очевидно, основными вопросами, возникающими в душе сформировавшегося учителя, будут такие: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь сказать мне нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» (Толстой Л.Н.)

Начинающие читатели только учатся этому. И не нужно в конце анализа каждого произведения спрашивать: «Так что же хотел сказать автор в своём произведении?» Авторское отношение к героям, их взаимоотношениям, к событиям важно раскрывать постепенно. Это помогут сделать вопросы такого типа: «Как в описании внешности героя выразилось отношение к нему автора?»; «Какие чувства писателя отразились в стихотворении?»; «Что изобразил автор в этой сцене? Для чего?».

Известно, что для развития школьников важно формировать ихличностное отношение к прочитанному. Однако не следует выделять это в специальный этап урока. Рассуждения о собственном отношении учащихся к прочитанному должны пронизывать всю работу над текстом.

Выявление авторской позиции не нужно делать при анализе каждого текста, а лишь тогда, когда учитель чувствует необходимость более глубокого осознания детьми авторской идеи. Побуждение детей к формулированию идеи произведения и к высказыванию собственного отношения не должно быть дидактично, прямолинейно, оно должно следовать из всех раздумий о прочитанном.

Пути анализа литературного произведения зависят от характера произведения, от возможностей учащихся, от желания учителя. И всё же исходя из специфики литературы как искусства более распространенным и целесообразным, видимо, можно считать анализ художественных образов.

 



Читайте також:

  1. I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ 14 страница
  2. Вторая задача анализа на чувствительность
  3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  4. Кафедра экономического анализа и статистики
  5. Компетентностный подход как базовый критерий оценки качества образования.
  6. Коновалова М.Д.Экспериментальная психология: конспект лекций. - Высшее образование. – 2006.
  7. КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  8. Критерии выявления осознания прочитанного в процессе фактического и образного анализа в единстве с анализом изобразительных средств.
  9. ЛЕКЦИЯ 11. Завершение объединения русских земель и образование Российского
  10. Лекция 14. Последовательность и назначение отдельных производственных операций приготовления хлеба
  11. Лекция 7. Естественнонаучные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку
  12. Менеджмент, маркетинг и економика образования / Под ред.А.П.Егоршина. – Нижний Новгород:НИМБ, 2001. – 620 С.




Переглядів: 5275

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Рекомендации по организации анализа литературного произведения. | Рекомендации, которые помогут успешно организовать на уроке «размышление вслух» о прочитанном.

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

 

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.006 сек.