Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Контакти
 


Тлумачний словник
Авто
Автоматизація
Архітектура
Астрономія
Аудит
Біологія
Будівництво
Бухгалтерія
Винахідництво
Виробництво
Військова справа
Генетика
Географія
Геологія
Господарство
Держава
Дім
Екологія
Економетрика
Економіка
Електроніка
Журналістика та ЗМІ
Зв'язок
Іноземні мови
Інформатика
Історія
Комп'ютери
Креслення
Кулінарія
Культура
Лексикологія
Література
Логіка
Маркетинг
Математика
Машинобудування
Медицина
Менеджмент
Метали і Зварювання
Механіка
Мистецтво
Музика
Населення
Освіта
Охорона безпеки життя
Охорона Праці
Педагогіка
Політика
Право
Програмування
Промисловість
Психологія
Радіо
Регилия
Соціологія
Спорт
Стандартизація
Технології
Торгівля
Туризм
Фізика
Фізіологія
Філософія
Фінанси
Хімія
Юриспунденкция






ОСОБЕНОСТИ УРОКОВ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗНЫХ

ЖАНРОВ

Урок— это творчество учителя. И хотя есть определенные закономерности в построении уроков, в том числе и уроков чтения, бесспорно одно: в начальных классах их нельзя строить однотипно, шаблонно, схематично. Уроки чтения не только художественных произведений, но и научно-позновательных текстов, детских газет и журналов должны быть интересными, содержательными, эмоциональными, поэтому структура урока, приемы работы надо соотносить с познавательной, поисковой деятельностью учащихся под руководством учителя. «Детская книга - одновременно и праздник, приносящий радость узнавания, и урок жизни, мировоззрения, нравственности».

Урок чтения- это всегда радость, потому, что это встреча с интересным писателем, с новой книгой, удивительной информацией, с чудесными образами, любимыми героями, с загадочными явлениями в природе и с прекрасным в ней, с потрясающими достижениями техники, с волшебными сказками. Все это и многое другое не только приносит радость, но и способствует продвижению младших школьников в познании мира, в приобретении знаний и духовного богатства. Любовь к чтению появляется в начальной школе при заботливом учителе, у которого дети все понимают, легко учатся, испытывают радость от совместного труда, у которого нет скучных уроков.

Важное условие любого урока чтения — разнообразие приемов, объединенных общей целью. Разнообразные приемы, в том числе и игровые, повышают интерес учащихся к чтению, развивают их мышление.

Современная педагогика сотрудничества в качестве результатов научно-методического эксперимента представляет новые типы уроков чтения в младших классах: урок-утренник, урок свободного чтения, урок-семинар, урок-встреча (с писателем). Это блестящий результат длительной работы, поисков, находок ученого-педагога. Но к творчеству должен стремиться каждый учитель, не забывая при этом, что методика «не любит случайностей» (М. А. Рыбникова).

Новый, современный подход к методике проведения уроков чтения может найти отражение в его структуре. И в традиционной методике нет (и не может быть) единой структуры урока чтения: она зависит от целей урока, от содержания и жанровых особенностей читаемого текста, а также от конкретных условий того или иного коллектива учащихся. Многообразие структурных вариантов урока характерно для послебукварного периода.

Рассмотрим некоторые особенности уроков объяснительного чтения произведений разных жанров.


Структура урока чтения рассказа может быть примерно такой:

ПЛАН УРОКА

1. Подготовительная работа (краткая беседа или вступительное
слово учителя по теме урока). Объяснение некоторых слов.

2. Чтение текста учителем.

3. Словарная работа.

4. Ориентировочная беседа с целью проверки понимания
учащимися прослушанного рассказа.

5. Чтение учащимися вслух и про себя с сопутствующими
заданиями.

6. Работа по усвоению содержания.

7. Составление плана.

8. Пересказ.

9. Творческие работы.

10. Обобщение по прочитанному.

ПРИМЕЧАНИЯ К ПЛАНУ УРОКА

1. Подготовительной работы в широком смысле может не быть,
если учащиеся уже отчасти знакомы с материалом урока или это
уже не первый урок по данному рассказу.

2. Словарная работа проводится на всех этапах урока, но в
основном после чтения.

3. Шестой и седьмой этапы часто сливаются, между ними нет резкой
грани.

4. Работа по усвоению содержания, воспроизведение его - это и
работа по формированию речевых навыков (развитие
продуктивной (спонтанной) речи).


КОНСПЕКТ ОДНОГО ИЗ ВАРИАНТОВ ЧТЕНИЯ РАССКАЗА Г.СКРЕБИЦКОГО «ПЕРЕДЫШКА» (III - IV КЛАССЫ, ЧТЕНИЕ ПЛАНИРУЕТСЯ НА ДВА УРОКА)

Тема: Г. Скребицкий. Передышка (1-я часть).

Цель: чтение рассказа; усвоение родственных слов и образных выражений; совершенствование навыков выразительного чтения лирического текста повествовательного характера; воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

Оборудование: диафильм «Враги и друзья леса».

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя по теме урока.

- Представьте, что в один из жарких, летних дней по дороге идет человек
с грузом. Солнце печет, ветер не дует, у дороги нет ни дерева, ни кустика, где
бы можно было посидеть в прохладной тени. Ему очень жарко, пот течет с
лица, он очень устал, а идти б ему еще далеко; перед ним длинная дорога,
конца-краю ей нет. Как, по-вашему, чего ему хочется в этот момент?

- Отдохнуть в прохладной тени.

- А есть еще слова, родственные со словом отдохнуть? Вспомните их.

- Отдых, отдыхать, передохнуть, передышка.

-Придумайте предложения с этими словами. (В предложениях
устанавливается значение родственных слов и разница между ними.)

- Что означает слово передышка? (Учитель одобряет попытку учащихся
объяснить значение этого слова и уточняет, что это короткий отдых в работе
или в пути. Слово переводится на родной язык.)

- В моем рассказе вы слышали такое выражение: «конца-краю нет этой
дороге». Как вы его понимаете?

- Это означает, что конца не видно, дорога длинная.

- А где бы мог отдохнуть этот уставший человек?

- Под деревом, около дерева.

- А какое дерево имеет белый ствол?

- Только береза.

- Сейчас вы посмотрите диафильм о том, что у леса есть друзья и есть
враги.

- Вот о таком случае, когда природа помогает людям, а они не берегут
ее, мы прочитаем рассказ. (Учитель читает рассказ «Передышка» с
интонацией лирического повествования; чтение прерывается на самом
волнующем эпизоде, и учащимся, конечно, хочется узнать, что же будет с
Передышкой, но об этом они прочитают не следующем уроке.)

2.Краткая ориентировочная беседа, в ходе которой уточняется, поняли
ли учащиеся рассказ со слуха, в каком значении употреблено слово Передышка. (Так местные жители назвали березу, под которой люди отдыхали.)

3. Чтение учащихся вслух, определение в процессе чтения границ
относительно законченных отрывков (с помощью учителя) по данному
плану:

1) Береза у самой дороги.

2) Передышка.

3) Береза ранней весной.

4) Передышка осенью.

5) Передышка - место отдыха для всех.

6) Костер у самых корней Передышки.

4. Перечитывание рассказа по частям про себя; индивидуальные задания
отдельным учащимся по каждой части (самостоятельная работа):

1) Пересказать близко к тексту, (по первой части)

2) Подобрать синоним к слову славно, ответить на вопрос: Почему
березу прозвали Передышкой? (по второй части)

3) Ответить на вопросы: Какой была Передышка весной? Какие
образные выражения использованы в тексте для описания березы? (по
третьей части)

4) Дать по тексту ответ на вопрос: Какой становилась Передышка
осенью? (по четвертой части)

5) Объяснить выражение «из года в год», воспроизвести его в
предложении, (по пятой части)

6) Прочитать этот отрывок с соответствующей интонацией и выразить
свое отношение к поступку ребят (работа по анализу этой части рассказа).

- Когда вы читали рассказ, какую картину вы видели? (Предлагается
задание нарисовать словесный образ березы, какой учащиеся представили ее
себе по рассказу; использовать слова и образные выражения из текста:
зеленая, развесистая, зеленый листья шумят, будто зовут передохнуть; стоит
нарядная, сплошь усыпанная молодыми листочками и др.)

- А теперь подумайте и скажите, что по-вашему, самое главное в этой
части рассказа.

- Береза - очень красивое дерево.

- Она многие годы служит местом отдыха для людей и птиц.

5. Обобщение учителя:

- Береза - это часть нашей прекрасной природы, которой мы любуемся,
наслаждаемся и пользуемся ее дарами в жизни. На следующем уроке мы
прочитаем о том, что случилось с Передышкой.

6. Задание на дом по выбору: придумайте сказку о березке; опишите
свою березку; подберите стихи, пословицы, загадки о березе.

Чтение второй части и общий анализ всего рассказа проводится на следующем уроке.



Читайте також:

  1. Альманах для чтения и размышлений
  2. В.А. Сухомлинский о роли чтения в развитии личности ребенка
  3. ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
  4. Глава 10 Значение обучающего чтения в русском языке. Виды, способы и качества чтения
  5. Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
  6. Задачи современного урока чтения
  7. На уроке чтения
  8. О требованиях к уроку чтения
  9. Определение выразительного чтения
  10. ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ.
  11. Работа над выразительностью чтения произведения.




Переглядів: 1849

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Логический анализ басни Крылова «Ворона и Лисица». | ЧТЕНИЕ СКАЗОК

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

 

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.006 сек.