Студопедия
Контакти
 


Тлумачний словник

Реклама: Настойка восковой моли




Авто | Автоматизація | Архітектура | Астрономія | Аудит | Біологія | Будівництво | Бухгалтерія | Винахідництво | Виробництво | Військова справа | Генетика | Географія | Геологія | Господарство | Держава | Дім | Екологія | Економетрика | Економіка | Електроніка | Журналістика та ЗМІ | Зв'язок | Іноземні мови | Інформатика | Історія | Комп'ютери | Креслення | Кулінарія | Культура | Лексикологія | Література | Логіка | Маркетинг | Математика | Машинобудування | Медицина | Менеджмент | Метали і Зварювання | Механіка | Мистецтво | Музика | Населення | Освіта | Охорона безпеки життя | Охорона Праці | Педагогіка | Політика | Право | Програмування | Промисловість | Психологія | Радіо | Регилия | Соціологія | Спорт | Стандартизація | Технології | Торгівля | Туризм | Фізика | Фізіологія | Філософія | Фінанси | Хімія | Юриспунденкция

ЧТЕНИЕ БАСЕН

Загрузка...

Басни И.А.Крылова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского пока занимают очень незначительное место в чтении учащихся начальных национальных школ, вероятно, ввиду трудностей понимания их как произведений аллегорического жанра.

Вместе с тем при правильной организации работы, использовании интересных форм учебной деятельности на уроке чтения басни можно добиться желаемых результатов и в образовательном, и в воспитательном отношении.

Меткость, народность языка, образные выражения, краткие изречения, ставшие пословицами, лаконизм и яркость описаний и многие другие достоинства басни делают ее благодатным материалом для развития образного мышления и обогащения речи учащихся.

Басни помогают бороться с различными пороками людей, воспитывать гражданские, нравственные качества.

Басня имеет свои жанровые особенности - аллегорию, мораль, необычную композицию, особый стиль, язык и др. Поэтому в методике проведения уроков чтения басен есть некоторые особенности, например в определении последовательности работы над басней. По этому вопросу есть разные точки зрения. В школьной практике и в трудах ученых-методистов традиционным стал такой порядок: «восприятие конкретного содержания, раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения, раскрытие аллегории, выяснение главной мысли конкретной части басни - анализ морали».

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА ОБЪЯСНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ БАСНИ И.А.КРЫЛОВА«ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»

1.Вступительное слово учителя - знакомство в краткой форме с
биографией И.А. Крылова, спецификой содержания басни; беседа о повадках птиц, животных, рыб и других действующих лиц басен, в частности басни «Лебедь, Щука и Рак» (при этом обращается внимание на то, что все действующие лица этой басни - из разных сфер жизни и действуют каждый по-своему). Объяснение слов и отдельных выражений.

2. Чтение басни учителем - первичное знакомство учащихся с
содержанием басни. Повторное чтение одновременно с просмотром
диафильма. Комментирование текста.

 



Интернет реклама УБС

3. Беседа ориентировочного характера - выяснение, как они ведут себя в
жизни (не в басне), в обычной обстановке.

4. Чтение басни учащимися и анализ конкретного содержания; чтение
про себя с заданием определить границы относительно законченных
отрывков - частей (первая часть - мораль; вторая - «Везти с поклажей воз
взялись»; третья - «Из кожи лезут вон»; четвертая - «Воз и ныне там»).

Коллективно выясняется, с какой интонацией нужно читать каждую часть, где сделать логические паузы (без употребления термина): мораль читается тоном нравоучения, пауза в конце части; вторая часть читается тоном рассказчика-сказочника, медленно, спокойно, логическая пауза после слова взялись; третья - с интонацией недоумения, затем - тоном объяснения причины, логическая пауза после слов в воду; четвертая - сначала с вопросительной интонацией, потом - с повествовательной, тоном огорчения.

5. Ответы на вопросы:

- Почему Лебедь, Щука и Рак не смогли увезти воз? Может быть, они не
стараются?

- Они очень стараются, «из кожи лезут вон».

- Может быть, воз был тяжелый?

- Нет, «поклажа бы для них казалась и легка».

- А в чем же причина того, что «воз и ныне там»?

- Они все двигаются в разные стороны (ответ уточняется по
иллюстрации).

6. Раскрытие аллегории.

7. Выяснение смысла морали.

8. Связь с жизнью: Бывает ли так у людей? Приведите примеры.
Нарисуйте картинку по басне.

9. Заключение учителя.

Другой вариант изучения басни в начальной школе представляет

Л.В. Занков: после чтения сразу предложить вопросы по выяснению основной мысли басни и ее морали. «Уже после того, как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов. И то, и другое становится осмысленным именно после того, как школьниками понята мораль басни. Теперь они действительно могут самостоятельно разобраться в отдельных частях басни. Наполняются истинным значением неповторимые выразительные средства языка Крылова...»



Читайте також:

  1. Выразительное чтение сказки.
  2. Повторное чтение текста учащимися и работа над текстом.
  3. Подготовительная работа перед чтением текста
  4. Чтение и разбор статьи.
  5. ЧТЕНИЕ СКАЗОК

Загрузка...



<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ. | Чтение и разбор статьи.

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:


 

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.006 сек.