МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах
РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ" ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів Контакти
Тлумачний словник |
|
|||||||
ЧТЕНИЕ БАСЕНБасни И.А.Крылова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского пока занимают очень незначительное место в чтении учащихся начальных национальных школ, вероятно, ввиду трудностей понимания их как произведений аллегорического жанра. Вместе с тем при правильной организации работы, использовании интересных форм учебной деятельности на уроке чтения басни можно добиться желаемых результатов и в образовательном, и в воспитательном отношении. Меткость, народность языка, образные выражения, краткие изречения, ставшие пословицами, лаконизм и яркость описаний и многие другие достоинства басни делают ее благодатным материалом для развития образного мышления и обогащения речи учащихся. Басни помогают бороться с различными пороками людей, воспитывать гражданские, нравственные качества. Басня имеет свои жанровые особенности - аллегорию, мораль, необычную композицию, особый стиль, язык и др. Поэтому в методике проведения уроков чтения басен есть некоторые особенности, например в определении последовательности работы над басней. По этому вопросу есть разные точки зрения. В школьной практике и в трудах ученых-методистов традиционным стал такой порядок: «восприятие конкретного содержания, раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения, раскрытие аллегории, выяснение главной мысли конкретной части басни - анализ морали». ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА ОБЪЯСНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ БАСНИ И.А.КРЫЛОВА«ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК» 1.Вступительное слово учителя - знакомство в краткой форме с 2. Чтение басни учителем - первичное знакомство учащихся с
3. Беседа ориентировочного характера - выяснение, как они ведут себя в 4. Чтение басни учащимися и анализ конкретного содержания; чтение Коллективно выясняется, с какой интонацией нужно читать каждую часть, где сделать логические паузы (без употребления термина): мораль читается тоном нравоучения, пауза в конце части; вторая часть читается тоном рассказчика-сказочника, медленно, спокойно, логическая пауза после слова взялись; третья - с интонацией недоумения, затем - тоном объяснения причины, логическая пауза после слов в воду; четвертая - сначала с вопросительной интонацией, потом - с повествовательной, тоном огорчения. 5. Ответы на вопросы: - Почему Лебедь, Щука и Рак не смогли увезти воз? Может быть, они не - Они очень стараются, «из кожи лезут вон». - Может быть, воз был тяжелый? - Нет, «поклажа бы для них казалась и легка». - А в чем же причина того, что «воз и ныне там»? - Они все двигаются в разные стороны (ответ уточняется по 6. Раскрытие аллегории. 7. Выяснение смысла морали. 8. Связь с жизнью: Бывает ли так у людей? Приведите примеры. 9. Заключение учителя. Другой вариант изучения басни в начальной школе представляет Л.В. Занков: после чтения сразу предложить вопросы по выяснению основной мысли басни и ее морали. «Уже после того, как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов. И то, и другое становится осмысленным именно после того, как школьниками понята мораль басни. Теперь они действительно могут самостоятельно разобраться в отдельных частях басни. Наполняются истинным значением неповторимые выразительные средства языка Крылова...» Читайте також:
|
||||||||
|