Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Контакти
 


Тлумачний словник
Авто
Автоматизація
Архітектура
Астрономія
Аудит
Біологія
Будівництво
Бухгалтерія
Винахідництво
Виробництво
Військова справа
Генетика
Географія
Геологія
Господарство
Держава
Дім
Екологія
Економетрика
Економіка
Електроніка
Журналістика та ЗМІ
Зв'язок
Іноземні мови
Інформатика
Історія
Комп'ютери
Креслення
Кулінарія
Культура
Лексикологія
Література
Логіка
Маркетинг
Математика
Машинобудування
Медицина
Менеджмент
Метали і Зварювання
Механіка
Мистецтво
Музика
Населення
Освіта
Охорона безпеки життя
Охорона Праці
Педагогіка
Політика
Право
Програмування
Промисловість
Психологія
Радіо
Регилия
Соціологія
Спорт
Стандартизація
Технології
Торгівля
Туризм
Фізика
Фізіологія
Філософія
Фінанси
Хімія
Юриспунденкция






Методика обучения грамматике и правописанию 4 сторінка

назвать несколько признаков слова, несколько примеров обра­зования слов;

использовать знания для орфографических целей;

решать познавательные задачи по составу и образованию слов.

Формы контроля и оценки знаний (обратной связи) здесь не могут быть такими же жесткими, как, например, в орфографии, в культуре речи. Наиболее высокие требования предъявляются к фриентированию в морфемном составе слов.

Глава 7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ

 

Морфология. Части речи

 

Грамматика - самый обширный раздел школьного курса рус­ского языка. И самый значительный: именно грамматика пред­ставляет язык в действии, в закономерностях его функционирова­ния.

Понятие «грамматика» объединяет в себе морфологию, изучающую способы выражения грамматических значений через формы слова, и синтаксис - учение о строе речи, о связи слов в словосочетании и в предложении.

По логике выражения мысли, синтаксис предложения опреде­ляет выбор морфологических форм и должен предшествовать морфологии. Такой порядок отражен в традиционных курсах языка: он начинается с понятия о предложении, о связях слов в предложении. Но в дальнейшем синтаксический материал идет параллельно с морфологическим. К сожалению, в современных программах и учебниках начальной школы объем синтаксическо­го материала невелик, что отрицательно сказывается на развитии речи учащихся. Морфология преобладает, что, разумеется, тоже необходимо.

В курсе морфологии изучаются части речи и их формоизмене­ние: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения и знакомство с некоторыми другими разрядами ме­стоимений; знакомство с наречиями, предлогами, союзами, в про­граммах углубленного изучения русского языка - с именами чис­лительными. Три крупнейшие темы: существительное, прилага­тельное, глагол - концентрически представлены в каждом из 1-1У классов. В I классе преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий. Во II классе вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи. В III и IV классах - склонение имен сущест­вительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм. По программам углубленного изучения вводятся наклоне­ния - повелительное, сослагательное и пр.; местоимения - притя­жательные, указательные, вопросительные, возвратное; наречия времени, места, образа действия. Предлоги в начальных классах изучаются в связи со склонением имен существительных и личных местоимений, а также в плане противопоставления, при различе­нии приставок и предлогов. Союзы - в связи с изучением одно­родных членов предложения и сложных предложений. Слова ка­тегории состояния при разборе по частям речи квалифицируются как наречия. Модальные слова, частицы, междометия использу­ются без их грамматического осознания.

В разграничении, в различении частей речи школьники руко­водствуются следующими критериями:

а) лексическое значение слова - предметность, признак или
свойство, действие, количество и пр.;

б) роль в предложении, или синтаксическая функция;

в) наличие тех или иных категориальных признаков: признак
времени присущ только глаголу, признак одушевленности/не-
одушевленности -только имени существительному;

г) изменяемость/неизменяемость: для изменяемых частей речи -
характер форм изменения (склонение, спряжение и пр.).

Глубина теоретического подхода в изучении частей речи опре­деляется введением в орбиту овладения таких наиболее гибких выразительных категорий, форм, как виды глаголов, отвлеченные (абстрактные) существительные, степени сравнения прилагатель­ных (в программах углубленного изучения).

 

Имя существительное.

Лексическое и грамматическое значение

Основной семантический признак имени существительного -предметность. Но предметность не всегда сводится к кон­кретности: стол, дерево, человек - эти имена существительные имеют ясный для детского понимания денотат, тогда как бег, тер­пение, свойство, выражая предметность, все же ребенком не вос­принимаются как предметы. Это абстракции. Поэтому первона­чальное знакомство с именами существительными происходит на конкретном материале. Это первая ступень овладения именем су­ществительным как частью речи.

В механизме этого осознания велика роль вопросов кто? что? Сначала это вопросы именительного падежа, но в дальнейшем они изменяются по падежам - кого? чего? и т.д. Позже механизм задавания вопросов расширяется, становится универсальным.

Однако А.М.Пешковский обратил внимание на то, что, ставя вопрос к слову или словоформе, человек уже каким-то внутрен­ним чутьем должен уловить и обобщить какие-то свойства того слова, к которому относится вопрос. По-видимому, вопрос опи­сывается на способность, до сих пор мало изученную, получившую название языкового чутья, или языковой интуиции. Умение ставить вопросы к словам - это переход от морфологии синтаксическим отношениям, к связям внутри предложения. Это чтение требует, как минимум, знакомства с главными его членами. /I это уже вторая ступень осознания отличительных признаков час­ти речи. Такая логика предполагает знакомство с подлежащим и казуемым на ранних этапах формирования понятий о частях речи. Второй этап - функциональный; он изучает функцию имени суще­ствительного в речевой конструкции, передающей мысль говоря­щего.

Третья ступень связана с постоянными свойствами существи­тельного: это, в частности, грамматический род существительных -признак, который в русском языке не всегда обоснован денотатив­но. Дочь и сын - род этих существительных не вызывает у детей ни­каких сомнений, но им трудно понять, почему потолок мужского рода, стена - женского, эти признаки носят грамматический харак­тер, выражаются окончаниями: нулевым и -а. А вот случай еще бо­лее сложный: слово мышь обозначает и самку, и самца. Не случайно появляются попытки ввести слово мыш: Однажды кот поймал мы-ша (С. Михалков).

Четвертая ступень - изменение формы слова, т.е. образование формы множественного числа, не вызывает затруднений. Измене­ние по падежам, т.е. склонение, осознается детьми намного труднее: большие затруднения вызывают значения падежей, правописание безударных окончаний, отчасти - предлоги с падежными формами.

Усвоению склонения способствуют падежные вопросы и осо­бенно включение падежной формы в предложение, хотя бы не­большое: Чего у нас нет? У нас нет воды.

Все эти четыре ступени - лишь подготовительные, ибо форми­рование понятия «имя существительное как часть речи» продол­жается, понятие обогащается новыми признаками. И все же к концу начального этапа обучения многие типы имен существи­тельных еще не включаются в систему грамматической работы: существительные общего рода, несклоняемые, существительные на -мя, на -ия, -ий, субстантивированные прилагательные типа столовая, учащийся, отглагольные существительные типа ускоре­ние, зависимость и пр. Склонение существительных во множест­венном числе вводится лишь в усложненных программах.

 

Тема «Род имен существительных»

К этой теме учащиеся начальных классов обращаются дважды: при введении общего понятия о роде, как о грамматической ка­тегории, и при разграничении типов склонения - 1-го, 2-го и 3-го. А также позднее, при изучении имен прилагательных, так как ро­довая форма прилагательных зависит от рода существительного, к которому прилагательное относится, с которым согласуется.

Как уже отмечалось, род существительных слабо связан с по­нятиями «мужской/женский». Следовательно, и здесь приходится опираться на языковое чутье, на интуицию. По методической традиции, род существительного определяется по местоимению: тот, та, то (мой, моя, мое). Но нельзя забывать о том, что такой прием пригоден в работе только с теми детьми, для которых рус­ский язык - родной, или с ранними билингвами.

Следовательно, семантическая основа для работы над родом имен существительных малоэффективна; работать следует над грамматическими признаками, синтаксическими сочетаниями (на основе языковой интуиции) или над морфологическими призна­ками: имена существительные мужского рода, как правило, имеют нулевое окончание в именительном падеже единственного числа, среднего рода - окончания -о, -е, -ё, женского - окончания -а, -я или нулевое, причем основа оканчивается на мягкий согласный с буквой ь.

Дети, для которых русский язык неродной, усваивают род су­ществительных с большим трудом, особенно если в родном языке такой категории нет вовсе (таковы тюркские языки).

В работе над родовыми признаками существительных, помимо языкового анализа и определения рода существительных в его ходе, рекомендуются следующие упражнения (устные и письменные):

а) образование пар имен существительных мужского и женского рода по типу хозяин - хозяйка, ткач - ткачиха, англичанин -англичанка. В процессе выполнения могут встретиться случаи, когда пары не получаются: шофер, космонавт;

б) составление словосочетаний типа согласования «существительное + прилагательное» при изучении темы «Склонение имен прилагательных» в разных падежных формах;

в) составление словариков с распределением существительных по родам, по родовым признакам и пр.;

г) составление предложений и небольших текстов на антонимической основе, например: Брат и сестра не были похожи друг на друга: он блондин, она брюнетка;

д) исследовательское задание: доказать, какого рода имена существительные: степь, Ваня, скот и скотина, мышь, боль, Казань, пингвин, сирота;

е) исследовательское задание: проследить, для каких частей речи характерна категория рода и как она в них выражается. Какие части речи могут изменяться по родам? Как?

На примере рода имен существительных формируется понятие (лексико грамматической) категории, так как признак да имеет место во всех знаменательных частях речи.

 

Тема «Число имен существительных»

В отличие от категории рода число имен существительных отражает реальность, т.е. обозначает количество предметов более одного. Поэтому отвлеченные (абстрактные) существительные имеют только единственное число - терпение, запах. Если же от некоторых из них и удается образовать форму множественного числа, то обобщенное значение исчезает, возникают конкретные значения: Ветер доносил запах сена - Я легко различаю запахи раз­ных деревьев: еловый, сосновый, запах черемухи. Эти семантические тонкости могут стать предметом исследований.

Впрочем, в традиционных учебниках принято сдержанное, ос­торожное отношение к таким лексико-семантическим группам существительных, как абстрактные. Но дети легко понимают не­возможность изменения по числам многих собственных имен: Байкал (озеро), Париж, Дюймовочка, Кощей Бессмертный, Венера (планета) и т.п. Особенности подобных имен существительных могут стать предметом исследовательской работы учащихся.

Практические упражнения в образовании форм множественно­го числа начинаются в I классе, в системе грамматической пропе­девтики на основе наблюдений над читаемым и произносимым текстом: сначала - значение, затем - форма выражения значения множественности. Понятие «окончание» еще впереди, но форму множественного числа дети отличают от формы единственного.

Во II классе дети уже выделяют формальные признаки. Теоре­тического материала по этой теме немного: это понятие «множественное число», способ (форма) выражения множествен­ного числа, соотношение понятий «один» и «много». Частные случаи этой формы рассматриваются практически, в частности в письменных упражнениях.

Наиболее употребительные упражнения, помимо фиксации су­ществительных во множественном числе в ходе языкового анализа:

а) образование форм множественного числа существительных, данных в единственном числе. Различные варианты: с ударяемы ми и безударными окончаниями; с твердой или мягкой основой; слова из разных тематических групп; пары антонимов и пр.;

б) образование единственного числа от формы множественного числа: деревья, лошади, сани (конфликтное слово), имена, рисунки, падежи и пр.;

в)составление словосочетаний в единственном и во множественном числе: кирпичный дом - кирпичные дома; небольшие предложения: Мальчики ловили рыбу в речке - Мальчик ловил...;

г) построение предложений и фрагментов текста с изменением не только числа имени существительного, но и содержания, вызванным изменением числа: Мальчик... принес двух окуньков; Мальчики... принесли целое ведро карасей;

д) исследовательские задания: подбор слов к именам существительным, которые не имеют единственного числа - только множественное (например, сани, качели), не имеют множественного (стужа, космос) с обоснованием.

Обобщение по теме «Множественное число» - в конце IV клас­са, в виде составления таблицы, отражающей особенности форм множественного числа во всех изученных частях речи.

 

Тема «Склонение имен существительных»

Тема трудна, но очень богата возможностями. В ней раскры­ваются механизмы включения имен существительных в речевые конструкции: в словосочетания, предложения, в текст.

Она богата и в орфографическом отношении, ибо дает теоре­тическую основу для проверки правописания безударных падеж­ных окончаний.

Склонение имен существительных можно было бы дать уча­щимся догматически, в виде готовых таблиц склонения, с выделе­нием падежей и падежных окончаний (заметим, что раньше так и поступали). Но современная методика избирает функциональный подход, помогающий детям понять функции всех падежных форм в выражении мысли, в наилучшем выполнении коммуникативной задачи.

Уже в начальных классах склонение рассматривается как изме­нение формы, т.е. окончаний имен существительных, выражаю­щих различные варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип этих связей, а несколько: это и есть значения падежей.

Падеж - это грамматическая категория имени (существи­тельного в данном случае), выражающая отношение обозначае­мого им предмета к другим предметам, признакам, процессам, состояниям.

В русском языке шесть падежей, причем косвенные падежи могут иметь предлоги (дети должны знать предлоги каждого па­дежа).

Теоретический материал в этой теме - это понятия «склонение имен», «сами падежи с их вопросами и предлогами», «падежные формы, т.е. окончания», «значения падежей» (хотя бы некоторые, чтобы дети поняли функции падежей), «окончания ударяемые и безударные».

К значениям падежей следует идти от текста, от его смысла, от предложения и его внутренних связей. Падежные вопросы играют второстепенную роль, но для школьников они удобны и - на ос­нове языковой интуиции - безошибочны.

 

На основе анализа текста строится таблица падежей:

 

Падежи Их вопросы Значения Текст
И. к т о? ч т о? название предмета Весна - любимое время года.
Р. кого? чего? отрицание, при­надлежность Весны еще нет. Но уже заметны при­знаки весны.
д. кому? чему? дар Свою любовь мы от­даем весне.
В. к о г о? ч т О? переход действия Мы уже видим весну в мечтах.
Т. к е м? ч е м? общность Природа оживет с весной!
П. 0 ком? о чем? мысль, дума Все наши мечты - о теплой весне.

Имена существительные склоняются и вне текста: таким обра­зом отрабатывается быстрота, четкость в умении изменять слова по падежам.

Вывод: падежные формы позволяют выразить в предложении, в речи, в тексте различные значения, различные связи.

Падежные формы образуются с помощью окончаний: дети на­зывают окончания разных падежей. В записи окончания выделя­ются или обозначаются условным значком -

Далее выполняются упражнения двух типов: аналитические и синтетические: разбор готового текста и составление своего.

На этом этапе начинается орфографическая работа: безудар­ные падежные окончания проверяются ударяемыми (фонемати­ческий способ: слабая позиция фонем проверяется сильной пози­цией). Ударяемыми окончаниями слова весна могут быть прове­рены безударные окончания существительных того же типа книга, груша, рубашка.

В теме «Склонение имен существительных» главная труд­ность еще впереди: это три типа склонения (остальные типы в начальных классах не даются). Эти типы различаются по двум признакам, вполне доступным: по родовому признаку и по окон­чаниям падежных форм в именительном падеже единственного числа.

Таблица родовых окончаний имен существительных школь­никам уже известна: мужской род - нулевое окончание, женский род - окончания -а, -я или нулевое окончание при мягкой основе, средний род - окончания -о, -е, -ё (существительные на -ия, -ий, -мя в начальных классах традиционного уровня не даются).

Порядок изучения трех склонений выбирается по целям обуче­ния и по готовности учащихся: исследовательский или догматиче­ский.

В первом случае школьники подбирают по таблице родов примеры имен существительных, склоняют их письменно, окон­чания выделяют; чтобы не было ошибок, берут такие примеры, в которых нет безударных окончаний.

Затем сравнивают, исследуют окончания и убеждаются, что, судя по окончаниям, падежные формы выстраиваются достаточно четко в три группы:

 

весна конь, окно соль
весны коня, окна соли
весне коню, окну соли
весну коня, окно соль
весной конем, окном солью
о весне о коне, об окне о соли

Организующая роль учителя сводится в основном к тому, чтобы не было таких существительных, которые составляют от­клонение от общего правила. Случаи с мягкими и твердыми ос­новами можно сразу не давать, оставить на вторую очередь. Случай с одушевленными существительными тоже не обязатель­но давать сразу, можно перенести на этапы углубления темы.

Достоинство исследовательского варианта в том, что склоне­ние существительных сразу предстает перед учащимися как сис­тема.

Догматический метод тоже имеет свои преимущества, по­скольку он позволяет постепенно вводить 1-е, 2-е, 3-е склонения; что касается самого процесса склонения, записи, выделения окон­чаний, то все это имеет место и во втором варианте. Здесь нетруд­но заметить также исследовательские моменты, наблюдения, вы­воды, обобщения.

После уточнений три склонения сводятся в единую таблицу:

 

  1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
и. стена, воля дом, конь, окно, ружье соль, печь
р. -ы, -и -а, -я
д. -у, -ю
в. -у, -ю нулевое, -а,-я,-о, -ё нулевое
т. -ой, -ей -ом, -ем
п.

Из экономии места здесь дана сжатая таблица. Но в работе с детьми целесообразно воспроизводить вопросы, падежные формы включать в словосочетания и предложения для понимания и объяс­нения значений падежей в доступных случаях. Попутно разъясня­ются функции предлогов, варианты о и об, обращается внимание на твердые и мягкие основы склоняемых существительных и на то, что, в сущности, окончания -о и -ё - это одно окончание: [акно], [руж]о]. С целью углубления понимания значений падежных форм целесообразно вводить их (формы) в различные сочетания: роди­тельный падеж: чего или кого нет, чего мы не ви­дим, чего не знаем? - Нет стены; мы не видим коня, виден уголок окна; у нас нет соли; Коля вернулся из города Иркутска...

Роль предлогов в образовании падежных форм может быть ис­следована школьниками методом лингвистического эксперимен­та: в самом деле, без предлога форма родительного падежа может не получиться: вернулся - откуда? Из города. Мне скучно. По­чем у? - Без книги. Без тебя...

Винительный падеж: что видим, кого п о з в а л и? Видим лес вдали. Позвали соседа в гости. Возникает еще одна проблема -сочетаемости слов: она не изучается теоретически, но практически сочетания - в каждом предложении.

Все новые и новые наблюдения. Оказывается, предложный па­деж потому и называется предложным, что форма этого падежа употребляется с предлогами (о, в, на).

Составляется таблица предлогов, употребляемых с падежными формами существительных.

Углубление темы «Склонение имен существительных» возмож­но через введение осложняющих систему вариантов: несклоняе­мых имен существительных типа кофе, пальто; склонения сущест­вительных во множественном числе; склонения существительных типа учащийся; типа чудо - чудеса и мн. др.

Теоретическая работа:

обобщение всех грамматических изменений имен существи­тельных;

соотнесение формального и семантического в системе формо­изменений существительных;

связи форм склонения и синтаксических связей в словосочета­нии и предложении.

Важнейшие виды упражнений учащихся по теме:

а) склонение специально подобранных имен существительных
разных типов в трех вариантах:

склоняется лишь само существительное;

оно склоняется в словосочетании или в небольшом предложе­нии;

формы падежей вводятся в предложения и текст. Варианты предполагают также использование предлогов;

б) анализ падежных форм, встречающихся в тексте: составление алгоритмов, предписаний, определяющих четкую последовательность в анализе падежных форм и определении типа склонения;

в) толкование значений падежных форм в предложениях(доступные случаи);

г) составление предложений с заданной падежной формой;

д) упражнения в выделении падежных окончаний и в их проверке.

Исследовательские задания:

составление группы имен существительных, которые склоня­ются по 4-му типу склонения;

составление таблицы окончаний такого типа склонения. Воз­можно такое же задание и для 5-го типа склонения;

составление таблицы безударных окончаний в целях правопи­сания, проверки безударных гласных;

нахождение способов определения падежа несклоняемых имен существительных в предложении (В зоопарке я видел детенышей кенгуру);

составление подобных заданий;

выведение правила решения такой задачи;

написание шутливого рассказа «Спор падежей».

 

 

Глава 8. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

 

Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных

 

В I классе школьники учились выделять и группировать слова, обозначающие признаки предметов. Они научились ставить к прилагательным вопросы, составлять сочетания «существительное + прилагательное». Иными словами, они подходили к прилагатель­ному и с позиций лексико-семантических, и с грамматических. Во П классе они узнали термин имя прилагательное, включили его в число частей речи. Постепенно ученики переходят к анализу грамматических признаков прилагательных. Грамматическое изу­чение предполагает проверку применимости к новой части речи таких свойств, которые детям уже знакомы: категория рода, числа, изменяемость/неизменяемость, синтаксическая функция, способ­ность изменяться по падежам, способы словообразования.

Изучение свойств прилагательного начинается, если придер­живаться функционального подхода, дающего немалые возмож­ности для эвристической методики, с выяснения его функции в выражении мысли, т.е. в речи, в тексте, в предложении. Иными словами, читается и анализируется текст, например стихотворе­ние A.A. Фета:

Чудная картина, Свет небес высоких,

Как ты мне родна: И блестящий снег,

Белая равнина, И саней далеких

Полная луна. Одинокий бег.

Школьники уже имеют некоторый опыт языкового анализа ху­дожественного текста. Вот его этапы:

выразительное чтение в целях полного понимания мысли;

образ, картина, настроение и чувства поэта;

какими словами все это передано, выделение этих слов: белая равнина, полная луна, небеса высокие, снег блестящий;

постановка вопросов к словам-признакам - прилагательным: какая картина? - чудная; каким словом поэт изо­бражает снег? - блестящий.

Вывод делают дети: все выделенные слова обозначают призна­ки предметов. Именно они рисуют картину, как бы раскрашивают ее. Но разбор продолжается: «Слова белая, полная, высокие - это признаки чего, каких предметов?» - «Признаки равнины, луны, не­ба...» А это имена существительные. Вывод: в предложении имена прилагательные относятся к именам существительным. Вопрос к прилагательному ставится от имени существительного: какая луна?- полная.

Что же обозначают прилагательные, каковы их группы по зна­чению? Школьники сами подбирают прилагательные, которые обозначают:

размеры - большой, маленький;

цвет - желтый, синий; возраст - старый, молодой; силу - могучий, хилый; температуру - горячий, морозный.

Дети составляют собственные тематические словарики, словосо­четания желтые листья, красная рябина; задают вопросы: рябина какая? - красная; составляют предложения с парами «прилага­тельное + существительное»; вводят прилагательные в ранее со­ставленные предложения, и они оживают: Туча заволокла полнеба -Темная, синяя туча заволокла полнеба; составляют рассказ и вводят в него прилагательные, при этом ставят вопросы, при письменном выполнении - выделяют существительные в паре с прилагатель­ными.

Подводится итог наблюдений, анализа. Обобщение может быть проведено в форме строгого логического определения:

 


 
 

 
 

отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Новое понятие подводится под ближайший род (слова), выде­ляется три существенных признака.

Изучение завершается анализом образцового текста.

Тема «Род имен прилагательных»

В отличие от имен существительных прилагательные не имеют постоянного рода: они изменяются по родам, их род зависит от того существительного, к которому они относятся. Это свойство может быть «открыто» самими учащимися с помощью языкового чутья: высокий плюс сосна = высокая сосна. «Какого рода сосна? Женского». «В каком роде будет прилагательное высокий, когда оно соединится со словом сосна? - В том же роде, т.е. в женском».

Такой способ связи называется согласованием.

Одно и то же прилагательное может «обслуживать» имена су­ществительные мужского, женского или среднего рода. Учащиеся проверяют это свойство, составляя словосочетания и предложе­ния: зимний день, зимняя стужа, зимнее развлечение. Продолжают­ся упражнения в согласовании.

Следующая ступень в детском исследовании - выделение родо­вых окончаний прилагательных в начальной их форме - имени­тельном падеже мужского рода, а затем - женского и среднего ро-

а. Вводится понятие «согласование в роде» (позже будет «со­гласование в роде, числе и падеже»).

Учитель так направляет поиск учащихся, чтобы первоначально дети ознакомились с твердой основой прилагательных, а затем - с мягкой основой; черн-ый - син-ий, черн-ая - син-яя, черн-ое - син-ее.

Подытоживая эту ступень исследования, школьники составля­ют таблицу родовых окончаний:

 

  в мужском роде -ый, -ий, -ой
Окончания в женском роде -ая, -яя
  в среднем роде -ое, -ее

Намного труднее составить аналогичную таблицу по косвен­ным падежам всех трех родов, к тому же - в твердом и мягком ва­риантах, безударных и ударяемых. Эта задача будет решаться в рамках темы «Склонение имен прилагательных».

Виды важнейших упражнений:

а) составление различных вариантов словосочетаний и предложений с именами прилагательными; выбор прилагательных из числа синонимов; замена прилагательных-антонимов; введение нескольких синонимов, их градация (даль широкая, бескрайняя);

б) тренировка в постановке вопросов к прилагательному в тексте, поиск аналогий в вопросе и в прилагательном (какая береза?- белая).

 

Исследовательские задания:

· подобрать возможно большее число имен прилагательных к заданному существительному в связи с подготовкой к рассказу (возможная тема - «Цветы»); мотивировать выбор прилагатель­ных. Возможен конкурс;

· виды обобщения: сравнение категории рода в двух частях речи -в имени существительном и в прилагательном;


Читайте також:

  1. IV. Работа над связной речью в период обучения грамоте.
  2. Апаратура і методика проведення густинного гамма-гамма-каротажу
  3. Апаратура і методика проведення густинного гамма-гамма-каротажу
  4. Апаратура та методика проведення газометрії свердловин в процесі буріння
  5. Види вправ з лексики й методика їх проведення
  6. Види та жанри образотворчого мистецтва, методика ознайомлення з ними у початковій школі.
  7. Всі люди є рівними перед Богом. 1 сторінка
  8. Всі люди є рівними перед Богом. 2 сторінка
  9. Всі люди є рівними перед Богом. 3 сторінка
  10. Всі люди є рівними перед Богом. 4 сторінка
  11. Всі люди є рівними перед Богом. 5 сторінка
  12. Всі люди є рівними перед Богом. 6 сторінка




Переглядів: 2075

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Методика обучения грамматике и правописанию 3 сторінка | Методика обучения грамматике и правописанию 5 сторінка

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

 

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.02 сек.