Студопедия
Контакти
 


Тлумачний словник

Реклама: Настойка восковой моли




Авто | Автоматизація | Архітектура | Астрономія | Аудит | Біологія | Будівництво | Бухгалтерія | Винахідництво | Виробництво | Військова справа | Генетика | Географія | Геологія | Господарство | Держава | Дім | Екологія | Економетрика | Економіка | Електроніка | Журналістика та ЗМІ | Зв'язок | Іноземні мови | Інформатика | Історія | Комп'ютери | Креслення | Кулінарія | Культура | Лексикологія | Література | Логіка | Маркетинг | Математика | Машинобудування | Медицина | Менеджмент | Метали і Зварювання | Механіка | Мистецтво | Музика | Населення | Освіта | Охорона безпеки життя | Охорона Праці | Педагогіка | Політика | Право | Програмування | Промисловість | Психологія | Радіо | Регилия | Соціологія | Спорт | Стандартизація | Технології | Торгівля | Туризм | Фізика | Фізіологія | Філософія | Фінанси | Хімія | Юриспунденкция

Язык, речь, ее развитие, языковая личность

Загрузка...

Все изучение языка во всех его проявлениях имеет целью овла­дение им для речи, для общения, для мысли, для познания, для связи поколений, для самосознания, наконец. Ибо язык - это школа становления и развития личности.

Речь - школа социальной жизни, постоянно включающая ребен­ка в систему отношений между людьми, в познание, в разнообразие жизни. Это видели н подчеркивали крупнейшие лингвисты: М.В. Ломоносов, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Л.В. Щерба, A.M. Пешковский. В сущности, сам язык: его система, фонетика, словарь, грамматика - изучается школьни­ками через речь, тексты.

Наилучшими каналами овладения богатствами языка являются виды речевой деятельности:

слушание (аудирование) - умение воспринимать чужую устную речь;

говорение, т.е. выражение собственной мысли в звучащем, аку­стическом, коде;

чтение, т.е. восприятие, понимание чужой мысли, выраженной в графическом коде;

письмо - выражение собственной мысли графическими кодо­выми знаками.

Все это, естественно, с максимальным соблюдением норм ли­тературного языка, всех требований культуры речи.

Но названные виды речи - это лишь внешняя речь, та сравни­тельно небольшая часть речевого айсберга, которая возвышается над поверхностью моря. Основная его часть, весь фундамент внешней речи - это речь внутренняя, мысленная.

А она участвует во всех видах речи внешней, ибо аудирование и чтение - это перевод слышимого и читаемого в мысль (на мыс­лительный код), а говорение и письмо есть переход с мыслитель­ного кода на звучащий или графический код.

Возможно, что внешняя речь и ее развитие не есть главные, ко­нечные задачи; главное - через виды внешней речи развить внут­реннюю речь, т.е. достичь высокого уровня мышления.

Нельзя забывать при этом, что в мире внутренней, мысленной речи человек живет всегда, кроме сна или полного отдыха. Следо­вательно, мысль развивается не только через внешнюю речь, но и сама по себе. Причем самые трудные проблемы человек решает как раз «про себя», в мыслях. Внешняя же речь - отличный контроль, ибо мысль в ней приобретает очень строгие языковые формы.



Разностороннее овладение речью обеспечивает школа: здесь речь выполняет роль инструмента познания, учения, приобщает школьника к искусству: к литературе как искусству слова, к во­кальной музыке, к театру; речь вводит школьника в общест­венную деятельность. Это все сферы и организационные формы речевого, языкового развития. Школьники охотно поют в хоре, участвуют в спектаклях, выступают по школьному радио и теле­видению, выпускают газеты и журналы, пишут письма, участвуют в обсуждениях книг.

Речь - это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.

Через речь школьники включаются в творческую деятель­ность, в созидание новых ценностей. Стремление к творчеству характерно для школ: это мир юности и надежд, где почва бла­гоприятна для творчества и не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Кто не мечтает о творчестве? В нем человек видит свой идеал счастья.

Психологи, например С.Л. Рубинштейн, признают речевой акт (точнее, речемыслительный) творчеством.

Элементы творческой деятельности в речевом развитии прохо­дят три ступени:

а) введение творческих элементов в обычный ход учения;

б) исследование языка и речи как творчество;

в) самовыражение личности через языковое, речевое творчество - стихи, другие доступные виды искусства.

Эти ступени возвышают человека, особенно юного. Ребенок становится личностью, субъектом сознательной деятельности, со­циальных отношений, обогащает свой внутренний духовный мир.

В последние десятилетия в языкознании исследуется феномен языковой личности: это человек сквозь призму языка, речи, его языковой способности. В русле этих исследований и речевое раз­витие ребенка, овладение языком, речевыми механизмами, языко­вой культурой, и билингвизм, и индивидуальный стиль, уже начи­нающий формироваться в школе.

Условия успешного формирования языковой личности:

а) высокое общее развитие как результат творческой атмосферы в школе, высокой культуры и нравственности в семье;

б) развитая сфера интересов ребенка, его склонностей, увлечений;

в) высокая личностная и общественная активность, вплоть до
стремления к лидерству;

г) свободное владение всеми сторонами родного языка, не менее
свободное владение механизмами речи, хорошие навыки общения.

 

Литература к разделу

Б а р х и н К.Б. Живое слово в образцах и заданиях: Ч. 1-4. - М., 1929-1930.

Бондаренко A.A., Каленчук М.Л. Формирование навы­ков литературного произношения у младших школьников. - М., 1992.

Ж инк и н Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-7 клас­сов // Известия АПН РСФСР. - М., 1956. - Т. 78.

Закожурникова М.Л. Сочинения и изложения в началь­ных классах. - 5-е изд. - М., 1964.

К а п и н о с В.И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А.Ладыженской. - 2-е изд. -М., 1997.

Ладыженская Т.А. и др. Речь. Речь. Речь... - 2-е изд. - М., 1989.

Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика: Пособия для учащихся 1-4 кл.; Пособия для учителей. - М., 1992-1997.

Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. -М., 1985.

Львов М.Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе. - 1985. - № 4.

Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учебное пособие для учащихся. (Введение для учителя). - 2-е изд. - М., 1997.

Найденов Б.С. и др. Методика выразительного чтения. -М., 1995.

Политова Н.И. Развитие речи учащихся 1-4 классов на уро­ках русского языка. - М., 1984.

Развитие речи учащихся в начальной школе: Хрестоматия / Сост. М.Р.Львов. - М., 1965.

Русская риторика: Хрестоматия / Сост. Л.К. Граудина. - М., 1996.

Рябцева С. Л. Диалог за партой. - М., 1989. Федоре н ко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. -М., 1984.


Читайте також:

  1. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА

Загрузка...



<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Типология организационных форм развития речи | Задания для самостоятельной работы

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:


 

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.003 сек.