МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах
РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ" ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів Контакти
Тлумачний словник |
|
|||||||
Этапы развития Киевской Руси 13 страницаНо надо сказать, что его политика увенчалась успехам. К концу правления Александра 3 (или даже к 1891-92 году) экспорт России становится существенно выше чем импорт, то есть ввозят уже гораздо больше; и доходы казны начинают уверенно превышать расходы. То есть действительно финансовая ситуация в стране при нём была серьезно улучшено.
Крестьянский вопрос. Конечно, в начале 80 годов положение крестьянства оставалось весьма и весьма плачевным. Происходило это частично и по вине самих крестьян, потому что абсолютное большинство из них не умело самостоятельно вести торговые дела, не умело самостоятельно заниматься куплей – продажей земли, просто не был навыков ведения коммерческой деятельности. Грамотность и образованность среди крестьян тоже оставляла желать лучшего, и поэтому правительство идет навстречу крестьянам и решает провести некоторые улучшения состояния крестьянства. Очень многие крестьяне продолжали оставаться в состоянии временнообязанных. Временнообязанные – это состояние крестьян, при котором пока они не выплатят полностью стоимость земли, они должны всё равно платить оброк – это положение крепостного – та же самая прикрепленность к земле. Хотя личной зависимости уже нет, но прикрепленность к земле остается. Они вернулись к тому состоянию, что было у них примерно при Иване Грозном до Соборного уложения. Поэтому в декабре в 1881 года издается указ о понижении выкупных платежей и отмене положения временнообязанных. То есть выкупные платежи понизились на 1 рубль от каждого года. Это не так уж и мало. Точную сумму выкупного платежа назвать нельзя, потому что она колебалась и зависела от качества земли, оттого, что это была за земля и так далее. Если примерно, то от 10 до 20 рублей в год. И по этому указу состояние временнообязанных отменялось, то есть теперь за землю вносился одновременный выкуп или за счет крестьянина или за счет кредита государства. Временнообязанных окончательно не осталось уже к 1883 году. Кроме того, в 1882 году учреждается крестьянский Поземельный банк как раз для выдачи на льготных условиях ссуд и кредитов на покупку земель, на выплату. То есть крестьянам на льготных условиях предоставлялась возможность брать кредиты, ссуды. Ну а после этого одним из важнейших вопросов политики в деревне становится вопрос об общинах. Вы помните, что ещё начиная с Киевской Руси управление землей среди крестьян происходило на общинных началах. По сути дела земля, конечно, формально принадлежала отдельным крестьянам, но фактически распределением земли и орудий труда, ценами на товары и продукцию распоряжалась община (сход). И выйти из общины чтобы отделиться от неё и начать действовать независимо, было достаточно сложно. Поэтому с одной стороны община выступала средством помощи крестьянам, а с другой стороны община сильно тормозила развитие капиталистических отношений в деревне, поскольку здесь не появлялось частного собственника а существовала круговая порука, немного закостенелая система, которая не давала быстро ввести, быстро начать использовать новые орудия труда, новую технику; не давала быстро реагировать на ситуацию на рынке, не давала назначать нужную цену, вовремя снижать её. И с капиталистическими отношениями, которые складывались в городе на промышленных предприятиях, община соотносилась крайне плохо. Споры о том, сохранить общину или попытаться её разрушить, начались уже при Александре 3, продолжились они при Николае 2, и потом, как вы знаете, министр внутренних дел Столыпин будет эту общину всячески разрушать, но у него это не получится. Так вот действительно, при Александре 3 даже был подготовлен проект указа о переселениях, крестьян как раз хотели попробовать переселять на новые необжитые земли – в Сибирь, на Урал - для того, чтобы там давать им хороший надел, уменьшать подати, освобождать их автоматически от службы в армии - то есть таким образом из крестьянина уже тогда хотели возродить частного собственника, сделать фермера. Но при Александре 3 победили сторонники общины, поэтому реформа эта не пошла. Так или иначе, община продолжает оставаться на Руси, задумка либеральной части правительства не прошла, а в 1893 году выходит указ о запрете продажи и залога крестьянских земель. То есть с этого момента крестьянские земли нельзя было закладывать, нельзя было продавать без точного указания схода, без указания общины. Община не была никак оформлена юридически Она существовала в рамках традиций. Никакого строгого законодательства о том, на каких принципах существует община, не было. Этот указ с одной стороны опять же тормозил зарождение капиталистических отношений, зарождение нормальной частной собственности. А с другой стороны этот указ был для многих крестьян полезен, поскольку в эти 70-80 годы из-за неумения вести хозяйство частным образом, крестьяне свои земли начинали просто продавать и закладывать, чтобы как-то расплатиться с накопившимися долгами; крестьяне стали уходить с земель - и тем самым вообще подрывалось сельское хозяйство во всей России - а сами крестьяне, получив за свою землю небольшие деньги, довольно быстро оставались ни с чем, превращались в бродяг и нищих, пополняя люмпен – пролетариат в городе. Поэтому указ был направлен прежде всего на то, чтобы ограничить дальнейшее обезземеливание крестьян, всё-таки заставить крестьянина работать на земле, а не пытаться свою землю продать или заложить. Читайте також:
|
||||||||
|