Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Контакти
 


Тлумачний словник
Авто
Автоматизація
Архітектура
Астрономія
Аудит
Біологія
Будівництво
Бухгалтерія
Винахідництво
Виробництво
Військова справа
Генетика
Географія
Геологія
Господарство
Держава
Дім
Екологія
Економетрика
Економіка
Електроніка
Журналістика та ЗМІ
Зв'язок
Іноземні мови
Інформатика
Історія
Комп'ютери
Креслення
Кулінарія
Культура
Лексикологія
Література
Логіка
Маркетинг
Математика
Машинобудування
Медицина
Менеджмент
Метали і Зварювання
Механіка
Мистецтво
Музика
Населення
Освіта
Охорона безпеки життя
Охорона Праці
Педагогіка
Політика
Право
Програмування
Промисловість
Психологія
Радіо
Регилия
Соціологія
Спорт
Стандартизація
Технології
Торгівля
Туризм
Фізика
Фізіологія
Філософія
Фінанси
Хімія
Юриспунденкция






Франкл В. Человек в поисках смысла

У каждого времени свои неврозы - и каждому време­ни требуется своя психотерапия. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме.

Достижим ли смысл? Возможно ли вновь оживить уте­рянные традиции или даже утраченные инстинкты? Или же был прав Новалис, заметивший однажды, что возврата к наивности уже нет, и лестница, по которой мы подни­мались, упала?

Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно лишь субъективный смысл, простое ощу­щение смысла, либо бессмыслицу. Тем самым понятно и то, что человек, который уже не в состоянии найти в сво­ей жизни смысл, равно как и выдумать его, убегая от чув­ства утраты смысла, создает либо бессмыслицу, либо субъ­ективный смысл. Если первое происходит на сцене (театр абсурда!), то последнее - в хмельных грезах, в особенно­сти вызванных с помощью ЛСД. В этом случае, однако, это сопряжено с риском пройти в жизни мимо истинного смысла, истинного дела во внешнем мире (в противопо­ложность сугубо субъективному ощущению смысла в самом себе).

Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть - это орган смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тот единственный смысл, ко­торый кроется в любой ситуации.

Мы живем в век распространяющегося все шире чув­ства смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткос­ти расслышать требование, содержащееся в каждой отдель­ной ситуации. В век, когда 10 заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть при­готовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, за­ключенных в 10 000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь.

Из всего этого вытекает, что смысл, о котором идет речь, должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Однако смысл вездесущ. Нет та­кой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело.

Человек не только ищет смысл в силу своего стрем­ления к смыслу, но и находит его, а именно тремя путя­ми. Во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо. Помимо этого, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то, он видит смысл в том. чтобы кого-то любить. Но даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, он при известных условиях спо­собен видеть смысл. Дело в позиции, в установке, с кото­рой он встречает свою судьбу, которой он не в состоянии избежать или изменить. Лишь позиция и установка дают ему возможность продемонстрировать то, на что способен один лишь человек: превращение, преображение страдания в достижение на человеческом уровне.

Первый путь - это то, что он дает миру в своих тво­рениях; второй - это то, что он берет от мира в своих встречах и переживаниях; третий - это позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому положению в том случае, если он не может изменить свою тяжелую судьбу.

Ценности, которые реализуются в продуктивных твор­ческих действиях, мы будем называть «созидательными». Помимо созидательных, существуют ценности, реализуе­мые в переживаниях, - это «ценности переживания». Они проявляются в нашей чувствительности к явлениям окру­жающего мира, например, в благоговении перед красотой природы или произведений искусства.

Можно также определить и третью возможную катего­рию ценностей, поскольку жизнь остается осмысленной, даже когда она бесплодна в созидательном смысле и небо­гата переживаниями. Эта третья группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Именно реакция человека на ограничение его возможностей открывает для него принципиально но вый тип ценностей, которые относятся к разряду высших ценностей. Таким образом, даже очевидно скудное существование - существование, бедное в отношении и сози­дательных ценностей, и ценностей переживания, - все же оставляет человеку последнюю и в действительности выс­шую возможность реализации ценностей. Ценности подобного рода мы назовем «ценностями отношения». Ибо действительно значимым является отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю.

Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что чело­веческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца - до самого его последнего вздоха. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан ре­ализовывать ценности и нести ответственность.

Один умирающий, о последних событиях жизни кото­рого мы расскажем ниже, последовательно и драматично реализовывал все три категории ценностей. Этот молодой человек лежал в больнице с диагнозом неоперабельной опухоли головного мозга. Ему уже давно пришлось оста­вить свою профессию, он был парализован и не мог рабо­тать. Таким образом, у него совсем не осталось возмож­ности реализовывать созидательные ценности. Но даже в таком тяжелом состоянии ему доступен был мир ценнос­тей переживания. Он проводил время в оживленных раз­говорах с другими больными - развлекая, подбадривая, утешая их. Он читал хорошие книги и в особенности лю­бил слушать по радио хорошую музыку. Однако наступил день, когда он уже не смог переносить натиска звука в наушниках, полностью парализованные руки уже совсем не держали книги. Настал новый этап его жизни; и если ра­нее от созидательных ценностей он вынужден был перейти к реализации ценностей переживания, теперь он должен был отступить еще дальше - ему оставались доступными лишь ценности отношения. Иначе его поведение и не оха­рактеризуешь - ведь теперь он принял на себя роль совет­чика, наставника больных, находящихся рядом, изо всех сил старался своим поведением быть для них примером. Он мужественно переносил свои страдания. За сутки до смер­ти - а он предвидел день своей смерти - он узнал, что дежурному врачу назначено было сделать ему ночью инъ­екцию морфия. И что же сделал этот больной? Когда врач после обеда делал обход, молодой человек попросил его сделать этот укол вечером - чтобы из-за него доктор не прерывал своего ночного отдыха.

Экзистенциальный анализ признает человека свобод­ным, однако этот «вердикт» отмечен двумя особеннос­тями:

1. Экзистенциальный анализ лишь условно признает че­ловека свободным, поскольку человек не может делать все, что он хочет; человеческая свобода отнюдь не тождественна всемогуществу.

2. Экзистенциальный анализ не признает человека сво­бодным, не признавая его в то же время ответственным. Это означает, что человеческая свобода не тождественна не только всемогуществу, но и произволу. Ответственность, которую экзистенциальный анализ помещает как раз в центр своего поля зрения, не сводит­ся к простой свободе постольку, поскольку ответственность всегда включает в себя то, за что человек каждый раз несет ответственность. Как выясняется, ответственность подра­зумевает (также в отличие от простой свободы) еще что-то сверх того, а именно то, перед чем человек несет от­ветственность. Инстанция, перед которой мы несем ответственность - это совесть.

 

План семінарського заняття

1. Проблема людини – центральна проблема філософії. Основні історичні моделі людини.

2. Проблема співвідношення біологічного та соціального в людині.

3. Свідомість як фундаментальна властивість людини:

а) біологічні передумови виникнення свідомості та її суспільно-історичний характер;

б) структура свідомості та її функції.

4. Категорії: “людина”, “індивід”, “індивідуальність” “особистість”.

5. Структура особистості.

6. Соціалізація особистості: етапи, механізми, форми.

 


Читайте також:

  1. Б.Франклін, Т.Пейн, Т.Джеферсон.
  2. Бенджамін Франклін
  3. Критерии построения периодизаций психического развития человека. Понятие возраста
  4. Простейшая схема электрического сопротивления человека.
  5. Раздел 3. Коррекционная и специальная педагогика в системе наук о человеке
  6. Тема 2.2. Конституционные права и свободы человека и гражданина, их гарантии
  7. Тема 8. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
  8. Транспорт липидов в организме человека. Липопротеины.
  9. Транспорт липидов в организме человека. Липопротеины.
  10. Хосе Ортега-и-Гассет. Человек и люди




Переглядів: 690

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Х.Ортега-и-Гассет. О спортивно-праздничном чувстве жизни | Проблемно-пошукові завдання

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

 

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.005 сек.