Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Контакти
 


Тлумачний словник
Авто
Автоматизація
Архітектура
Астрономія
Аудит
Біологія
Будівництво
Бухгалтерія
Винахідництво
Виробництво
Військова справа
Генетика
Географія
Геологія
Господарство
Держава
Дім
Екологія
Економетрика
Економіка
Електроніка
Журналістика та ЗМІ
Зв'язок
Іноземні мови
Інформатика
Історія
Комп'ютери
Креслення
Кулінарія
Культура
Лексикологія
Література
Логіка
Маркетинг
Математика
Машинобудування
Медицина
Менеджмент
Метали і Зварювання
Механіка
Мистецтво
Музика
Населення
Освіта
Охорона безпеки життя
Охорона Праці
Педагогіка
Політика
Право
Програмування
Промисловість
Психологія
Радіо
Регилия
Соціологія
Спорт
Стандартизація
Технології
Торгівля
Туризм
Фізика
Фізіологія
Філософія
Фінанси
Хімія
Юриспунденкция






Глава 3. Обучение первоклассников грамоте. Подготовительный (добукварный) период обучения грамоте

 

Выбор методики

В наши дни почти все известные УМК по обучению грамоте декларируют свою приверженность к звуковым методам, ибо от­правным и структурирующим элементом в них избирается изуче­ние звука, звуковой формы слов. В качестве основных подходов к выделению, а затем и изучающему рассмотрению речевых звуков намечается аналитический, синтетический путь или чаще всего соединенное аналитико-синтетическое рассмотрение характерных качеств и признаков, присущих отдельным звукам и их комплек­сам, образующим слоги и слова.

В процессе исторического развития методики обучения грамо­те отстоялся ряд фундаментальных моментов и позиций, которые в той или иной форме, временных рамках, подборе материалов и средств работы с ними обнаруживаются почти в любой системе обучения грамоте.

Одни из этих позиций относятся к структурной организации всего процесса обучения грамоте в целом и в его ведущих направ­лениях формирования умений и навыков первоначального чтения и письма, развития и совершенствования устных форм речи - оп­ределения основных ступеней (этапов, периодов) работы, их со­держания и затрат времени, нужного для полного освоения деть­ми программного материала.

Другие позиции связаны с установлением, рассмотрением и детализацией конкретно-методических способов отработки того материала, который «привязан» к каждому из этапов обучения.

Третьи позиции определяют и освещают возможности при­менения наиболее значимых и ценных дидактических средств и т.д.

Действующая в настоящее время официальная (и потому ста­бильная) учебная программа по русскому языку для начальных классов, составной частью которой является курс обучения гра­моте, может быть реализована посредством различных систем за­нятий по усвоению детьми программных требований, предъяв­ляемых к обучению грамоте.

Добукварный период

В каждой системе обучения грамоте почти без каких-либо ис­ключений выделяется особая подготовительная ступень.

 

Работа со слогом, слогоделение

При выделении слогов в словах дети должны опираться на свой речевой опыт, на практику повседневного речевого общения.

«Устная речь, - указывал выдающийся русский психолог про­фессор Н.И. Жиикин, - реализуется в слогах (выделено автором. -В.Г.), так как это специальное двигательное устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем звук на губах. Слоговые движения появляются у детей, глухих от рождения. Между тем обезьяны, голосовой аппарат которых очень похож на человеческий, могут кричать, но не способны к слогоделению и слогослиянию.

Системное и осмысленное употребление слогов доступно только человеку» (Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. -М., 1982. - С. 55).

На уроках обучения грамоте ученикам бывают посильны как определенные практические наблюдения, так и вытекающие из них выводы теоретического порядка. Во-первых, дети усвоят, что слог может состоять из одного гласного звука: и-ва, о-сы, он-о, по-э-зи-я, на-о-бо-рот, и одновременно убедятся в том, что из одних соглас­ных звуков слогов не бывает; во-вторых, что в слоге бывает только один гласный, а согласных может быть несколько, поэтому в слове столько слогов, сколько в нем гласных: и-рис, стра-на, встре-ча, ас­тры; в-третьих, в каждом слоге обязательно наличествует гласный, а согласного может и не быть: а-ист, о-со-ка, и-рис; в-четвертых, если в слове несколько слогов, то на один из них падает ударение и он становится ударным, все другие слоги - безударные.

Наиболее трудным моментом при формировании представле­ния о слоге является слогоделение внутри слова. Дело в том, что до последнего времени в лингвистической науке не получила од­нозначного решения теория слога, видимо, потому, что в слоге кроются два начала - артикуляционное и акустическое, фонети­ческое и фонологическое.

В наше время известно несколько теорий слога. Наиболее распространенные из них две. Они таковы. Теория сонорности (звучности) считает, что слог складывается из звуков, имеющих разную степень звучности (сонорности) и строится по закону восходящей звучности. Суть его такова: если звуки обо­значить, например, цифровыми индексами, показывающими степень звучности, то индексом 4 можно измерить гласные, об­ладающие самой высокой мерой звучности, сонорные соглас­ные - 3, звонкие шумные - 2, глухие шумные - 1; граница слога обозначается /. Тогда в любом слове, например учебники, можно обнаружить такую картину: 4/142/34/14. Если все представить в графике, то можно наглядно изобразить это таким образом:

 

Можно по графику увидеть, что в этом слове четыре пика сонорности, образованные четырьмя волнами звучности, следова­тельно, в слове четыре слога, границы между ними проходят так: у-чёб-ни-ки. Исключением в этой теории будет слогораздел при сочетании двух сонорных, из которых первый - йот (й): майский (343/1 143). Граница слога в подобных сочетаниях будет проходить так: спо-кой-по (114/143/34), сой-ка (143/14). Вообще же граница между слогами, как правило, проходит после максимально звуч­ного, т.е. гласного.

Теорию мускульного напряжения активно разраба­тывал академик Лев Владимирович Щерба - глава ленинградской лингвистической школы. Слог, по этой теории, рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульно­го напряжения речевого аппарата. В каждом слоге мускульное на­пряжение нарастает и достигает максимума, а затем падает. С вол­ной мускульного напряжения идет и волна звучности. Эта теория позволяет проводить границу слогораздела в одном и том же слове по-разному в зависимости от того, как говорящий усиливает или ослабевает напряжение мускулов: ру-чка, руч-ка.

Фонетическое членение на слоги не всегда совпадает с члене­нием слова для переноса, а также не всегда совпадает и с морфо­логическим членением слова. В методике русского языка сложи­лись две позиции по выбору предпочтительного способа слогоде­ления. Одна из них (Д.С. Фонин, Н.М. Бетенькова) тяготеет к ме­тодической интерпретации теории сонорности слогообразования и слогоделения. Она противостоит так называемой традиционной практике обучения слогоделению, которая по существу дела бази­руется на теории мускульного напряжения.

Сторонники первой позиции считают, что традиционное деле­ние слов на слоги, когда в словах встречается стечение согласных, вынуждает ученика один из согласных относить к предыдущему слогу, а другой - к последующему: июй-ка, мос-тик, гвоз-дик, бас­ня, кар-ман, кук-ла. И все это, на взгляд приверженцев этой пози­ции, не соответствует нормальной устной речи, искажает произ­ношение звуков и слов, заставляет ученика «спотыкаться», пре­рывать плавное произношение слова на согласном звуке: май...-ка, кук...-ла, пес...-ня, что задерживает перевод детей к плавному чтению целыми словами (см. подробнее: Бетенькова Н.М., Ф о н и н Д.С. Основы обучения грамоте. - СПб., 1997. - С. 7).

Сторонники традиционного подхода к слогоделению исходят из того, что «основная задача письменной речи заключается... в передаче значений мысли. При письме и при чтении человек ориентируется на смысловые единицы речи (морфемы, слова), а не только на звуки или их обобщенные выразители - фонемы... Понимание значений морфем и установления смысловых связей между словами помогает ребенку писать грамотно подчас даже без опоры на правило, а лишь по смысловой аналогии (например, слова водичка, водяной, водолаз, водный связаны по смыслу, так как они все «про воду», и потому корни в них пи­шутся одинаково» (Борисенко И.В. Обучение правописанию в начальной школе. - Ярославль, 1998.-С. 10-11).

Если взять, к примеру, простейшее слово ручка то, согласно пер­вой позиции, слоги в нем будут такие: 23/14 = ру-чка; по второй по­зиции: руч-ка. Последнее слогоделение предпочтительнее: во-первых, оно делает более ощутимой морфемную часть слова, кото­рая всегда значима, несет в себе смысловое значение, а слог не име­ет значений, он лишь единица произносительная: во-вторых, упро­щается чтение этого слова, ибо делаются более различимыми такие частотные, т.е. часто встречающиеся, буквосочетания, как соглас­ный + гласный, в методическом обиходе получившие название слияний (СГ).

В методике обучения грамоте существует давняя традиция - од­но из ключевых занятий отводить обучению детей чтению складов как в слоговых столбиках, так и в прочитываемых детьми словах из букварных текстов. Именно безошибочное и быстрое распознава­ние слогов-слияний в прочитываемых словах более всего обеспечи­вает слитное чтение целых слов и чтение целыми словами.

Проблема звукослияний всегда давала о себе знать в обуче­нии грамоте и продолжает оставаться актуальной в современной методике. К ее решению ведут разные пути, и методикой накоп­лено немалое число эффективных способов формирования у де­тей слитного чтения. Одним из наиболее результативных остает­ся пристальное внимание к слоговому сочетанию типа С+Г (согласный плюс гласный, так называемый двузвучный откры­тый слог, или слияние).

В русском языке практически все слова складываются из 19 струк­турных типов слогов: 1) Г - а, и, у (а-ист, по-э-зи-я, и-рис, у-ха); 2) СГ (мы, ты, да, но); 3) ГС - из, ил, он, ум (по-эт, па-ук, ум-ный, ор-ган); 4) СГС (бак, мел, вал, вес, дом, пар-ma, за-вод, мазь); 5) ССГ (бра, все, где, два); 6) ГСС (акт, альт, иск, уст, геро-изм); 7) ССС (мгла, мзда, ткни, бы-стро); 8) ССГС (блин, бьют, взор, гнев, волк, па-стух); 9) СГСС (борец, ветвь, жизнь, мудр, про-цент); 10) ГСС (астр, искр, остр); 11) СССГС (вклад, мстить, страх); 12) ССГСС (блеск, плеск, гроздь); 13) СГССС (быстр, горсть, верст, фильтр, центр); 14) ССССГС (взгляд, вскрыть, всхлип); 15) СССГСС (взвизг, вскользь, страсть); 16) ССГССС (спектр, сфинкс); 17) СГСССС (монстр, царское, правительств); 18) ССССГСС (всплеск, взблеск); 19) ССГСССС (братств, убранств) (Моисеев А.И. Русский язык. - 2-е изд. - М., 1980. - С. 73).

Каждый из них, за исключением слогов типа Г и ГС, в свою структуру включает слияние - СГ. Это обстоятельство сообщает слиянию надежную зрительную опознавательность, что превра­щает его в хорошую опору при чтении, когда ученик быстро узна­ет знакомое буквосочетание (СГ) и одновременно вспоминает его звуковое соответствие, дочитывает и причитывает к нему те со­гласные звуки, которые примыкают к СГ спереди и сзади в рамках одного слога. Гласный в слиянии, являясь вершиной слога, как бы выстраивает звуковое наполнение согласных букв, входящих в состав слога и произносимых в укладе гласного звука.

 

 

Знакомство с ударением

Особое место в обучении грамоте принадлежит усвоению детьми ударения - выделения одного из слогов в слове большей силой голоса.

Ударение выполняет роль важного средства звуковой органи­зации слов и речи в целом.

Младшие школьники, включая первоклассников, приходят в школу, имея немалый речевой опыт произнесения большинства слов с правильным ударением. Исключение составляют слова, ударение в которых навязано диалектным, бытовым, семейным или узкопрофессиональным окружением ребенка: «ремонт» (вм. ремонт), «магазин» (вм. магазин), «средства» (вм. средства), «обеспечение» (вм. обеспечение), «облегчить» (вм. облегчить) и др.

В методике начального обучения имеется много разных спо­собов формирования у детей умения выделять в слове ударный слог. Здесь и прием «назови или выкрикни слово», и предложе­ние произнести слово так, чтобы один из слогов звучал с боль­шей силой в сравнении с другими и др. Заслуживает большего внимания способ попеременного перенесения ударения на каж­дый из слогов слова с возвращением после всякого такого пере­несения к произнесению слова с правильным ударением. На­пример, ученикам демонстрируется картинка с изображением воробья. Учитель просит назвать, что изображено на картинке. Дети отвечают и произносят индивидуально и хором слово во­робей. Обращаясь к речевому опыту детей, учитель просит ска­зать, на какой слог, по их мнению, падает ударение, и за­писывает на доске слово с обозначением ударного слога: воро­бей. После этого следует предложение перенести ударение на первый слог, для чего надо произнести слово с некоторой «рас­тяжкой»: воооробей. Затем тут же ставится вопрос: так ли при­вычно и правильно произносится это слово? После отрицатель­ного ответа детям предлагается произнести слово правильно и тем самым как бы нейтрализовать, снять впечатление о неверно звучавшем слове. Подобной процедуре подвергаются другие слоги: ударение переносится на последующий слог или слоги, но каждый раз, подчеркиваем, с возвращением к произнесению слова с верным ударением.

Среди многих аналитико-синтетических операций, практикуе­мых на уроках обучения грамоте, центральную роль будет играть научение детей выделять и улавливать наиболее характерные при­знаки каждого звука русского языка.

 


Читайте також:

  1. I. Древний период (XX в. до н.э. – XV в. н.э.).
  2. IV. Работа над связной речью в период обучения грамоте.
  3. Ахарактеризуйте социально – политической жизни украинских земель в межвоенный период в составе Польши. Сравните с положением украинцев в составе Румунии и Чехословакии.
  4. Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину
  5. Глава 1
  6. Глава 1
  7. Глава 1
  8. Глава 1
  9. Глава 1
  10. Глава 1
  11. Глава 1
  12. ГЛАВА 1 0. РАДІОЛОКАЦІЙНІ СИСТЕМИ




Переглядів: 2663

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Научные основы методики обучения русской грамоте. | ЛЕКЦИЯ №2

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

 

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.004 сек.