Студопедия
Контакти
 


Тлумачний словник

Реклама: Настойка восковой моли




Авто | Автоматизація | Архітектура | Астрономія | Аудит | Біологія | Будівництво | Бухгалтерія | Винахідництво | Виробництво | Військова справа | Генетика | Географія | Геологія | Господарство | Держава | Дім | Екологія | Економетрика | Економіка | Електроніка | Журналістика та ЗМІ | Зв'язок | Іноземні мови | Інформатика | Історія | Комп'ютери | Креслення | Кулінарія | Культура | Лексикологія | Література | Логіка | Маркетинг | Математика | Машинобудування | Медицина | Менеджмент | Метали і Зварювання | Механіка | Мистецтво | Музика | Населення | Освіта | Охорона безпеки життя | Охорона Праці | Педагогіка | Політика | Право | Програмування | Промисловість | Психологія | Радіо | Регилия | Соціологія | Спорт | Стандартизація | Технології | Торгівля | Туризм | Фізика | Фізіологія | Філософія | Фінанси | Хімія | Юриспунденкция

Глава 3. Обучение первоклассников грамоте. Подготовительный (добукварный) период обучения грамоте

Загрузка...

 

Выбор методики

В наши дни почти все известные УМК по обучению грамоте декларируют свою приверженность к звуковым методам, ибо от­правным и структурирующим элементом в них избирается изуче­ние звука, звуковой формы слов. В качестве основных подходов к выделению, а затем и изучающему рассмотрению речевых звуков намечается аналитический, синтетический путь или чаще всего соединенное аналитико-синтетическое рассмотрение характерных качеств и признаков, присущих отдельным звукам и их комплек­сам, образующим слоги и слова.

В процессе исторического развития методики обучения грамо­те отстоялся ряд фундаментальных моментов и позиций, которые в той или иной форме, временных рамках, подборе материалов и средств работы с ними обнаруживаются почти в любой системе обучения грамоте.

Одни из этих позиций относятся к структурной организации всего процесса обучения грамоте в целом и в его ведущих направ­лениях формирования умений и навыков первоначального чтения и письма, развития и совершенствования устных форм речи - оп­ределения основных ступеней (этапов, периодов) работы, их со­держания и затрат времени, нужного для полного освоения деть­ми программного материала.

Другие позиции связаны с установлением, рассмотрением и детализацией конкретно-методических способов отработки того материала, который «привязан» к каждому из этапов обучения.

Третьи позиции определяют и освещают возможности при­менения наиболее значимых и ценных дидактических средств и т.д.

Действующая в настоящее время официальная (и потому ста­бильная) учебная программа по русскому языку для начальных классов, составной частью которой является курс обучения гра­моте, может быть реализована посредством различных систем за­нятий по усвоению детьми программных требований, предъяв­ляемых к обучению грамоте.

Добукварный период

В каждой системе обучения грамоте почти без каких-либо ис­ключений выделяется особая подготовительная ступень.

 

Работа со слогом, слогоделение

При выделении слогов в словах дети должны опираться на свой речевой опыт, на практику повседневного речевого общения.



Интернет реклама УБС

«Устная речь, - указывал выдающийся русский психолог про­фессор Н.И. Жиикин, - реализуется в слогах (выделено автором. -В.Г.), так как это специальное двигательное устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем звук на губах. Слоговые движения появляются у детей, глухих от рождения. Между тем обезьяны, голосовой аппарат которых очень похож на человеческий, могут кричать, но не способны к слогоделению и слогослиянию.

Системное и осмысленное употребление слогов доступно только человеку» (Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. -М., 1982. - С. 55).

На уроках обучения грамоте ученикам бывают посильны как определенные практические наблюдения, так и вытекающие из них выводы теоретического порядка. Во-первых, дети усвоят, что слог может состоять из одного гласного звука: и-ва, о-сы, он-о, по-э-зи-я, на-о-бо-рот, и одновременно убедятся в том, что из одних соглас­ных звуков слогов не бывает; во-вторых, что в слоге бывает только один гласный, а согласных может быть несколько, поэтому в слове столько слогов, сколько в нем гласных: и-рис, стра-на, встре-ча, ас­тры; в-третьих, в каждом слоге обязательно наличествует гласный, а согласного может и не быть: а-ист, о-со-ка, и-рис; в-четвертых, если в слове несколько слогов, то на один из них падает ударение и он становится ударным, все другие слоги - безударные.

Наиболее трудным моментом при формировании представле­ния о слоге является слогоделение внутри слова. Дело в том, что до последнего времени в лингвистической науке не получила од­нозначного решения теория слога, видимо, потому, что в слоге кроются два начала - артикуляционное и акустическое, фонети­ческое и фонологическое.

В наше время известно несколько теорий слога. Наиболее распространенные из них две. Они таковы. Теория сонорности (звучности) считает, что слог складывается из звуков, имеющих разную степень звучности (сонорности) и строится по закону восходящей звучности. Суть его такова: если звуки обо­значить, например, цифровыми индексами, показывающими степень звучности, то индексом 4 можно измерить гласные, об­ладающие самой высокой мерой звучности, сонорные соглас­ные - 3, звонкие шумные - 2, глухие шумные - 1; граница слога обозначается /. Тогда в любом слове, например учебники, можно обнаружить такую картину: 4/142/34/14. Если все представить в графике, то можно наглядно изобразить это таким образом:

 

Можно по графику увидеть, что в этом слове четыре пика сонорности, образованные четырьмя волнами звучности, следова­тельно, в слове четыре слога, границы между ними проходят так: у-чёб-ни-ки. Исключением в этой теории будет слогораздел при сочетании двух сонорных, из которых первый - йот (й): майский (343/1 143). Граница слога в подобных сочетаниях будет проходить так: спо-кой-по (114/143/34), сой-ка (143/14). Вообще же граница между слогами, как правило, проходит после максимально звуч­ного, т.е. гласного.

Теорию мускульного напряжения активно разраба­тывал академик Лев Владимирович Щерба - глава ленинградской лингвистической школы. Слог, по этой теории, рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульно­го напряжения речевого аппарата. В каждом слоге мускульное на­пряжение нарастает и достигает максимума, а затем падает. С вол­ной мускульного напряжения идет и волна звучности. Эта теория позволяет проводить границу слогораздела в одном и том же слове по-разному в зависимости от того, как говорящий усиливает или ослабевает напряжение мускулов: ру-чка, руч-ка.

Фонетическое членение на слоги не всегда совпадает с члене­нием слова для переноса, а также не всегда совпадает и с морфо­логическим членением слова. В методике русского языка сложи­лись две позиции по выбору предпочтительного способа слогоде­ления. Одна из них (Д.С. Фонин, Н.М. Бетенькова) тяготеет к ме­тодической интерпретации теории сонорности слогообразования и слогоделения. Она противостоит так называемой традиционной практике обучения слогоделению, которая по существу дела бази­руется на теории мускульного напряжения.

Сторонники первой позиции считают, что традиционное деле­ние слов на слоги, когда в словах встречается стечение согласных, вынуждает ученика один из согласных относить к предыдущему слогу, а другой - к последующему: июй-ка, мос-тик, гвоз-дик, бас­ня, кар-ман, кук-ла. И все это, на взгляд приверженцев этой пози­ции, не соответствует нормальной устной речи, искажает произ­ношение звуков и слов, заставляет ученика «спотыкаться», пре­рывать плавное произношение слова на согласном звуке: май...-ка, кук...-ла, пес...-ня, что задерживает перевод детей к плавному чтению целыми словами (см. подробнее: Бетенькова Н.М., Ф о н и н Д.С. Основы обучения грамоте. - СПб., 1997. - С. 7).

Сторонники традиционного подхода к слогоделению исходят из того, что «основная задача письменной речи заключается... в передаче значений мысли. При письме и при чтении человек ориентируется на смысловые единицы речи (морфемы, слова), а не только на звуки или их обобщенные выразители - фонемы... Понимание значений морфем и установления смысловых связей между словами помогает ребенку писать грамотно подчас даже без опоры на правило, а лишь по смысловой аналогии (например, слова водичка, водяной, водолаз, водный связаны по смыслу, так как они все «про воду», и потому корни в них пи­шутся одинаково» (Борисенко И.В. Обучение правописанию в начальной школе. - Ярославль, 1998.-С. 10-11).

Если взять, к примеру, простейшее слово ручка то, согласно пер­вой позиции, слоги в нем будут такие: 23/14 = ру-чка; по второй по­зиции: руч-ка. Последнее слогоделение предпочтительнее: во-первых, оно делает более ощутимой морфемную часть слова, кото­рая всегда значима, несет в себе смысловое значение, а слог не име­ет значений, он лишь единица произносительная: во-вторых, упро­щается чтение этого слова, ибо делаются более различимыми такие частотные, т.е. часто встречающиеся, буквосочетания, как соглас­ный + гласный, в методическом обиходе получившие название слияний (СГ).

В методике обучения грамоте существует давняя традиция - од­но из ключевых занятий отводить обучению детей чтению складов как в слоговых столбиках, так и в прочитываемых детьми словах из букварных текстов. Именно безошибочное и быстрое распознава­ние слогов-слияний в прочитываемых словах более всего обеспечи­вает слитное чтение целых слов и чтение целыми словами.

Проблема звукослияний всегда давала о себе знать в обуче­нии грамоте и продолжает оставаться актуальной в современной методике. К ее решению ведут разные пути, и методикой накоп­лено немалое число эффективных способов формирования у де­тей слитного чтения. Одним из наиболее результативных остает­ся пристальное внимание к слоговому сочетанию типа С+Г (согласный плюс гласный, так называемый двузвучный откры­тый слог, или слияние).

В русском языке практически все слова складываются из 19 струк­турных типов слогов: 1) Г - а, и, у (а-ист, по-э-зи-я, и-рис, у-ха); 2) СГ (мы, ты, да, но); 3) ГС - из, ил, он, ум (по-эт, па-ук, ум-ный, ор-ган); 4) СГС (бак, мел, вал, вес, дом, пар-ma, за-вод, мазь); 5) ССГ (бра, все, где, два); 6) ГСС (акт, альт, иск, уст, геро-изм); 7) ССС (мгла, мзда, ткни, бы-стро); 8) ССГС (блин, бьют, взор, гнев, волк, па-стух); 9) СГСС (борец, ветвь, жизнь, мудр, про-цент); 10) ГСС (астр, искр, остр); 11) СССГС (вклад, мстить, страх); 12) ССГСС (блеск, плеск, гроздь); 13) СГССС (быстр, горсть, верст, фильтр, центр); 14) ССССГС (взгляд, вскрыть, всхлип); 15) СССГСС (взвизг, вскользь, страсть); 16) ССГССС (спектр, сфинкс); 17) СГСССС (монстр, царское, правительств); 18) ССССГСС (всплеск, взблеск); 19) ССГСССС (братств, убранств) (Моисеев А.И. Русский язык. - 2-е изд. - М., 1980. - С. 73).

Каждый из них, за исключением слогов типа Г и ГС, в свою структуру включает слияние - СГ. Это обстоятельство сообщает слиянию надежную зрительную опознавательность, что превра­щает его в хорошую опору при чтении, когда ученик быстро узна­ет знакомое буквосочетание (СГ) и одновременно вспоминает его звуковое соответствие, дочитывает и причитывает к нему те со­гласные звуки, которые примыкают к СГ спереди и сзади в рамках одного слога. Гласный в слиянии, являясь вершиной слога, как бы выстраивает звуковое наполнение согласных букв, входящих в состав слога и произносимых в укладе гласного звука.

 

 

Знакомство с ударением

Особое место в обучении грамоте принадлежит усвоению детьми ударения - выделения одного из слогов в слове большей силой голоса.

Ударение выполняет роль важного средства звуковой органи­зации слов и речи в целом.

Младшие школьники, включая первоклассников, приходят в школу, имея немалый речевой опыт произнесения большинства слов с правильным ударением. Исключение составляют слова, ударение в которых навязано диалектным, бытовым, семейным или узкопрофессиональным окружением ребенка: «ремонт» (вм. ремонт), «магазин» (вм. магазин), «средства» (вм. средства), «обеспечение» (вм. обеспечение), «облегчить» (вм. облегчить) и др.

В методике начального обучения имеется много разных спо­собов формирования у детей умения выделять в слове ударный слог. Здесь и прием «назови или выкрикни слово», и предложе­ние произнести слово так, чтобы один из слогов звучал с боль­шей силой в сравнении с другими и др. Заслуживает большего внимания способ попеременного перенесения ударения на каж­дый из слогов слова с возвращением после всякого такого пере­несения к произнесению слова с правильным ударением. На­пример, ученикам демонстрируется картинка с изображением воробья. Учитель просит назвать, что изображено на картинке. Дети отвечают и произносят индивидуально и хором слово во­робей. Обращаясь к речевому опыту детей, учитель просит ска­зать, на какой слог, по их мнению, падает ударение, и за­писывает на доске слово с обозначением ударного слога: воро­бей. После этого следует предложение перенести ударение на первый слог, для чего надо произнести слово с некоторой «рас­тяжкой»: воооробей. Затем тут же ставится вопрос: так ли при­вычно и правильно произносится это слово? После отрицатель­ного ответа детям предлагается произнести слово правильно и тем самым как бы нейтрализовать, снять впечатление о неверно звучавшем слове. Подобной процедуре подвергаются другие слоги: ударение переносится на последующий слог или слоги, но каждый раз, подчеркиваем, с возвращением к произнесению слова с верным ударением.

Среди многих аналитико-синтетических операций, практикуе­мых на уроках обучения грамоте, центральную роль будет играть научение детей выделять и улавливать наиболее характерные при­знаки каждого звука русского языка.

 


Читайте також:

  1. I. Древний период (XX в. до н.э. – XV в. н.э.).
  2. IV. Работа над связной речью в период обучения грамоте.
  3. Ахарактеризуйте социально – политической жизни украинских земель в межвоенный период в составе Польши. Сравните с положением украинцев в составе Румунии и Чехословакии.
  4. Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину
  5. Глава 1
  6. Глава 1
  7. Глава 1
  8. Глава 1
  9. Глава 1
  10. Глава 1
  11. Глава 1
  12. ГЛАВА 1 0. РАДІОЛОКАЦІЙНІ СИСТЕМИ

Загрузка...



<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Научные основы методики обучения русской грамоте. | ЛЕКЦИЯ №2

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:


 

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.018 сек.