Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Типы и причины речевых ошибок

В методике рассматриваются ошибки орфографические, пунк­туационные, графические, каллиграфические; они относятся к письменной фиксации речи. В устной речи - ошибки орфоэпиче­ские, акцентологические (в ударениях), недочеты интонаций, мо­нотонность речи.

К числу речевых ошибок относят словарные (лексические), со­стоящие в неудачном, неточном, неуместном употреблении слов; морфологические - неправильности в образовании и употребле­нии форм склонения, спряжения; синтаксические - неумелое со­ставление предложений, ошибки в словосочетаниях, ненорматив­но составленные конструкции.

К синтаксическим ошибкам примыкают недочеты в структуре текста.

Кроме того, особо выделяют стилистические ошибки, нару­шающие наиболее трудные требования языковой прагматики, ее коммуникативной целесообразности.

Неязыковую группу ошибок, допускаемых в устной и письмен­ной речи, составляют логические ошибки и недочеты содержания текста.

По традиции, наиболее жесткие требования в школе предъявля­ются к грамотному письму учащихся, что несправедливо, ибо с точки зрения коммуникации, взаимопонимания, общения наи­больший урон наносят те ошибки, которые искажают смысл, т.е. ошибки в выборе слов, в построении фразы и другие ошибки речи.

Предупреждение таких ошибок осложняется несколькими при­чинами: во-первых, тем, что выбор слов, построение текста не имеют столь же четкой системы правил, как в орфографии; во-вторых, трудности объясняются малым объемом знаний младших школьников в области теории языка; в-третьих, недостаточно развитым чутьем языка (языковой интуиции).

Следовательно, основные способы борьбы с такими ошибками:

постепенное расширение знаний из области культуры речи, языковой нормы;

обеспечение хорошей речевой среды для учащихся;

знакомство с частотными, конкретными типами допускаемых ошибок;

приучение школьников пользоваться доступными им словаря­ми и справочниками;

специальное обучение редактированию своих письменных тек­стов, обсуждению устной практики речи, приемам логической вы­верки текстов, а также самопроверке.

Исследование речевых ошибок - сравнительно новая область методики. Тем не менее уже сегодня применяется обоснованная диагностика, помогающая выяснить причины ошибок. Если при­чина ошибки становится известна, то создаются возможности ее исправления и предупреждения.

Так, неточный выбор слова объясняется бедностью синонимики, словаря учащегося или поспешностью выбора слова; иногда тем. что ученик не приучен, не испытывает потребности поиска точного слова, что при отсутствии автоматизма приводит к ошибке.

Повторы слов - одна из самых частотных ошибок - объясняются отчасти теми же причинами, но главная - в том, что Н.И.Жинкни назвал «инертностью слов»: только что употребленное слово уже ак­тивизировано, индуцировано, тонус его выше (И.П.Павлов), и пи­шущий употребляет его снова и снова. Потом, перечитывая напи­санное, он изумляется, как это он мог допустить такой явный повтор.

Нарушения связей в предложении больших размеров объясня­ются тем, что у школьника мал еще объем «упреждающего синте­за», т.е. способности в уме (в механизме оперативной памяти) синтезировать текст с опережением: у ученика 10 лет этот объем не превышает 5-7 слов. Следовательно, он начинает писать пред­ложение, не зная еще, как закончит.

Многие стилистические ошибки объясняются диалектным влиянием.

 


Читайте також:

  1. Исправление и предупреждение речевых ошибок
  2. Назовите причины проблемы отцов и детей.
  3. Основные причины обращения
  4. Причины и обстоятельства несчастных случаев в шахте и на
  5. Причины революции
  6. Характеристика лексических ошибок




Переглядів: 1695

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ, | Характеристика лексических ошибок

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.003 сек.