Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Контакти
 


Тлумачний словник
Авто
Автоматизація
Архітектура
Астрономія
Аудит
Біологія
Будівництво
Бухгалтерія
Винахідництво
Виробництво
Військова справа
Генетика
Географія
Геологія
Господарство
Держава
Дім
Екологія
Економетрика
Економіка
Електроніка
Журналістика та ЗМІ
Зв'язок
Іноземні мови
Інформатика
Історія
Комп'ютери
Креслення
Кулінарія
Культура
Лексикологія
Література
Логіка
Маркетинг
Математика
Машинобудування
Медицина
Менеджмент
Метали і Зварювання
Механіка
Мистецтво
Музика
Населення
Освіта
Охорона безпеки життя
Охорона Праці
Педагогіка
Політика
Право
Програмування
Промисловість
Психологія
Радіо
Регилия
Соціологія
Спорт
Стандартизація
Технології
Торгівля
Туризм
Фізика
Фізіологія
Філософія
Фінанси
Хімія
Юриспунденкция






Референдумы в зарубежных странах

Референдум (лат.) - “должное быть сообщеным”.

Референдум - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента, или силу важного постановления местного самоуправления.

Наряду с референдумами в зарубежных странах проводятся плебисциты.

Плебисцит - это голосование избирателей по наиболее важным для страны вопросам, связанным, как правило, с территориальными международными проблемами, либо по вопросам относящимся к личности.

Помимо референдума и плебисцита может проводиться всенародный опрос, который предполагает выявление мнения населения, причем не обязательно путем голосования. Он может быть проведен общественной организацией или прессой. Если такой опрос не предполагает принятия решения избирателями и проводится путем голосования, он может представлять собой консультативный референдум. Консультативный референдум проводится уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых процедур.

Референдум - одна из важнейших форм прямой демократии, так как он дает возможность народу выразить свою волю. Но иногда референдум проводится под давлением на избирателей со стороны государства.

В некоторых случаях избиратели не могут осознать всех последствий принимаемого решения из-за того, что формулировка вопроса имеет определенный подтекст.

На референдумах, проводившихся без предварительного обсуждения вопроса, иногда принимались недемократические конституции.

То, насколько часто проводятся референдумы, зависит от традиций, сложившихся в государстве. К примеру, в США на федеральном уровне референдум не проводился ни разу, а в Швейцарии - около 400 раз.

Инициатива референдума может исходить:

- от некоторых высших органов государства;

- от определенного числа депутатов парламента;

- от установленного законом числа граждан.

Окончательное решение о проведении референдума принимает, как правило, парламент либо президент.

Чаще всего на референдум выносится один вопрос, требующий ответа “да” или “нет”. Возможен вариант, когда голосующим на выбор предлагается несколько решений.

Вопрос, выносимый на референдум, называется формулой референдума.

На референдум не могут выноситься вопросы, ответ на которые заранее известен, такие как снижение налогов, повышение зарплаты, вопросы бюджета, амнистии, кадровые и др.

Референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного, военного или осадного положения.

Референдум по одному и тому же вопросу может проводиться только через определенный промежуток времени.

Организация референдумов аналогична организации выборов: составляются списки лиц, имеющих право принимать участие в голосовании, создаются избирательные комиссии, проводится агитационная работа и т.д.

Голосование проводится только с помощью официальных бюллетеней, подготовленных уполномоченными на то государственными органами.

Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство избирателей, внесенных в списки для голосования, а решение считается принятым, если за него проголосовало большинство из принявших участие избирателей. Для определения результатов референдума могут применяться и другие варианты. Например, учитывается не процент явки избирателей, а процент позитивных ответов.

Референдумы классифицируются по различным основаниям:

1. Общегосударственный или местный.

Общегосударственный проводится на территории всей страны.

Местные референдумы проводятся на территории субъекта федерации, автономного образования, одной или нескольких административно-территориальных единиц.

2. Обязательный и факультативный.

Обязательный референдум проводится, как правило, в тех случаях, когда решение по определенному вопросу может быть принято только на референдуме.

Факультативный референдум проводится тогда, когда решение может быть принято путем референдума или иным путем.

3. Конституционный и обыкновенный.

На конституционный выносятся дополнения или поправки к конституциям; на обыкновенный - другие вопросы.

4. Допарламентский, послепарламентский, внепарламентский.

Допарламентский проводится до принятия закона парламентом, желающим знать мнение населения по данному вопросу.

Послепарламентский проводится после того, как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение.

Внепарламентский проводится в тех случаях, когда закон принимается при отсутствии парламента или в обход парламента, если президент предполагает, что парламент не примет нужный ему закон.

5. Утверждающий или отменяющий (как правило, решения парламента).

6. Решающий (когда мнение учитывается обязательно) и консультативный (когда мнение может быть не учтено).

Результаты референдума оформляются путем подсчета голосов. Иногда парламент проводит их как собственный закон. В Белоруссии результаты референдума утверждает своей подписью президент.

 

 

План семинарского занятия:

 

1. Избирательное право зарубежных стран.

2. Организация и порядок проведения выборов в зарубежных странах.

3. Избирательные системы зарубежных стран.

4. Референдум в зарубежных странах.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Проанализируйте содержание понятия избирательное право.

2. Проанализируйте содержание основных избирательных цензов.

3. Установите основные способы и методы выдвижения кандидатов в депутаты в зарубежных странах.

4. Определите, какая разница между избирателем и выборщиком?

5. Проанализируйте, каким должно быть демократическое регулирование финансирования выборов?

6. Установите особенности мажоритарной избирательной системы. Какие ее разновидности Вам известны?

7. Установите особенности пропорциональной избирательной системы.

8. Объясните, какова на Ваш взгляд социальная ценность референдума? В чем его преимущества и недостатки как способа принятия государственных и самоуправленческих решений?

9. Классифицируйте референдумы по видам.

10. Проанализируйте, в чем состоит сходство и различия таких конституционно-правовых институтов как выборы и референдумы?

 

 

Практические задания:

 

1. Определите необходимые признаки демократического избирательного процесса. Проанализируйте с этой точки зрения отдельные его стадии.

2. Какие Вам известны виды избирательных единиц? В чем цель «избирательной геометрии» («географии») и в каких формах она проявляется?

3. Определите свое отношение в производственному принципу представительства. К куриальным выборам. К косвенным выборам. Обоснуйте свою позицию.

4. Сопоставьте преимущества и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Как по-вашему следовало бы построить избирательную систему, чтобы получить наиболее справедливые и целесообразные результаты выборов?

5. Как Вы относитесь к институту отзыва? Почему он не получил широкого распространения?

6. Какие способы определения избирательной квоты Вам известны? Приведите примеры.

 

Основные понятия и термины:

 

Избирательное право; избирательный ценз; избирательная система; избирательный округ; избирательная квота; правило «связанных списков»; правило «свободных списков»; баллотирование; референдум; заградительный пункт.

 

Тесты:

 

1. Выберите правильный ответ: «Вопрос, выносимый на референдум или совокупность предлагаемых вариантов – это»:

А) инициатива референдума;

Б) формула референдума;

В) содержание референдума;
Г) результат референдума;

Д) предмет референдума.

2. Определите, какой из предложенных ответов на вопрос является правильным: «Совокупность лиц, имеющих избирательные права и принявших участие в голосовании – это»:

А) электорат;

Б) потенциальный избирательный корпус;

В) юридический избирательный корпус;
Г) фактический избирательный корпус;

Д) плюральный вотум.

3. Выберите правильный ответ: “Абсентеизм избирателей – это”:

А) обязанность избирателей зарегистрироваться;

Б) обязательное голосование;

В) массовое уклонение избирателей от участия в выборах;

Г) неправильное голосование с большим количеством недействительных бюллетеней;

Д) призыв к бойкоту участия в выборах.

4. Право избирателя голосовать за кандидатов из разных списков либо вписывать в списки новых кандидатов называется панаширование.

А) да;

Б) нет.

5. Выберите наиболее правильный и полный ответ: «Избирательный залог – это»:

А) получение денежных средств кандидатом от избирательной комиссии в соответствии с законом о выборах;

Б) взнос кандидатом средств на счет государства с возмещением этих средств на определенных условиях;

В) взнос кандидатом средств на счет государства для покрытия избирательных расходов;

Г) взнос кандидатом средств в фонд партии , выдвинувшей его кандидатуру;

Д) взнос кандидатом средств без последующего возвращения.

6. Подтвердите или опровергните следующее утверждение: «Запрет для определенных должностных лиц выдвигать кандидатуру на выборах, пока не уйдут в отставку с занимаемого поста называется неизбираемость».

А) да;

Б) нет.

7. Запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность – это несовместимость.

А) да;

Б) нет.

8. Подтвердите или опровергните следующее утверждение: «Территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания в представительные органы государства и местного самоуправления одного или нескольких депутатов – это избирательные округа».

А) да;

Б) нет.

9. Избирательная система при которой избранным считается кандидат, который получил больше голосов, чем каждый из его соперников называется мажоритарная система относительного большинства.

А) да;

Б) нет.

10. Подтвердите или опровергните следующее утверждение: «Территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания в представительные органы государства и местного самоуправления одного или нескольких депутатов – это избирательные участки».

А) да;

Б) нет.

11. Избирательная система, при которой побеждает кандидат получивший более половины голосов избирателей называется мажоритарная система абсолютного большинства.

А) да;

Б) нет.

12. Избирательная система, при которой число депутатских мандатов, полученных партией, пропорционально поданных за нее голосов избирателей – это пропорциональная избирательная система.

А) да;

Б) нет.

Список литературы:

Основная литература:

1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности "Юриспруденция" / А. С. Автономов. - М. : Проспект, 2007. - 547 с.

2. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран : учеб. пособие для студентов юрид. вузов / Г. Н. Андреева ; Междунар. акад. предпринимательства. - М. : Элит, 2007. - 256 с.

3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : Общая часть : учебник для вузов для студентов по специальности "Юриспруденция" / [И. А. Андреева, А. Ш. Будагова, С. Ю. Кашкин и др.] ; рук. авт. коллектива и отв. ред. Б. А. Страшун. - 4-е изд. - М. : НОРМА, 2007. - 895 с.

4. Конституционное право государств Европы : Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д. А. Ковачев ; [Л. Л. Алексеева, Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов, ред. Д. А. Ковачев и др.] ; Ин-т законодавства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - М. : WoltersKluwer, 2005. - IX, 310 с.

5. Конституционное право зарубежных стран : (Курс лекций) / Авт.-сост. Якушев А.В. - М. : Приор, 2001. - 333 с.

6. Конституционное право зарубежных стран : Учеб. для студентов вузов, обучающ. по спец. "Юриспруденция" / Баглай М. В. и др. ; Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД РФ. - М. : НОРМА : НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 632 с.

7. Конституційне (державне) право зарубіжних країн [Текст] : навч. посіб. / В. М. Бечастний та ін. ; за ред. В. М. Бечастного. - 2-ге вид. - Київ : Знання, 2008. - 467 с.

8. Конституційне право зарубіжних країн : навч. посіб. / [М. С. Горшеньова, О. В. Журавка, К. О. Закоморна та ін.] ; за заг. ред. В. О. Ріяки. - 2-ге вид. - К. : Юрінком Інтер, 2007. - 544 с.

9. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : Учебник / А. А. Мишин. - 10-е изд. - М. : Юстицинформ, 2003. - 506 с.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран [Текст] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / В. Е. Чиркин ; Институт государства и права РАН ; Академический правов. ун-т (ин-т). - 5-е изд. - М. : Юристъ, 2007. - 606 с.

11. Шаповал В.М. Конституційне право зарубіжних країн. Академічний курс [Текст] : підручник / В. М. Шаповал. - К. : Юрінком Інтер, 2008. - 476 с.

 

Дополнительная литература:

1. Избирательные системы стран мира (формирование парламентов, выборы президентов): Учеб. пособие. - Екатеринбург, 1992.

2. Сравнительное избирательное право: Учеб. пособие / Науч. ред. В. В. Маклаков. М.: - Норма, 2003.

3. Сибиров А. Б. Основные принципы избирательного права в развитых демократических странах. - Ташкент, 1994.

4. Маклаков В. В. Избирательное право стран — членов Европейских Сообществ: Справочник. - М., 1992.

5. Лысенко В. И. Выборы и представительные органы в новой Европе: Политический опыт и тенденции 80—90-х годов. - М., 1994.

6. Ковлер А. Я. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. - М., 1995.

7. Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. - М., 1998.

8. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А. В. Иванченко. - М., 2000.

9. Технология и организация выборных кампаний: Зарубежный и отечественный опыт. - М., 1993.

10. Реформа избирательной системы в Италии и России: Опыт и перспективы / Отв. ред. В. И. Лысенко. - М., 1995.

11. Народовластие в России — очерк истории и современного состояния / Под ред. Ю. А. Дмитриева. - М., 1997.

12. Выборы: Правовые основы, избирательные технологии / Под ред. М. Ф. Чудакова. - Минск, 2000.

13. Автономов А.С. Избирательная власть. - М.: Изд-во "Права человека", 2002. - 88 с.
14. Василик М.А., Вершинин М.С. Избирательная система России: Словарь-справочник. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 160 с.
15. Зарубежное избирательное право: Учеб. пособие. - М.: НОРМА, 2003. - 288 с.
16. Збірник виборчих законів країн Центральної та Східної Європи/ Міжнар. Фундація Виборичих Систем (IFES). - Вашингтон, 2002. - 536 с.
17. Избирательный кодекс // Французкая республика: Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1989. – С.74-149.
18. Парламентські вибори в Європейському Союзі.- К.: Міленіум, 2002.- 116 с.
19. Сравнительное избирательное право: Учеб. пособие/ Науч. ред. В.В. Маклаков. - М.: Норма, 2003. - 208 с.

 

 


Читайте також:

  1. ЛЕКЦИЯ 10. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  2. ЛЕКЦИЯ 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  3. ЛЕКЦИЯ 3. КОНСТИТУЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  4. Лекция 5. Методы проведения антимонопольной и конкурентной политики в зарубежных странах
  5. ЛЕКЦИЯ 6. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. РЕФЕРЕНДУМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
  6. ЛЕКЦИЯ 7. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
  7. ЛЕКЦИЯ 8. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
  8. ЛЕКЦИЯ 9. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
  9. Масштабы бедности в промышленно развитых странах
  10. Международная конкурентная политика в странах
  11. Права и свободы личности в сфере частной жизни и индивидуальной безопасности в зарубежных странах.




Переглядів: 1729

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
БИЛЕТ № 14 | Компетенция и финансовая база органов местного управления и самоуправления

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

 

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.008 сек.