МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах
РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ" ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів
Контакти
Тлумачний словник Авто Автоматизація Архітектура Астрономія Аудит Біологія Будівництво Бухгалтерія Винахідництво Виробництво Військова справа Генетика Географія Геологія Господарство Держава Дім Екологія Економетрика Економіка Електроніка Журналістика та ЗМІ Зв'язок Іноземні мови Інформатика Історія Комп'ютери Креслення Кулінарія Культура Лексикологія Література Логіка Маркетинг Математика Машинобудування Медицина Менеджмент Метали і Зварювання Механіка Мистецтво Музика Населення Освіта Охорона безпеки життя Охорона Праці Педагогіка Політика Право Програмування Промисловість Психологія Радіо Регилия Соціологія Спорт Стандартизація Технології Торгівля Туризм Фізика Фізіологія Філософія Фінанси Хімія Юриспунденкция |
|
|||||||
Политическая мысль в Украине в нач. ХХ ст.Развитие политической мысли в тот период определялось рядом факторов как внутреннего, так и внешнего характера: первой мировой войной и Октябрьской революцией, распространением социалистических идей (марксистских и немарксистских), неудачей в борьбе за украинскую государственность и необходимостью переосмыслить основные события украинской революции, внутренними процессами в советской Украине, волной национализма, ставшей в послевоенной Европе угрожающей силой и др. На этом фоне происходит переоценка ценностей, проявляются новые общественно-политические движения и концепции. В 20—30-е годы позиции народно-демократического направления, господствующего в XIX в., заметно ослабевают, но на его основе получает дальнейшее развитие либерализм, формированию которого положил начало М. Драгоманов, а также национал-демократия и консерватизм. Появляются альтернативные движения — интегральный национализм и национал-коммунизм. Наиболее активная разработка новых политических доктрин относится к 20-м годам и связана с таким именами, как В. Вернадский, В. Липинский, Н. Михновский, Д. Донцов, Н. Хвылевой, В. Винниченко. Многие исследователи считают, что после них политическая мысль в Украине не имела ярких личностей. Либерализм. В отличие от Западной Европы, где либерализм в XIX в. "триумфально шествовал", в Украине либеральные идеи не получили столь успешного распространения и не приобрели окончательного оформления. В значительной степени это связано с господствующим политическим режимом, жестоко подавляющим любые проявления освободительного движения, вследствие чего имело место засилье и популярность радикальных течений (то ли в форме русского революционизма, то ли украинского народничества, национализма и т.п.) Можно выделить три этапа в распространении либерализма в Украине. Начало первому было положено М. Драгомановым, который во второй половине XIX в. попытался соединить западные либеральные идеи с социальными и национальными. Второй этап связан с деятельностью, главным образом научно-культурной интеллигенции, представителей российского либерального течения в Украине в конце XIX - начале XX в.в. Распространению либерального мировоззрения способствовали, кроме М. Драгоманова, М.Ковалевский (1851-1916), историк, юрист, социолог, академик Петербургской АН, Б. Кистякивскии (1863-1920), профессор Киевского университета, М. Туган-Барановский (1865-1919), экономист, историк, министр финансов Центральной Рады, академик УАН, А. Крымский (1871-1942), филолог-славист, академик УАН, один из ее фундаторов, В. Вернадский (1863-1945), всемирно известный ученый, основоположник геохимии, биохимии, радиогеологии, профессор Московского университета, академик Петербургской АН ( с 1912г.), академик УАН и ее первый президент. Восприятие либеральной доктрины в Украине не было целостным (в силу вышеуказанных причин и др.), а частично усвоенные либеральные идеи находили отражение, в других течениях — народно-демократическом, национал-демократическом, консервативном. Украинские общественно-политические деятели и ученые не оставили и специальных исследований, посвященных либерализму. Исключение представляют лишь работы Б. Кистякивского: "Государство правовое и социалистическое", " Социальные науки и право", " и др. В целом в Украинской общественно-политической мысли прослеживаются политические, социально-экономические, правовые и этические постулаты либерализма. Главные из них: — политические: существование демократического государства возможно лишь в условиях политической свободы, которая трактуется как совокупность конституционно закрепленных прав граждан (М. Ковалевский, Б. Кистяковский); децентрализация государства как способ ограничения государственной власти и предоставление гарантий существованию местного самоуправления (М. Драгоманов); — социально-экономические: признание частной собственности на средства производства как основы развития общества (М. Туган - Барановский); — правовые: признание верховенства права в общественной жизни, взаимосвязь права и свободы ( Б. Кистякивский); — этико-гуманистические: в соотношении " человек-общество - государство" "человек" является высшей ценностью, независимо от социального статуса конкретной личности (характерно для большинства вышеназванных мыслителей); популяризация этических основ политической деятельности, связь политики и морали (М. Драгоманов: "Чисте діло потребує чистих засобів."); приоритет общечеловеческих ценностей над социально-классовыми, национальными, необходимость рационального устройства общественной жизни (учение В. Вернадского о ноосфере как сфере человеческого разума и гармонии человека и окружающей природы). В вопросе национально-государственном большинство украинских либералов оставалось индеферентными к проблеме построения суверенной национальной державы, искренне веря в возможность осуществления национальных устремлений народа и защите конституционных принципов в рамках обновленной и демократизированной России. Семидесятилетняя история советского режима показала утопичность этих устремлений и глубоко похоронила либеральные идеи. Третий этап распространения либеральных идей в Украине относится к 70-90-м годам XX века. В 70-х годах либеральная традиция получила развитие в движении украинских диссидентов и проявилась в правозащитной деятельности и программных документах Украинской Хельсинской группы, которая подняла вопрос о нарушении прав и свобод личности в СССР и о политической независимости Украины (В. Черновол, Е. Сверстюк, В. Стус, и др.). Национально-демократическое направление (или национально-государственное). Это интеллектуально-политическое направление зародилось в Галиции и связано с именами И. Франка, Ю. Бачинского и др. В частности, И. Франко, выступая за демократическое разрешение национального вопроса, за равенство наций, против мессианства любой нации, всегда был украинским патриотом. Проблема национальной независимости еще более остро поставлена Ю. Бачинским в статье "Ukraina Irredanta". В начале XX в. национально-демократические идеи развиваются и в Приднепровье. В 1900 г. в восточной Украине была создана первая политическая партия — Революционная украинская партия (РУП), объявившая своей целью борьбу за национальную независимость и социальную революцию. Политическим кредо этой партии стала работа харьковского юриста (бывшего "тарасовца") Николая Михновского (1873 - 1924) "Самостійна Україна". Эта работа является этапной в развитии украинской политической мысли, так как в ней утверждается: "... государственная самостоятельность (самостійність) есть главное условие существования наций, а государственная независимость есть национальный идеал в сфере межнациональных отношений". Относительно Украины ставится задача борьбы за "одну, єдину, нероздільну, вільну, самостійну Україну від rip Карпатських аж по Кавказькі". Однако, националистическое требование "Украина для Украинцев" и стремление к насильственному пути достижения провозглашенных целей вызвало критику других членов партии и привело к ее расколу. "Самостійна Україна" - первый в истории украинской политической мысли радикальный документ, в котором декларировалась готовность силой бороться за восстановление утраченной государственности и обосновывалась законность, опираясь на международное право, выхода Украины из союза с царской Россией, так как "московские правители не придерживались заключенных соглашений и первыми нарушили их". Дальнейшее развитие национально-демократической идеологи связано с событиями 1917-1918 г.г., когда на ее позиции переходят деятели, разделявшие социалистические взгляды, а затем эволюционизировали от федералистских принципов к идеям национально-государственной независимости (С. Петлюра, А. Шульгин, Е. Чикаленко и др.) Процесс перехода от политических взглядов умеренного социал-федералистского (либерального) течения к национал-демократическому можно проследить на примере Евгения Чикаленко, одного из лидеров Украинской демократически-либеральной партии (УДЛП). В программе партии важное место занимала национальная идея, а разрешение национального вопроса предлагалось путем реформирования России в федеративное государство и тем самым достичь автономии для Украины. Его программа радикализируется под влиянием исторических событий, связанных со свержением самодержавия и гражданской войной. Подводя итог ходу национально-освободительного движения, Е. Чикаленко в статье "Где выход?" (1920) делает вывод: "Мы уже увидели и Россию царскую, и Россию Керенского, и большевистскую и знаем, что "москалі" все одинаковые нейтралисты-империалисты, как и поляки". Таким образом он потерял веру в возможность построения федеральной России и перешел на позиции "самостійників" Национально-демократическая идеология получила научное обоснование в работах С. Днистрянского, В. Старосольского и др. С. Днистрянскии (1870-1935) - профессор права Львовского университета, затем работал на руководящей работе в научно-исследовательских и педагогических учреждениях европейских столиц, редактор ряда научных изданий, украинский правовед с европейским именем. Главные его работы — "Общая наука права и политики", "Новое государство", "Взгляд на теорию права и политики", "Новые проекты украинской конституции", опубликованные в, основном, в первой половине 20-х годов. В. Старосольский (1878-1942), известный львовский адвокат, государственный деятель УНР, один из основателей "Сичевых стрельцов". Его главные работы: "Теория нации", "Государство и политическое право", "Общественно-политические движения и их носители". Основные постулаты национально-демократической доктрины: обоснование права украинского народа на самоопределение в границах своей этнической территории; признание национальной идеи и психологии основой бытия и сущности нации; демократический политический режим и республиканская форма правления — основа политического строя украинской нации. Консерватизм, как и либерализм, не получил широкого распространения в Украине. Непосредственная причина его появления была связана с сопротивлением русификации и полонизации. Первый памятник консервативной мысли в Украине — сочинение "История Русов" (приблизительно 1818-1822 г.г.), авторство и год до сих пор не установлены. Написанное с глубокой любовью к Украине, произведение особенно прославляло и романтизировало казацкое прошлое. В XIX в. к консервативному течению украинской политической мысли относились Г. Галаган (1819-1888), П. Кулиш (1819-1897) и др. В XX в. консерватизм формируется как политико-идеологическая концепция, что в значительной степени было обусловлено существованием Гетманата П. Скоропадского. Концептуальная разработка консервативной доктрины связана прежде всего с именем В. Липинского — самого влиятельного и оригинального украинского мыслителя после М. Драгоманова. Основные работы: "Україна на переломі. 1657-1659", "Замітки до історії українського державного будівництва в XVII ст.". "Релігія i церква в історії України", "Листи до братів-хліборобів. Про ідею i організацію українського монархізму". Отождествив понятия "нация" и "государство". Липинский снял проблему консолидации современной украинской нации, заменив ее проблемой создания государства независимой, трудовой и легитимной (правовой) монархии английского образца. По его мнению, для консолидации нации, деморализованной бюрократической Россией, для образования независимого государства необходима сильная власть в руках одного человека. Опираясь на опыт гетманско-казацкого периода, Липинский считал самой пригодной для Украины формой государственной власти наследственную монархию во главе с гетманом, который возглавлял бы государственную оборону и через кабинет министров - государственную администрацию. Власть гетмана должна быть ограничена двумя законодательными палатами: низшая - съезд Советов территорий и высшая - Трудовая рада, соответственно защищающих интересы отдельных земель и интересы труда. Основным условием реализации идеи украинской государственности В. Липинский считал единство всех граждан Украины, независимо от национальности, конфессии, социально-классовых различий через выработку территориального, гражданского патриотизма (в отличие от широко распространенного тогда этнического патриотизма). Важное место в концепции Липинского занимает проблема "ведущего слоя" (аристократии): "Без национальной аристократии, без сильных и авторитетных проводников и организаторов нации в ее тяжелой борьбе нет и не может быть нации". Но при этом он не видел в аристократии замкнутую касту, а считал, что это активное меньшинство, объединяющее лучших и самых активных представителей всех классов. Заслуживает внимания и взгляд Липинского на взаимоотношения с Россией. Отвергая российский образец государственности, как неподходящий для Украины, он в то же время подчеркивал необходимость тесного военного и экономического союза России, Украины и Белоруссии как суверенных государств, что объяснял географическим положением, общим историческим прошлым, а также общими экономическими интересами. "Политический союз с Белоруссией и Великороссией - это категорический императив внешней политики нашего будущего государства", - писал Липинский. В то же время он подчеркивал, что в государственном строительстве надо опираться на собственные силы. Символично звучат сегодня слова Липннского: ”Ніхто нам не збудує держави, коли ми сами її не збудуємо, i ніхто з нас не зробить нації, коли ми сами нацією не схочемо бути". Хотя концепция "трудовой монархии" оказалась бесперспективной, но многие идеи, относящиеся к государственному строительству Украины, сохраняют свое значение и в наши дни. Существенным и оригинальным является вклад Липинского в общую политологию, особенно в теорию элит, политической культуры, гражданского общества и др. Интегральный национализм. Представители этого направления связывали возрождение Украины с нацией как высшей общественной ценностью. В его развитии можно выделить три этапа: 1. ранний (романтический национализм — начало XX в.), связан с Н. Михновским; 2. классический (20-30-е годы) представлен Д. Донцовым; 3. современный (60 - 90-е годы), не имеет ярких представителей, отражен в деятельности различных немногочисленных националистических организаций и партий (О. Тягылбок). Предтечей интегрального национализма можно считать Н. Михневского, взгляды которого соединяли идеи независимости и веру в социалистический строй как единственно возможный путь для Украины. В русле консервативной традиции он ставил задачу-минимум — восстановление исторического легитимизма и возвращение к условиям Переяславской Рады 1654 г. Разрешение задачи-максимум — достижение полной независимости — он видел в преодолении главного недостатка украинского освободительного движения: - "брак националізму серед широкого загалу"; движущей силой национальной революции обозначил новую ("четвертую") украинскую интеллигенцию. Михновский выдвинул и лозунг "Украина для украинцев", что стало неотъемлемым признаком интегрального национализма. Вера в нацию как высшую общественную ценность достигла гиперболизированных размеров в идеологических постулатах Д. Донцова, который является классиком интегрального национализма. Дмитрий Донцов (1883-1973), выразитель правого националистического крыла украинской политической мысли, начал политическую деятельность как член УСДРП (Украинской социал-демократической рабочей партии), затем сотрудничал с П. Скоропадским; в 1921г. эмигрировал во Львов; после Второй мировой войны преподавал в университете в Монреале. В своих взглядах он прошел значительную эволюцию - от левого, ортодоксального марксистского социализма до субъективного идеализма, иррационализма, волюнтаризма и даже мистицизма. Политическая и идеологическая концепция наиболее четко изложена Донцовым в работе "Национализм" (1926), в которой он попытался изложить основы нового украинского национализма XX в. В отличие от Липинского, в центре внимания Донцова не государство, а нация, являющаяся необходимым условием образования государства. Созданию нации как сознательной общественной, культурной и политической единицы служит национализм как мировоззрение и его кредо не в "оторванных положениях интернационализма, космополитизма, социализма, гуманизма, а лишь в тайниках национальной психики, в потребностях нации, в ее иррациональной воле к жизни и господству". Главный фактор, определяющий "интегральный национализм" Донцова - волевой (а не интеллектуальный, разумный). Сердцевиной мировоззрения нации, считал он, должна стать ее воля "к разрастанию, ... к власти, к господству". Важные элементы концепции Донцова - "творческое насилие" как метод и "инициативное меньшинство" как субъекты его реализации. Он считал, что "инициативное меньшинство" - это группа, мобилизующая народ на борьбу за идею, но чтобы обеспечить победу в этой борьбе, она должна применить "творческое насилие", что означало утверждение авторитарной системы. Резкой критике националистические взгляды Донцова подверг В. Винниченко, оценивая их как фашистские, враждебные украинскому народу и относит данный тип национализма к разновидностям тоталитаризма. На современном этапе идеи интегрального национализма отражены в программах и деятельности некоторых крайне правых националистических группировок и партий (КУН, Всеукраинское объединение «Свобода», «Братство Д. Корчинского» и др.). Однако в современных условиях происходит его "демократизация", пересмотр многих постулатов, считавшихся долгие годы незыблемыми. Украинский национал-коммунизм. Представители этого общественно - политического направления, в отличие от консерваторов-монархистов и националистов, искали путь национально-государственного возрождения на основе социалистических преобразований. Его появление связано, с одной стороны, со слабостью, незрелостью и расколом украинского демократического движения в начале XX ст., с другой стороны — с начатой большевиками в 1923 г. "украинизацией", породившей среди украинских левых надежду, что возможно решить украинские национальные и государственные проблемы, опираясь на советскую власть и большевистскую партию. Самыми известными представителями этого направления были В. Винниченко, Н. Хвылевой, Н. Скрыпник, А. Шумский. Как самобытный мыслитель вошел в историю украинской общественно - политической мысли Владимир Винниченко (1889-1951) — сын чабана, убежденный социалист, активный член Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП), первый председатель правительства УНР (Генерального секретариата Центральной Рады), известный на Западе писатель и драматург. В определении национально - государственных форм он руководствовался прежде всего интересами строительства социализма, но его политические взгляды прошли определенную эволюцию. В 1917г. Винниченко видел решение украинской проблемы в рамках "федерации российской республики" и участия в ней Украины "как родного с другими государственного тела". Причем, он подчеркивал, что готов отказаться от любых национально-политических форм, если они вредят социализму. Однако большевистская Россия во главе с В. Лениным отказалась сотрудничать с «националистом», и В. Винниченко вынужден был эммигрировать. Несколько лет спустя, уже в эмиграции, он издает трехтомное сочинение "Возрождение нации" (1920), в котором анализирует уроки неудавшейся революции. В нем он приходит к выводу, "...что наилучшим способом развития каждой нации является государственность...Нация без государственности есть искалеченный человеческий коллективный организм". Но и теперь он оставался верным своим социалистическим идеалам, подчеркивая, что возрождение украинской государственности должно происходить "в гармонии с социальным освобождением". Следует подчеркнуть, что В. Винниченко был автором тезиса - "честность з собою" и пытался достичь почти невозможного - моральной политики. Таким он пытался быть и в годы революции, и позже, когда отказался сотрудничать с фашистами в оккупированной Франции и был брошен в концлагерь. На основе социалистических преобразований стремился разрешить проблему национального возрождения и Николай Хвылевой (1893-1933), коммунист, видный деятель советской Украины 20-х - начала 30-х годов, стремившийся придать коммунистической идеологии национальное содержание. В ряде памфлетов 1925-1926 г.г. ("Камо грядеши", "Мысли против течения", "Украина или Малороссия"), исходя из того, что Украина стала обычным географическим понятием, провинцией Москвы не только в географическом, но и в психологическом смысле , он ставит задачу , чтобы украинцы стали национально сознательными. Важнейшим средством для решения этой задачи он считал духовно-культурологическое возрождение Украины, что ярко выразилось в лозунге "Даешь культурный ренессанс!" В вопросе об ориентации культуры он обращал взгляд на Европу, подчеркивая, что "Европа - это опыт многих веков грандиозной цивилизации. Европа - это Гете, Дарвин, Байрон, Ньютон, Маркс и т.д.". В Европе он видел образ человека-гражданина, творца высоких общественных, политических ценностей, способствующих освобождению украинского человека от рабства и провинциальности и формированию мировоззрения сознательных украинцев и своей национальной культуры. Интересны мысли Хвылевого о двух Россиях, писавшего, что, как коммунист, он за Россию "краснопресненских районов". Октябрьской революции, центра мирового и российского коммунизма. Но он, русский по национальности, писатель, эстет, руководитель, ВАПЛИТЕ, видел и другую Россию - "российского мещанина, которому в печенках сидит эта украинизация, который мечтает о "вольном городе Одессе" и который со "скрежетом зубовным" изучает этот "собачий язык...". От такой Москвы он призывал "Геть". Такие взгляды противоречили ортодоксальным принципам марксизма, и в условиях укоренившейся сталинской диктатуры Хвылевой в 1933 году трагически погиб – застрелился. В начале 30-х годов, с установлением в СССР тоталитаризма, были окончательно задушены ростки относительно свободной политической мысли, а политология как наука развивалась только в зарубежных научных центрах. С распадом СССР и провозглашением независимости Украины сложились условия для интенсивного философско-политического осмысления как пройденного пути, так и для разработки основных политологических концепций современности. Читайте також:
|
||||||||
|