Формы подхода к анализу литературного произведения в
Современной методике. Основные направления анализа текста.
В последнее время всё чаще высказываются мнения о том, что анализировать прочитанное не нужно, так как это отвращает школьников от чтения. Так ли это?
Одна из наиболее стойких первопричин методической неуспешности в работе с художественными текстами кроется в однобоком обращении учителей в ходе чтения и анализа преимущественно к познавательной стороне произведения, в сухом логическом препарировании его живой образной ткани. Школьный разбор нередко строится без достаточного учёта того, что художественный образ по своей эстетической сути двуедин, что в нём органически сливаются два начала - конкретно-чувственное, индивидуально-неповторимое и обобщённое, типическое, эмоциональное и логическое, объективное и субъективное, правдивость и условность.
Способность к образному анализу художественного текста сама собою не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении всё, что его затрудняет. Такой способ чтения закрепляется у детей и сохраняется даже в зрелом возрасте. Вот почему нужно учить детей «обдумывающему»'восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. Анализ произведения должен быть совместным (учителя и учеников) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном.
Существует несколько подходов к анализу литературного произведения.
Стилистический анализ, выявляющий, как в подборе слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемому.
Проблемный анализ- по проблемным вопросам и ситуациям.
Анализ развития действия, в основе которого лежит работа над сюжетом и его элементами - эпизодами, главами. При этом работа идёт от поступка к характеру, от события - к смыслу текста.
Анализ художественных образов. (Для эпического произведения основные образы - это действующие лица, пейзаж, интерьер).