МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах
РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ" ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів Контакти
Тлумачний словник |
|
|||||||
Язык, речь, ее развитие, языковая личностьВсе изучение языка во всех его проявлениях имеет целью овладение им для речи, для общения, для мысли, для познания, для связи поколений, для самосознания, наконец. Ибо язык - это школа становления и развития личности. Речь - школа социальной жизни, постоянно включающая ребенка в систему отношений между людьми, в познание, в разнообразие жизни. Это видели н подчеркивали крупнейшие лингвисты: М.В. Ломоносов, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Л.В. Щерба, A.M. Пешковский. В сущности, сам язык: его система, фонетика, словарь, грамматика - изучается школьниками через речь, тексты. Наилучшими каналами овладения богатствами языка являются виды речевой деятельности: слушание (аудирование) - умение воспринимать чужую устную речь; говорение, т.е. выражение собственной мысли в звучащем, акустическом, коде; чтение, т.е. восприятие, понимание чужой мысли, выраженной в графическом коде; письмо - выражение собственной мысли графическими кодовыми знаками. Все это, естественно, с максимальным соблюдением норм литературного языка, всех требований культуры речи. Но названные виды речи - это лишь внешняя речь, та сравнительно небольшая часть речевого айсберга, которая возвышается над поверхностью моря. Основная его часть, весь фундамент внешней речи - это речь внутренняя, мысленная. А она участвует во всех видах речи внешней, ибо аудирование и чтение - это перевод слышимого и читаемого в мысль (на мыслительный код), а говорение и письмо есть переход с мыслительного кода на звучащий или графический код. Возможно, что внешняя речь и ее развитие не есть главные, конечные задачи; главное - через виды внешней речи развить внутреннюю речь, т.е. достичь высокого уровня мышления. Нельзя забывать при этом, что в мире внутренней, мысленной речи человек живет всегда, кроме сна или полного отдыха. Следовательно, мысль развивается не только через внешнюю речь, но и сама по себе. Причем самые трудные проблемы человек решает как раз «про себя», в мыслях. Внешняя же речь - отличный контроль, ибо мысль в ней приобретает очень строгие языковые формы. Разностороннее овладение речью обеспечивает школа: здесь речь выполняет роль инструмента познания, учения, приобщает школьника к искусству: к литературе как искусству слова, к вокальной музыке, к театру; речь вводит школьника в общественную деятельность. Это все сферы и организационные формы речевого, языкового развития. Школьники охотно поют в хоре, участвуют в спектаклях, выступают по школьному радио и телевидению, выпускают газеты и журналы, пишут письма, участвуют в обсуждениях книг. Речь - это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения. Через речь школьники включаются в творческую деятельность, в созидание новых ценностей. Стремление к творчеству характерно для школ: это мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Кто не мечтает о творчестве? В нем человек видит свой идеал счастья. Психологи, например С.Л. Рубинштейн, признают речевой акт (точнее, речемыслительный) творчеством. Элементы творческой деятельности в речевом развитии проходят три ступени: а) введение творческих элементов в обычный ход учения; б) исследование языка и речи как творчество; в) самовыражение личности через языковое, речевое творчество - стихи, другие доступные виды искусства. Эти ступени возвышают человека, особенно юного. Ребенок становится личностью, субъектом сознательной деятельности, социальных отношений, обогащает свой внутренний духовный мир. В последние десятилетия в языкознании исследуется феномен языковой личности: это человек сквозь призму языка, речи, его языковой способности. В русле этих исследований и речевое развитие ребенка, овладение языком, речевыми механизмами, языковой культурой, и билингвизм, и индивидуальный стиль, уже начинающий формироваться в школе. Условия успешного формирования языковой личности: а) высокое общее развитие как результат творческой атмосферы в школе, высокой культуры и нравственности в семье; б) развитая сфера интересов ребенка, его склонностей, увлечений; в) высокая личностная и общественная активность, вплоть до г) свободное владение всеми сторонами родного языка, не менее
Литература к разделу Б а р х и н К.Б. Живое слово в образцах и заданиях: Ч. 1-4. - М., 1929-1930. Бондаренко A.A., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. - М., 1992. Ж инк и н Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов // Известия АПН РСФСР. - М., 1956. - Т. 78. Закожурникова М.Л. Сочинения и изложения в начальных классах. - 5-е изд. - М., 1964. К а п и н о с В.И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А.Ладыженской. - 2-е изд. -М., 1997. Ладыженская Т.А. и др. Речь. Речь. Речь... - 2-е изд. - М., 1989. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика: Пособия для учащихся 1-4 кл.; Пособия для учителей. - М., 1992-1997. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. -М., 1985. Львов М.Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе. - 1985. - № 4. Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учебное пособие для учащихся. (Введение для учителя). - 2-е изд. - М., 1997. Найденов Б.С. и др. Методика выразительного чтения. -М., 1995. Политова Н.И. Развитие речи учащихся 1-4 классов на уроках русского языка. - М., 1984. Развитие речи учащихся в начальной школе: Хрестоматия / Сост. М.Р.Львов. - М., 1965. Русская риторика: Хрестоматия / Сост. Л.К. Граудина. - М., 1996. Рябцева С. Л. Диалог за партой. - М., 1989. Федоре н ко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. -М., 1984. Читайте також:
|
||||||||
|