Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Типология организационных форм развития речи

Развитие речи происходит в первую очередь на уроках русско­го языка. Выделяется традиционно один час в неделю на специ­альные упражнения в связной речи: на сочинения, изложения, устные рассказы. Но обогащение словаря, постоянное построение предложений и текстов, усилия школьников выразить свою мысль наблюдаются на всех уроках, как языковых, так и по другим предметам. Направляющую функцию выполняют специальные речевые уроки: беседы, сочинения, изложения, уроки риторики, сообщения и доклады учащихся.

Далеко не все уроки, на которых цели развития речи преобла­дают, вписываются в общую типологию уроков русского языка. Так, подготовка к сочинению или устному выступлению бывает рассредоточенная: это и наблюдения, походы, экскурсии в музеи; домашняя подготовка, поиски книжных материалов; сам урок

(или конференция, телепередача, письмо, статья и пр.). Поэтому, классифицируя уроки сточки зрения развития речи, можно выде­лить четыре их типа. Уроков без каких-либо видов обогащения и развития речи, в сущности, вовсе не бывает.

П е р в ьг й тип- это любой урок русского языка (чтения и ли­тературы, грамматики и орфографии, письма и чистописания), на котором не стоит специальная речевая задача, но по ходу урока имеют место и беседа, и словарная работа, отработка вырази­тельности, интонаций, пересказ прочитанного, составление пред­ложений, их перестройка, исправление речевой ошибки, иная ра­бота по культуре речи.

Второй тип - это урок, на котором, помимо основной пла­нируемой цели по грамматике, литературе, орфографии, вводится фрагмент, имеющий отношение к речи, - от 10 до 20 минут при­мерно: знакомство с новым видом пересказа, с построением плана усложненного типа, с лексико-семантическим материалом (синони­мами, антонимами), с новым пособием - фразеологическим слова­риком, отработка дикции или пауз, логических ударений, написа­ние микросочинений с грамматическими заданиями, импровиза­ция диалогов, знакомство с записью прямой речи. Эти фрагмен­ты, весьма частые в структуре современных уроков, занимают свое место в системе развития речи школьников.

Третий тип - это уроки, целиком посвященные сочинению, изложению, устным рассказам, драматизации, инсценированию, докладам и пр. продолжительностью в один - полтора урока. При­меняются уроки анализа речевых ошибок, редактирования текста, работы над композицией, уроки - конкурсы на лучшего чтеца, уро­ки вне класса - экскурсии, уроки в библиотеке. Отдельные примеры таких уроков приведены в 6-7-й главах настоящего раздела.

Четвертый тип - это уроки риторики, которые идут по своей программе. Как уже было сказано, их тематика должна быть согласована с календарным планом сочинений во избежание дублирования.

В любом случае занятия по программам риторики не должны отмежевываться от системы занятий по родному языку, как и уро­ки литературы, ибо и система, структура языка, и речь на этом языке, и литература - это неразделимое единство, единый путь обогащения интеллекта, разума, всего духовного мира человека, а риторика - «введение в храм слова» (С.Ф. Иванова).


Читайте також:

  1. Дифференциация регионов по уровню развития производительных сил
  2. Коэффициент неравномерности развития речной сети
  3. Критерии построения периодизаций психического развития человека. Понятие возраста
  4. ЛЕКЦИЯ № 1. Информационные и коммуникационные технологии: сущность и исторические этапы их развития. 3 страница
  5. Лекция №23 Класс Насекомые, морфология, циклы развития и медицинское значение отдельных видов.
  6. Методологические основы региональной экономики и условия регионального экономического развития
  7. Понятие уровня технологии технологического процесса. Границы рационалистического развития технологического процесса
  8. Тема 1. Понятия логистики и факторы ее развития, методология
  9. Тема 2. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  10. Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
  11. Тема 4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  12. Тема 5. Исследование и проектирование организационных структур управления и систем принятия решений.




Переглядів: 1132

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
 | Язык, речь, ее развитие, языковая личность

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.019 сек.