Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Диалектика, ее законы и принципы.

Диалектика (греч. букв, искусство вести беседу) является современной всеобщей теорией развития всего сущего (бытия, материи, сознания и т.п.), которая адекватно отражает его эволюцию в своих законах, категор риях и принципах Диалектика - это понимание мира и такой способ мышления, благодаря которым различные явления, предметы, вещи рассматриваются через разнообразие их связей, взаимодействий противоположных свойств и тенденций, в процессах изменений и развития Она - одна из древнейших наук Истоки ее восходят из исторически первых абстракций По утверждению Г Гегеля, философия возникла как диалектика, системно в и содержательно обогащалась на пути развития философской мысли думки.

Однако диалектика является не только всеобщей теорией сущего, но и всеобщим методом его исследования и изучения как метод теоретического мышления, она - совокупность субъективно осознанных, объективно зу условленных и практически оправданных приемов, навыков, умений в деятельности человека и человечества Итак, диалектика - это философская теория, всеобщий метод и методология научного познания и творчества взаимодействия ще В познавательной и практической деятельности людей она выполняет мировоззренческую и методологическую функцииції.

Понятие, принципы и законы диалектики

Диалектика - учение об универсальных связи бытия и развитие, теоретическая и методологическая основа познания и деятельности, наука о общие законы развития природы, общества и сознания Исто ории философии известны три основные ее формы: античная, немецкого классического идеализма и материалистическойа.

Античная диалектика начала все ее формы Мыслители Древней Греции Гераклит, Сократ, Зенон, Аристотель впервые показали мир подобным потока реки, в которую невозможно войти дважды, результатом м взаимодействия противоположностей Однако понять развитие как процесс качественных изменений, как возникновение принципиально нового античные философы еще не могли их учение было стихийным и наивным, но диалектические догадки бы ули гениальнымими.

Диалектика немецкой классической философии - вторая ее историческая форма Она унаследовала все положительное из диалектики античных предшественников и философским гением Г Гегеля превратилась в научно-рациональное ный всеобщий метод мышленияня.

Г Гегель - создатель диалектической логики Сущность диалектики он видел в выяснении единства противоположностей Диалектика есть постижением противоречий в их единстве Противоположности тождественны, но любая тождественны ость - это всегда и различие, а развитие является процессом перехода явления из одного качественного состояния в другое Однако модели диалектики для Г Гегеля была не объективная реальность, а мышление Соответственно он ро сумел и развитие как саморазвитие абсолютного духа от бытия идей к понятию Понятие - субъект и объект такого процесса, а диалектика - диалектика попять Такая позиция противоречила данным современного Г Гегелю естествознания, признавало диалектику вещей, природы, т.е. объективную диалектикдіалектику.

Материалистическая диалектика - третья ее историческая форма Разработана К Марксом и Ф Энгельсом, марксистской философией в целом, она стала результатом синтеза гегелевской идеалистической диалектики и фил философского материализма (его еще называют антропологическим материализмом) Л Фейербаха Материалистическая диалектика является учением о всеобщие связи и наиболее общие законы развития бытия и мышления я В пои субъективная диалектика (диалектика понятий) является отражением объективной диалектики (диалектики объективного бытия) Эта диалектика стала аналогом движения реального мира природы, общества, человека, а не наоборот, как в Г Гегель. Гегеля.

Материалистическая диалектика в применении ее к изучению природы с диалектикой природы, к познанию - теорией познания, к мышлению диалектической логикой, к обществу - диалектикой общественной жизни я Диалектико - материалистический анализ явлений природы, общества и сознания людей дает возможность открывать закономерности и движущие силы их развития, научно предвидеть будущее и находить реальных и способы его создания Задача любой цивилизованного человека - усвоение диалектического стиля мышления, т.е. постижения действительности во всей ее разнообразии, в постоянном движении, противоречивости, взаем Одии нового со старымим.

По содержанию диалектика является теоретической и методологической системой, которую образуют принципы, законы, категории, другие элементы Принцип в философии понимается как основное положение теории, или общее прави ыло или руководящая идея деятельности Принципы диалектики имеют в ее системе статус аксиом и, следовательно, задают исходные условия познания и деятельности, определяют их направленность и творческие потенциалы Ведущими с еред них есть принципы всеобщего связи, развития, объективности, отражения, историзма, системности, целостности Фундаментом диалектики являются принципы всеобщего связей и развитияитку.

Связь в философии понимается как взаимообусловленность существования объектов и явлений, разделенных в пространстве и времени В мире все связано: электроны с протонами, вещество с магнитными, гравитационными и другими полями, экономика государства с его политикой, производство с потреблением и т др. Всю бесконечную разнообразие связей изучает наука, ее развитие сопровождается постоянным расширением типологии н 'связей и многообразием их классификаций Философия различает связи пространственные, временные, генетические, причинно - следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосере дковани, внутренние и внешние, динамические и статические, прямые и обратные, единичные и особые и иа ін.

Любой объект, явление всегда находятся в системе многих и разнообразных связей Например, эффективность предпринимательской деятельности в продовольственном секторе экономики обусловлена ??потребительским попы итом на продукты питания, который связан с повседневной индивидуальным и общественным потреблением, ассортиментом продуктов на рынке, временем года, половым составом, родом его занятий, покупательной спо можнисть населения и многими другими обстоятельствами Выявление связей, установление законов и закономерностей их функционирования - главная задача каждой из наук Чем больше таких законов и закономерностей ей открывают науки, тем свободнее становится человек в теоретической и практической деятельностисті.

Средством реализации связей является взаимодействие - процесс воздействия различных объектов друг па друга, их взаимной обусловленности, изменения положения, состояния, взаимного перехода и т.п. Взаимодействие по связи, - объективная и универсальа.

Диалектика изучает всеобщие связи, которые обеспечивают существование всех предметов, вещей, явлений и процессов действительности и интегрируют в себе все общие и одиночные связи К ним относятся связи матери ее и движения; материи, движения, пространства и времени; старого и нового; содержания и формы, возможности и действительности, системы и элемента; целого и части и др. Знание этих связей и умение сознательно применять их в познавательной деятельности - свидетельство настоящей научно-методологической подготовки специалиста любой професії.

Развитие - это философская категория, в диалектике выражает необратимые, определенным образом направленные и закономерные изменения объектов, возникновения иного качества В живой материи формами развития является, например, п прогресс и регресс, переход к более совершенной или менее усовершенствованной качества Прогресс и регресс диалектически едины, т.е. любой процесс развития является одновременно и прогрессивным, и регрессивным В неживой ма терии показателем развития является степень устойчивости системеми.

время с идеей развития соглашаются почти все, но наблюдается неоднозначное его понимание Альтернативой диалектике есть другие методологии, а именно метафизическая, софистическая, эклектичная

Метафизика - это философский метод догматического и консервативного мышления С его позиций вещи существуют как созданные один раз и навсегда, они расположены в определенном порядке и могут лишь изменять местн это в пространстве Определяющим признаком этого метода является механистическое разложения целостного объекта на много независимых друг от друга составляющихих.

Софистика - это философский метод аргументации, который, используя гибкость и относительность понятий, вырывает из общей связи действительности случайную, несущественную признак и хитростями пытается обоснования трактовать и оправдать ее как существенную и определяющую.

Эклектика - это философский метод беспринципного, механического соединения в одном взгляде разных позиций без выделения главного, определяющего, суттеутворювального положения

Принципы всеобщей связи и развития не единственные в диалектике Есть и другие, например, принцип историзма отражает в объекте связь прошлого, настоящего и будущего этапов его развития, актуализирует в су участниками его прошлое и будущее Без учета требований этого принципа невозможны ни сознательная целенаправленная общественно-историческая практика людей, ни их научно-познавательная деятельность В истории развития общест ильства этот принцип утверждает постоянное качественное обновление социальных систем и структур, прогрессивную тенденцию общественного движения, оптимизацию его движущих сисил.

Диалектические принципы системности и целостности отражают связи и взаимодействия между элементами объекта как системы и как целого Они предусматривают изучение объектов в их связи со средой, внешним окружением и одновременно с выделением их элементов, свойств и функциий.

Принцип детерминизма отражает процессы развития объектов как результат действия комплекса причин, а следовательно, является основой рационального выяснения их связей, разумной ориентации людей в сплетении событий життеди ияльност.

Все принципы диалектики является логическим аналогом действительности Все объекты (предметы, вещи, явления, процессы) и каждый в отдельности всегда находятся в связи, взаимодействия и развития, имеют историю и причины возникновения ния, становления и функционирования, образуют системную целостность Специфическим синтезом принципов в диалектике есть понятие законну.

Закон в философии определяется как отражение объективных, завальных, существенных, необходимых связей объектов, явлений и процессов бытия, повторяющиеся Законы являются иерархическими и разнообразными в специфических них законах отражается развитие конкретных связей: физических, химических, биологических и других Общие законы выражают развитие связей, характерных для всей природы, или всего общества, аб в сознании Всеобщие законы отражают универсальные связи и природы, и общества, и сознания Диалектика изучает всеобщие законы развития бытия и познания, основными из которых являются: закон взаем ного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и «борьбы» противоположностей, закон отрицания отрицанияння заперечення.

Согласно закону взаимного перехода количественных и качественных изменений, количественные изменения в объектах постепенно накапливаются, на определенном этапе развития нарушают их меру и вызывают у них коренные качественные изменения Из этого определения следует вывод, что содержание и функции закона раскрываются через категории \"количество\", \"качество\", \"мера\" с их общей родовой признаку - \"свойствомродовою ознакою — "властивістю".

Свойство - это философская категория для выражения отношения определенного объекта к другим объектам, с которыми он взаимодействует Свойствами есть все то, что отличает один объект от другого или указывает на их по одибнисть Например, потребительная стоимость и стоимость - свойства любого товара, а удельный вес, плотность, электропроводность, температура плавления и т.д. - свойства любого металллу.

Качество - ЦС философская категория для выражения исторической определенности объекта, совокупности свойств его данности и отграничения от других объектов Например, обмен веществ, самовоспроизведение, ус тосованисть до среды - качества живой материи; труд, сознание, членораздельная речь - качества человека; горькое, соленое, кислое, сладкое - вкусовые качества и т др. Объектов без качеств не бывает, при этом качества объективные Существуют не качества сами по себе, а вещи, предметы, явления и процессы, характеризующиеся своим качествамтями.

Количество - это философская категория для выражения общего и однородного в качествах, совокупности свойств, размеров вещей и предметов, их величины в форме числа Это абстракции от такого конкр ретного, например, как народонаселение страны, темпы экономического роста, пропорции промышленного и сельскохозяйственного производства в агропромышленном комплексе, стоимости товаров и их цены или х имичний состав вещества, численность животных определенного вида, численность растений и т др. Подобно качества, количество объективная и имеет значение всеобщности В мире нет объектов без количественного значенияення.

Осмысление сущности и содержания понятия \"количество\", их эволюции в значительной степени связаны с развитием математики как науки о количественных отношения и пространственные формы действительности Однако чем сложнее объект, ты им труднее определить его количественными методами, например, нравственность, политика, эстетические восприятия и подобные По этой причине исследовательский процесс исторически и логически направляется от познания каче и к познанию количества, наука движется от качественных оценок и описаний к установлению количественных закономерностей, а от них - к более глубокой качебокої якості.

Качество и количество в объектах диалектически едины и не существуют отдельно друг от друга С изменением качества изменяется и количество, с изменением количества изменяется качество Каждая новое качество - всегда и новая киль ькисть Количественные изменения переходят в качественные, а качественные - в количественных Причинные моменты таких переходов выражаются категории \"мераuot;міра".

В диалектике мера означает количественные границы существования определенного качества Например, степени газа озона есть три атома кислорода (О3), молекулы воды - два атома водорода и один атом кислорода (Н20) При сохранении степени любой яки ый объект остается постоянным С нарушением меры объект качественно и количественно меняется Если, например, нагреть воду до 6000 ° С, то она превратится в плазму, т.е. ионизированный газ, в котором концентрации ее положительных и отрицательных зарядов равны друг другу Однако плазменный состояние воды - не конечный, а лишь один из этапов ее качественно-количественных изменений Материя бесконечна Под большим давлением образуется лед Он в полтора раза тяжелее воды, тонет в ней, тает при температуре свыше 300 ° С Исследование качественно-количественных преобразований позволило науке и производству с использованием сверхвысоких давлений и темп ературы получать качественно новые материалы, которых нет в природе, например, металлический водород и многие друато інших.

Качественные и количественные изменения в объектах закономерные, объективные и общие Любой предмет, вещь, явление, процесс развиваются через взаимодействие качественных и количественных свойств и их связей, постепенное на акопичення количественных изменений, нарушения, при определенных условиях, меры и переход к новому качеству, к возникновению нового объекта с другими качественными и количественными характеристиками.

Формой таких переходов прыжок - еще одна философская категория закона, выражает процесс преобразования объектов Он - скачкообразный Если, например, падать телу горизонтальную скорость в 1000, 200 00 7000 м / с, то оно упадет на поверхность Земли Но при скорости 7911 м / с оно превратится в спутник Земли По скорости 11 189 м / с тело навсегда удалится от Землид Землі.

Прыжки различаются по форме, масштабам, продолжительности и т.д. В развитии живой материи различаются эволюционные и революционные скачки Эволюция (лат развертывание) - это процесс постепенных количественно-качественных х изменений объектов при сохранении их основного качества, т.е. определенности от их возникновения до превращения в другие объекты или состояния Революция (лат поворот, переворот) - это процесс количественно-качественных изменений в Объект с превращением их основного качества, прерыванием постепенности в развитии В классификации революций выделяются промышленные, научно-технические, культурные, философские и др. Особенно значимы соц иально революции как способа изменения общественных систем В таких системах революция и эволюция является их необходимыми компонентами развития Они создают противоречивое единство Революции вызревают в процессе эволюция ции и становятся началом новой эволюции Развитие включает и медленную эволюцию, и перерыв постепенности Так, становления в современной Украине рыночной экономики - процесс революционный, однако он был бы невозможность ным без эволюции форм собственности, накопление валютных резервов, иностранных инвестиций, общественного сознания новой социальной группы людей - предпринимателей, менеджере, менеджерів.

Итак, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отражает механизм процесса развития Он отвечает на вопрос: \"Как реализуется этот процесс?\" акопичення соответствующих количественных изменений Поэтому эффективной, в частности, экономика может быть только при условии ее интенсификации как количественно-качественной диалектического единства Решающая роль в развитии принадлежит которые сним изменениям Ориентация в теории и практике лишь на количественные показатели перспективы не имеет Наконец, привлечение диалектической категории \"мера\" к изучению объекта может быть успешным только при условии научно ного обоснования изменений его качественно-количественной соответствия сложившейсяідповідності, що склалася.

В системе диалектики закон единства и «борьбы» противоположностей является главным Он отражает объективный источник всякого развития, отвечает на существенное мировоззренческий вопрос: \"Почему все в мире розвивает ться? \"Этот закон - ядро ??диалектики Поэтому не случайно, что диалектику в философии часто определяют через различные формулировки этого закову Согласно Гегелю, например, диалектика является учением о том, как п ротилежности становятся тождественными С открытием этого закона стало возможным действительно научный подход к формированию мировоззрениедо формування світогляду.

По закону единства и «борьбы» противоположностей, все вещи, предметы, явления, процессы объективного мира имеют противоположные свойства и тенденции развития Они находятся в единстве и \"борьбе\", взаем моде Единство противоположностей относительная, а \"борьба\" абсолютная \"Борьба\" противоположностей - источник всякого развитияотилежностей — джерело будь-якого розвитку.

Содержание и методологическая функция закона раскрываются через философские категории \"противоречие\", \"единство противоположностей\", \"борьба противоположностей\", \"противоречие\" В диалектике противоположности - это присуще ности и тенденции развития объектов, которые одновременно обусловливают и противоречат друг другу Например, в математике - плюс и минус; в познавательном процессе - методы анализа и синтеза, индукции и дедукции; у военном деле - средства нападения и средства защиты тощраві — засоби нападу і засоби захисту тощо.

Диалектические противоположности всеобщие и объективные Объектов без противоположностей Есть Противоположности существуют независимо от желания и сознания людей, их можно только изучать и руководствоваться ими в теоретические ней и практической деятельности (Противоположности типа \"верх - низ\", \"правое - левое\", \"свое - чужое\" и им подобные - субъективные и потому не является диалектическимктивні і тому не е діалектичними.)

Противоположности диалектически едины, то есть не существуют друг без друга Производство без потребления невозможно, как и анализ без синтеза, или животный мир без растительного Единство противоположностей заключается также в в совпадении их в определенных свойствах и тенденциях развития, в их взаимопроникновении друг в друга, то есть в их тождества При этом диалектика отрицает возможность абсолютного тождества Тождество всегда к онкретна и всегда отличается Так, прерывности не бывает без непрерывности: переривчатисть непрерывная, а непрерывность прерывистая; не бывает жизни без смерти, а смерти без жизни Мужской и женский организмы также образуют единую человеческую сущностьтність.

Высшей тождеством противоположностей является их переход друг в друга: количества в качество, потребление в производство, диктатуры в демократию, случайности в необходимость, дифференцированных живых клеток в багатоклиты инни организмы т.д. Противоположности в объектах субординированные Одна из них является ведущей: ассимиляция - по диссимиляции, общество - относительно природы, базис - по надстройки, общественное сознание - по индиви дуальной сознания, демократия - по диктатуры, синтез - относительно анализа и т и ін.

В объектах противоположности постоянно взаимодействуют в форме \"борьбы\", ее результатом является развитие Он многовариантный: совершенствование противоположностей и возникновение новой их единства на высшей основе (например,, рост степени свободы личности и общества по мере познания ими природной и исторической необходимости); устранение одной противоположности и совершенствование другой с созданием нового единства протил ежностей (так, прямая и представительная форма демократии приходят па смену диктаторскому политическому режиму) устранения обеих противоположностей и создание нового объекта с его единством противоположностей (п рикладом е переход на постсоветском социальном пространстве от командно-административной экономики к рыночной) и т ивої) і т. іп.

Развиваются и сами противоположности Вопы возникают как различия, затем превращаются в существенные различия и противоположности, а последние - на существенные различия и различия Завершается процесс снятия тям Снятие - философская категория для отражения такого преобразования, в котором имеются формы или принципы устраняются, отрицаются, но содержат свое значение как подчиненные моменты новой целостно ости Снятие в диалектике - не уничтожение и разрушение, а на другую качества, повой единства противоположностей, высшей ступени развития Примером снятия в биологии есть закон необратимости биологической эволю юции Ч Дарвин гениально угадал этот закон, а в диалектике он - конкретное проявление категории \"снятияquot;зняття".

Сложное и подвижное отношение между противоположностями называется в философии противоречием Оно отражает взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем провел вают во внутреннем единстве и взаимопроникновении как источник самодвижения и развития объективного мира и познанияя.

Диалектические противоречия объективные и всеобщие Вопы выражают сущность закона единства и «борьбы» противоположностей, является центральной категорией диалектики

Противоречия классифицируются на внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные Например, противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения его результ отцов является основной в экономике и жизни людей, поскольку определяет отношения между социальными группами, слоями населения, всеми элементами социальной структуры общества; противоречие между процессами асы миляции и диссимиляции - основная в живом организме, между торможением и иррадиацией - основная в работе головного мозга человека, между анализом и синтезом - основная в познавательном процессе тощо.

Особое место в жизни человека и общества имеют противоречия глобального масштаба Актуальной из них сейчас есть альтернатива \"быть или не быть\" цивилизации Преобразование наличного бытия в небытие и небытия в в бытие закономерный Все общественные порядки в истории преходящи ступенями развития человечества от низшего к высшему Однако в современных условиях произошло раздвоение небытия на две противоположности: небытие как зар одок становления нового исторического этапа в развитии общества и небытие как возможность гибели Человечества Обе эти противоположности находятся в единстве и \"борьбе\" между собой Отношения между ними стано влять основное противоречие современности ее решение предполагает не только ликвидацию ядерного оружия (она - главная причина всех глобальных проблем), но и преобразования общественных отношений, которые сформировались я в связи с производством, распространением и возможным применением ядерного оружия и других видов массового уничтожения людей: экономических, политических, экологических, нравственных При этом следует иметь в виду многогранность каждой из глобальных проблем Экологическая проблема, например, заключается не только в загрязнении природной среды продуктами жизнедеятельности людей и истощении природных энергоресурсов, но и в человеческом иммунодефиците (СПИД) как следствия искажения моральных, религиозных и эстетических общественных отношений, онкологических заболеваниях, туберкулезе, наркомании и многих других человеческих бедабагатьох інших людських бідах.

Итак, содержанием процесса развития является возникновение, становление и решения диалектических противоречий В каждом объекте или системе объектов вопы представлены сложной иерархией Любая противоречие масс системы потемнел характер, а любая система противоречива Развитие противоречий требует их решение, которое поднимает систему на качественно новый уровень Противоречие - источник, содержание и движущая сила самодвижения и Самора свитка мира, его познания и преобразования Субъектами.

Следующим является закон отрицания Он формулируется так: в процессе развития объектов каждый его степень, является следствием двойного отрицания, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на вы ищий основе характерные черты, структуру исходного степени развития Закон отвечает на вопросы о подавляющем направленность, об общей тенденции процесса развития, в целом прогрессивных.

Закон отрицания отрицания отражает целостную форму и внутреннюю структуру процесса развития благодаря взаимосвязи его основных фаз, единый механизм его восхождения через решение противоречий в сиинтези Ни закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, ни закон единства и «борьбы» противоположностей не воспроизводят общей, синтетической картины развития Действие закона отрицания отрицания вы является лишь в целостном, относительно завершенном процессе, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее завершенный результат, а его применение в познании и практике да есть возможность понять процесс развития во всей полноте и конкретной системности системності.

Закон характеризуют такие философские категории: \"отрицание\", \"отрицание отрицания\", \"преемственность\" Диалектическое отрицание является необходимым моментом процесса развития, условием качественного изменения объектов в Оно объективное и всеобщее в одной сфере реальности не может быть развития без отрицания предыдущих форм ее существования Так, новое поколение людей отрицает предыдущее, рыночная экономика - тоталита РНУ, капиталистическая собственность - индивидуальную, квантовая механика - классическую, а волновая теория элементарных частиц - корпускулярнолементарних часток — корпускулярну.

Диалектическое отрицание отражает не уничтожение объекта, а момент его перехода в новое качество, в ней сохраняются элементы и свойства его предыдущего (исходного) качественного состояния, т.е. фиксирует сп падкоемнисть развития История человечества, например, является последовательной сменой отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные всеми предыдущими поколениями, или-принцип соответствия Н Бора, согласно которому теории, с возникновением новых, более общих теорий, не устраняются как нечто ложное, а включаются в новую теорию как ее пограничные или конкретные случаи и сохранил ають значение для предварительной сферы объяснению.

 

Первое возражение не завершает процесс развития Оно дополняется Второе возражение, или отрицанием отрицания У них разные функции Первое возражение означает возникновение противоречий, второе - снятие я противоречия, ее решения По содержанию второе возражение - новое единство и \"борьба\" противоположностей, высший этап развития с сохранением элементов и свойств исходного пункта и его первого запер ния, а по форме - как возвращение к исходному пункту, но н преобразованном виде В итоге - цикличность развития, последовательную цепь преобразований: исходный пункт - первое отрицание - отрицание я возражения, третье, четвертое возражение т.п. Например, химический элемент литий превращается па химический элемент фтор через шесть возражений (литий - бериллий - бор - углерод - азот - кислород - фтор) калий переходит в рубидий через 18 возражений; цезий в франций - через 32 отрицанией у францій — через 32 заперечення.

Итак, развитие имеет спиралевидную форму Подтверждением ее является спиралевидный движение капиталов по формуле Д - Т - Д, т.е. на вложенные в производство деньги \"Г\" (исходный пункт развития) производится товар \"Т\" (первое отрицание), реализация которого приносит прибыль \"Г\" (отрицание отрицанияquot; (заперечення заперечення).

Спиралеподибнисть - всеобщая форма процесса развития, однако закон отрицания отрицания может выражаться и в конкретной форме триады, или будто одного витка спирали: тезис (исходный пункт развития) а антитезис (первое отрицание) синтез (второе возражение, или отрицание отрицания) Так, из посеянного в почву зерна пшеницы (тезис) произрастает пшеничная стебель (антитезис), на котором затем формируется кол осок со многими зернами пшеницы (синтез) Подобное происходит в логике диалектического мышления.

Итак, внутренней основой закона отрицания отрицания является принцип заперечуваности; этот принцип оказывается не в общей и абстрактной форме, а в конкретном виде \"отрицание отрицания\", который и составляет специфику закона; эта специфичность выступает как форма \"возвращение к старому\", причем \"старый\" есть в синтезе вместе с тем как что-то новое; отрицания означает одновременно сохранение э ментов прошлого, исторической преемственности в развитии; специфичность закона проявляется и в спиралеподибности диалектического движения Он предполагает не только генеральную тенденцию прогресса, но и временные движения назад, возможность зигзагов в процессе развития, сочетание прогресса и регресса при общей поступательной направленностиьной поступальной спрямованості.

Каждый из законов диалектически специфический Вместе с тем все они диалектически едины, отражают объективные всеобщие существенные связи бытия, сознания всесторонней деятельности людей и процессе их познания ния Сущность, содержание, функции законы диалектики выражают через категориий.

 


Читайте також:

  1. Законы (свойства) Оперативные правила
  2. Законы геометрической оптики
  3. Законы Кирхгофа
  4. Законы комутации.
  5. Законы Стефана — Больцмана и
  6. Законы сухого трения. (вернуться к оглавлению)
  7. Макроэкономические принципы. Совокупный спрос и совокупное предложение
  8. Налогообложение: сущность, принципы.
  9. Основные законы: диалектика количественных и качествен-




Переглядів: 877

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Основні техніко-економічні показники. | Проблемы медицинской этики и врачебной деонтологии в практике работы врача терапевта.

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.005 сек.