Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Вступ................................................................................................................ 7 1 сторінка



ISBN: 978-5-222-14486-2

Издательство: Феникс

Серия: Среднее профессиональное образование

Жанр: Туризм и сервис

Год выпуска: 2008

Страниц: 416

 

Настоящий учебник составлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта для средних специальных учебных заведений. Во введении и четырех разделах учебника рассматриваются организационные и психолого-педагогические основы сервисной деятельности; всесторонне охарактеризована профессиональная деятельность в туризме, подробно проанализированы профессиональные качества работников сферы туризма. Приложен глоссарий основных туристских терминов. Учебник предназначен для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, а так же может использоваться и в учебном процессе вузов для специальности «Социально-культурный сервис и туризм».

 

 

Виктор Федорович Буйленко


ВВЕДЕНИЕ

ИЗ ИСТОРИИ ТУРИЗМА

О ПОНЯТИИ «ТУРИЗМ». КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИЗМА

Раздел I

Глава 1

§ 1.1. Сфера бытового обслуживания населения

§ 1.2. Посреднические услуги в современном российском предпринимательстве

§ 1.3. Характеристика досуговых услуг

§ 1.4. Особенности сервисной деятельности в России

§ 1.5. Внедрение новых форм обслуживания

§ 1.6. Новые виды отечественных услуг

Контрольные вопросы

Глава 2

§ 2.1. Особенности общего управления сервисным предприятием

§ 2.2. Организационная структура сервисного предприятия

§ 2.3. Производственный менеджмент

Контрольные вопросы

Глава 3

§ 3.1. Процесс обслуживания потребителей

§ 3.2. Прогрессивные формы обслуживания

Контрольные вопросы

Глава 4

§ 4.1. Культура сервиса и морально-нравственный характер общения людей

§ 4.2. Этические основы, деловой этикет и эстетические аспекты сервисной деятельности

§ 4.3. Социально-культурная сфера и кодекс профессиональной этики работников обслуживания

Контрольные вопросы

Глава 5

§ 5.1. Психология процесса обслуживания

§ 5.2. Тактика обслуживания на этапах совершения заказа

§ 5.3. Жалобы и конфликты при обслуживании клиентов

§ 5.4. Способы разрешения конфликтов

§ 5.5. Единство этики и психологии в сервисной деятельности

Раздел II

Глава 1

§ 1.1. Основные понятия рекреации

§ 1.2. Использование природных ресурсов

§ 1.3. Государственные охраняемые территории. Экологический туризм

§ 1.4. Особо охраняемые природные территории как объекты туризма

Контрольные вопросы

Глава 2

§ 2.1. Виды туристских организаций

§ 2.2. Туризм и другие области знания

§ 2.3. Правовые проблемы туристского бизнеса в Российской Федерации

§ 2.4. Правовая грамотность туристов

§ 2.5. Обеспечение безопасности в туризме

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ III

Глава 1

§ 1.1. Роль турагента и туроператора на туристском рынке

§ 1.2. Турагенты

§ 1.3. Туроператоры

§ 1.4. Специфика туристского продукта

§ 1.5. Туроператоры и турагенты на международном рынке

Глава 2

Контрольные вопросы

Глава 3

§ 3.1. Оценка потенциала роста мирового рынка туризма

§ 3.2. Эволюция рыночных технологий

§ 3.3. Перспективы развития видов туристской деятельности

§ 3.4. Прогнозы развития международного туризма

§ 3.5. Влияние социодемографических изменений на развитие мирового рынка туризма

Контрольные вопросы

Глава 4

§ 4.1. Российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов

§ 4.2. Практика правового регулирования туристской деятельности в России

§ 4.3. Особенности страхования в туризме

Контрольные вопросы

РАЗДЕЛ IV

Глава 1

§ 1.1. Общее представление о профессии, специальности, квалификации

§ 1.2. Стадии и уровни профессионализма. Профессиональное воспитание и обучение специалиста

§ 1.3. Профессиональная компетентность и профессионализм работника социальной сферы

Глава 2

§ 2.1. Понятие о должности. Содержание разделов должностной инструкции («Общие положения», «Функции»)

§ 2.2. Содержание разделов должностной инструкции («Должностные обязанности», «Права»)

§ 2.3. Содержание раздела должностной инструкции («Ответственность»)

§ 2.4. Другие разделы должностной инструкции

§ 2.5. Должностная инструкция персонала гостиниц

§ 2.5.1. Генеральный директор гостиничного предприятия

§ 2.5.2. Заместитель Генерального директора

§ 2.5.3. Начальник отдела маркетинга

§ 2.5.4. Заведующий номерным фондом

§ 2.5.5. Заведующий службой предварительных заказов мест в гостинице

§ 2.5.6. Портье по приему предварительных заказов мест в гостинице

§ 2.5.7. Регистратор

§ 2.5.8. Дежурная по этажу

Глава 3

§ 3.1. Заведующий отделом продуктов питания и напитков

§ 3.2. Заведующий шеф-повар

§ 3.3. Старший стюард

§ 3.4. Заведующий обслуживанием в номерах

§ 3.5. Заведующий кафе

§ 3.6. Администратор кафе

§ 3.7. Директор ресторана (метрдотель)

§ 3.8. Заведующий отделом по проведению банкетов

§ 3.9. Старший официант по обслуживанию банкетов

Глава 4

§ 4.1. Особенности характера, необходимые работнику сферы обслуживания

§ 4.2. Профессиональный риск при работе в социальной сфере

§ 4.3. Регламент трудовой деятельности

Глава 5

§ 5.1. Содержание труда, необходимые личностные и психические качества основных профессий СКСТ

§ 5.2. Коммуникативная профессиограмма специалиста СКСТ

§ 5.3. Карьера профессиональной деятельности специалиста социальной сферы

Глава 6

§ 6.1. Специалисты по экотуризму

§ 6.2. Специалисты по туроперейтингу

§ 6.3. Специалисты административного управления туризмом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

Основные понятия и определения туризма

Туристские услуги и обслуживание

Терминология туроперейтинга

ЛИТЕРАТУРА

 

ВВЕДЕНИЕ

Туризм (фр. tourisme; tоur – прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации явилась объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.

На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа – туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.

Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.

Туризм в наше время во многих странах мира бурно развивается, играет все более заметную роль в мировой экономике. По мнению экспертов, уровень международного туризма по прибытиям в 1999–2010 гг. может составить более 1 трлн туристов, [1 - Биржаков М. Б. Введение в туризм. – М.– СПб.: «Невский фонд», 2000. – С. 23.] а прибыльность этой сферы услуг будет неуклонно возрастать. Уже сегодня на сферу туризма приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов. [2 - Маркова В. Д. Маркетинг услуг. – М., 1996. – С. 3.]

Поскольку туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет на любой континент, государство или город. Значение туризма для экономики разных стран связано прежде всего с теми преимуществами, которые он приносит при условии успешного развития. Прежде всего – это рост рабочих мест в гостиницах и других средствах размещения, в ресторанах и иных предприятиях индустрии питания, на транспорте и в смежных обслуживающих отраслях. Другим важным преимуществом является мультипликативный эффект от туризма, то есть его влияние на развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество – рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме этого, туризм оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов.

В России, однако, в силу ряда причин, сфера туристской деятельности в сравнении со многими другими странами еще не получила должного развития. На долю России вместе со всеми странами СНГ приходится лишь 2 % мирового туристского потока. [3 - Квартальнов В. А. Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 251.] Сегодня численность приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристическими и частными целями составляет около 8 млн человек, что далеко не соответствует ее туристическому потенциалу.

Среди основных причин, сдерживающих развитие въездного туризма, – создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации образ России как страны, неблагоприятной для туризма; несовершенство действующего порядка выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении; неразвитая туристическая инфраструктура; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах и др.

Вместе с тем ежегодно заметно растет число российских граждан, желающих совершить туристическую поездку, особенно в зарубежные страны. Так, в последние годы среднее количество российских туристов, выезжающих в страны дальнего и ближнего зарубежья, составляет около 13 млн человек, [4 - Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы. – М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 162.] и цифра эта постоянно растет. Это свидетельствует о том, что туристская деятельность, пережив период хаотичного развития, проходит этап качественного становления.

 

 

ИЗ ИСТОРИИ ТУРИЗМА

Люди путешествовали всегда, во все времена. Представители древних народов, населявшие различные части Земли, оставили записи о своих впечатлениях от пребывания в дальних краях. Эти исторические свидетельства показывают, что по мере расширения торговой деятельности и завоеваний, к примеру, в Греции, Риме и Китае представители знатного сословия этих стран все чаще отправлялись в поездки для развлечения, с торговыми или с дипломатическими целями. Геродот, например, оставил значительное письменное наследие о своих кратковременных поездках и длительных путешествиях.

В подобной литературе, имевшей жизнеописательный характер и историческую направленность, рассматривались искусство и философия путешествия, описывалось население других стран, языки, религии, традиции дарить подарки, черты местного быта и гостеприимство.

Во времена колониальных завоеваний и географических открытий арабами (VIII в. н. э.) и европейцами (в том числе Марко Поло – ХII в. н. э.) было сделано много записей о путешествиях. Отметим, что эти путешественники оставили после себя замечательное литературное наследие. Так, поэт Баско, посетивший Японию в ХV в., написал мемуары, которые по сей день служат прекрасным справочным материалом нынешним туристам. Туризм в это время имел, как правило, не познавательный характер, а был ориентирован на встречи важных персон и делегаций, а также на посещение священных мест.

С XV в. европейская экспансия усилилась, чему отчасти способствовали появление детальных карт и новых мореходных судов, а также рост купеческого сословия. Согласно этим документам, начиная с середины XVI в. жители Северной Европы регулярно ездили на лечение к минеральным водам, в известные учебные центры Италии и к памятникам великих цивилизаций в Южную Европу. Поначалу путешествовали лишь знать, паломники и дипломатические посланники. Понятие «тур» было введено гораздо позже – в 1750-х гг., и вскоре термин «турист» был принят для обозначения участников подобных развлекательных и образовательных путешествий.

Поначалу туры были продолжительными – по 2–3 года. Туриста (как правило, молодого человека) сопровождал в путешествии опекун. В наследство нам в мемуарах, туристских справочниках и путеводителях остались многие повествования об этих путешествиях. Это были не только литературные, но и описательные познавательные, страноведческие и культурологические работы, возможно, лучшей иллюстрацией которых являются записки Гете и Стендаля об Италии, а Тургенева и Карамзина – о Германии и Франции, Дарвина – о животном мире и ландшафтах различных стран, которые он посетил в ходе путешествия на корвете «Бигл».

Паломничество как особая ветвь путешествий также оставило многочисленные документальные свидетельства, среди которых хотелось бы отметить «Инока Парфения повествования о путешествиях по монастырям».

Индустриальная революция, миссионерство, социальная реформация внесли большие изменения в условия жизни людей.

Современный туризм зародился в XIX веке в Англии. Известна даже точная дата основания туризма – 6 июля 1841 года. В этот день англичанин Томас Кук (1808–1885) открывает первое туристское агентство. Он совершил настоящее открытие: придумал туризм – один из самых доходных видов бизнеса, на котором сегодня богатеют не только отдельные фирмы, но и целые государства. Т. Кук, великий английский реформатор туризма, впервые начинает использовать железнодорожный транспорт для поездок среднего класса за город, на выставки и ралли. Отметив коммерческие перспективы массового туризма, он положил начало современной туристской индустрии: турагентствам, резервированию мест в транспорте и гостиничных номерах, классификации отелей, дорожным чекам, расписаниям и качественным путеводителям с исчерпывающей информацией.

А начиналось все весьма прозаично. Родился Томас Кук в нищей английской семье. Вскоре после смерти отца его отправили учиться в школу при монастыре. Достигнув 17 лет, Томас принял крещение и стал полноправным членом баптистской церкви. Он перебрался из Мельбурна в Лафборо, где принялся без устали писать статьи для местного баптистского журнала, в которых объявил беспощадную войну пьяницам и курильщикам. Когда в 1840 году была открыта железнодорожная ветка, связавшая Дерби с Рагби, Томас Кук неожиданно понял, что такое прекрасное изобретение, как железная дорога, необходимо использовать для рекламы трезвого образа жизни. Он решил нанять поезд, чтобы отвезти на нем «друзей трезвости» из Лейстера в Лафборо на ежеквартальный съезд ассоциации трезвенников южных графств центральной Англии. 570 «друзей трезвости», ставших первыми туристами, погрузились в девять открытых вагонов. В дальнейшем в рекламных целях железные дороги стали предоставлять Куку скидки, которые позволяли организовывать развлекательные поездки и для людей с самыми ограниченными финансовыми возможностями. Поэтому клиентов были уже не сотни, а тысячи. Его экскурсии и путешествия основывались на очень действенном принципе: «получение максимальной выгоды для максимального количества людей по минимальной цене».

Летом 1845 года Томас Кук организовал первое чисто развлекательное путешествие – без проповедей и воздержаний. Для своего первого путешествия, впрочем, как и для всех последующих, – Кук издал небольшой путеводитель с рассказом обо всех достопримечательностях, которые туристы смогут увидеть. Успех превзошел самые оптимистичные ожидания. Еще во время рекламной кампании спрос на билеты был так высок, что пришлось нанять два поезда вместо одного.

Освоив маршруты по Шотландии, Ирландии, Северному Уэльсу и на остров Мэн, Кук пошел дальше. Он предложил нескольким крупным землевладельцам центральной Англии открыть их замки и парки простым людям для осмотра.

Кук разработал маршруты по многим европейским городам. В 1865 году он открыл для соотечественников Новый Свет, а для американцев – родину их предков. Деятельность осуществлялась через агентство «Томас Кук и сын», первой конторы, специализирующейся на организации туристических поездок. Одним из первых американских клиентов фирмы стал Марк Твен. Не случайно, наиболее яркое описание такого путешествия приводится в пародии Марка Твена «Простаки за границей» (1869).

Постепенно массовый туризм стал приобретать международный характер. Туризм превратился в общественное явление огромного, мирового масштаба. Усовершенствование производства, развитие общества привели к появлению большего количества свободного времени, а новые условия жизни людей – к возрастанию рекреационных потребностей.

На стыке ХIХ и ХХ вв. описание путешествий прекратило быть областью преимущественного внимания вольных философов и ярких индивидуальностей-одиночек (таких как Гумбольдт, Спенсер, Маркс или Плеханов), но благодаря именно им начинается период социализации туризма, обозначенный тенденциями, обоснованными в работах М. Вебера, Дюркгейма, Веблена и ван Ганнепа.

Теснейшим образом с историей туризма связано и развитие учения о туризме. Издавна изучением туризма как науки занимались сами путешественники, и подобные учения соответствовали духу и характеру туризма своего времени.

Первая мировая война и социальная революция в России положили конец власти аристократии. Люди стали более внимательно относиться к природе в связи с кризисом здоровья в условиях всеобщей индустриализации и урбанизации. Приобретают популярность принятие солнечных ванн, особенно на морских курортах, а также отдых в горах, лыжи, пеший туризм, круизы. Развитие этих видов отдыха продолжается и поныне.

В этот период приоритет в развитии учения о туризме приобретают исторические исследования, которые занимаются изучением как туризма в целом, так и историей отдельных курортов. Историками был внесен важнейший вклад, например, в изучение форм рекреации в Древнем Риме, Англии ХVII века, истории великих географических открытий, кругосветных путешествий, мирового турне.

Начиная с 1930-х гг. география стала уделять больше внимания описаниям и страноведческим характеристикам отдельных районов и содействовала интересу к проблемам развития внутреннего туризма.

В последующие после Второй мировой войны десятилетия туризм послужил толчком к развитию всех стран, но особенно – освободившихся от колониального гнета. Решающую роль в популяризации выездного туризма сыграло появление в 1952 г. в России авиапутешествий, так же как, впрочем, и в США, ученые сконцентрировали свое внимание на внутреннем туризме и на проблемах рекреации.

К 60-м годам XX века на территории Западной Европы, и в особенности США, начала складываться особая социально-экономическая система, которая к началу 80-х годов стала приобретать международный характер – индустрия туризма.

 

 

О ПОНЯТИИ «ТУРИЗМ». КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИЗМА

Система взглядов на туризм как культурное явление в мировой научной общественности постоянно менялась. И сегодня структура индустрии туризма, определение отдельных его компонентов и даже само определение «туризма» остаются спорным.

Между тем актуальность четкого определения этого понятия очевидна. Ведь в зависимости от полноты и ясности определения границ системы индустрии туризма, выявления структурных компонентов, входящих в нее, главных и вспомогательных отраслей, производящих рекреационные услуги, можно установить и прогнозировать закономерности развития этой системы, иметь четкие представления о ее границах, и, как следствие этого, рассчитать реальный экономический эффект от этой отрасли экономики и определить степень ее влияния на развитие определенной территории.

По мнению некоторых ученых, под понятие «туризм» подпадают все виды движения человека, не связанные с переменой постоянного места жительства и работы. [5 - Развитие индустрии туризма в СССР / / Материалы научной конференции. – Новосибирск, 1968.] При такой точке зрения под туризмом можно понимать одну из форм миграции, не имеющую постоянного характера. [6 - Бондарчук И. Т., Таныгин Г. И. Социально-экономическая сущность курортного хозяйства и туризма как отрасли народного хозяйства // Респ. межвед. науч. сб. Экономическая география. – 1977. – Вып. № 23. – С. 104–114.]

Другие авторы (Азар В. И., Ходорков Л. Ф., Герасименко В. Г. и др.) в своих определениях понятия «туризм» подчеркивают динамичность («перемещение», «движение») и территориальность этого явления. Некоторые авторы под туризмом обязательно подразумевают наличие активного отдыха. [7 - Там же.]

В 1963 году на конференции ООН по международному туризму и путешествиям, состоявшейся в Риме, было утверждено определение, согласно которому «любое лицо, находящееся в течение 24 часов и более в стране, не являющейся его постоянным местом проживания (ПМЖ), с целью отдыха, лечения, участия в спортивных мероприятиях, заседаниях, конгрессах и т. д., не оплачиваемых в стране пребывания…» считается международным туристом. [8 - Бондарчук И. Т., Таныгин Г. И. Социально-экономическая сущность курортного хозяйства и туризма как отрасли народного хозяйства // Респ. межвед. науч. сб. Экономическая география. – 1977. – Вып. № 23. – С. 104–114.] Поскольку между определением «турист» и «отдыхающий» нет качественных принципиальных различий, туризм может являться не только активным видом отдыха (спортивные мероприятия и т. д.), но и пассивным отдыхом (лечение и т. д.). [9 - Азар В. И. Экономика и организация туризма. – М.: Экономика, 1972. – 184 с.] Ведь под отдыхом может подразумеваться любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории ПМЖ, так и за ее пределами. [10 - Николаенко Т. В. Николаенко Д. В. Введение в рекреационную географию. Харьков: Международный Славянский ун-т, 1998. – 195 с.] И если отдых происходит на территории, находящейся за пределами ПМЖ субъекта, то он вне зависимости от вида отдыха попадает в категорию «турист». Также идентичен «туризм» и «отдых» с точки зрения общественного производства. Туризм и отдых – это специфические формы потребления национального богатства и нематериальных благ. [11 - Рогозинская Е. А. Экономические проблемы организации туризма и управление им в СССР // Вестник МГУ. Серия Экономика. – 1976. – № 5. – С. 38–46.] Хотя оба эти понятия идентичны с точки зрения конечной цели, а именно: удовлетворение рекреационных потребностей, формы их достижения разные.

Для классификации рекреационной (туристической) деятельности существуют разные подходы. Исходя из цели и основных мотивов путешествия, американский ученый В. Смит [12 - Smith V. Hosts and Guests / University of Pennsyvania Press. – Philadelphia, 1977.] определяет шесть категорий туризма:

– этнический;

– культурный;

– исторический;

– экологический;

– рекреационный;

– деловой.

Украинский ученый Н. П. Крачило [13 - Крачило Н. Г. География туризма. – Киев: Вища школа, 1987. – 208 с.] предложил несколько иную классификацию из шести видов туризма:

– курортно-лечебный;

– культурно-развлекательный (туристические путешествия, проводимые с целью ознакомления с историко-культурными, археологическими и архитектурными достопримечательностями; посещение музеев, картинных галерей, театров, фестивалей, спортивных соревнований и других объектов культуры);

– спортивный;

– познавательно-деловой;

– религиозный;

– промысловый.

Российский ученый Н. С. Мироненко [14 - Мироненко Н. С. Рекреационная география. – М.: изд. Московского университета, 1981. – 207с.] подразделяет рекреационную деятельность по главному мотиву на следующие три основных вида:

– лечебную;

– оздоровительную и спортивную;

– познавательную (природную, культурно-историческую).

Отечественный современный ученый В. А. Квартальнов, [15 - Квартальнов В. А. Туризм: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 320 с.: ил.] рассматривая поведение человека в качестве покупателя турпродукта, предлагает классифицировать рекреационную деятельность следующим образом:

– отдых, досуг, развлечение;

– познание;

– спорт и его сопровождение;

– паломничество;

– деловые цели;

– гостевые цели.

Китайский ученый Ван Циншеи [16 - Ван Циншен. Историко-культурный туризм и развитие туристических городов // Культура народов Причерноморья. – 2002. – № 35. – С. 11–15.] считает, что классификация рекреационной деятельности должна быть многоуровневой и основываться на теории уровней потребностей Абрахама Маслоу.

Потребности первого, основного, уровня представлены ландшафтным туризмом, удовлетворяющим потребности туристов в познании природы и культуры.

Туристические потребности второго, повышенного, уровня, направлены на удовлетворение потребностей в развлечениях.

Третий, специальный, уровень туристической потребности включает любование памятниками культуры, курортно-лечебную деятельность, отдых, участие в конференциях, паломничество, научные экспедиции и т. д. При этом «историко-культурный фактор является единственной постоянной аттрактивности (привлекательности – В.Б.) во всех трех уровнях туристических потребностей». [17 - Там же. – С. 12.]

Туризм может быть активным или пассивным, внутренним и международным. По разным основаниям туризм может подразделяться на различные виды:

– по цели поездки туризм может быть подразделен на рекреационный, познавательный, научный, деловой;

– по характеру организации и интенсивности обслуживания – на плановый, неорганизованный (самодеятельный);

– по численности путешествующих – на индивидуальный, семейный, групповой;

– по продолжительности тура – на кратковременный или долгосрочный;

– по возрасту туристов – на детский, молодежный, взрослый;

– по способу передвижения (виду транспорта) – на автотуризм, караванный, морской и речной туризм и др.;

– по способу размещения – на стационарный и передвижной (круизы, туры);

– по интенсивности туристской деятельности туризм делится на постоянный (круглогодичный) и сезонный (связанный с определенным временем года);

– по виду использования природных ресурсов – на развлекательный, экологический, горный, водный, олимпийский, пешеходный;

– по форме финансирования туризм подразделяется на коммерческий и социальный.

По другим основаниям туризм может подразделяться на другие виды. Классификация видов туризма необходима для разработки целевых и региональных программ, имеющих элементы национальных культур, дифференцирование экономических нормативов для разных регионов страны, учитывающих особенности экосистем разных территорий, культурно-эстетические и природно-климатические условия данного региона.

 

 

Раздел I

СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, ЭТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

Глава 1

Разновидность услуг и их характеристика

 

§ 1.1. Сфера бытового обслуживания населения

Под сферой бытового обслуживания, как правило, понимают совокупность видов деятельности, функциональное значение которых в системе общественного производства выражается в оказании и реализации услуг для населения. В зависимости от их роли в процессе воспроизводства, от характера удовлетворяемых ими потребностей виды деятельности сферы бытового обслуживания значительно различаются между собой.

Они существенно дополняют личное потребление, участвуют не только в удовлетворении, но и в целенаправленном формировании потребностей населения, создании условий для экономии свободного времени населения. На современном этапе формирования рыночных отношений в экономике России широкое развитие сети малых предприятий бытового обслуживания способствует развитию предпринимательской активности, получению населением дополнительных доходов, увеличению количества рабочих мест и работающего населения, в том числе на условиях неполной занятости, то есть помимо основной работы.

Утвержденные 8 июня 1993 года постановлением СМ и Правительства РФ № 536 «Правила бытового обслуживания населения в Российской Федераций» впрямую не указывали те виды деятельности, для которых они разработаны. Трактовался этот вопрос следующим образом: «Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации… регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытовых услуг», подразумевая, что указанная сфера уже известна и узаконена. Далее методом от противного в «Правилах…» выделялись те сферы деятельности, на которые они не распространялись, причем оставалось не ясным, являлись ли эти виды деятельности бытовыми и на них не распространялись «Правила…», или это совершенно другая область предпринимательского труда.

В конце 90-х годов бытовые услуги в общем объеме оказанных услуг населению в целом по России составляли 16 %. При этом необходимо отметить, что объем бытовых услуг населению в общем объеме платных услуг упал по сравнению с предыдущими годами (30 % в 1993 г.). Удельный вес бытовых услуг снижается при росте доли расходов населения на социально необходимые услуги, ранее предоставляемые бесплатно или со значительной скидкой (жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования, медицинские).

Именно в этой отрасли произошли процессы, имеющие негативные последствия для обслуживания населения России социально важными бытовыми услугами. Результатами данных процессов стали:

– сокращение физических объемов производства бытовых услуг по сравнению с дореформенным периодом по всем основным группам бытовых услуг. Так, в 1998 г. объем бытовых услуг не превышал 24 % от уровня 1990 года, в том числе прачечных – 8 %, парикмахерских – 11 %, химчистки и крашения – 5 %, бань и душевых – 10 %;


Читайте також:

  1. Всі люди є рівними перед Богом. 1 сторінка
  2. Всі люди є рівними перед Богом. 2 сторінка
  3. Всі люди є рівними перед Богом. 3 сторінка
  4. Всі люди є рівними перед Богом. 4 сторінка
  5. Всі люди є рівними перед Богом. 5 сторінка
  6. Всі люди є рівними перед Богом. 6 сторінка
  7. Всі люди є рівними перед Богом. 7 сторінка
  8. Всі люди є рівними перед Богом. 8 сторінка
  9. Всі люди є рівними перед Богом. 9 сторінка
  10. Вступ................................................................................................................ 7 10 сторінка
  11. Вступ................................................................................................................ 7 11 сторінка




Переглядів: 928

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Туризм: учебник | Вступ................................................................................................................ 7 2 сторінка

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.024 сек.