МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах
РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ" ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів
Контакти
Тлумачний словник Авто Автоматизація Архітектура Астрономія Аудит Біологія Будівництво Бухгалтерія Винахідництво Виробництво Військова справа Генетика Географія Геологія Господарство Держава Дім Екологія Економетрика Економіка Електроніка Журналістика та ЗМІ Зв'язок Іноземні мови Інформатика Історія Комп'ютери Креслення Кулінарія Культура Лексикологія Література Логіка Маркетинг Математика Машинобудування Медицина Менеджмент Метали і Зварювання Механіка Мистецтво Музика Населення Освіта Охорона безпеки життя Охорона Праці Педагогіка Політика Право Програмування Промисловість Психологія Радіо Регилия Соціологія Спорт Стандартизація Технології Торгівля Туризм Фізика Фізіологія Філософія Фінанси Хімія Юриспунденкция |
|
|||||||
Предисловие. Почему надо изучать философию?
ББК 15.1 О-66 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Пермского университета Рецензенты: д-р филос. и., проф. Т.С. Васильева д-р филос. н., проф. Н.Г. Магомедов ОРЛОВ В.В. О-66Основы философии. Часть первая. Общая философия. Вып. 1: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Пермский университет. - Пермь. 2001.. - 216 с. ISBN 5-7944-0194-Х Учебное пособие “Основы философии” состоит из двух частей: “Общая философия” и “Социальная философия”. “Общая философия” представлена двумя выпусками (соответственно, темы 1-5,6-8). В ней раскрывается содержание наиболее общей философской науки, именуемой также “систематической философией” или “метафизикой”. Первое издание “Общей философии” опубликовано в 1991 г. Настоящее издание - дополненное и переработанное. В центре внимания - изложение фундаментальных проблем философии - сущности мира, сущности человека, сущности и смысла его существования. Рассматривается решение этих проблем в истории мировой философской мысли, в современной научной философии. Последняя представлена как закономерный результат более чем двухтысячелетнего развития философской мысли. По узловым проблемам освещается содержание дискуссий в отечественной и мировой философской мысли. Значительное место отводится анализу нерешенных проблем философской науки. Предназначено для студентов университетов, аспирантов, соискателей и всех интересующихся проблемами современной научной философии. ISBN 5-7944-0194-Х ©В.В.Орлов, 1991 ©В.В.Орлов, 1997 © В.В. Орлов, 2001 Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? Поль Гоген К живым взываю! А.И. Герцен Предисловие. Почему надо изучать философию? Философия - это наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Стремление понять мир и самого себя заложено в самой природе человека, является коренным условием его существования и развития. Мир и наше “Я” образуют два полюса человеческой мысли, ее глубинную структуру, без которой мысль не может существовать. Независимо от того, осознаем мы это или нет, думаем о простых повседневных делах или об основах мироздания, человеческая мысль возникает только на основе “диалога” с бесконечным миром, диалога, скрытого в самих исходных структурах мысли. Человек - не рядовое, бесконечно малое явление в мире, атом, затерянный в бесконечных космических пространствах. Человек универсален, природа его бесконечна и неисчерпаема. Поэтому и универсальна человеческая мысль, которая ставит перед собой вечную проблему сущности мира и человека; мысль неполна и ущербна, пока она не затрагивает коренных вопросов человеческой сущности, места человека в мире и перспектив его существования. Эти фундаментальные вопросы решались философией в течение более двух тысячелетий ее существования. Итогом и продолжением длительной истории философской мысли является научная философия. Современный период мировой истории конца XX в. имеет глубоко переломный характер. Три крупных исторических события определили характер столетия. Первое из них - победа социалистической революции в России, строительство социализма в первой стране мира, ряде стран Европы, Азии и Америки; создание второй мировой сверхдержавы; поражение социализма и реставрация капитализма в России и европейских странах, обусловленные неспособностью их руководства своевременно разработать и воплотить в жизнь современную модель социализма, учитывающую объективные законы товарного производства (“рынка”) - в отличие от того, что удалось сделать в современном Китае. Второе - великая научно-техническая революция, начавшаяся в физике на рубеже XIX-XX вв., включившая появление квантовой механики и теории относительности, релятивистской космологии, современных взглядов на строение вещества, поиск единого физического взаимодействия (“Великое объединение” и “Суперобъединение”), неевклидову геометрию и топологию, синтетическую теорию эволюции, генетику, кибернетику и др. Новые открытия и теории вызвали поистине революционные изменения в производительных силах общества, технике, технологии, содержании труда, привели к глубоким и далеко идущим сдвигам в экономике и социальной жизни общества, поставив последнее перед необходимостью коренного изменения самого типа человеческой цивилизации. Третье - кризис современной цивилизации в целом, вызванный неспособностью “цивилизованного” общества удовлетворительно решить социальные проблемы в интересах всего общества и обострением экологической ситуации, обусловленным заметным истощением ресурсов Земли и ее растущим загрязнением. По-прежнему существует также опасность уничтожения человечества в результате термоядерной войны, угроза которой в будущем может усилиться в связи с критическим обострением экологического и демографического кризиса. Выяснено, что при существующем способе существования человечества, основанном на частной собственности и рынке, по западным стандартам жизни уже в обозримом будущем сможет жить на Земле лишь один, так называемый “золотой”, миллиард людей, в то время как сейчас численность человечества приближается к шести миллиардам. Сможет ли человечество справиться с этой, кажущейся неразрешимой, проблемой? Войны, вымирание миллиардов людей, массовый геноцид могут стать реальностью обозримого будущего, если человечество не найдет другого способа социального существования, не перейдет к новому типу цивилизации. Совершенно очевидно, что сохранение человечества и его дальнейший социальный прогресс возможны только при условии глубокой экспансии человечества в космос. Однако уже в 70-80-е годы некоторые ученые и философы предупреждали, что в обозримом будущем человечество может незаметно перейти тот предел расходования ресурсов Земли, за которым остающихся ресурсов окажется недостаточно для широкого выхода в космос1. Поскольку с тех пор способ существования человечества не изменился, вполне возможно, что этот предел уже пройден. Возможно, что окажутся справедливыми предсказания, связанные с моделями глобального развития, разработанные в1970-1972 гг. Медоузами и Форрестером. Согласно последним, если человечество в ближайшем будущем не перейдет к стратегии “нулевого роста” населения и производства, то тридцатые годы XXI в. станут началом нисходящей ветви развития человечества, его деградации. Гамлетовский вопрос “быть или не быть” стал вопросом для всего человечества На международной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) было отмечено, что частная собственность является препятствием на пути решения глобальной экологической проблемы. Как заявила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд, “более миллиарда человек, не могущих сегодня удовлетворять свои основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требуют революции. Она грядет”[1]. Разрушительные реформы в России 1992-1996 гг., весьма негативно оцененные ведущими экономистами мира, чрезвычайно затруднили выход человечества из тотального социального и экологического кризиса, отбросили Россию далеко назад, поставили ее в крайне невыгодное положение в конкуренции за будущий раздел источников сырья, за право на достойное существование. Необходимость коренного изменения способа существования человечества, смены типа цивилизации осознается в настоящее время людьми самых различных убеждений и конфессий. Показательна в этом отношении позиция Папы Римского, который в послании 1994 г. к третьему тысячелетию заявил, что рыночная экономика неспособна решить проблемы человеческого существования и что существует “зерно истины” в коммунизме, утрата которого будет иметь прискорбные последствия. Тревожный, если не сказать - трагический характер современной эпохи определяет тональность и современного учебника по научной философии. Время “спокойных”, благодушных изложений абстрактных философских истин прошло. Глубокий кризис человеческого существования сделал философские вопросы о природе мира и человека, сущности и смысле его существования, способе рационального существования на Земле, месте человека в бесконечном мире коренными вопросами выживания человечества, выхода из современного тупика и дальнейшего всестороннего прогресса общества, подлинно человеческого бытия. Действительно, чтобы понять, способно ли человечество избежать самоуничтожения, необходимо выяснить, какова природа мира и самого человека: если человек - конечное и внутренне ущербное существо, несущее в себе зерно своего неизбежного уничтожения, случайная флуктуация природных процессов, “болезнь умирающей вселенной”, “генетическая ошибка” и т.д., как думают многие ученые и философы, то гибель человеческой цивилизации неизбежна. Человеческая жизнь никогда не была так насыщена философскими вопросами. В этом смысле современный период мировой истории - это век философии, глубокого философского осознания мира и самого себя, которое должно быть положено человечеством в основу стратегии своего развития. Смыкание фундаментальнейших философских проблем с острейшими практическими вопросами выживания человечества - характерная черта современной эпохи В пособии излагаются основные идеи мировой философской мысли в истории ее развития, основы научной философии. Сложившаяся в вузах СССР и современной России и в целом оправдавшая себя система освоения основ философии базируется на самостоятельном изучении первоисточников (произведений классиков мировой философской мысли, книг и статей по математике, физике, химии, биологии и другим фундаментальным наукам), лекциях и семинарах. Учебник является необходимым пособием в самостоятельной работе. В данном пособии автор стремился показать, как и почему возникали важнейшие философские проблемы, как они решались в прошлом, какое решение следует признать современным, научным. Особое внимание обращалось на основные идеи философии, их последовательное развитие, основной смысл предложенных решений и их аргументацию, обоснование. Ничто не может быть столь убийственным для научной философии, творческого интеллекта, как бездумное, не связанное с пониманием сути проблем и аргументации их решений, догматическое, школярское “усвоение” общих философских истин. Пагубность и даже безнравственность догматического подхода становятся особенно явственными в современный критический период мировой истории, истории России По ряду узловых вопросов теории в пособии кратко излагается содержание современных философских дискуссий, формулируются нерешенные научной философией вопросы. Цель изучения философии - не просто “знать” ее основы, а научится мыслить философскими понятиями, без которых человеческая мысль остается поверхностной и ущербной. Автор не стремился к одинаково полному изложению всех учебных тем, что, если бы и было возможным, привело бы к “усредненному” описанию основных разделов теории в ущерб “проблемности” ее изложения. Философия, как и другие отрасли человеческого знания, в ходе своего развития должна получить научный характер, стать наукой. Однако, этот процесс в философии был значительно более длительным и трудным, чем в естествознании, конкретных науках вообще. Это обусловлено как особой сложностью предмета философии, его предельной широтой (философия работает на пределах человеческого знания и языка), так и многообразием ее связей и взаимозависимостей с другими формами духовной жизни общества, групповыми, классовыми, общественными интересами. В пособии описывается процесс складывания научной философии из элементов научных подходов и догадок в истории ее развития, выясняются критерии научности философии, имеющие заметно более сложный характер, чем, например, в естествознании или технических науках. При изучении философии неизбежно возникает ряд трудностей. Первая из них связана с большой абстрактностью философской теории, требующей большого напряжения мысли, соответствующей подготовленности, достаточной зрелости самой способности абстрактного мышления. Философия предполагает большую культуру оперирования понятиями, их определениями, анализом объема и содержания, оперирования терминами. Однако философия и воспитывает высокую культуру теоретического мышления. Другая трудность состоит в том, что изучение философии предполагает знакомство со всеми важнейшими отраслями знаний - физикой, химией, биологией, социальными науками и т.д., на которых философия базирует свою теорию. Нельзя овладеть основами философии, стремясь замкнуться в пределах узкой специальности Изучение философии - средство формирования “открытости” по отношению ко всем отраслям знаний, ко всей духовной культуре общества в целом. Серьезная трудность связана со своеобразным свойством всех крупных, особенно широких и глубоких идей, которое, словами Гегеля, можно назвать “хитростью понятия”. Наиболее фундаментальные идеи философии могут вызвать впечатление само собой разумеющихся и даже тривиальных, простых утверждений, которые кажутся поэтому легкодоступными и понятными. В самом деле, что сложного, например, в утверждениях, что “А есть А”, что “вещи находятся вне человеческой головы”, а “роза красна и тогда, когда мы на нее не смотрим”? Между тем многие, если не все, крупнейшие, поворотные идеи в современной науке, включая философию, были связаны с пересмотром подобных кажущихся тривиальными и само-собой-разумеющимися утверждений. Умение видеть глубокую проблему, скажем сильнее - тайну, за кажущимися само-собой-разумеющимися положениями - важнейшее условие понимания философской теории. Наконец, большие трудности вызывает формирование умения творчески применять философскую теорию для объяснения действительности, решения крупнейших проблем своей отрасли науки или практики. Изучение философии приносит мало пользы, если ограничиться усвоением ее общих положений, не пытаясь понять, как философия содействует решению крупнейших проблем теории и практики. Конечно, было бы утопичным требовать, чтобы каждый изучающий философию был способен решать с ее помощью крупнейшие проблемы своей отрасли знания, однако понять, как философия способствует такому решению, необходимо каждому. Преодолеть описанные трудности - это и значит научиться “мыслить в философских понятиях”, осмысливать действительность в философских понятиях. Мышление только в сугубо специальных, узких понятиях какой-либо отрасли знания делает мысль ущербной, ограниченной, превращая человека из “универсального существа”, как заметил Козьма Прутков, в специалиста, “флюсу подобного”. Читайте також:
|
||||||||
|