Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Предисловие. Почему надо изучать философию?

  1. Що таке рятувальні роботи?
  2. Які види робіт називають невідкладними?
  3. Зазначте, які органи та формування залучаються до проведення рятувальних та інших невідкладних робіт?
  4. Хто здійснює матеріально-технічне, медичне та інші види забезпечення при проведенні рятувальних та інших невідкладних робіт на об’єктах галузі?
  5. У чому полягає сутність матеріально-технічного забезпечення при проведенні рятувальних та інших невідкладних робіт на об’єктах галузі?
  6. Визначте порядок медичного забезпечення при проведенні рятувальних та інших невідкладних робіт на об’єктах галузі.
  7. Які органи здійснюють організацію життєзабезпечення населення у НС та надання гуманітарної допомоги потерпілим?

 

 


 

 

ББК 15.1 О-66

Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Пермского университета

Рецензенты:

д-р филос. и., проф. Т.С. Васильева

д-р филос. н., проф. Н.Г. Магомедов

ОРЛОВ В.В.

О-66Основы философии. Часть первая. Общая философия. Вып. 1: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Пермский университет. - Пермь. 2001.. - 216 с.

ISBN 5-7944-0194-Х

Учебное пособие “Основы философии” состоит из двух частей: “Общая философия” и “Социальная философия”.

“Общая философия” представлена двумя выпусками (соответс­твенно, темы 1-5,6-8).

В ней раскрывается содержание наиболее общей философской на­уки, именуемой также “систематической философией” или “метафизи­кой”. Первое издание “Общей философии” опубликовано в 1991 г. На­стоящее издание - дополненное и переработанное.

В центре внимания - изложение фундаментальных проблем фило­софии - сущности мира, сущности человека, сущности и смысла его существования. Рассматривается решение этих проблем в истории ми­ровой философской мысли, в современной научной философии. По­следняя представлена как закономерный результат более чем двухтысячелетнего развития философской мысли.

По узловым проблемам освещается содержание дискуссий в оте­чественной и мировой философской мысли. Значительное место отво­дится анализу нерешенных проблем философской науки.

Предназначено для студентов университетов, аспирантов, соиска­телей и всех интересующихся проблемами современной научной фи­лософии.


ISBN 5-7944-0194-Х


©В.В.Орлов, 1991 ©В.В.Орлов, 1997 © В.В. Орлов, 2001


Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?

Поль Гоген

К живым взываю!

А.И. Герцен

Предисловие. Почему надо изучать философию?

Философия - это наиболее общее учение о мире и человеке, ос­нова мировоззрения. Стремление понять мир и самого себя заложено в самой природе человека, является коренным условием его существо­вания и развития. Мир и наше “Я” образуют два полюса человеческой мысли, ее глубинную структуру, без которой мысль не может сущес­твовать. Независимо от того, осознаем мы это или нет, думаем о про­стых повседневных делах или об основах мироздания, человеческая мысль возникает только на основе “диалога” с бесконечным миром, диалога, скрытого в самих исходных структурах мысли.

Человек - не рядовое, бесконечно малое явление в мире, атом, затерянный в бесконечных космических пространствах. Человек уни­версален, природа его бесконечна и неисчерпаема. Поэтому и универ­сальна человеческая мысль, которая ставит перед собой вечную про­блему сущности мира и человека; мысль неполна и ущербна, пока она не затрагивает коренных вопросов человеческой сущности, места че­ловека в мире и перспектив его существования. Эти фундаментальные вопросы решались философией в течение более двух тысячелетий ее существования. Итогом и продолжением длительной истории фило­софской мысли является научная философия.

Современный период мировой истории конца XX в. имеет глу­боко переломный характер. Три крупных исторических события опре­делили характер столетия. Первое из них - победа социалистической революции в России, строительство социализма в первой стране мира, ряде стран Европы, Азии и Америки; создание второй мировой сверх­державы; поражение социализма и реставрация капитализма в России и европейских странах, обусловленные неспособностью их руководс­тва своевременно разработать и воплотить в жизнь современную мо­дель социализма, учитывающую объективные законы товарного про­изводства (“рынка”) - в отличие от того, что удалось сделать в совре­менном Китае.

Второе - великая научно-техническая революция, начавшаяся в физике на рубеже XIX-XX вв., включившая появление квантовой ме­ханики и теории относительности, релятивистской космологии, совре­менных взглядов на строение вещества, поиск единого физического взаимодействия (“Великое объединение” и “Суперобъединение”), не­евклидову геометрию и топологию, синтетическую теорию эволюции, генетику, кибернетику и др. Новые открытия и теории вызвали поис­тине революционные изменения в производительных силах общества, технике, технологии, содержании труда, привели к глубоким и далеко идущим сдвигам в экономике и социальной жизни общества, поставив последнее перед необходимостью коренного изменения самого типа человеческой цивилизации.

Третье - кризис современной цивилизации в целом, вызванный неспособностью “цивилизованного” общества удовлетворительно ре­шить социальные проблемы в интересах всего общества и обострени­ем экологической ситуации, обусловленным заметным истощением ресурсов Земли и ее растущим загрязнением. По-прежнему существу­ет также опасность уничтожения человечества в результате термоядер­ной войны, угроза которой в будущем может усилиться в связи с кри­тическим обострением экологического и демографического кризиса.

Выяснено, что при существующем способе существования че­ловечества, основанном на частной собственности и рынке, по запад­ным стандартам жизни уже в обозримом будущем сможет жить на Земле лишь один, так называемый “золотой”, миллиард людей, в то время как сейчас численность человечества приближается к шести миллиардам. Сможет ли человечество справиться с этой, кажущейся неразрешимой, проблемой? Войны, вымирание миллиардов людей, массовый геноцид могут стать реальностью обозримого будущего, ес­ли человечество не найдет другого способа социального существова­ния, не перейдет к новому типу цивилизации.

Совершенно очевидно, что сохранение человечества и его даль­нейший социальный прогресс возможны только при условии глубокой экспансии человечества в космос. Однако уже в 70-80-е годы некото­рые ученые и философы предупреждали, что в обозримом будущем человечество может незаметно перейти тот предел расходования ре­сурсов Земли, за которым остающихся ресурсов окажется недостаточ­но для широкого выхода в космос1. Поскольку с тех пор способ сущес­твования человечества не изменился, вполне возможно, что этот пре­дел уже пройден. Возможно, что окажутся справедливыми предсказа­ния, связанные с моделями глобального развития, разработанные в1970-1972 гг. Медоузами и Форрестером. Согласно последним, если человечество в ближайшем будущем не перейдет к стратегии “нулево­го роста” населения и производства, то тридцатые годы XXI в. станут началом нисходящей ветви развития человечества, его деградации. Гамлетовский вопрос “быть или не быть” стал вопросом для всего че­ловечества

На международной конференции по окружающей среде и раз­витию в Рио-де-Жанейро (1992) было отмечено, что частная собствен­ность является препятствием на пути решения глобальной экологичес­кой проблемы. Как заявила премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд, “более миллиарда человек, не могущих сегодня удовлетво­рять свои основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требуют революции. Она грядет”[1].

Разрушительные реформы в России 1992-1996 гг., весьма нега­тивно оцененные ведущими экономистами мира, чрезвычайно затруд­нили выход человечества из тотального социального и экологического кризиса, отбросили Россию далеко назад, поставили ее в крайне невы­годное положение в конкуренции за будущий раздел источников сы­рья, за право на достойное существование.

Необходимость коренного изменения способа существования человечества, смены типа цивилизации осознается в настоящее время людьми самых различных убеждений и конфессий. Показательна в этом отношении позиция Папы Римского, который в послании 1994 г. к третьему тысячелетию заявил, что рыночная экономика неспособна решить проблемы человеческого существования и что существует “зерно истины” в коммунизме, утрата которого будет иметь прискорб­ные последствия.

Тревожный, если не сказать - трагический характер современ­ной эпохи определяет тональность и современного учебника по науч­ной философии. Время “спокойных”, благодушных изложений аб­страктных философских истин прошло. Глубокий кризис человеческо­го существования сделал философские вопросы о природе мира и че­ловека, сущности и смысле его существования, способе рационально­го существования на Земле, месте человека в бесконечном мире ко­ренными вопросами выживания человечества, выхода из современно­го тупика и дальнейшего всестороннего прогресса общества, подлин­но человеческого бытия. Действительно, чтобы понять, способно ли человечество избежать самоуничтожения, необходимо выяснить, како­ва природа мира и самого человека: если человек - конечное и внут­ренне ущербное существо, несущее в себе зерно своего неизбежного уничтожения, случайная флуктуация природных процессов, “болезнь умирающей вселенной”, “генетическая ошибка” и т.д., как думают многие уче­ные и философы, то гибель человеческой цивилизации неизбежна.

Человеческая жизнь никогда не была так насыщена философс­кими вопросами. В этом смысле современный период мировой исто­рии - это век философии, глубокого философского осознания мира и самого себя, которое должно быть положено человечеством в основу стратегии своего развития. Смыкание фундаментальнейших фило­софских проблем с острейшими практическими вопросами выжива­ния человечества - характерная черта современной эпохи

В пособии излагаются основные идеи мировой философской мысли в истории ее развития, основы научной философии. Сложивша­яся в вузах СССР и современной России и в целом оправдавшая себя система освоения основ философии базируется на самостоятельном изучении первоисточников (произведений классиков мировой фило­софской мысли, книг и статей по математике, физике, химии, биоло­гии и другим фундаментальным наукам), лекциях и семинарах. Учеб­ник является необходимым пособием в самостоятельной работе. В данном пособии автор стремился показать, как и почему возникали важнейшие философские проблемы, как они решались в прошлом, ка­кое решение следует признать современным, научным. Особое внима­ние обращалось на основные идеи философии, их последовательное развитие, основной смысл предложенных решений и их аргумента­цию, обоснование. Ничто не может быть столь убийственным для на­учной философии, творческого интеллекта, как бездумное, не связан­ное с пониманием сути проблем и аргументации их решений, догмати­ческое, школярское “усвоение” общих философских истин. Пагуб­ность и даже безнравственность догматического подхода становятся особенно явственными в современный критический период мировой истории, истории России

По ряду узловых вопросов теории в пособии кратко излагается содержание современных философских дискуссий, формулируются нерешенные научной философией вопросы. Цель изучения филосо­фии - не просто “знать” ее основы, а научится мыслить философски­ми понятиями, без которых человеческая мысль остается поверхност­ной и ущербной. Автор не стремился к одинаково полному изложению всех учебных тем, что, если бы и было возможным, привело бы к “усредненному” описанию основных разделов теории в ущерб “проблемности” ее изложения.

Философия, как и другие отрасли человеческого знания, в ходе своего развития должна получить научный характер, стать наукой. Однако, этот процесс в философии был значительно более длитель­ным и трудным, чем в естествознании, конкретных науках вообще.


Это обусловлено как особой сложностью предмета философии, его предельной широтой (философия работает на пределах человеческого знания и языка), так и многообразием ее связей и взаимозависимостей с другими формами духовной жизни общества, групповыми, классо­выми, общественными интересами. В пособии описывается процесс складывания научной философии из элементов научных подходов и догадок в истории ее развития, выясняются критерии научности фило­софии, имеющие заметно более сложный характер, чем, например, в естествознании или технических науках.

При изучении философии неизбежно возникает ряд трудностей. Первая из них связана с большой абстрактностью философской тео­рии, требующей большого напряжения мысли, соответствующей под­готовленности, достаточной зрелости самой способности абстрактно­го мышления. Философия предполагает большую культуру оперирова­ния понятиями, их определениями, анализом объема и содержания, оперирования терминами. Однако философия и воспитывает высокую культуру теоретического мышления.

Другая трудность состоит в том, что изучение философии пред­полагает знакомство со всеми важнейшими отраслями знаний - физи­кой, химией, биологией, социальными науками и т.д., на которых фи­лософия базирует свою теорию. Нельзя овладеть основами филосо­фии, стремясь замкнуться в пределах узкой специальности Изучение философии - средство формирования “открытости” по отношению ко всем отраслям знаний, ко всей духовной культуре общества в целом.

Серьезная трудность связана со своеобразным свойством всех крупных, особенно широких и глубоких идей, которое, словами Геге­ля, можно назвать “хитростью понятия”. Наиболее фундаментальные идеи философии могут вызвать впечатление само собой разумеющих­ся и даже тривиальных, простых утверждений, которые кажутся поэто­му легкодоступными и понятными. В самом деле, что сложного, на­пример, в утверждениях, что “А есть А”, что “вещи находятся вне че­ловеческой головы”, а “роза красна и тогда, когда мы на нее не смот­рим”? Между тем многие, если не все, крупнейшие, поворотные идеи в современной науке, включая философию, были связаны с пересмот­ром подобных кажущихся тривиальными и само-собой-разумеющимися утверждений. Умение видеть глубокую проблему, скажем сильнее - тайну, за кажущимися само-собой-разумеющимися положениями - важнейшее условие понимания философской теории.

Наконец, большие трудности вызывает формирование умения творчески применять философскую теорию для объяснения действите­льности, решения крупнейших проблем своей отрасли науки или прак­тики. Изучение философии приносит мало пользы, если ограничиться усвоением ее общих положений, не пытаясь понять, как философия содействует решению крупнейших проблем теории и практики. Ко­нечно, было бы утопичным требовать, чтобы каждый изучающий фи­лософию был способен решать с ее помощью крупнейшие проблемы своей отрасли знания, однако понять, как философия способствует та­кому решению, необходимо каждому. Преодолеть описанные трудно­сти - это и значит научиться “мыслить в философских понятиях”, осмысливать действительность в философских понятиях. Мышление только в сугубо специальных, узких понятиях какой-либо отрасли зна­ния делает мысль ущербной, ограниченной, превращая человека из “универсального существа”, как заметил Козьма Прутков, в специали­ста, “флюсу подобного”.



Читайте також:

  1. Прочитайте текст и скажите, почему автор не считает детство самым счастливым периодом жизни. Согласны ли вы с этим?
  2. Прочитайте текст и скажите, почему автор считает, что нельзя отменять смертную казнь. Согласны ли вы с ним?
  3. Прочитайте текст и скажите, почему автор утверждает, что пока деньги будут править миром, богатые будут богатеть, а бедные беднеть.
  4. Прочитайте текст и скажите, почему так мало молодёжи во властных структурах.




Переглядів: 846

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
ЛЕКЦІЯ № 1 | СЕМІНАРСЬКЕ ЗАНЯТТЯ 1. Професійні стандарти діяльності журналіста. Поняття жанру, жанроутворювальні фактори в журналістиці. – 4 год.

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.004 сек.