МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах
РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ" ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів
Контакти
Тлумачний словник Авто Автоматизація Архітектура Астрономія Аудит Біологія Будівництво Бухгалтерія Винахідництво Виробництво Військова справа Генетика Географія Геологія Господарство Держава Дім Екологія Економетрика Економіка Електроніка Журналістика та ЗМІ Зв'язок Іноземні мови Інформатика Історія Комп'ютери Креслення Кулінарія Культура Лексикологія Література Логіка Маркетинг Математика Машинобудування Медицина Менеджмент Метали і Зварювання Механіка Мистецтво Музика Населення Освіта Охорона безпеки життя Охорона Праці Педагогіка Політика Право Програмування Промисловість Психологія Радіо Регилия Соціологія Спорт Стандартизація Технології Торгівля Туризм Фізика Фізіологія Філософія Фінанси Хімія Юриспунденкция |
|
|||||||
Тема 8. Психологические основы судебной риторики.Nosce te ipsum. (Познай самого себя)
1. Психологические предпосылки успешного выступления. 2. Методы взаимодействия оратора с аудиторией. 3. Психологическая мотивация в судебной речи.
Литература. 1.Сергеич П. Искусство речи на суде.-Тула, 2000. 2. Абрамович С.Д., Чікарькова М.Ю. Риторика: Навч. пос. –Львів, 2001.
1. Психологические предпосылки успешного выступления. Психология публичной речи изучает психическую основу речевого процесса в условиях публичного выступления и относится к разделу “Психология общения”. Поэтому прежде всего рассмотрим структуру самого акта общения. Эти знания необходимы не только судебному оратору, но и юристу при ведении допроса, в беседе с клиентом в юридической консультации и т.д. Первая фаза общения – контактная. Её задачи: - снять напряжение и психологические барьеры; - заинтересовать собеседника; - создать основу для дальнейшего контакта. Решены ли эти задачи, вы можете проверить по следующим признакам: - поза и голос собеседника становятся более непринуждёнными, из них исчезает тревога и напряжение; - устанавливается нормальный контакт глаз (когда партнёр не прячет взгляд и не “сверлит” вас глазами); - паузы после вопросов становятся короче (партнёр меньше обдумывает ответ); - меньше становится односложных ответов, возникает стремление что-либо прояснить, добавить; - начинает преобладать собственное высказывание партнёра. Вторая фазаобщения- фазакоррекции. Вы уточняете позицию собеседника, выявляете положительные и негативные его стороны. Принимаете их к сведению, чтобы быть готовым к встрече с негативной реакцией. Контролируете эту реакцию и по возможности нейтрализуете. Третья фаза –фазаубеждения. На этом этапе следует: - прояснить взгляды (свои и собеседника) на проблему, критически их оценить; - устранить или смягчить возникшие противоречия; - показать объективную связь вашего решения проблемы и интересов партнёра. Для этого следует найти аргументы в соответствии с личностью собеседника и ясно, доступно пояснить свою позицию. Четвёртая фаза (заключительная) – достижение цели общения. После обсуждения принимается решение. Конец диалога запоминается прочнее всего. Главное правило, которое должно соблюдаться неукоснительно – не затягивать сворачивание диалога. Окончание общения должно быть ярким и вызывать положительные эмоции. Д.Карнеги писал:“Когда прощаетесь с людьми, оставляйте их смеющимися”. Если выступающие волнуются перед началом речи, исследователь речевых практик Дороти Сарнофф рекомендовала по несколько раз повторять следующую мантру: Я рад, что я здесь. Психологически настроиться перед выступлением помогает система К.С.Станиславского. К.С.Станиславский создал свой метод на основе многолетних наблюдений над поведением человека в обиходных ситуациях. Его выводы проверены путём экспериментов в постановочной и педагогической деятельности. Основное понятие его теории, интересующее нас в связи с произнесением речи, - это “словесное действие”. Понятие это до сих пор слабо исследовано в теории речи. Но каждому известно, что слово может озадачить, побудить к действию, заставить переосмыслить какую-либо ситуацию. Происходит это потому, что в слова вкладывается волевое усилие автора. Если в публичной речи нет этого усилия, “словесного действия”, эффективность речи значительно снижается. Как отмечает Я.С.Кисилев, судебная речь – это целенаправленный единый волевой акт, она пронизана стремлением убедить, склонить к восприятию точки зрения оратора как единственно верной, исключающей всякую иную. Как достичь нужного эффекта? Здесь на помощь приходит система Станиславского. Актёру предлагается представить, что бы он делал на месте своего героя. Заметьте разницу:“Я - Гамлет” и “Я на месте Гамлета”. Это “если бы”даёт возможность актёру,сохраняя свою личность, перевоплотиться в своего героя, выразить чувства, желания и мысли другого. Так и оратор, желая, чтобы его речь была эффективной, должен предполагать, какие чувства и мысли владеют аудиторией. Если вы готовите защитительную речь, поставьте себя на место своего подзащитного. Не пытайтесь им стать, а используйте приём Станиславского “если бы”.
2. Методы взаимодействия оратора с аудиторией. При подготовке к выступлению оратору необходимо иметь некоторые сведения об аудитории, в которой ему придётся выступать (возрастной, профессиональный, образовательный, социальный, национальный состав, степень осведомлённости и заинтересованности в предмете речи, возможная реакция на выступление). Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу (специалисты, дилетанты, коллеги, студенты…). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. Обращаясь к молодёжи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, подчёркивать своё превосходство, уклоняться от острых проблем. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, не допускаются повторы, тривиальности, демонстрация своего превосходства, уклонение от существа проблемы. В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, желательно адресовать какой-то фрагмент выступления каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным персонам. Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством управлять сложнее. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, чрезмерно реагирует на эмоции. В такой аудитории надо говорить проще, нагляднее, образнее. А обсуждая какой-то трудный вопрос в узком кругу специалистов, необходимо “прицельно” готовить свою речь. Установление контакта с аудиторией может быть заблаговременным, зрительным, начинаться с приветствия, шутки, а также комплимента. П. Л. Сопер предлагает несколько советов, как в начале выступления настроить аудиторию на благоприятную реакцию. 1. Вызвать у слушателей благожелательное внимание к содержанию речи. 2. Создать примирительное настроение, если они настроены против ваших слов. 3. Пробудить в них стремление идти навстречу вашим предложениям (и неприятие того, против чего вы возражаете). 1) Наилучший способ вызвать расположение слушателей – юмор. Его качество и направленность должны соответствовать уровню аудитории, учитывать её отношение к вам. Рискованно прибегать к юмористическим и сатирическим выпадам против лиц и явлений, дорогих слушателям. Если слушатели склонны стать на вашу сторону, уместным приёмом в начале речи будет насмешливое замечание в адрес оппонентов. Пробудить равнодушных, безразличных слушателей можно вызывающими или ошеломительными заявлениями. Например, декан колледжа без предисловий сказал:“Каждому третьему из вас не удастся окончить колледж”. Следуя к цели напрямик, декан добился нужного внимания. Выступление должно быть тщательно отработано. Четкие высказывания, не должно быть длинных, запутанных фраз в начале речи. Если начинаете со сложной идеи, расчлените её:“Что убивает свободу? Милитаризм? Или бедность? Или, может быть, технократизм? Или просто беспечное отношение к посягательствам на неё? Непонимание того, что она ускользает? Что бы ни способствовало её утрате, я знаю – одно губит её. Это…” Далее следует переход к изложению тезиса и доводов. 2) Классическим примером приёма, вносящего примирение, является начало надгробной речи Марка Антония в трагедии “Юлий Цезарь”:“Не славить пришёл я Цезаря, а хоронить”. Для создания атмосферы примирения нужно найти общую почву для соглашения: общие стремления, чувства. Например, “нас объединяет общий интерес” или “моя задача – не навязывать вам что-либо, а только вместе с вами обсудить вопрос”. Можно рассказать, как вы сначала противились тому, что теперь отстаиваете, и всё же убедились в правильности своего выбора. Начинающих ораторов часто интересует вопрос: не следует ли подольше воздержаться от изложения своих намерений? Как их изложить – прямо или косвенно? Всегда излагайте поставленную цель как можно раньше, если только нет возможности возникновения недоброжелательных настроений. Излагайте её ясно и чётко, следуя изречению Сенеки:“Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным”. Не забывайте, что нужно убедить аудиторию в том, что она должна вас слушать. Тот факт, что в зале заперты двери – ещё не причина, как остроумно заметил К.Стюард. Завоевание внимания аудитории и есть реализованное ораторское мастерство. Все предлагаемые правила могут быть рассмотрены только как рекомендательные, возможность применения которых диктуется конкретной коммуникативной ситуацией. Как советовал Плутарх, говорить надо "или как можно короче, или как можно приятнее". Можно начинать и с цели выступления, с напоминания известного факта, с незнакомых статистических данных. Но всякий раз ищите приемы возбуждения интереса, которые, конечно, в каждом случае будут разными. Сначала желательно поляризовать внимание аудитории, вызвать интерес, динамично увеличить эмоциональный фон, а затем можно развивать главную мысль речи. Дайте слушающим вас возможность ухватить основную мысль уже во вступлении. Это достигается четкой формулировкой тезиса, мудрым афоризмом, цитатой авторитетного лица или документа. Цель речи тоже должна быть всем понятна, тогда люди начинают следить за развитием мысли и тем, как вы ее аргументируете. 3) Благоприятные стремления возникают, когда вы пробуждаете любопытство, поэтому призывы из главной части выступления должны звучать и во вступлении. Идеальным способом привлечения и сохранения внимания аудитории является пример. Вспоминайте личный опыт, литературные примеры и т.д. Яркие образы хорошо запоминаются и объясняют сказанное. Сенека говорил: "Длинен путь через наставления, короток и легок — через примеры". Примеры подразделяются на краткие или подробные иллюстрации (ссылка на случай, известный аудитории, или рассказ, событие), фактические истории или анекдотические курьезы; шуточные повествования или строгую констатацию фактов и др. 1. Примеры в виде историй. Допустим, вы ставите перед публикой вопрос, можно ли победить, будучи приговоренным к смерти. И далее уместна история. Приведем такую. В Древней Греции красавицу Фрину, по преданию, судьи приговорили к смертной казни за то, что она слишком любовалась своим обнаженным телом. Чтобы спасти красавицу, на суде защитник сорвал с нее одежду. Судьи увидели ее наготу и, ошеломленные красотой ее тела, отменили приговор. 2. Примеры из жизни известных слушателям людей. 3. Примеры, в которых используются новые статистические данные. "В Швеции за последние годы возрос ассортимент продуктов для домашних животных — в нем теперь около 200 позиций. Консервы собачьи и кошачьи, галеты, потроха, косточки... Что еще? Не хватает фантазии". 4. Примеры, построенные на контрастных или красочных сравнениях. Наиболее эффектное сравнение построено на аналогиях, зафиксированных в индивидуальном жизненном опыте. 5. Визуально оформленный пример. Если оратор не пытается достичь образности, используя слова, которые будоражат воображение, не реконструирует сцены из личного опыта слушателей, то речь его останется абстрактной, не произведет на аудиторию впечатления. Яркая, т.е. стимулирующая воображение, эмоциональная, т.е. апеллирующая к чувствам, искренняя, т.е. демонстрирующая убежденность говорящего, речь — произведение ораторского искусства. В этой связи ораторское искусство — особая форма воздействия не только и не столько на разум слушателя, сколько на его чувства и воображение. Не случайно один древний китайский философ заключил: "Искренний человек, исповедующий ложное учение, делает его истинным, неискренний человек, исповедующий истинное учение, делает его ложным". Способы восстановления контакта с аудиторией: - риторический вопрос; - прямое требование внимания; - пауза; - голосовые приёмы (понижение или повышение голоса, ускорение, замедление речи, отчётливое произнесение нескольких слов, удлинение гласных, выделение отдельных слов…); - прямой вопрос слушателю; - сообщение заранее, о чём дальше пойдёт речь; - неожиданный перерыв в изложении; - пословицы, поговорки, яркие образы, юмор; - эти приёмы могут сопровождаться жестами, телодвижениями. Д. Карнеги советует использовать лексику, которая понятна аудитории. Он приводит слова лорда Нортклиффа, старейшины английской журналистики. Когда его спросили, чем заинтересовать публику, Нортклифф ответил:“Только ими самими”. Умейте понять эгоистичные интересы своих слушателей. Прежде чем убеждать других, замечает Карнеги, убедитесь сами. А.Уолкотт говорил, что искренность, с которой говорит выступающий, придаёт его голосу правдивость, чего лжецу никогда не добиться. Тема должна быть интересна вам самим, ваше отношение передаётся публике. Генри Уорд Бичер остроумно замечал: “Если паства засыпает, нужно поступить очень просто: возьмите острую палку и ткните проповедника”. Если же ваше выступление подходит к концу и слушатели утомлены, лучше не взбадривать их. Пауза, слова “итак”, “заканчивая выступление” переключают внимание. Т. Тухольский с юмором отмечал: “Обязательно возвещай о том, что скоро закончишь, иначе со слушателями может случиться удар от неожиданной радости”. В Италии, если лектор затягивает выступление, слушатели поглаживают подбородок (“выросла борода”). В Японии есть залы, оборудованные так, что лектора, превысившего регламент, “увозят” на транспортёре вместе с трибуной или опускают на сцену. Судебная аудитория специфична. Она условно состоит из 4 групп: - профессиональные участники процесса (судья, прокурор, адвокат, секретарь судебного заседания); - представители общественности (гражданский защитник, гражданский обвинитель, представители гражд. организаций и труд. коллективов); - участники процесса, заинтересованные в разрешении дела (подсудимый, потерпевший, истец, ответчик и их представители), а также эксперты, свидетели, переводчики и т.д.; - публика, которая присутствует по различным мотивам, но объединённая интересом к данному делу.
3.Психологическая мотивация в судебной речи. Психологическая мотивация включает в себя психологическое воздействие на аудиторию во время речи и изучение психологических моментов судебного дела. Психологические доводы не существуют в изолированном виде. Они находятся в связи с логическими рассуждениями, доказательствами и неразрывно вплетаются в основную структуру речи. Оратор должен строить свою речь так, чтобы она пробуждала интересы аудитории, идущие навстречу поставленной им цели. Психологи распределяют основные желания и влечения по нескольким главным группам, объединяющим стремления к самосохранению, продолжению рода, утверждению своей личности и т.д. В зависимости от ситуации оратор может использовать различные мотивы убеждения, направленные на стремление к общественному положению, физическому или материальному благополучию, на чувство собственного достоинства. Целевые установки речи могут работать на использовании игрового момента человеческой природы. Тяга к развлечению – это сложное сочетание чувства соревнования, ощущения конфликта, стремления к свободе, потребности в отдыхе, игры воображения, шутливого настроения (П.Л.Сопер). Вспомним Тома Сойера и побеленный забор. Учитывайте направление интересов ваших слушателей. Напоминайте им о явлениях, которые развлекают их, вызывают гордость и уважение, которые близки им в обыденной жизни, работе, общественной деятельности. Постарайтесь не вызвать раздражения, снижая значение благородных мотивов и стремлений людей, не задевайте их самолюбия. Мощным мотивом является стремление к истине и справедливости. Великодушие, сострадание к слабым, чувство долга так же неодолимо влияют на людей, как и личный интерес. Каким образом следует использовать все эти мотивы? Квинтилиан говорил, что сила духа и страсть делают человека красноречивым. Но не давайте волю чувствам! Эмоциональный разгул оратора вызывает лишь чувство неловкости. Современная аудитория предпочитает сдержанное, почти неощутимое прикосновение к тому, что связано с жизнью её чувств. Иногда нужно вызвать у слушателя ненависть, страх, презрение. Иногда приходится заставить его почувствовать стыд, вину, гнев, отвращение. Но нельзя постоянно поддерживать его в таком состоянии духа. В обществе с развитой системой права способ убеждения заменяет принуждение. Как ёмко выразился П.Л.Сопер, такой способ успешен не только потому, что мешок с овсом впереди мула действует лучше, чем кнут сзади, но и потому, что большинство людей, не в пример мулам, способно внять убедительной речи всякий раз, когда она прозвучит. Психологический разбор фактов дела и показаний свидетелей состоит из двух основных разделов: характеристики подсудимого и мотива (душевных побуждений, как замечает П.Сергеич) преступления. Характеризуя подсудимого, обвинитель и защитник должны учитывать не только те его качества, особенности и поступки, которые связаны с совершением преступления, но и те, которые опосредованно связаны с делом, показывают не “абстрактного убийцу”, как говорил Гегель, а “конкретного человека” и могут помочь вынесению объективного решения. Прокурор должен выяснить отношение подсудимого к труду или учёбе, к окружающим его людям, семье, сотрудникам, состояние здоровья, прошлые судимости. Все эти данные анализируются обвинителем в совокупности, а те из них, что влияют на назначение наказания, должны быть даже выделены отдельно в обвинительной речи, как отмечает В.В.Молдован в работе “Судова риторика”. В этой же работе дана памятка прокурору при составлении характеристики подсудимого (с.78): - не должно быть голословных утверждений, субъективных мыслей о подсудимом; - характеристика должна основываться только на данных, которые есть в деле; - недопустимо игнорирование положительных качеств подсудимого. Задача защитника – раскрыть внутренний мир подсудимого, его мировоззрение и мировосприятие, понять его психологию, переживания и пояснить их в суде. “Рассматривая материалы дела, обвинитель и защитник могут быть оба правы, потому что и преступник, и окружавшие его люди подчинялись в своих поступках не одному и не двум, а множеству разнообразных побуждений, и никто, и сами они не знают, с которым дольше боролся человек; ещё и потому, что один говорит о зле преступления, другой – о несчастии преступника… Зная жизнь, мы не только допускаем возможность противоречивых движений в душе человека, но и уверено говорим о них, предсказываем, строим на них свои расчёты, предполагая и то, и другое. А он? Он, может быть, меньше нашего понимает себя; ещё меньше знает, что делает”. При распространённом мнении о том, что “мотив – есть душа преступления”, П.Сергеич советует не распространяться о мотивах. “Надо указать, из чего создался мотив, ибо во внешних причинах этих простых чувств бывает не менее разнообразия, чем в последующих преступных действиях человека”. “Бывают дела, в которых никакие старания не могут обнаружить мотива преступления. В таких случаях надо уяснить себе два вопроса:а) или мотива вовсе не было; в таком случае подсудимый и не совершал преступления или совершил его в невменяемом состоянии; б) или он есть, но те, кто знают его, не хотят выдать тайны.” Скрывая настоящую причину, виновный берёт на себя всю ответственность за то, что сделал. Если же речь идёт о невменяемости или сомнении в личности, то спор идёт уже не о мотиве, а о фактах.
ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ 1. Рубина Д. Больно только когда смеюсь / Д. Рубина. – М.: Эксмо, 2008. – 336 с. 2. Абрамович С. Д., Молдован В.В., Чікарькова М. Ю. Риторика загальна та судова: Навчальний посібник. – К.: Юрінком Інтер, 2002. 3. Алексеев Н. С., Макарова З. В. Ораторское искусство в суде.–Л.,1985. 4. Античные риторики. – М., 1978. 5. Гурвич С. С. Основы риторики: учебное пособие. – К., 1998. 6. Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста. – М., 1998. 7. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – Ульяновск, 1989. 8. Кони А. Ф. Избранные произведения. - Т. I. – М., 1959. 9. Логика и риторика. Хрестоматия. – Минск, 1997. 10. Михайловская Н. Г., Одинец В. В. Искусство судебного оратора. – М., 1981. 11. Речи известных русских юристов. – М., 1985. 12. Сергеич П. Искусство речи на суде. – М., 1988. 13. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992. 14. Хоменко І. В. Логіка для юристів: підручник. – К., 2001. 15. Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Александров Д.Н. Риторика: Уч. пос.для вузов.- М., 1999. 2. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. – М., 1981. 3.Большакова С. Е. Основы речевой культуры сотрудников органов внутренних дел. – М., 1992. 4.Дзюбенко О. Г., Присяжный Т. В. Культура дискуссий. – К., 1990. 5.Доказательство и опровержение. – К., 1986. 6.Кохтев Н. Н. Ораторская речь. – М., 1992. 7.Львов М.Р. Основы теории речи:Уч. пос. для вузов.- М., 2000. 8.Ораторское искусство в Древнем Риме. – М., 1976. 9.Ораторское искусство лектора: Хрестоматия. – М., 1986. 10.Ораторы Греции. – М., 1985. 11. Островский С. А. Адвокат и правосудие. – Донецк, 1998. 12. Г.Онуфрієнко. Риторика у практичних завданнях для юристів: Навч. пос.- Запоріжжя, 2002. 13. Снелл Р. Искусство делового общения. – М., 1990.
Читайте також:
|
||||||||
|