Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Тема 1. Риторика как искусство красноречия и наука убеждения.

Viva vox alit plenius.

(Живое слово лучше воспитывает)

 

1.Понятие риторики, красноречия, ораторского мастерства.

2.История отечественной и зарубежной риторики.

3.Значение риторики в профессиональной деятельности юриста.

 

Литература.

1.Александров Д.Н. Риторика:Учеб. пос. для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.

2.Риторика загальна та судова:Навч.пос./ Абрамович С.Д., Молдован В.В., Чикарькова М.Ю. – К.:Юрінком Інтер, 2002.

3.Поль Л. Сопер. Основы искусства речи.-Ростов-на-Дону:Феникс, 1999.

 

1. Понятие риторики, красноречия, ораторского искусства.

 

Я хочу рассказать вам притчу. В начале ХХ века на Бруклинском мосту сидел слепой нищий и держал в руках картонку с надписью “Подайте слепому”. К нему подошел молодой писатель и поинтересовался, много ли ему подают.

– Два, три доллара в день, уныло отвечает слепец.

– Дай-ка мне твою картонку! – говорит писатель, достает карандаш, что-то пишет на оборотной стороне слезливого воззвания и отдает нищему: – Теперь будешь держать ее вот так!

Проходит месяц, другой… Снова появляется молодой писатель на Бруклинском мосту, подходит к слепому нищему:

– Ну, сколько сейчас тебе подают?

Тот узнал его голос, страшно обрадовался, за руку схватил:

– Слушай, слушай! Теперь я имею двадцать, тридцать долларов в день! Скажи, что ты там такое написал?!

– Все очень просто, – ответил молодой человек, который только мог лишь мечтать о таких гонорарах. – Я написал: “Придет весна, а я ее не увижу…” (1, с. 10).

Вот что значит магия слова, неуловимое очарование фразы, поставленной в нужное место. Цицерон утверждал, что есть два искусства, которые могут возвести человека на высшую ступень почёта: одно – искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора. “От последнего зависит сохранение благ мирной жизни, от первого – отражение опасностей войны”.

Любой человек, не умеющий внятно изъясняться и четко излагать свои мысли, не полноценен в своей способности добиваться жизненных целей. И вам, и мне приходилось слышать, что человек, который не читает, ничем не лучше человека, который не умеет читать. То же самое можно отнести и к общению. Те, кто не в состоянии донести до людей свои знания и идеи, не лучше тех, у кого нет ни знании, ни идей.

“Умение убеждать – необходимое условие успеха в жизни”,- продолжает это утверждение Ж. Лабрюйер. Красноречие необходимо каждому человеку, чтобы быть правильно понятым как в кругу семьи и друзей, так и в профессиональной деятельности. А.Ф.Кони определял красноречие как “дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений”. Этот дар позволяет нам овладеть умом и сердцем собеседника.

Есть ли различие между понятиями “красноречие”, “ораторское искусство” и “риторика”? По мнению большинства исследователей, красноречие принадлежит к природным дарованиям. Красноречивый человек выражает то, что он сам чувствует, что постиг своим сердцем и во что сам искренне верит. Таким образом, эффективность красноречивого выступления определяется его искренностью. Оратор не обязательно должен чувствовать и испытывать сам то, о чём он хочет сказать, что пытается внушить другим. Но он должен точно представлять, как нужно повлиять на слушателей, что они могут почувствовать, осознать и сделать. От красноречивого человека оратора отличает “способность размышлять над тем, при каких обстоятельствах, для какого типа слушателей и достижения каких целей те или иные проявления дара красноречия являются особенно уместными и действенными” (О.А.Сычёв).

Оратор выделяет приёмы красноречия, анализирует их и воссоздаёт в собственной речи. Действенность речи оратора определяется не только её искренностью, но и совершенством освоенных навыков и умений. Недаром Цицерон говорил:”Поэтом рождаются, а оратором становятся”. Успех приходит к тому, кто целенаправленно и настойчиво учится искусно владеть словом, чтобы не походить на ораторов из стихотворения Я.Смелякова:

Неясных замыслов величье

Их души пламенные жгло,

Но сквозь затор косноязычья

Пробиться к людям не могло.

Где же границы совершенства, применимости и безопасности ораторского искусства? В поисках ответа на этот вопрос рождается понятие риторики как науки об ораторском искусстве. Откроем энциклопедический словарь:”Риторика – теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красно, хорошо, так как нужно в данном случае”.

Антропологическое ядро современной риторики формируется из признания ею человеческой уникальности, сложности, многомерности. В статье “Антропологический подход к современному значению риторики” известный западный исследователь в области философской антропологии Ганс Блуменберг проводит параллель между антропологическими и риторическими альтернативами. Рассматривая человека как существо бедное или богатое (конечно, имеется в виду не материальное состояние), он отмечает:“Тот факт, что человек биологически не прикреплён к специфическому окружению, может быть осознан или как фундаментальное отсутствие должного приспособления к самосохранению, или же как открытость к полноте мира, который больше не акцентируется лишь в терминах жизненной необходимости”. В зависимости от того, считаем ли мы, что человек содержит в себе “накопленный урожай всей физической реальности, или он – создание недочётов, оставленное природой на первых шагах, замученное остатками инстинктов, которых он не понимает и которые утратили свои функции”, осмысливаются и традиционные основополагающие понятия риторики.

Антропологические альтернативы распространяются и на словесное мастерство. Риторика имеет дело либо с последствиями овладения истиной, либо с теми осложнениями, которые возникают из невозможности достижения истины. Человек с богатым внутренним миром и ярким личностным началом создаёт свою “диспозицию над истиной, которой он владеет, при помощи риторического орнамента”. Для существа бедного риторика подразумевается как искусство выразительности, помогающее ему иметь дело с отсутствием истины, т.е. как софистика. Вслед за Г.Блуменбергом мы можем сделать вывод о том, что речь рассматривается современной риторикой не как специфическая характеристика человека, а как функция специфического усложнения человека.

Настоятельная потребность во взаимопонимании, обусловленная антропологическим и социальным единством людей, живущих на планете Земля, диктует выстраивание межличностных и межгрупповых отношений на основе толерантности. Российский философ И.Т.Касавин считает, что “современная философская одержимость языком…- не что иное, как очередное воспоминание европейской культуры о своих истоках, об истории “после Вавилонской башни”.(6,с.53) С утратой “общего языка” люди утратили и свою “великую цель”. А ведь различие языков и способов общения не должно быть препятствием к взаимопониманию.

Риторика – одна из древнейших наук в истории человечества. Латинским аналогом греческого слова “риторика” является термин “элоквенция”. Следует заметить, что в отечественной традиции риторике уделялось серьёзное внимание до 1917 г. И латинское, и греческое её название было известно каждому гимназисту. Курс “Риторики” или “Основ ораторского искусства” был обязательным во всех учебных заведениях.

Риторика – одновременно и наука, и искусство. Как наука, она содержит в себе точно выписанные правила, которые должен соблюдать каждый желающий освоить её азы. Но никакие правила не могут гарантировать успешный результат, если не станут частью “напряжённого эмоционально – интеллектуального творчества”(Г.З.Апресян). Практически каждого человека можно научить строить речь целесообразно и логично, точно и убедительно выражать свои мысли, но необходимо проявление индивидуальности оратора в публичной речи. В.Г.Белинский писал:”Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивою грациею изложения; третий – преимущественно ирониею, насмешкой, остроумием; четвёртый – последовательностью и ясностью изложения и т.д.”. Нет одинаковых ораторов, каждый строит свою речь в соответствии со своими данными. Не каждый юрист может достичь вершин ораторского мастерства, но каждый может научиться полемизировать в суде, произносить убедительные и содержательные речи.

Как наука риторика включает 5 разделов:

- нахождение материала для выступления;

- расположение материала в наилучшем порядке, логичности и последовательности;

- выражение (ораторские стили), украшение речи;

- запоминание (тщательно подобранных слов, риторических фигур);

- произнесение речи (в суде, перед аудиторией).

Как учебный предмет судебная риторика состоит из 4 частей:

- история;

- теория;

- практика;

- техника.

Если мы усвоим азы этой науки, нам не придётся сталкиваться с так называемым “эффектом бандерлогов”, описанном в стихах Д.Н.Александрова:

Для человека монолог – основа рассуждения,

А добрый, честный диалог раскроет все сомнения…

Я вижу “бандерлогов” там, где люди суетятся,

Кричат все хором, злобный гам толкает их подраться.

У “бандерлогов” есть мечта – болтать, искать изъяны,

Считать, что глуп и тот и та…- так спорят обезьяны.

О силе слова свидетельствует древняя мудрость:“Нет ничего сладостнее языка, нет и ничего более горького, чем язык”. С помощью слова мы можем влиять на окружающий мир, изменять его, реализуя своё собственное видение жизни.

 

2.История отечественной и зарубежной риторики.

В основе слов “оратор”, “оратория”, “оранта” лежит “орис” (лат.) – рот. Непосредственно термин “оратор” происходит от “ораре” (лат.) – говорить и означает:

1) лицо, произносящее речь;

2) красноречивый человек, владеющий мастерством слова.

Ораторское искусство было известно ещё в Древнем Египте, Индии, Китае, Вавилонии. Юридическая риторика Древней Индии проявляется в законах Ману и подобных им кодексах. Они оправдывали социальное неравенство, кастовое устройство общества. В “Риторике” С.Д.Абрамовича и др. отмечается, что представитель нижестоящей касты не мог ничего сказать против брахмана – жреца, иначе его ждало страшное наказание – “залить рот серебром”.

Политическая риторика Древней Индии переживала расцвет во время правления царя Ашоки, распространившего буддизм и декларировавшего новые моральные нормы, отвергающие негуманность и жестокость старых традиций.

Одной из древнейших цивилизаций мира является Китай. В развитой законодательной системе Древнего Китая риторике уделялось большое внимание. В.В.Молдован анализирует постулаты китайских юристов, характерные для тоталитарного государства:“В семье нельзя отказаться от нагаек и палок; в государстве – от наказаний, а в Поднебесной – от исправительных и репрессивных походов, [но при] применении их есть главное и второстепенное, [а при] исполнении их – то, что противодействует, и то, что способствует.” Пять видов наказаний – татуировка, отрезание носа, кастрация, отрезание ноги и смерть – назывались “Сводом средних наказаний”, которые использовались для наказания бунтующих областей.

Древний Восток – это сокровищница риторических практик. Но в своей основе они характеризуются стихийностью и слабыми теоретическими обобщениями. С развитием международных отношений риторический опыт Востока становится важной составляющей европейского красноречия.

Подлинной родиной риторики является Древняя Греция. Именно здесь она стала великой наукой. В Древней Греции и Риме оратор одновременно был ещё и ритором – учителем практического красноречия. Ораторы выступали на народных собраниях и форумах, судебных процессах и торжествах, в сенате. Имена блестящих ораторов Демосфена, Исократа, Солона, Перикла и др. вошли в историю человеческой культуры.

Солона причисляли к 7 знаменитым мудрецам. Его законы дали серьёзный толчок развитию ораторского искусства в Древней Греции. Солон жил в 6 веке до н.э. и был истинным гражданином Афин. Будучи архонтом, он принял законы, в соответствии с которыми каждый афинянин должен был лично защищать свои интересы в суде.

Одним из ярких примеров ораторского мастерства является речь Солона о завоевании о. Саламин. Афинянам необходимо было отвоевать этот остров у мегарян. Солон, чтобы увлечь своих уставших от войн сограждан, решился представиться сумасшедшим. Когда о его “болезни” стало известно, он поднялся на камень, с которого делали объявления народу, и прочёл перед собравшимися свою поэму, прославляющую красоту острова Саламин. Далее в ней говорилось о том, как позорно уступать его мегарянам. Его выслушали (ведь он умалишённый!), и слова зажгли сердца афинян. Остров был отвоёван. Солон возглавлял операцию.

Образцами дедуктивного красноречия, проникнутого живыми страстями, были речи Перикла. Значение древнегреческого политика так велико, что часто 5 век до н.э. носит его имя. Ницше о нём писал:”Когда Перикл появлялся перед народом, чтобы обратиться к нему с речью, он казался образом Нуса (Разума), человеческим воплощением силы конструктивной, движущей, аналитической,.. проницательной и художественной”.

Древняя Греция является родиной полемики, знаменитого диалога, методика которого предлагалась Сократом. Большую популярность приобрели речи софистов в защиту и похвалу героям древних мифов. Большое значение в формировании нового мировоззрения имело философское обоснование софистами права на отдельное личное видение мира и отрицание единой истины (“человек – мера всех вещей”). Усердие софистов, их стремление привить молодёжи навыки искусного спора породили устойчивый интерес греков к судебным речам.

Софизмы.

“Рогатый”: То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь.

“Лжец”: “Я лгу” –высказывание истинно, если оно ложно. Но отсюда следует, что оно ложно.

Парадокс “Брадобрей”: Деревенский парикмахер бреет всех тех и только тех жителей своей деревни, которые не бреются сами. Должен ли он брить самого себя?

“О политике”: Не занимайся политикой. Если ты будешь говорить неправду, тебя невзлюбит бог, если будешь говорить правду, тебя невзлюбит народ. Занимайся политикой. Если ты говоришь неправду, тебя любят люди, если ты говоришь правду, тебя любит бог.

Известный софист Протагор из Абдер обучал красноречию при помощи метода “за и против”. Сицилийский ритор – логограф Горгий большое внимание уделял возможностям слова, замечая, что оно “с виду малое и неприметное, а дела вершит удивительные – может страх изгнать и печаль уничтожить, радость вселить и сострадание пробудить. Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует как хочет”. Использование Горгием приёмов народного магического заклинания (метафор, антитезы, словесных повторов, рифмованного текста и т.д.) послужило возникновению горгиевых фигур.

Одним из известнейших учеников Горгия был Исократ, стилю которого были свойственны пышность и чёткость логико – ритмического построения речи. В 391 году до н.э. он основал первую школу риторики с регулярным обучением, принципом которой было изречение:“Нельзя научиться хорошо мыслить, не научившись хорошо говорить”. Здесь преподавались новые приёмы ораторского искусства, речи составлялись из гармоничных, тщательно рассчитанных даже по количеству слогов периодов со своим ритмом. Из школы Исократа вышли Демосфен, Эсхин, Ликург.

Демосфен является одним из самых блестящих ораторов Древней Греции. Один из античных авторов – Клеохар Мирлейский- сравнивал речи Исократа с ухоженными и прекрасными телами юных атлетов на состязании, а речи Демосфена – с воинами в полном вооружении, грозно сверкающими оружием и доспехами.

Андре Боннар в своей книге “Греческая цивилизация” писал о Демосфене, что он свои победы и ораторский гений вырвал насильно у своей мятежной природы, у злополучной судьбы. В физически слабом теле обитала железная душа. Сирота, потерявший отца в 7 лет, лишённый бесчестными опекунами состояния, он начал изучать красноречие и право, чтобы вернуть это состояние, но получил лишь его крохи. Чтобы заработать себе на жизнь, он стал логографом (люди, составляющие свои речи по заказу). Его первые защитительные и политические речи вызывали смех толпы, так как у Демосфена был изъян в произношении: в состоянии возбуждения язык заплетался, слова звучали неясно, он заикался, страдал одышкой и переводил дыхание на середине фразы. Долгими упражнениями оратор дисциплинировал свою речь и дыхание.

63 его произведения названы “Демосфеновским корпусом”. В течение 10 лет Демосфен вёл борьбу с политикой Филиппа Македонского. Поэтому речи этого периода носят название “Филиппики”.

Теорию ораторского искусства разрабатывали Платон и Аристотель. По мнению Платона, красноречие должно быть деловым, а не пустословным, неподкупным, честным и высоконравственным. Платон выделял два вида способностей, присущих ораторам: анализ и синтез; способность свести всё к одной идее и способность проанализировать, разложить явление на составляющие части, как живое существо, имеющее голову, ноги и т.д. Философ критически относился к судебным ораторам.

Настоящим реформатором риторики стал Аристотель. Он проанализировал большой эмпирический материал и воплотил в 3 томах “Риторики” и др. трудах. Аристотель считается создателем теории спора. Он различал:

1) диалектику – искусство спорить в целях выяснения истины;

2) эристику – искусство любой ценой оставаться правым в споре;

3) софистику – стремление добиться победы в споре путём преднамеренного использования ложных доводов.

Аристотель впервые отделил поэтику от риторики. Анализируя эти отличия, проф. М.Гаспаров писал:“Поэтика как искусство “наследования” действительности чётко отделяется от риторики как искусства “убеждения”. Таким образом он подчёркивал нормативность теории красноречия, способность риторики вырабатывать правила в соответствии с ситуацией, а не слепо следовать приёмам.

Очень распространено было в Древней Греции судебное красноречие. В.Борухович в статье “Ораторское искусство Древней Греции” отмечает отсутствие института прокуроров и адвокатов:“Обвиняемый защищался сам: выступая перед судьями, он старался не столько переубедить их в своей невиновности, сколько…обратить их симпатии в свою сторону. С этой целью применяли разнообразные… приёмы. Если обвиняемый имел большую семью, он приводил своих детей, которые упрашивали судей смилостивиться над их отцом. Если он был воином – оголял грудь, показывая рубцы от ран, полученных в боях за Отчизну… В условиях запутанного судебного права судиться в Древних Афинах было делом нелёгким… Поэтому те, кто обвинялся, обращались к услугам лиц знающих, а главное, тех, кто обладал ораторским талантом.”

После утраты Грецией независимости искусство красноречия, не находя себе применения в политической жизни, нашло прибежище в школах риторики. Речам этого периода (малозначительным и оторванным от жизни) соответствует напыщенный, вычурный стиль, названный позднее “азианизмом”, так как многие ораторы, подобно Гегесию, происходили из Малой Азии. Описывая речи Гегесия, исполненные пафоса, Цицерон иронически называл их завыванием.

Во II в. до н.э. в противовес увлечению патетикой и вычурной лексикой стали появляться риторические школы с аттическим стилем – рациональным, холодным, взвешенным. Эти тенденции преобладали у римских ораторов Республики и первых лет Империи. Риторика оказывала влияние на философию, историографию, литературу.

Традиции древнегреческого ораторского искусства в Древнем Риме были плодотворно развиты, хотя консерваторы дважды изгоняли греческих учителей (в 173 г. и 161 г.) и закрывали риторические школы как не отвечающие строгим римским нравам. На этих традициях был воспитан один из самых ярких ораторов в истории риторики Цицерон. Античные знатоки ораторского искусства восхищались гармонией и совершенством речей Цицерона, в которых “нельзя ни добавить, ни убавить ни одного слова, чтобы не разрушить стройную конструкцию этих шедевров латинского красноречия”.

Марк Туллий Цицерон родился 3 января 106 г. до н.э. в поместье близ г. Арпина. Прозвище рода Туллиев Cicero (“горох”) возникло, по одной версии, потому что кто-то из них имел широкий приплюснутый нос с бороздкой на его кончике, по другой версии, предок Цицерона выращивал очень хороший горох.

Под руководством знаменитого оратора Красса Цицерон обучался у греческих учителей. Интерес и склонность к ораторскому искусству проявились у него ещё в детстве, когда он посещал Форум и слушал выступления Красса и Антония.

Его первое учебное пособие по риторике “О подборе материала” (“De inventione”) представляло собой компиляцию греческих руководств. Первой дошедшей до нас судебной речью Цицерона была речь в защиту Публия Квинкция (предположительно, она принесла успех молодому оратору).

Важным этапом в политической деятельности римского оратора была борьба против заговора Катилины. Именно в ходе этой борьбы окончательно формируется политический лозунг, верность которому Цицерон сохранил на протяжении всей жизни - “согласие сословий” (“concordia ordinum”) или “объединение всех достойных” (“consensus bonorum omnium”).

Речи Цицерона – блестящий образец ораторского искусства. Сохранилось почти полностью 58 его речей, от 17 дошли небольшие фрагменты, около 30 речей известно по упоминаниям о них. Наиболее общим делением является деление их на судебные и политические. Основными трудами по риторике являются “Оратор”, “Об ораторе”, “Брут, или О знаменитых ораторах” (первая история римского ораторского искусства), “Топика”(“О видах аргументации”).

Цицерон говорил, что успех оратора зависит от степени его образованности:“Обилие содержания порождает обилие выражения”. Риторику он считал не умозрительной наукой, а практически полезной систематизацией ораторского опыта (“Об ораторе”). Идеальный оратор – это политик или правозащитник, знакомый со всеми науками, приобретающий универсальное образование. Успех его основан на даровании, обучении и практике.

В общем можно сказать, что Цицерон как оратор обладал всеми теми качествами, которые в соответствии с требованиями античной теории были необходимы мастеру слова. Это природные дарования, практика и искусство красноречия (ars) как таковое, т.е. сумма знаний общего характера и специфических приёмов, овладение которыми приходит в результате специальной подготовки.

В императорском Риме наблюдается угасание риторики. Её называют “второй софистикой”. В этот период жил Лукиан из Самосата, прозванный “Вольтером античности”. В молодости, следуя правилам софистики, он выбирал неожиданные, парадоксальные темы, например, “Похвала мухе”. Он обличал суеверия и шарлатанство, новейшие мистические учения и ещё юное христианство. Марк Корнелий Фронтон был знаменит своими панегириками дыму, земному праху, лени.

В I в. н.э., в эпоху принципата впервые зал, где выступал оратор, стал называться “аудиторией”, а преподаватель красноречия – профессором. В IY в. н.э. наступил новый период расцвета искусства красноречия, не создавший новых теорий, но внёсший практические навыки в построении речей.

Итогом античной методики преподавания риторики стали “12 книг риторических наставлений” Марка Фабия Квинтилиана. Риторика окончательно оформляется как нормативная наука. Классический риторический канон состоит из 5 разделов: инвенция - поиск материала, диспозиция - его расположение (вступление, изложение, разработка темы, выводы), элокуция - украшение, стилистическое оформление текста, мемория - запоминание, акция - произнесение. Риторические тексты строились по следующей схеме:

- эксордиум (вступление);

- наррация (изложение сути дела);

- аргументация (изложение системы доводов);

- перорация (вывод).

В Древнем Риме не только систематизировано и усовершенствовано риторическое наследие греков. Произошёл определённый сдвиг в понимании основной задачи риторики. Для греков риторика была наукой убеждения, для римлян – наука об ораторском искусстве и красноречии.

Итогамиантичной риторики стало отмежевание от философии, создание массовой профессии платного учителя красноречия (софиста), большое количество риторических школ, пособий, выработка особого языка публичной речи, введение риторики как основного предмета в образование (в составе тривиума).

В эпоху Средневековья риторика считалась мастерством украшения речи, как устной, так и письменной. Проповеди “отцов христианской церкви” Тертуллиана, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Фомы Аквинского легли в основу гомилетики – теории церковного красноречия, науки о христианской проповеди. У первых христиан наблюдалось неприятие риторической практики. Основой успеха проповедника считалось вдохновение, заявлялась неразрывность слова и добрых дел.

Евангельское отношение к Слову как к священному и творческому началу в отличие от инструментального отношения к нему у софистов выражалось в высказывании:“В начале было слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”.

В позднем Средневековье риторику включили в университетское образование в числе других свободных наук. В западной церкви происходит постепенная риторизация и утрачивается принцип собеседовательности. Культура Возрождения сочетала античную риторику в единстве с искусством: придворный этикет, академическое красноречие, расцвет науки поэтики, политическая риторика Великой Французской революции, дипломатическое искусство.

Европейские риторические идеи проникли в Древнюю Русь. Различают несколько видов древнерусского красноречия: политическое (вечевая речь), дипломатическое, военное, торжественное, духовное. Расцвет красноречия приходится на XI – XII вв. (до монгольского нашествия). Древнерусская традиция утверждала уважение к мудрости, словесному мастерству, кротость в беседе, призывала к добродетели. Известными проповедями являлись: Слова Кирилла Туровского, Поучение Владимира Мономаха, Золотое слово Святослава, со слезами смешанное.

Первые работы по теории ораторского искусства появились в ХYII веке. Известны труды епископа Макария, М.И.Усачёва, Стефана Яворского, Феофана Прокоповича, “Наука побеждать” Суворова.

Становление риторики как научной дисциплины в России неотделимо от имени М.В.Ломоносова – автора “Краткого руководства к красноречию” (1748). В этой работе представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно-философские темы.

Большое внимание уделялось красноречию в Киево-Могилянской академии. Студенты изучали поэтику и риторику, которая считалась царицей наук. В академии было создано 127 учебников риторики. Оригинальные курсы включали в себя общественно-политическую, нравственную и общефилософскую проблематику. В классе риторики студенты учились составлять письма и речи – поздравительные, приветственные, благодарственные, прощальные, именинные, свадебные, надгробные, по случаю имущественного иска и т.д. Одним из самых ранних курсов риторики, по мнению исследователей, является “Orator mohillanus” (1635г.) И.Кононовича-Горбацкого.

Выдающийся украинский учёный, оратор и политический деятель Феофан Прокопович, будучи профессором риторики Киево-Могилянской академии, написал учебник риторики, состоящий из 10 книг:

Книга 1. Загальні вступні настанови.

Книга 2. Про підбір доказів і про ампліфікацію.

Книга 3. Про розташування матеріалу.

Книга 4. Про мовностилістичне оформлення.

Книга 5. Про трактування почуттів.

Книга 6. Про метод писання історії і про листи.

Книга 7. Про судовий і про дорадчий рід промов.

Книга 8. Про епідиктичний, або прикрашувальний, рід промови.

Книга 9. Дещо про священне красномовство.

Книга 10. Про пам’ять і виголошування.

Предмет риторики Прокопович определял как умение искусно выражать мысли, хорошо говорить.

XIX век стал веком расцвета академического, судебного, политического красноречия. В русском судебном красноречии знаменательной была дата 1864г. Была проведена судебная реформа, которая ввела суд присяжных и адвокатуру. Между обвинением и защитой происходили публичные состязания. Судебные процессы нередко освещались в печати. Выдвинулась целая когорта талантливых судебных ораторов: А.Ф.Кони, В.Д.Спасович, К.К.Арсеньев, С.А.Андреевский, А.Я.Пассовер, Ф.Н.Плевако и др.

В XX веке риторика охватывает кроме речей и письменных документов, дневников и т.д. и повседневное общение в самых разнообразных ситуациях. Современная неориторика занимается поиском оптимальных алгоритмов эффективного общения в социуме. Радикальные изменения в принципах обучения риторике произошли в США благодаря исследованиям Р.П.Ларсона, Р.И.Юнга, А.Л.Бекера, Т.Дж.Боли (“Эвристика убеждения”), когнитивно – процессной теории Л.С.Флауэра и Дж.Р.Хейза.

В широком смысле риторику называют неориторикой. Этот термин был введён профессором Брюссельского университета Х.Перельманом в 1958 году. Высокий уровень мировой науки о теории коммуникации, новые достижения в исследовательской работе и общеобразовательной деятельности повлияли на возрождение риторики в Украине в 80-е годы прошлого века.

Распространению этого явления способствовали социально - политические преобразования в стране, когда потребность в мастерстве красноречия и убеждения при крайне низкой ораторской культуре политических лидеров стала очень острой. К тому же пробуждался интерес к забытым и подвергшимся гонению наукам. Стремительно развивающаяся информационная культура требует от человека способности выражать свои мысли в чёткой и ясной форме, обладания широким диапазоном речевого поведения для реализации коммуникативных, информативных, эмоциональных и других потребностей.

Отечественная логосфера претерпела в ХХ веке разрушительные изменения. Как пишет А.Михальская, “в течение почти семи десятилетий длилась война со свободным словом. Агональная и манипулирующая риторика, риторика “борьбы и победы” завершилась почти полной победой над словом. Традиционный русский риторический идеал был вытеснен риторической моделью, полностью ему противоположной. Лишь некоторые, немногие сферы жизни, по сути отстранённые от политической жизни, осознанно сохранили русский речевой образец как самостоятельную ценность. Эти сферы – церковь и, пожалуй, академическая наука.”

Новый образ, быстрое и продуктивное развитие риторики связано с появлением новых философских и языковедческих направлений – герменевтики, коммуникативной (практической) философии, социолингвистики, психолингвистики, семиотики, теории речевой деятельности и т.д. Являясь бесспорно философской наукой, неориторика разрабатывается на стыке философии и логики, языкознания и теории литературы, этики, эстетики, психологии. Лингвистический поворот в современной культуре придаёт языку онтологический смысл, что включает его в проблемное поле категории “бытия”.

Обобщим причины возрождения риторики в нашей стране:

- высокий уровень наук о речи в XX веке: теория речи Ф. де Соссюра, психология речи (Ж.Пиаже, В.Штерн, Л.С.Выгодский), психолингвистика (Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев), социолингвистика, коммуникативная философия;

- влияние зарубежного опыта;

- осознание потребности в ораторских навыках (крайне низкая ораторская культура – заседания Верховной Рады);

- пробуждается интерес к забытым, подвергшимся гонению наукам;

- осознание потребности в учебном предмете “Pиторика”.

Язык фиксирует наши знания о мире и даёт возможность выразить наше отношение к нему. Он остаётся основным способом общения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

 

3. Значение риторики в профессиональной деятельности юриста.

 

По глубокому убеждению А.Ф.Кони, юрист должен быть человеком, у которого общее образование идёт впереди специального, потому что юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей.

Юрист выступает в различных коммуникативных ролях: составляет законопроекты, ведёт деловую переписку, ему приходится писать протоколы допроса и осмотра места происшествия, различные постановления, обвинительные заключения, исковые заявления, приговоры и определения, договоры и соглашения. Ему приходится общаться с людьми разных профессий и различного уровня культуры. В каждом отдельном случае нужно находить верный тон, слова, аргументирующие и грамотно выражающие мысли.

Высокий рейтинг многих современных судебных ораторов определяется тем впечатлением общей культуры и интеллигентности, которое оставляют их выступления, безукоризненное владение материалом, логикой изложения и литературным языком. Это обязательное условие самопрезентации судебного оратора. Язык – это инструмент, при помощи которого оформляются и передаются все мысли, это профессиональное оружие юриста.

Мастерство правозащитника складывается из знания права, логики мышления, психологического подхода и ораторского искусства. Выступление в суде – один из сложнейших и ответственейших моментов участия прокурора, защитника и других субъектов судопроизводства. Юрист, который призван осуществлять законность и не умеет вербально (словесно) доказать правоту своей позиции, оказывается за пределами своей профессии. Безответственно и непрофессионально пытаться защитить человека, плохо владея словом.

Умение выступать публично не приходит само собой, для успешного выступления необходимы как профессиональные знания, так и овладение приёмами риторического мастерства. Судебная речь – это творческий продукт, как любое литературное произведение, по словам П.Сергеича. В её основе лежит действительность, преломившаяся сквозь призму авторского воображения. Разница же между творчеством поэта и судебного оратора в том, что они смотрят на действительность с разных точек зрения, черпают из неё соответствующие краски, положения и впечатления, перерабатывая их затем в поэтические образы или доводы обвинения и защиты. Судебная речь, по удачному выражению Сергеича, “есть литература на лету”.

Чтобы успешно выступать в суде, чётко выражать свои мысли в беседе или споре, необходимо подробно изучить предмет, о котором говоришь, и владеть богатством, гибкостью и своеобразием родного языка. Профессиональному юристу, желающему достичь успеха в своей деятельности, нужно знать и общие законы риторического мастерства, и специфику судебного ораторского искусства. Человек, овладевший научными знаниями, всегда имеет преимущество перед самоучкой, идущим “наощупь”, эмпирическим путём.

Можно выделить три основания судебной речи: психологическое, этическое и логическое. Прежде всего процессуальная деятельность участников судопроизводства – акт психологический. Содержанием судебной речи всегда являются определённые мысли, идеи, доводы, мнения, предложения. Они связаны с личным отношением людей к результатам исследования, эмоциональным восприятием информации, психологическим состоянием уверенности или неуверенности в правильности выводов.

Важное место в структуре судебной речи занимают этические основания. Любая профессиональная деятельность должна опираться на те этические принципы, которые сформировались в обществе. Более того, каждый вид деятельности формирует свои нормы профессиональной этики. Судебная этика содержит комплекс моральных запретов и разрешений, обусловленных спецификой рассмотрения и решения судебных дел. Профессиональная этика требует от судебного ритора индивидуального подхода к каждому делу, учёта особенностей участников дела. Недопустимы унижение человеческого достоинства, однобокость в рассмотрении дела.

Судебный ритор не имеет права применять незаконные способы и методы для отстаивания своей позиции, настаивать на утверждениях, которые не подтверждены материалами дела. Он также не имеет права намеренно затягивать судебное рассмотрение дела, вводить суд в заблуждение.

Логика необходима для обоснованности, убеждённости и доказательности судебной речи. Знание законов логики, их использование – необходимое условие грамотного мышления и формулировки доказательств и выводов.

А.П.Чехов почти сто лет назад писал:“Возможно, и мы когда-нибудь дождёмся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, которые по долгу службы должны говорить не только учёно, но и понятно и хорошо, не будут оправдываться тем, что они “не умеют” говорить. Ведь в принципе для интеллигентного человека плохо говорить должно бы считаться такой же непристойностью, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать обязательным”. Риторика является фундаментом профессионализма для представителей юридических специальностей.

 

 


Читайте також:

  1. IX. НАУКА, ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ
  2. Адміністративне право як наука.
  3. Аксіологія як наука про цінності. Філософські концепції цінностей.
  4. Аналітична хімія, як фундаментальна наука.
  5. Антична наука
  6. АНТИЧНА НАУКА І ТЕХНІКА
  7. Билет № 47. Наука и культура в 1945-1991 гг.
  8. Взаємозв'язок географії туризму з іншими науками
  9. Взаємозв'язок соціології з іншими науками
  10. Взаємозв’язок етики з іншими науками, що вивчають мораль
  11. Взаємозв’язок політології з іншими соціальними науками
  12. Взаємозв’язок філософії з науками




Переглядів: 4610

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Систематизация словесных приемов | Тема 8. Психологические основы судебной риторики.

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.028 сек.