Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Контакти
 


Тлумачний словник
Авто
Автоматизація
Архітектура
Астрономія
Аудит
Біологія
Будівництво
Бухгалтерія
Винахідництво
Виробництво
Військова справа
Генетика
Географія
Геологія
Господарство
Держава
Дім
Екологія
Економетрика
Економіка
Електроніка
Журналістика та ЗМІ
Зв'язок
Іноземні мови
Інформатика
Історія
Комп'ютери
Креслення
Кулінарія
Культура
Лексикологія
Література
Логіка
Маркетинг
Математика
Машинобудування
Медицина
Менеджмент
Метали і Зварювання
Механіка
Мистецтво
Музика
Населення
Освіта
Охорона безпеки життя
Охорона Праці
Педагогіка
Політика
Право
Програмування
Промисловість
Психологія
Радіо
Регилия
Соціологія
Спорт
Стандартизація
Технології
Торгівля
Туризм
Фізика
Фізіологія
Філософія
Фінанси
Хімія
Юриспунденкция






Развитие связной речи, культуры речи.

Проводя работу по совершенствованию произносительных умений

первоклассников, учитель использует различные приемы работы:

1. Артикуляционно-слуховые упражнения, связанные с формированием

фонематического слуха, умений различать отдельные звуки в речевом

потоке, выделять звуки из слогов и слов, наблюдать за работой речевых

органов, умений подбирать слова с заданным звуком в определенной позиции и т.д.


 


2. Работа со скороговорками. Этот приём используется не только для совершенствования умений первоклассников правильно произносить отдельные звуки, правильно определять ударный слог в слове, но и свободно и осознанно руководить органами артикуляции.

Вопрос. Вспомните, какой порядок работы со скороговоркой предлагает методика преподавания русского языка?

Важным направлением работы с первоклассниками в подготовительный период является совершенствование грамматического строя речи: На этом этапе работы можно использовать следующие приёмы работы:

1. Ответы на вопросы учителя.

2. Заучивание наизусть стихотворений, пословиц, поговорок, загадок.

3. Составление словосочетаний по аналогии к образцу учителя.

4. Составление предложений по схеме, рисунку, серии рисунков.

5. Словарно - логические упражнения.

6. Создание речевых ситуаций, составление диалогов.

Наиболее сложной формой развития является связная речь. Первоклассники со слов учителя заучивают наизусть небольшие стихотворения, составляют полные или частичные пересказы знакомых русских народных сказок, учатся составлять по вопросам и заданиям учителя небольшие тексты-повествования и описания несложных предметов, под руководством учителя составляют сказки, загадки и т.д.

В подготовительный период первоклассники знакомятся с основными речевыми единицами: слово предложение, звуки речи, слог, ударение. Знакомясь с новыми словами, усваивая их лексическое значение, дети учатся разграничивать понятия предмет и слово, его называющее, осознают номинативную функцию слова (способность называть предметы, их признаки и действия). В этот период целесообразно расширить понятие о предмете, обращая внимание учеников на способность этих слов служить при общении ответом на вопрос Кто это? Что это?. Так первоклассники осознают, что не только слова - названия предметов, растений, животных, человека, но и слова, называющие явления природы, состояния человека, процессы и т.п. могут служить ответом на эти вопросы. Так постепенно у учеников создается представление о целом классе слов,


обозначающих названия предметов и отвечающих на вопрос Кто? Что это?.

Знакомство со словами, называющими действия и признаки, расширяет представления учащихся о номинативной функции слова. Дети учатся выделять слова, обозначающие действия, при помощи вопросов Что делает? Что делал? Что будет делать?, относя к этой группе слов и название состояний и название отношений и т.п. А вопросы Какой? Какая? Какое? и др. помогают отнести к словам, называющим признаки и слова, обозначающие принадлежность к предмету.

Практическое ознакомление с предложением как коммуникативной единицей происходит путём противопоставления набора отдельных слов и связного сообщения. Важнейшим способом осознания функции слова и структуры предложения является моделирование. Ученики так обозначают в предложении

— + слова - названия предметов;

=слова, обозначающие действия;

слова, обозначающие признаки;

слова - помощники (служебные слова).

 


С помощью таких моделей слов дети учатся строить модели предложений или по заданным моделям конструировать самостоятельно предложения. Знакомясь со следующей единицей речи - звук, дети учатся воспринимать звучащее слово как последовательность звуков и различать их функциональные характеристики: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие. Очень важно уже в подготовительный период сформировать у первоклассников умения осуществлять звуковой анализ слова и составлять звуковые модели слов, пользуясь установленными символами:

- ударный гласный;

- безударный гласный;

- твердый согласный*

- мягкий согласный.

Звуко - слоговые модели слов в современных букварях имеют такой вид:

- -лиса

 

- -замок

При звуковом анализе первоклассники работают не с отдельным звуком, а со всей последовательностью звуков, составляющих слово. При этом объектом анализа является только звучащее, а не написанное слово. Задача учителя -научить детей при звуковом анализе слова называть звуковую цепочку слова, правильно (без призвука голоса) воспроизводить глухие звуки, не заменяя их звонкими.

Вопрос. Как происходит ознакомление с понятиями «слог», «ударение»?

Назовите практические приёмы обучения первоклассников слогоделению и определению ударного слога.

Формирование представления учащихся о звуках языка не может


ограничиться механическим произносительным расчленением слова в таких случаях, как как, ау, ус, аист, хотя начать выделение из слов гласных и согласных звуков можно и так: а у, у с, а и с т. Большая часть слов русского языка включает прямые слоги как слитные произносительные единицы, в которых выделить согласный и гласный звуки можно только умственно. Это так и называется «умственное действие» звукового анализа. Можно осознать, услышать звуки в прямом слоге, назвать их отдельно нельзя: в слове они звучат иначе, названные отдельно. Именно


этим объясняется трудность обучения чтению прямых слогов в словах, что появляется в побуквенном чтении слога и слова: Нэ инэа (Нина). Однако слышать и абстрагировать звуки прямых слогов в словах необходимо для того, чтобы научиться осознанно и правильно читать и писать.

Все дети легко выделяют звуки в слове ус. Учитель обращает их внимание на различие этих звуков: звук у произносится с голосом, звук с - без голоса; звук у произносится свободно, выдыхаемый воздух не встречает преград, а при произношении звука с язык трется о нижние зубы, от струи воздуха получается свист, шум. Таким же образом рассматриваются звуки слова аист, причем дети выделяют два звуки, произносимых свободно - а, и, а также два звука, произношение которых вызывает шум - с, т. Учитель сообщает, что звуки, произносимые свободно, без преград и шума, называются гласными: дети выделили гласные а, у, и. Учитель чертит схему слова аист из четырех клеточек и сообщает, чт о гласные звуки дети будут обозначать фишкой с кружочком в клеточке

( на доске - просто кружочком). Дети упражняются в выделении начальных звуков в словах аист, осы, ива, утка. Учитель обращает внимание на то, что гласные звуки а, о, и, у самостоятельно образуют в словах слог: а-ист, о-еы, и-ва, у-тка.

На следующем уроке или через урок учащиеся получают представление о прямом слоге, в котором согласный и гласный звуки слиты в единое произносительное целое. Целесообразно начать с анализа слогов ма и му. Дети выделяют слог мА в слове мама и наблюдают, как он произносится (с широко раскрытым ртом); им предлагается сказать, как мычит корова {му). Они сравнивают слоги ма - му : слог ма произносится с открытым ртом, а при произношении слога му губы вытягиваются трубочкой. Учитель предлагает подумать, какой гласный звук широко раскрывает рот, а какой гласный звук вытягивает губы трубочкой. Дети догадываются, что это гласные звуки а, у. Значит гласный звуку образует слог му.

Указанное членение слов на звуки и выделение в составе слов прямых слогов помогают подвести детей к анализу, необходимому для обучения чтению. Однако, в дальнейшем, с появлением слов, включающих стечение согласных в начале, помимо выделения прямого слога в словах, нужно также показать связность чтения


всех согласных, объединяемых последующим гласным звуком.

7. В соответствии с особенностями современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте уроки письма проводятся после ознакомления с новой буквой.

Задачи письма в подготовительный период: знакомство с правилами посадки за партой, с письменными принадлежностями и правилами их использования, с разлиновкой тетради, с „Прописями", формирование понятий о рабочей и нерабочей строке, о вертикальном (снизу вверх, сверху вниз) и горизонтальном (слева направо, справа налево) направлении. Изучение основных элементов письменного шрифта: прямая линия, линия с закруглением с одной стороны; линия с закруглением с двух сторон; линия с петлей; линия с овалом до середины строки; плавная линия, начинающаяся закругления снизу; овал, полуовал.

Тематика уроков по письму на этой же ступени? «Знакомство с «Прописью» и разлиновкой на ее страницах»; «Строка и междустрочное пространство»; «Письмо прямых линий (сверху вниз и слева направо)»; «Прямая наклонная короткая линия»; «Длинная наклонная линия»; «Прямая линия с закруглением»; «Линии с закруглением внизу и вверху»; «Длинная линия с петлей», «Овал», «Правый и левый полуовалы».

Указанное членение слов на звуки и выделение в составе слов прямых слогов помогают подвести детей к анализу, необходимому для обучения чтению. Однако в дальнейшем, с появлением слов, включающих стечение согласных в начале, помимо выделения прямого слога, нужно также показать связность чтения всех согласных, объединяемых последующим гласным звуком.

Для первоклассников правильное письмо букв и их соединений - трудное и серьезное занятие. В подготовительный период учащиеся выполняют упражнения, которые готовят их к письму. Прежде всего необходимо приучать детей правильно и свободно сидеть во время выполнения письменных упражнений, руководствуясь правилами посадки. Для этого используется картинное пособие.

Учителю нужно с самого начала настойчиво исправлять все отклонения от правильной посадки. При этом учитываются и определенные правила наклонного положения тетради «Рабочая пропись»».

Прежде чем писать в „Рабочей прописи», учитель знакомит детей с разлиновкой этой тетради. Нужно научить детей видеть рабочую строку и правильно писать на ней

буквы, формировать умение на глаз прикидывать расстояние между буквами.

Для ориентировки в строках рабочей тетради учащиеся сначала выполняют рисование различных фигур, бордюров, узоров, подводящих к написанию элементов букв. Вместе с тем у них укрепляются мелкие мышцы руки, умение правильно держать шариковую ручку, плавно вести линии, вырабатывается верная и устойчивая посадка при письме.

 


Читайте також:

  1. IV. Работа над связной речью в период обучения грамоте.
  2. ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
  3. Возникновение и развитие концепции стратегического управления
  4. Глава 6. Развитие речи и мышления детей на уроках обучения грамоте
  5. Дифференциально-диагностические признаки заболеваний, сопровождающихся развитием
  6. Дифференциально-диагностические признаки заболеваний, сопровождающихся развитием
  7. Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры // Избранные статьи. В 3-х т.т. Т. I. Таллинн, 1992, с. 377-380.
  8. Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента
  9. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  10. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
  11. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
  12. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА




Переглядів: 730

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Предложении, связном рассказе. Ознакомление с понятиями 2слог», | Урок внеклассного чтения на подготовительном

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

 

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.007 сек.