IV. Работа над связной речью в период обучения грамоте.
1.Виды связной речи:
а) пересказ;
б) составление рассказов детьми;
в) декламация заученных стихотворений;
г) работа над загадками, пословицами, поговорками;
д) свободное высказывание;
е) рассказывание и инсцинирование сказок.
2. Начиналась работа над связной речью в подготовительный период и предложения в таких формах:
а) составление рассказа по картинке;
б) составление рассказа по серии картинок;
в) составление рассказа по заданной теме.
3. Как руководит учитель составлением связного высказывания:
а) определяет границы темы;
б) сначала - при помощи вопросов учителя (каждый ответ на вопрос - это предложение к высказыванию).
в) ведется коррекция ответов детей, устраняются неудачные предложения, повторы, предлагается лексика для избежания повторов (девочка, она, Аня, школьница)
слова - говорения (сказал, ответил, удивился, воскликнул...) лексика эмоциональная, динамичная;
г) дальше дети приучаются к связному изложению более крупных частей: ("Расскажите сначала, как готовились к экскурсии в лес, затем - что увидели в пути; в лесу; как отдыхали...").
д) составленный рассказ (пересказ) исправляется, вводятся детали, подробности и т.д.
4.3начение занимательного элемента в развитии речи;
а) работа над интонацией и выразительностью при пересказе или рассказывании;
б) инсценирование сказки; придумывание диалогов;
в) исполнение в ролях (кокошники, элементы костюмирования);
г) конкурсы на лучшую импровизацию (составление сказок);
д) конкурсы на лучшего чтеца; рассказчика;
е) соревнования в отгадывании загадок; ё) объяснение пословиц.
4. Работа над диалогической речью:
а) виды диалогов;
б) приёмы работы над диалогом.
IIV. Логопедическая работа в период обучения грамоте.