МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах
РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ" ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів
Контакти
Тлумачний словник Авто Автоматизація Архітектура Астрономія Аудит Біологія Будівництво Бухгалтерія Винахідництво Виробництво Військова справа Генетика Географія Геологія Господарство Держава Дім Екологія Економетрика Економіка Електроніка Журналістика та ЗМІ Зв'язок Іноземні мови Інформатика Історія Комп'ютери Креслення Кулінарія Культура Лексикологія Література Логіка Маркетинг Математика Машинобудування Медицина Менеджмент Метали і Зварювання Механіка Мистецтво Музика Населення Освіта Охорона безпеки життя Охорона Праці Педагогіка Політика Право Програмування Промисловість Психологія Радіо Регилия Соціологія Спорт Стандартизація Технології Торгівля Туризм Фізика Фізіологія Філософія Фінанси Хімія Юриспунденкция |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Глава 2.Современный звуковой аналитико-синтетический метод как основной метод обучения грамотеИстория методов обучения грамоте Прежде чем кратко осветить историю методов обучения грамоте, надо сделать некоторые терминологические пояснения. В строгом и прямом значении слово метод обозначает способ, путь теоретического или практического осуществления чего-нибудь. В дидактике метод определяется как способ познавательной деятельности учителя и учащихся, направленный на выполнение задач образования. И дидактика устанавливает ведущие методы обучения. К ним относятся рассказ, беседа, объяснение, самостоятельное изучение, наглядность и др. С давних пор в методике начального обучения все, что относилось к обучению грамоте, именовалось термином метод (в старину употребляли словоформу с иным ударением - метода). Однако правильнее говорить, если речь идет об обучении грамоте, не о методе, а именно о системе занятий, системе, которая реализуется с помощью разных дидактических методов - и беседы, и рассказа учителя, и самостоятельной деятельности учеников, и использования средств наглядности и т.д. Такое терминологическое разграничение не только существенно потому, что каждый из названных терминов (метод и система) охватывает различные явления, но и значимо из-за того, что позволяет знания о методах обучения, почерпнутые в источниках по дидактике, включать в работу, использовать в методическом их преломлении. При этом данные дидактики о методах могут быть взяты в любой из трактовок и классификаций методов, вплоть до новейшей из них, выдвинутой академиками М.Н.Скаткиным и И.Л.Лернером. Все это открывает широкие возможности по совершенствованию и дальнейшему развитию различных систем обучения грамоте. Попутно заметим, что еще в начале XIX в., когда создавался Царскосельский, или Александровский (или Пушкинский), лицей, В.А. Жуковский подготовил «Постановление о Царскосельском Лицее», где в главе IV «Способ учения» в § 36 писал следующее: «Главное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие». В противном случае, когда система занятий толкуется как метод обучения, многое из установленного дидактикой отсекается и отбрасывается от «метода обучения грамоте», а это суживает сферу образовательно-развивающего воздействия последнего на учеников. К общедидактическим методам могут присоединяться узкоспецифические, присущие только определенной учебной дисциплине, например: работа с разрезной азбукой, проведение звукобуквенного и слогового анализа и других методов при обучении грамоте. Однако в последующем изложении авторы, отдавая дань традиции, будут употреблять термин метод, разумея при этом под ним систему занятий. Буквослагательный метод Итак, самым древним методом (т.е. системой занятий) обучения грамоте, зародившимся еще в странах - прародительницах письменных знаков - букв, был буквослагательный. Он отличался невероятной живучестью и долгожительством. Интересно в этом отношении суждение знаменитого русского историка И.Б.Забелина, который в своей статье «Домашний быт русских царей прежнего времени» (Отечественные записки. - 1854. - № 12. -С. 88-91), касаясь вопросов школьной учебы, отмечал, что многие русские люди от низших до наивысших социальных слоев проходили «курс грамотности по самой древней ее методе», которая сложилась в конце X - начале XI в., в эпоху крещения Руси, а затем «как нечто неприкосновенное свято сохранялась в течение семи столетий и сохраняется даже теперь у большей части простого народа как самый обыкновенный домашний курс обучения». Забелин замечал, что первоначально эта система имела целью обучение церковнослужителей и потому ограничивалась затвер-жением букваря и необходимых в церковной службе часослова и псалтыря; со временем эта же система обучения в том же «первобытном составе от духовенства стала постепенно переходить в народ, в круг образования гражданского», где она «возводилась с тем же характером догматизма, непреложности и как нечто неприкосновенное». Еще одно интересное свидетельство, позволяющее живо представить себе эту древнейшую систему обучения грамоте, принадлежит величайшему русскому актеру М.С.Щепкину. Рассказывая о первых годах своего детства (он родился в 1788 г.), когда его семья находилась в крепостной зависимости (от которой сам Михаил Семенович освободился только в 1822 г.), он вспоминает, что его отдали учиться к ключнику (человеку, ведающему продовольственной частью хлебного магазина), служащему у помещика, которому принадлежала семья Щепкиных. В классе у ключника, кроме Миши, учились еще трое учеников - два мальчика, сыновья местного шинкаря (держателя питейного заведения), и одна девочка. Учился Миша «весьма легко и быстро». Как вспоминал впоследствии сам Щепкин: «Едва мне сравнялось шесть лет, как я уже всю премудрость выучил, то есть азбуку, часослов и псалтырь; этим обыкновенно тогда и оканчивалось все учение, из которого мы, разумеется, не понимали ни слова, а приобретали только способность бегло читать церковные книги... Оба брата (другие два соученика) учились очень тупо. Помню, что их драли немилосердно, хоть толку от этого не было никакого; я же, напротив, удивлял своею остротою, так что учитель не успевал задавать мне уроки». Все обучение грамоте по буквослагательной методе предполагало прохождение ученика по четырем ступеням. Первая из них заключалась в заучивании всех букв алфавита. Для этого в учебниках - букваре или азбуке первые страницы отводились для всех строчных и заглавных (печатных) букв кирилловского алфавита в их строгой алфавитной последовательности. После них следовало «впятословие» - так русские книжники и грамотеи называли алфавит, в котором буквы располагались в обратном порядке - с последней по первую, начальную «Аз». Каждая буква кирилловской азбуки имела свое название, а именно:
Ученики обязаны были твердо заучить наизусть название каждой буквы и уметь безошибочно произносить его сначала строго в алфавитной последовательности, потом в обратном порядке и, наконец, в разбивку. Когда учитель добивался такого положения дел, при котором каждый ученик был в состоянии произнести название любой показанной ему буквы, твердо усвоить алфавитный порядок в расположении букв, переходили ко второй ступени. Она состояла в обучении чтению слогов: сначала двухбуквенных, потом трехбуквенных и далее, вплоть до пяти- и шестибуквенных. Чтение слогов проходило так: сначала нужно было назвать первую букву слога, допустим «буки», затем присоединить к ней название второй буквы «аз». После этого произносился весь слог сразу, целиком - «ба». Ученику приходилось нелегко постигать эту премудрость превращения цепочки названий букв в определенное звукосочетание наизусть, зазубривая последнее и связывая его с зрительно воспринимаемой комбинацией букв, входящих в слог. Понять, почему, предположим, «мыслете», «слово», «твердо», «аз», произносимые как отдельные слова, каждое из которых является названием отдельных, но разных букв, образуют в результате слог мета, было крайне затруднительно. Вся работа в классе по заучиванию и чтению слогов из столбиков слогов букваря проходила так. Учитель произносил название первой буквы, входившей в состав читаемого слога, а ученики хором и как можно громче вторили ему, глядя при этом в букварь и держа палец под буквой, переводили его от буквы к букве, а затем в завершение произносили слог целиком. Народная память сохранила эту особенность обучения грамоте в давние времена, запечатлев ее в такой пословице: Азбуку учат, во всю избу кричат. А живую зарисовку этого общераспространенного явления дал наш русский писатель-классик И.А.Гончаров в своем романе «Обрыв»: «Из отворенных окон одного дома обдало его (Бориса Павловича Райского - одного из главных персонажей. - В.Г.) сотней звонких голосов, которые повторяли азы и делали совершенно лишнею надпись на дверях: «Школа» (Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1979. - Т. 5. -С. 185). Выучивание слогов сменялось новой, третьей, ступенью обучения по буквослагательному методу - обучением чтению отдельных слов. Попутно отметим, что в роли учителя (раньше случалось его называли букварем или чаще - мастером грамоты) зачастую выступал какой-нибудь отставной солдат, постигший грамоту за годы своей воинской службы, или кто-либо из священнослужителей местного храма и т.д. Отдельные слова прочитывались по складам. Выглядело это так: в предъявленном, т.е. выбранном для чтения, слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге, а затем произнести весь слог сразу, далее нужно было переходить к следующему слогу и проделать с ним ту же операцию, что и при чтении столбиков слогов. Так, к примеру, слово грамотеи читалось следующим образом: «глаголь», «рцы», «аз» = гра\ «мыслете», «он» = мо — грамо; «твердо», «есть» = те = грамоте; «иже» = грамотеи. Четвертая ступень состояла в чтении «по верхам», т.е. когда слова прочитывались сразу, целиком, без какого-либо выделения отдельных букв и слогов, т.е. так, как читает и современный человек, хорошо владеющий навыком чтения. Обучение письму проводилось только с лучшими учениками. Видный русский методист, сподвижник К.Д. Ушинского Николай Александрович Корф свидетельствует: «В большинстве школ, в которых обучают грамоте по буквослагательному методу, умение писать считается какой-то высшей наукой, в тайну которой посвящаются только немногие лучшие ученики... Из десяти читающих мальчиков только один пишет» (Корф H.A. Русская начальная школа // Руководство для земских гласных и учителей сельских школ. - 2-е изд. - СПб., 1870.-С. 140). Буквослагательный метод страдал многими отрицательными и органически присущими ему недостатками, часть которых, и притом большая, усиливалась из-за низкого профессионального уровня большинства учащих, т.е. мастеров грамоты, учителей. В их роли, как уже отмечалось, зачастую выступали отставные солдаты, которые в годы несения службы выучились читать, и церковнослужители, т.е. люди, которые специально для учения детей профессионально не были подготовлены, по сути дела были любителями, самодеятельными учителями. Одним из самых очевидных недостатков буквослагательного метода была его большая продолжительность по времени, затягивавшаяся на два-три года. Правда, Л.Н. Толстой свидетельствует, что он знал немало дьячков, которые «выучивают по «буки-аз-ба» грамоте в три месяца; умный отец или брат этим же способом выучивает гораздо скорее» (статья «О методах обучения грамоте» в журнале «Ясная Поляна», февраль 1862 г.). Другой наиболее существенный недостаток этого метода состоял в том, что он обрекал учеников на механическое усвоение основных элементов грамоты - от заучивания букв до складывания слогов и слов, а также делал невозможным постижение тайны абстрагирования звука от названия относящейся к нему буквы, звукослогового звучания зрительно воспринимаемых букв, образующих слоги и слова. Эта тайна разрешалась путем долбежки и зазубривания множества складов и слов, помещавшихся в учебниках - букварях (азбуках). Третий и, пожалуй, наиболее существенный недостаток, присущий буквослагательному методу, состоял в разрыве технической и смысловой сторон чтения, притом смысловая отходила на самые последние планы, фактически отдавалась на откуп самому учащемуся. Наиболее сообразительные из них, пристрастившиеся к самостоятельному чтению хорошей литературы, достигали значительных высот в самообразовании и овладении стоящими профессиями. Показательна в этом отношении судьба Максима Горького. Читать его обучил родной дед по буквослагательному методу (системе) обучения грамоте (далее он (она) будет обозначаться аббревиатурами (БСМОГ и БССОГ), о чем поведал, став писателем, Алексей Максимович в своей повести «Детство». К счастью, внук деда Каширина сумел пристраститься к чтению подлинно художественных произведений. Их содержание не только превратило увлечение чтением в одно из главных занятий Алеши Пешкова, но стало мощным и чудодейственным средством самообразования и познания жизни, людей и человека, помогло Алеше выжить в тех крайне тяжелых условиях жизни, которые окружали его, не потерять веру в человека, обрести желание и силы пробиться к свету, к знаниям и стать впоследствии всемирно известным писателем. Органический недостаток БСМОГ и методики, сориентированной на него, заключался в том, что в них фактически отсутствовала забота о возбуждении у учеников мотивации к учению. Мотивация, правда, была, но имела, так сказать, внешний характер в виде разного рода устрашений и принуждений часто грубого физического порядка - побоев линейкой, стояния на горохе на коленях, порки розгами и др. Все названные и другие недостатки БССОГ привели к тому, что постепенно, особенно в десятилетия, когда развитие промышленности, торговли и других сфер хозяйства потребовало во все больших количествах элементарно грамотных работников, БССОГ не смогла справиться с подобным, как выразились бы в наши дни, социальным заказом общества, ибо была приспособлена к обучению малочисленного состава учебных классов или групп. Переход к звуковым методам Обществу нужны были системы обучения грамоте, которые были бы рассчитаны на многочисленные по ученическому составу классы, и, конечно, такие пути формирования навыков чтения, которые способны были органически соединять в единое целое смысловую и техническую стороны этого процесса, требовали охвата обучением грамоте письма, улучшения качества начального обучения за счет подключения новых учебных предметов и повышения профессиональной подготовки учителей. Нельзя не отметить, что БССОГ при всем ее консерватизме и догматизме не стояла на месте в абсолютно неизменном виде. Нет, на всем протяжении ее существования предпринимались попытки внести определенные усовершенствования. Так, заметным шагом, относящимся еще к XV в., стало подключение к обучению грамоте иллюстративных материалов, которые от картинок к каждой букве в учебнике (букваре или азбуке) постепенно распространились на иллюстрирование букварных текстов, а церковные картинки постепенно заменились на светские. Существенное улучшение было связано с включением обучения письму в качестве полноправного компонента системы обучения грамоте. Заметной попыткой усовершенствовать БССОГ стал переход в обучении сразу к чтению и запоминанию слогов. В результате стараний многочисленных сторонников подобного подхода из этой системы выделилась отдельная, особая слоговая система обучения грамоте. Она была представлена в нескольких вариантах. Определенное влияние на методику обучения грамоте по буквослагательной системе оказала первая реформа русской графики, предпринятая в 1710 г. Петром I. Тогда был создан гражданский шрифт, упрощавший начертания отдельных церковнославянских букв, исключены некоторые буквы кириллицы - «фита», «кси», «тек», «омега», «ижица». Была введена новая буква э (оборотное), чтобы отличать ее от йотированной е («есть»). Впервые были установлены прописные (большие) и строчные (малые) буквы. Попутно заметим, что в 1735 г. Академией наук была введена буква й (и краткое), а в 1797 г. знаменитый писатель и историк Н.М.Карамзин изобрел букву с и употребил ее при печатании своих сочинений. Итак, БССОГ свойственны органические недостатки, тем не менее утвердившаяся на их основе в методической литературе исключительно отрицательная оценка этой системы или метода не во всем объективна. В этой системе кроется и нечто положительное. Прежде всего это относится к чрезвычайной простоте и ясности ее установлений. Той ясности, которая доступна и учащему, и учащимся, и их родителям. В самом деле, чтобы научиться читать, надо сначала твердо изучить буквы, затем научиться распознавать и произносить основные произносительные единицы, части, из которых складываются слова, - слоги, потом - слова и, наконец, предложения и тексты. При этом важно, чтобы слог в читаемом слове узнавался быстро и безошибочно, а слова читались сразу без каких-либо, даже кратковременных, задержек и пауз. Поэтому каждый элемент, относящийся к чтению, - буква, слог, слово - так тщательно отрабатывался с величайшей дотошностью, а регламентировалась эта отработка не затратами времени, а конечным результатом - к каждому последующему элементу можно было переходить только после того, как будет отшлифован предыдущий. В обучении одна из ведущих ролей отводилась громкому произнесению, чтению, т.е. приводились в активное состояние речедвижения, зрение и слух, что вкупе помогало лучше усваивать букварные материалы и в какой-то степени ослаблять действие недостатков, органически присущих буквослагательной системе. Однако в тех вариантах системы, в каких она дошла до конца XIX - начала XX в., испытав на себе и приняв немалое число усовершенствований, с которыми использовалась во многих русских, особенно сельских, школах, а также в семейном обучении, когда обучение письму стало неотъемлемой частью обучения грамоте, детальная и, в известной мере, дотошная отработка чтения и громкого произнесения слогов, слов и текста благотворно сказывалась на грамотности письма и в определенной степени - на развитии памяти. Правда, в последнем случае большую роль играло и то обстоятельство, что в начальной школе конца XIX - первых двух десятилетий XX в. особое внимание уделялось заучиванию наизусть большого числа стихотворных и даже прозаических произведений. В недрах БСМОГ зарождались зерна звуковых систем обучения. Появление в букваре (азбуке) картинок к каждой букве неизбежно наталкивало более-менее соображающего учителя на понимание того, что первая буква в слове - названии картинки обозначает соответствующий начальный звук этого слова. В уникальной историко-методической двухтомной монографии известного русского методиста Иосифа Ивановича Паульсона, посвященной истории методов обучения грамоте, приводится немало фактов, показывающих, как умными учителями вводились звукобуквенные приемы в систему буквослагательного обучения грамоте. Самому значительному факту, показывающему, как могли появляться звуковые подходы в традиционной русской системе обучения грамоте, может служить «слуховой» метод, разработанный Львом Николаевичем Толстым и основанный на буквослагательном, народном, по утверждению писателя-педагога, методе обучения крестьянских детей. В «слуховом» методе Толстого можно найти все основные структурные элементы БССОГ, переплетающиеся с букво- и слухоразложением и букво-, звукосложением, столь характерным для многих звуковых систем обучения. \ Событием качественного порядка стало появление в первой половине XIX в. в русской школе звуковых систем: сначала синтетической (В.Ф. Одоевский, H.A. Корф), затем аналитической (В.А. Золотое, П.П.Мироносицкий), наконец, аналитико-синтетической (К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, В.А. Флеров и др.). Звуковой метод обучения грамоте впервые возник в Германии (1527), его первооткрывателем стал В. Икельзамер. Обучение грамоте начиналось с выработки у детей умения выделять звуки из речи. Но только в конце XVIII в., благодаря немецкому педагогу Г.Стефани, звуковая система стала распространяться в Европе. Он разрабатывал приемы звукового синтеза. Одновременно совершенствовался звуковой анализ, его связывают с именем француза Ж.Жакото. Обучение строилось так. Брали предложение из художественного произведения, дети со слов учителя выучивали фразу наизусть. Сначала выделяли гласные звуки, так как их можно тянуть. Заучивали слова, в которых изучаемый звук стоит в начале, в середине, в конце слова, Результата, т.е. чтения слов и текста, добивались ценой многократных повторений. Обучение письму шло параллельно обучению чтению. Письменная часть урока завершалась тем, что ученики писали по памяти. Особенное внимание уделялось каллиграфии, четкости письма. В России разработчиком звуковой методики стал В.Золотое, но более всего - К.Д.Ушинский, назвав ее методом историческим: дети сами как бы «изобретали» буквы: письмо шло впереди чтения. Естественной ступенью в развитии методики на звуковой основе стало появление аналитико-синтетической деятельности учащихся: слова и текст расчленялись на слоги и звуки, а в произношении и на письме из них опять строили слова и их сочетания. Аналитико-синтетическому методу суждено было занять магистральную позицию в совершенствовании методики обучения грамоте в трудах Н.А.Корфа, В.И.Водовозова, И.И.Паульсона и других, а в XX в. - С.П.Редозубова, А.И.Воскресенской, Л.К.Назаровой, В.А.Кирюшкина и др. Все эти и другие (например, система целых слов) системы не были отгорожены друг от друга непроницаемыми барьерами. Между ними происходили прямые или скрытые взаимосвязи, взаимовлияния, взаимопроникновения отдельных подходов и элементов, заимствования и т.д. Время от времени между сторонниками различных систем разгорались жаркие дискуссии. В их ходе уточнялись, оттачивались принципиальные основы той или иной системы обучения грамоте, иногда выявлялись новые оригинальные системы обучения грамоте.
Лекция Тема. Краткий обзор методов обучения русской грамоте. Научные основы методики обучения русской грамоте. Особенности современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. План лекции 1. Цели и задачи методики обучения грамоте в дореволюционный и послереволюционный периоды. 2. Основные методы обучения грамоте. 3. Особенности буквослагательного и слогового методов. 4. Аналитический звуковой метод Золотова - шаг вперёд от догматической методики. 5. Синтетический звуковой метод Корфа, его положительные и отрицательные стороны. Особенности метода Л.Н.Толстого. 6. Звуковой метод К.Д. Ушинского, его последователи. 7. Особенности современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. 8. Научные основы методики обучения русской грамоте. Литература. 1. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах; М.:«Просвещение», 1987. 2. Методика русского языка № В.А. Кустарёва и др.- М.: «Просвещение», 1982. 3. Русский язык в начальных классах (теория и практика обучения) под редакцией М.С. Соловейчик М.: 2000.
Основной задачей обучения грамоте всегда было формирование умений по чтению и · обучение чтению и письму детей - шестилеток; · игровые методы обучения как форма познавательной учебной деятельности; · развивающий потенциал обучения в период обучения грамоте; · решение задач подготовки к усвоению грамматики, орфографии и фонетики в процессе обучения чтению и письму; · личностно-ориентированный подход при обучении грамоте и др. 2. Не утихают в современной методике и споры по методам обучения грамоте. Одним из Обсуждение методов обучения грамоте, учебных комплексов (программ, учебников и пр.) для 1 класса, методических пособий для учителей продолжается и сегодня. В такой ситуации учитель должен знать, как развивалась русская наука об обучении грамоте - букваристика и какие методы использовались в школьной практике. Исторически методы обучения грамоте сводятся к четырем основным: буквослогательному, слоговому, разновидностям звукового метода и методу целых слов. 3. Буквослогательный - это наиболее ранний метод обучения грамоте. Он появился в России в 16 веке и просуществовал до 19 века. Буквослогательный метод опирался на механическое заучивание названий букв (ази, буки, веди, добро, еже, люди), затем заучивались слоги (глаголь+ази-га) и лишь после этого начиналось чтение по слогам: например, так читалось слово трава: твердо-рцы-азъ-тра; веди-азъ-ва= трава. Недостатки этого метода: а) он направлен на механическую зубрёжку букв; б) обучение грамоте не опиралось на звуки, звучащую речь; в) не требовалось слитного чтения слога (слогового принципа). С введением Петром 1 гражданской азбуки и упрощенным названием букв выделился слоговой метод: после запоминания нескольких букв дети заучивали механически слоги и учились читать с ними слова, не осознавая, из каких букв состоят они. 4. В 40-х годах 19 в. в России появился аналитический звуковой метод Золотова. Обучение грамоте происходило от целого к части: предложение делилось на слова, слоги, заучивалось их начертание, начертания сочетаний букв т.е. преобладали зрительные упражнения, а звуковой анализ слова начинался только после запоминания начертания слова. В этом был его недостаток. 5. Синтетический звуковой метод разработал в России Н.А.Корф, заимствовав его у Близким к звуковому считался метод обучения грамоте Л.Н.Толстого. Он составил «Азбуку» и «Новую азбуку» по «слогослуховому» методу: т.е. делил слоги на звуки, учил соединять звуки в слоги, правильно их читать. Так развивался речевой слух детей. Толстой ввел одновременное обучение письму - печатание букв, слов. 6. Поиски и споры привели букваристов к выводу, что звуковые методы преобладают над а) письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти перед чтением; б) он объединил анализ и синтез, ввел систему аналитических и синтетических упражнений со звуками, слогами и словами; в) Ушинский соединил обучение грамоте с развитием речи. Однако Ушинский не учел позиционного изменения сослагаемых (например: уж, зуб), что приводило к смешению звуков и букв, так как не была еще разработана фонетика. Последователи Ушинского Водовозов В.И., Бунаков Н.Ф, Тихомиров Д.И., Вахтеров В.П. и др. преобразовывали его методы, меняя порядок изучения звуков и букв, исходя из принципа частотности употребления их в речи, ввели подготовительные (добукварные) звуковые упражнения, отказались от опережающего письма. Однако, несмотря на усовершенствование букварей и методики, самым трудным моментом в обучении грамоте оставался переход от звука (буквы) к слогу. Попытку преодолеть эту трудность сделал И.Н. Шапошников, введя метод «живых» звуков, (см. М.Р.Львов, стр. 39). Метод целых слов, появившийся в России, не оправдал себя (там же стр. 46). 7. Основным методом обучения в современной школе есть звуковой аналитико-синтетический метод, основанный на звуковом методе Ушинского. Его особенности: а) метод звуковой — за основу аналитической и синтетической работы берется звук, а буква вводится после знакомства со звуком; б) метод аналитико-синтетический — звуковой анализ предшествует синтезу; г) единицей чтения выступает слог, поэтому - большое внимание к чтению слогов, использованию слоговых и лучевых таблиц, слоговых схем и т.д. д) вводится типовой план изучения звука и буквы на уроках чтения и письма; е) обучение грамоте носит воспитывающий и развивающий характер; включает в себя ё) осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся; ж) вводятся пропедевтические элементы грамматики, орфографии, лексикологии без Читайте також:
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|