МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах
РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ" ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів
Контакти
Тлумачний словник Авто Автоматизація Архітектура Астрономія Аудит Біологія Будівництво Бухгалтерія Винахідництво Виробництво Військова справа Генетика Географія Геологія Господарство Держава Дім Екологія Економетрика Економіка Електроніка Журналістика та ЗМІ Зв'язок Іноземні мови Інформатика Історія Комп'ютери Креслення Кулінарія Культура Лексикологія Література Логіка Маркетинг Математика Машинобудування Медицина Менеджмент Метали і Зварювання Механіка Мистецтво Музика Населення Освіта Охорона безпеки життя Охорона Праці Педагогіка Політика Право Програмування Промисловість Психологія Радіо Регилия Соціологія Спорт Стандартизація Технології Торгівля Туризм Фізика Фізіологія Філософія Фінанси Хімія Юриспунденкция |
|
|||||||
Научные основы методики обучения русской грамоте. Лингвистика как база методики обучения русской грамотеОбучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения Обучение грамоте как особое культурно-образовательное явление возникло в древнейший, еще доисторический период в жизни человечества сразу же вслед за появлением первоначальных видов письма, точнее, графических способов изображения каких-либо сообщений, сведений. Еще в эпоху родового строя у людей появилась потребность в речевом общении на расстоянии с закреплением его во времени. Для этого люди придумывали разные способы реализации подобной потребности: записывали свои речевые сообщения, например, посредством связок из раковин разной величины и цвета, комбинировали узлы и сплетения из шнуров; делали зарубки и насечки на камне, на деревянных дощечках и палках, использовали графические начертания в виде рисунков, иероглифов, клинообразных знаков и, наконец, букв. Наиболее совершенными, удобными и экономными в передаче речевых сообщений оказались буквенные знаки. Они легче запоминались и были более приспособлены как для записи, так и для чтения, расшифровки записанного. Впервые буквенные знаки письма появились в странах Среднего Востока и Средиземноморья, народы которых пользовались языками семитской языковой группы (Сирия, Аравия, Финикия, Кипр, Сардиния, Сицилия, Карфаген). Через финикийцев, которые активнее других занимались мореходством и торговлей и поэтому чаще и больше других общались с разными странами и народами, алфавитное звукобуквенное письмо стало известно грекам. Знакомство греков с буквенно-звуковым письмом расширилось и углубилось посредством носителей арамейского языка (евреи, арабы), с которым пришли в другие страны многие древнебиблейские тексты, записанные буквенно-звуковыми знаками. Греки усвоили не только идею буквенно-звукового письма, но и внесли в него немало усовершенствований - ввели для обозначения гласных звуков специальные буквы (в семитском письме они отсутствовали), придумали буквы для обозначения звуков, специфических для греческого языка . Буквенно-звуковое алфавитное письмо от греков узнали римляне, славяне и другие европейские народы. Каждый из них, не меняя греческой алфавитной и отчасти графической основы букв, приспосабливал буквенно-звуковые обозначения к особенностям своих языков. В 863 г. н.э. монахи-просветители Кирилл и Мефодий создали на греческой основе первый упорядоченный славянский алфавит. Они дали начало славянскому книгописанию, перевели на славянский язык с греческого многие церковно-богослужебные книги. Попутно заметим, что в некоторых научных источниках встречаются утверждения, что славянское слово буква этимологически связано со словом бук - дерево, из которого чаще всего изготовляли дощечки для письма. Переведенные Кириллом и Мефодием на древнеславянский язык книги заложили основы формирования церковно-славянского и старославянского литературного языка, способствовали развитию книгописания, т.е. книжного и библиотечного дела. С XI в. центром славянской письменности становится Киевская Русь. Соответственно она оказывается и центром обучения грамоте на церковно-славянском языке. Последнее сводилось к изучению буквенных знаков славянского алфавита и обучению чтению церковно-славянских текстов. Какая-то меньшая по численности часть людей, обучившихся чтению, продолжала учение по овладению умением письма. Такого рода практика, когда обучение грамоте в основном затрагивало обучение чтению большей части учеников, а обучению письму удостаивалась значительно меньшая часть наиболее способных учеников, сохранялась многие столетия в практике обучения грамоте. Долгое время, несколько столетий, обучение грамоте составляло содержание всей школьной учебы детей, т.е. все школьные годы посвящались обучению грамоте, да еще Закону Божию и частично цифири, арифметике. Постепенно в образовательных системах России, как, впрочем, и в других странах, обучение грамоте выделилось в особый этап школьной учебы ребенка. Этот этап был предназначен не только для того, чтобы обучить начинающего ученика элементарному чтению и письму, но и для того, чтобы ввести его в новую сферу жизни и обеспечить полноценную школьную жизнь, заложить прочный фундамент для успешного овладения всеми другими учебными предметами в начальных и последующих классах. Таким образом, обучение грамоте превратилось в своего рода стартовый этап в овладении ребенком всей школьной премудростью. «Сперва аз да буки, а там и науки» - таким запечатлен в русской пословице народный взгляд на фундаментальную значимость обучения грамоте. «Грамота, как знание, - писал Константин Дмитриевич Ушинский, - есть необходимое начало всякого правильного образования». Задачи, стоящие перед обучением грамоте Независимо от продолжительности этапа обучения грамоте (а в разных системах она неодинакова), независимо от того, какие дети собрались в классе - совершенно не умеющие читать или, напротив, знающие все буквы и даже умеющие читать, - в ходе обучения грамоте решается значительное число серьезных и глубоких по своим воспитательным и образовательным последствиям задач. Они одинаково существенны для разных по дошкольной подготовке детей. Начало школьной учебы знаменует собой наступление качественно нового периода в развитии и воспитании ребенка. Еще выдающийся русский физиолог Иван Михайлович Сеченов отмечал, что «главными определителями умственного развития становятся те умственные перевороты, которые происходят в голове ученика, когда его обучают искусству говорить, читать и писать». У ребенка, приступившего к школьному обучению, происходит интенсивное формирование важнейших новообразований -произвольности психических процессов, саморегуляции поведения, ускорения социализации всех личностных качеств и, главное, коренного изменения взгляда и отношения к тому, что является привычным, знакомым и хорошо освоенным, - языку и речи. Вхождение начинающего ученика в новую для него и обширную область познания и развития - изучение родного языка составляет стержневую и главенствующую задачу обучения грамоте. Родной язык представляет собой наиболее ценный в образовательном, воспитательном и развивающем отношении учебный материал, позволяющий результативно и положительно решать множество задач, приходящихся на самый первый период школьного обучения. Помимо устных видов речевой деятельности - слушания и говорения, которыми дети, приходя в школу, уже в основном владеют, но которые требуют дальнейшего и всемерного совершенствования, ученики приступают к освоению новых, письменных, видов речевой деятельности - чтению и письму, начинают осознанно пользоваться ими при изучении решительно всех других учебных предметов, при знакомстве с книгами и периодикой и т.д. Обучение грамоте выступает в качестве введения ученика в систематическое изучение русского языка - этого, по афористическому определению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения Константина Дмитриевича Ушинского, «предмета главного, центрального, входящего во все другие предметы и собирающего в себе их результат». Учебно-методический комплект по обучению грамоте Русский язык как учебный предмет, уже начиная со своей стартовой ступени в форме обучения грамоте, предстает в своих главных качествах и свойствах в материалах первого школьного учебника ребенка - букваря или азбуки и в относящихся к ним учебных пособиях, в совокупности с методическим руководством составляющих учебно-методический комплект (УМК) по обучению грамоте. От выбора наиболее удачного из них во многом будет зависеть результативность процесса обучения грамоте. В это время ученики обращаются к основным сторонам языка - слову, его звуковому, фонетическому, смысловому, лексико-семантическому, грамматическому, правописному устройству и речевой предназначенности. В ходе обучения грамоте происходит интенсивное формирование механизма управления речью и контроля над ней, которые осуществляются посредством приема акустических сигналов и речедвижений, производящих акустический эффект. Это формирование протекает через улавливание слуховых и речедвигательных сигналов, аналитическую оценку того, что производят «речедвигательный и слуховой анализаторы и подключающийся к ним во время чтения и письма зрительный анализатор. Все это вместе взятое отражается на развитии фонематического слуха как важнейшего речевого свойства, совершенствующегося при активности речевых кинестезии (в переводе с греч. - двигаюсь)», которые «поступают не только от органов речи, но и от множества мышц, не выполняющих собственных речевых движений» (Ж и н к и н Н.И. Механизмы речи. - М., 1958. - С. 65). Во всех видах занятий по обучению грамоте ведущее место и предпочтение надо отдавать таким материалам и методическим приемам, которые способны открыть простор для возможно полного и активного проявления речемоторного и слухового факторов. Они более всего влияют на развитие фонематического слуха и предопределяют успешность формирования речевого механизма в целом, каждого из ведущих видов речевой деятельности, активизируют выработку внутренней речи, содействуют формированию способности к осуществлению внутреннего плана действий, который особо важен при порождении какого-либо высказывания в устной или, что сложнее, в письменной форме речи. Следовательно, одной из центральных задач обучения грамоте становится не только научение детей элементарному чтению и письму, умению сосредоточенно слушать и содержательно говорить, но и формирование фонематического слуха, т.е. способности выделять в своей и чужой речи звуки-фонемы, звуки-смыслоразличители, устанавливать порядок следования их друг за другом в слове, различать фонемы гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, овладевать умением выделять в речи предложения - эти носители законченных мыслей, вычленять в тексте отдельные, завершенные в смысловом отношении части, усваивать некоторые грамматико-правописные и орфоэпические правила, уточнять и пополнять запас слов и наблюдений над разными сторонами языка и тем самым подпитывать то, что именуют «даром слова». Особую заботу учителя при обучении грамоте составляет научение детей письму. Последнее представляет собой сложнейший вид языковой коммуникации. Знаменательно, что гениальный психолог и педагог Лев Семенович Выготский называл письмо алгеброй речи. Нередко письмо, обучение ему сводились во многих системах обучения грамоте в основном к выработке у детей каллиграфических умений. Подобная картина наблюдается и в наши дни. Понятно, что неокрепшая детская рука, неразвитость мелкой мускулатуры кисти ребенка крайне осложняют детям быстрое овладение технической стороной письма и становятся реальным тормозом на пути освоения учениками письма как средства языковой коммуникации, позволяющего оформлять в письменной форме какие-то сообщения, сведения, запечатлевать на бумаге наблюдения, просьбы, предложения и т.п. Это требует от учителя привлечения таких приемов, выбора таких подходов, которые способствуют скорейшему усвоению учениками технической стороны письма, сопутственно с формированием умений одновременно с начертанием буквенных знаков обдумывать, какие слова лучше отобрать, чтобы они точно, полно и убедительно выражали мысли, оформляли их в предложения, сообразовывались с правилами орфографии и пунктуации. Немаловажные задачи, решаемые при обучении грамоте, составляют те, что относятся к пропедевтическому прояснению вопросов грамматико-орфографического, орфоэпического порядка, насыщения занятий познавательными материалами, относящимися к разным сторонам жизни людей и общества, растительного и животного мира, деятельности человека, его труда, бережного и рачительного отношения к природе, ее обитателям, к окружающей среде. Льву Николаевичу Толстому принадлежит выдвижение задачи насыщения учебников типа букварь (азбука) такими материалами, которые давали бы детям «первые поэтические впечатления». Задача «научить детей учиться» (К.Д.Ушинский) относится к числу особо важных направлений в работе, проводимой в период обучения грамоте. Это направление складывается из каждодневных усилий учителя, прилагаемых им для формирования у своих воспитанников умения осознанно и быстро включаться в возможно полное восприятие устного сообщения самого учителя или ответа соклассника, умения без всяких отклонений и отвлечений сосредоточиваться на выполнении учебного задания, соотносить темп его выполнения со временем, отведенным для его осуществления, умения рационально использовать тетрадный лист либо для записи упражнения или ответа на вопрос, либо для выполнения рисунка или какой-нибудь схемы. Особо важно научить детей производить мысленную упреждающую «прикидку» плана выполнения задания, в частности в виде установления так называемых «смысловых вех» (с чего начну свой ответ или письмо, что скажу затем, чем продолжу, как закончу и т.д.). И так, период обучения грамоте представляет собой чрезвычайно ответственный, стартовый этап в начавшейся школьной жизни ребенка, этап, призванный решить много задач, фундаментальных по своей значимости, решение которых существенно облегчает последующую школьную учебу ученика. Методы обучения грамоте, их классификация За более чем трехтысячелетнее существование письменности на Земле и порожденного ею не менее давнего обучения грамоте, за более чем тысячелетнее существование славянской письменности и связанного с нею обучения русской грамоте было открыто великое множество самых различных способов обучения: с одной стороны, обучения расшифровывать, читать зашифрованные, закодированные буквенными знаками устные формы речи, с другой - обучения фиксировать, кодировать, записывать теми же буквенными знаками разные формы устной речи. Процесс появления различных новых подходов, способов и приемов обучения чтению и письму наблюдается и в наши дни, будет это происходить в ближайшем и отдаленном будущем. И естественно, что для каждого, кто профессионально связан с обучением грамоте, нужно хорошо ориентироваться в море-океане различных способов и приемов обучения грамоте. Это поможет избежать простого повторения найденного ранее, исключить этически неприятные случаи выдачи того, что было когда-то известным, за якобы вновь открытое. Ориентировка в том богатстве, которым располагает мировая и отечественная методика обучения грамоте, позволит, вопервых, по-хозяиски, но критически и творчески подойти к успешному использованию и развитию того позитивного, что хранит методическое наследие, во-вторых, ускорит распознавание явно бесперспективных путей в поиске нового в обучении грамоте, в-третьих, поможет избежать неудачного выбора учебников и пособий для учеников своего класса, облегчит выбор действительно нужного, рационального и эффективного учебно-методического комплекта (УМК). Рациональной и плодотворной ориентировке в методах обучения грамоте может помочь классификация известных способов и подходов в этой области школьного дела. Прежде всего все известные и вновь возникающие системы обучения первоначальному чтению и письму можно классифицировать по тому, что они избирают в качестве изначального момента, который становится стартовым в организации занятий. Это может быть буква, звук, слог или целое слово, предложение, текст. Соответственно системы обучения грамоте могут быть подразделены на буквенные, звуковые, слоговые, целых слов. Отталкиваясь от одного из этих исходных моментов, можно далее пойти различными путями, подключить разные виды деятельности - от начального элемента до того целого, в котором он составляет его (целое) с другими ему подобными элементами: так образуются синтетические методы, или системы, обучения грамоте. Если мы наблюдаем обратный путь - от целого к его исходному элементу, то это будут аналитические методы, или системы, обучения грамоте. При объединении, соединении, переплетении, тесном и постоянном взаимодействии названных выше путей и видов деятельности образуются аналитико-синтетические методы, или системы, обучения грамоте. В рамках каждого из названных направлений, точнее - систем, работа могла быть построена так, что чтение шло впереди письма, и, наоборот, письмо упреждало чтение; распространены совмещения обучения этим двум видам письменной речи, нераздельность обучения им. Соответственно разные системы обучения грамоте можно классифицировать еще по одному основанию - соотносительной очередности чтения и письма. Это такие способы: чтение-письмо, письмо-чтение и комбинированный способ, когда обе разновидности письменной речи переплетаются и соединяются.
Читайте також:
|
||||||||
|