Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Научные основы методики обучения русской грамоте. Лингвистика как база методики обучения русской грамоте

Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения

Обучение грамоте как особое культурно-образовательное яв­ление возникло в древнейший, еще доисторический период в жиз­ни человечества сразу же вслед за появлением первоначальных видов письма, точнее, графических способов изображения каких-либо сообщений, сведений. Еще в эпоху родового строя у людей появилась потребность в речевом общении на расстоянии с закре­плением его во времени.

Для этого люди придумывали разные способы реализации по­добной потребности: записывали свои речевые сообщения, напри­мер, посредством связок из раковин разной величины и цвета, ком­бинировали узлы и сплетения из шнуров; делали зарубки и насечки на камне, на деревянных дощечках и палках, использовали графические начертания в виде рисунков, иероглифов, клинообразных знаков и, наконец, букв. Наиболее совершенными, удобными и экономными в передаче речевых сообщений оказались буквенные знаки. Они легче запоминались и были более приспособлены как для записи, так и для чтения, расшифровки записанного.

Впервые буквенные знаки письма появились в странах Сред­него Востока и Средиземноморья, народы которых пользова­лись языками семитской языковой группы (Сирия, Аравия, Фи­никия, Кипр, Сардиния, Сицилия, Карфаген). Через финикий­цев, которые активнее других занимались мореходством и тор­говлей и поэтому чаще и больше других общались с разными странами и народами, алфавитное звукобуквенное письмо стало известно грекам. Знакомство греков с буквенно-звуковым пись­мом расширилось и углубилось посредством носителей арамей­ского языка (евреи, арабы), с которым пришли в другие страны многие древнебиблейские тексты, записанные буквенно-звуковыми знаками. Греки усвоили не только идею буквенно-звукового письма, но и внесли в него немало усовершенствова­ний - ввели для обозначения гласных звуков специальные буквы (в семитском письме они отсутствовали), придумали буквы для обозначения звуков, специфических для греческого языка .


Буквенно-звуковое алфавитное письмо от греков узнали рим­ляне, славяне и другие европейские народы. Каждый из них, не меняя греческой алфавитной и отчасти графической основы букв, приспосабливал буквенно-звуковые обозначения к особенностям своих языков.

В 863 г. н.э. монахи-просветители Кирилл и Мефодий создали на греческой основе первый упорядоченный славянский алфавит. Они дали начало славянскому книгописанию, перевели на славян­ский язык с греческого многие церковно-богослужебные книги.

Попутно заметим, что в некоторых научных источниках встре­чаются утверждения, что славянское слово буква этимологически связано со словом бук - дерево, из которого чаще всего изготов­ляли дощечки для письма.

Переведенные Кириллом и Мефодием на древнеславянский язык книги заложили основы формирования церковно-славянского и старославянского литературного языка, способствова­ли развитию книгописания, т.е. книжного и библиотечного дела.

С XI в. центром славянской письменности становится Киевская Русь. Соответственно она оказывается и центром обучения гра­моте на церковно-славянском языке. Последнее сводилось к изу­чению буквенных знаков славянского алфавита и обучению чте­нию церковно-славянских текстов. Какая-то меньшая по числен­ности часть людей, обучившихся чтению, продолжала учение по овладению умением письма. Такого рода практика, когда обуче­ние грамоте в основном затрагивало обучение чтению большей части учеников, а обучению письму удостаивалась значительно меньшая часть наиболее способных учеников, сохранялась многие столетия в практике обучения грамоте.

Долгое время, несколько столетий, обучение грамоте составля­ло содержание всей школьной учебы детей, т.е. все школьные го­ды посвящались обучению грамоте, да еще Закону Божию и час­тично цифири, арифметике.

Постепенно в образовательных системах России, как, впрочем, и в других странах, обучение грамоте выделилось в особый этап школьной учебы ребенка. Этот этап был предназначен не только для того, чтобы обучить начинающего ученика элементарному чтению и письму, но и для того, чтобы ввести его в новую сферу жизни и обеспечить полноценную школьную жизнь, заложить прочный фундамент для успешного овладения всеми другими учебными предметами в начальных и последующих классах. Та­ким образом, обучение грамоте превратилось в своего рода стар­товый этап в овладении ребенком всей школьной премудростью. «Сперва аз да буки, а там и науки» - таким запечатлен в русской пословице народный взгляд на фундаментальную значимость

обучения грамоте. «Грамота, как знание, - писал Константин Дмитриевич Ушинский, - есть необходимое начало всякого пра­вильного образования».

Задачи, стоящие перед обучением грамоте

Независимо от продолжительности этапа обучения грамоте (а в разных системах она неодинакова), независимо от того, какие дети собрались в классе - совершенно не умеющие читать или, напротив, знающие все буквы и даже умеющие читать, - в ходе обучения грамоте решается значительное число серьезных и глу­боких по своим воспитательным и образовательным последстви­ям задач. Они одинаково существенны для разных по дошкольной подготовке детей. Начало школьной учебы знаменует собой насту­пление качественно нового периода в развитии и воспитании ре­бенка.




Еще выдающийся русский физиолог Иван Михайлович Се­ченов отмечал, что «главными определителями умственного разви­тия становятся те умственные перевороты, которые происходят в голове ученика, когда его обучают искусству говорить, читать и писать». У ребенка, приступившего к школьному обучению, проис­ходит интенсивное формирование важнейших новообразований -произвольности психических процессов, саморегуляции поведения, ускорения социализации всех личностных качеств и, главное, ко­ренного изменения взгляда и отношения к тому, что является при­вычным, знакомым и хорошо освоенным, - языку и речи.

Вхождение начинающего ученика в новую для него и обшир­ную область познания и развития - изучение родного языка со­ставляет стержневую и главенствующую задачу обучения грамоте.

Родной язык представляет собой наиболее ценный в образова­тельном, воспитательном и развивающем отношении учебный материал, позволяющий результативно и положительно решать множество задач, приходящихся на самый первый период школь­ного обучения.

Помимо устных видов речевой деятельности - слушания и гово­рения, которыми дети, приходя в школу, уже в основном владеют, но которые требуют дальнейшего и всемерного совершенствова­ния, ученики приступают к освоению новых, письменных, видов речевой деятельности - чтению и письму, начинают осознанно пользоваться ими при изучении решительно всех других учебных предметов, при знакомстве с книгами и периодикой и т.д.

Обучение грамоте выступает в качестве введения ученика в систематическое изучение русского языка - этого, по афористи­ческому определению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения Константина

Дмитриевича Ушинского, «предмета главного, центрального, входящего во все другие предметы и собирающего в себе их ре­зультат».

Учебно-методический комплект по обучению грамоте

Русский язык как учебный предмет, уже начиная со своей стар­товой ступени в форме обучения грамоте, предстает в своих глав­ных качествах и свойствах в материалах первого школьного учеб­ника ребенка - букваря или азбуки и в относящихся к ним учеб­ных пособиях, в совокупности с методическим руководством со­ставляющих учебно-методический комплект (УМК) по обучению грамоте. От выбора наиболее удачного из них во многом будет зависеть результативность процесса обучения грамоте. В это вре­мя ученики обращаются к основным сторонам языка - слову, его звуковому, фонетическому, смысловому, лексико-семантическому, грамматическому, правописному устройству и речевой пред­назначенности. В ходе обучения грамоте происходит интенсивное формирование механизма управления речью и контроля над ней, которые осуществляются посредством приема акустических сиг­налов и речедвижений, производящих акустический эффект. Это формирование протекает через улавливание слуховых и речедвигательных сигналов, аналитическую оценку того, что производят «речедвигательный и слуховой анализаторы и подключающийся к ним во время чтения и письма зрительный анализатор. Все это вместе взятое отражается на развитии фонематического слуха как важнейшего речевого свойства, совершенствующегося при актив­ности речевых кинестезии (в переводе с греч. - двигаюсь)», кото­рые «поступают не только от органов речи, но и от множества мышц, не выполняющих собственных речевых движений» (Ж и н к и н Н.И. Механизмы речи. - М., 1958. - С. 65).

Во всех видах занятий по обучению грамоте ведущее место и предпочтение надо отдавать таким материалам и методическим приемам, которые способны открыть простор для возможно пол­ного и активного проявления речемоторного и слухового факто­ров. Они более всего влияют на развитие фонематического слуха и предопределяют успешность формирования речевого механизма в целом, каждого из ведущих видов речевой деятельности, активи­зируют выработку внутренней речи, содействуют формированию способности к осуществлению внутреннего плана действий, кото­рый особо важен при порождении какого-либо высказывания в устной или, что сложнее, в письменной форме речи.

Следовательно, одной из центральных задач обучения грамоте становится не только научение детей элементарному чтению и письму, умению сосредоточенно слушать и содержательно гово­рить, но и формирование фонематического слуха, т.е. способно­сти выделять в своей и чужой речи звуки-фонемы, звуки-смыслоразличители, устанавливать порядок следования их друг за другом в слове, различать фонемы гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, овладевать умением выделять в речи предложения - эти носители законченных мыслей, вычленять в тексте отдельные, завершенные в смысловом отношении части, усваивать некоторые грамматико-правописные и орфоэпические правила, уточнять и пополнять запас слов и наблюдений над раз­ными сторонами языка и тем самым подпитывать то, что именуют «даром слова».

Особую заботу учителя при обучении грамоте составляет на­учение детей письму. Последнее представляет собой сложнейший вид языковой коммуникации. Знаменательно, что гениальный психолог и педагог Лев Семенович Выготский называл письмо алгеброй речи.

Нередко письмо, обучение ему сводились во многих системах обучения грамоте в основном к выработке у детей каллиграфиче­ских умений. Подобная картина наблюдается и в наши дни. По­нятно, что неокрепшая детская рука, неразвитость мелкой муску­латуры кисти ребенка крайне осложняют детям быстрое овладе­ние технической стороной письма и становятся реальным тормо­зом на пути освоения учениками письма как средства языковой коммуникации, позволяющего оформлять в письменной форме какие-то сообщения, сведения, запечатлевать на бумаге наблюде­ния, просьбы, предложения и т.п.

Это требует от учителя привлечения таких приемов, выбора таких подходов, которые способствуют скорейшему усвоению учениками технической стороны письма, сопутственно с форми­рованием умений одновременно с начертанием буквенных знаков обдумывать, какие слова лучше отобрать, чтобы они точно, пол­но и убедительно выражали мысли, оформляли их в предложения, сообразовывались с правилами орфографии и пунктуации.

Немаловажные задачи, решаемые при обучении грамоте, состав­ляют те, что относятся к пропедевтическому прояснению вопросов грамматико-орфографического, орфоэпического порядка, насыще­ния занятий познавательными материалами, относящимися к разным сторонам жизни людей и общества, растительного и животного ми­ра, деятельности человека, его труда, бережного и рачительного от­ношения к природе, ее обитателям, к окружающей среде.

Льву Николаевичу Толстому принадлежит выдвижение задачи насыщения учебников типа букварь (азбука) такими материалами, которые давали бы детям «первые поэтические впечатления».

Задача «научить детей учиться» (К.Д.Ушинский) относится к числу особо важных направлений в работе, проводимой в период обучения грамоте. Это направление складывается из каждоднев­ных усилий учителя, прилагаемых им для формирования у своих воспитанников умения осознанно и быстро включаться в возмож­но полное восприятие устного сообщения самого учителя или от­вета соклассника, умения без всяких отклонений и отвлечений со­средоточиваться на выполнении учебного задания, соотносить темп его выполнения со временем, отведенным для его осуществ­ления, умения рационально использовать тетрадный лист либо для записи упражнения или ответа на вопрос, либо для выполне­ния рисунка или какой-нибудь схемы. Особо важно научить детей производить мысленную упреждающую «прикидку» плана вы­полнения задания, в частности в виде установления так называе­мых «смысловых вех» (с чего начну свой ответ или письмо, что скажу затем, чем продолжу, как закончу и т.д.).

И так, период обучения грамоте представляет собой чрезвы­чайно ответственный, стартовый этап в начавшейся школьной жизни ребенка, этап, призванный решить много задач, фундамен­тальных по своей значимости, решение которых существенно об­легчает последующую школьную учебу ученика.

Методы обучения грамоте, их классификация

За более чем трехтысячелетнее существование письменности на Земле и порожденного ею не менее давнего обучения грамоте, за более чем тысячелетнее существование славянской письменности и связанного с нею обучения русской грамоте было открыто ве­ликое множество самых различных способов обучения: с одной стороны, обучения расшифровывать, читать зашифрованные, закодированные буквенными знаками устные формы речи, с другой - обучения фиксировать, кодировать, записывать теми же буквен­ными знаками разные формы устной речи.

Процесс появления различных новых подходов, способов и приемов обучения чтению и письму наблюдается и в наши дни, бу­дет это происходить в ближайшем и отдаленном будущем. И есте­ственно, что для каждого, кто профессионально связан с обучением грамоте, нужно хорошо ориентироваться в море-океане различ­ных способов и приемов обучения грамоте. Это поможет избе­жать простого повторения найденного ранее, исключить этически неприятные случаи выдачи того, что было когда-то известным, за якобы вновь открытое.

Ориентировка в том богатстве, которым располагает миро­вая и отечественная методика обучения грамоте, позволит, во­первых, по-хозяиски, но критически и творчески подойти к ус­пешному использованию и развитию того позитивного, что хра­нит методическое наследие, во-вторых, ускорит распознавание явно бесперспективных путей в поиске нового в обучении гра­моте, в-третьих, поможет избежать неудачного выбора учеб­ников и пособий для учеников своего класса, облегчит выбор действительно нужного, рационального и эффективного учебно-методического комплекта (УМК).

Рациональной и плодотворной ориентировке в методах обуче­ния грамоте может помочь классификация известных способов и подходов в этой области школьного дела.

Прежде всего все известные и вновь возникающие системы обучения первоначальному чтению и письму можно классифици­ровать по тому, что они избирают в качестве изначального мо­мента, который становится стартовым в организации занятий. Это может быть буква, звук, слог или целое слово, предложение, текст.

Соответственно системы обучения грамоте могут быть подраз­делены на буквенные, звуковые, слоговые, целых слов.

Отталкиваясь от одного из этих исходных моментов, можно далее пойти различными путями, подключить разные виды дея­тельности - от начального элемента до того целого, в котором он составляет его (целое) с другими ему подобными элементами: так образуются синтетические методы, или системы, обучения грамоте.

Если мы наблюдаем обратный путь - от целого к его исход­ному элементу, то это будут аналитические методы, или системы, обучения грамоте.

При объединении, соединении, переплетении, тесном и посто­янном взаимодействии названных выше путей и видов деятельно­сти образуются аналитико-синтетические методы, или системы, обучения грамоте.

В рамках каждого из названных направлений, точнее - систем, работа могла быть построена так, что чтение шло впереди пись­ма, и, наоборот, письмо упреждало чтение; распространены со­вмещения обучения этим двум видам письменной речи, нераз­дельность обучения им.

Соответственно разные системы обучения грамоте можно классифицировать еще по одному основанию - соотноси­тельной очередности чтения и письма. Это такие спосо­бы: чтение-письмо, письмо-чтение и комбиниро­ванный способ, когда обе разновидности письменной речи переплетаются и соединяются.

 

 


Читайте також:

  1. IV. Работа над связной речью в период обучения грамоте.
  2. Базові поняття теорії і методики фізичного виховання.
  3. Біохімічна ОБГРУНТУВАННЯ МЕТОДИКИ занять фізичною культурою і спортом з особами різного віку та статі
  4. В 30-х роках було зроблено спробу систематизувати курс методики викладання літератури. Виходять такі праці.
  5. В чому ж полягає зв'язок методики навчання ІМ з психологією?
  6. Вербальні методики.
  7. ВИБІР МЕТОДУ (МЕТОДИКИ) АНАЛІЗУ
  8. Вибір методу (методики) проведення дослідження
  9. Генетические основы совершенствования биообъектов.
  10. Глава 2.Современный звуковой аналитико-синтетический метод как основной метод обучения грамоте
  11. Глава 3. Обучение первоклассников грамоте. Подготовительный (добукварный) период обучения грамоте
  12. Глава 5. Методика обучения письму в букварный и послебукварный периоды обучения грамоте




Переглядів: 3691

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
 | Глава 2.Современный звуковой аналитико-синтетический метод как основной метод обучения грамоте

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.012 сек.