Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Контакти
 


Тлумачний словник
Авто
Автоматизація
Архітектура
Астрономія
Аудит
Біологія
Будівництво
Бухгалтерія
Винахідництво
Виробництво
Військова справа
Генетика
Географія
Геологія
Господарство
Держава
Дім
Екологія
Економетрика
Економіка
Електроніка
Журналістика та ЗМІ
Зв'язок
Іноземні мови
Інформатика
Історія
Комп'ютери
Креслення
Кулінарія
Культура
Лексикологія
Література
Логіка
Маркетинг
Математика
Машинобудування
Медицина
Менеджмент
Метали і Зварювання
Механіка
Мистецтво
Музика
Населення
Освіта
Охорона безпеки життя
Охорона Праці
Педагогіка
Політика
Право
Програмування
Промисловість
Психологія
Радіо
Регилия
Соціологія
Спорт
Стандартизація
Технології
Торгівля
Туризм
Фізика
Фізіологія
Філософія
Фінанси
Хімія
Юриспунденкция






Формирование первоначальных навыков чтения. Переход к чтению целыми словами.

Основной период обучения грамоте продолжается до середины апреля. Он характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного.

Традиционно буквари период обучения грамоте делится на 2 этапа:

I э т а п - ознакомление с буквами а, о, у, и, ы на обозначение гласных звуков и формирование первоначальных навыков прямых слогов с твердыми и мягкими согласными.

ΙI этап- ознакомление с буквами ь, е, ё, ю, я, их функциями, совершенствование навыков слогового чтения с сочетанием согласных, переход к чтению целым словом.

На первой ступени учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных букв. Тексты на этой ступени ещё просты и кратки, главное внимание уделяется пропитыванию слов по слогам и с ударением. Дети знакомятся со слоговой таблицей и учатся по ней читать слоги и составлять из букв и слогов слова. Букварный материал первой ступени включает много сюжетных картинок, отдельных и в серии.По ним учащиеся учатся связному рассказыванию. По предметным картинкам разного назначения первоклассники анализируют слого-звуковой состав слов с применением схем, выполняют словарно-логические упражнения, знакомятся с многозначными словами, противоположными по значению, составляют предложения, выполняют разные игровые упражнения по составлению слов.

Обозначение выделенного звука буквой происходит после того, как установлено место данного звука в словах, отобранных для звукового

анализа. Основной принцип отбора таких слов заключается в том, что произношение

в них должно соответствовать написанию этих слов. Обозначать буквой нужно звук, выделенный из слова и услышанный, проанализированный в связи с другими звуками слова. Обозначив звук буквой, учащийся тут же составляет слова из букв, записываетслова с данным звуком, выделяет в словах слоги, включающие изученные звуки и буквы. Упражнения по чистописанию также предусматривают запись звуков буквами.

Выделение гласных и слогов в словах, выработкаориентировки на
гласные и ударение при чтении - основные упражнения на первой ступени
обучения грамоте.

При обучении чтению по передвижной азбуке и при составлении слов из разрезной азбуки применяются приёмы синтеза, причем преобладает прием слогоизменения: на, но, ну, ни, ны и т.д. Этот прием помогает сформировать ориентировку на гласные и позиционность чтения, что является главной

задачей обучения чтению на первом этапе. Для отработки позиционного чтения применяется сопоставление слогов и слов с твердыми и мяпшми_ согласными (при изучении гласной и).

Главная задача 1-го этапа научить учащихся быстро ориентироваться в слого-звуковой структуре слов и закрепить основные приемы чтения слов, включающих слияние в разной позиции. Для этого дети должны быстро находить в слове его центральную часть - слияние и определять способ чтения примыкающих к нему согласных, читаемых до слияния, т.е. слов типа стол, скакала, Стасик и т.п.

Основные трудности, связанные с обучением чтению на этой ступени, состоят в том, что дети еще отрывают произношение согласных друг от друга при чтении сложного сочетания типа сто, ело, сти, сни и т.д. С одной стороны, их нужно учить ориентироваться в слого-звуковой структуре слов, для чего используются специальные пометы, отделяющие согласные от слияния; с другой стороны, нужно учить детей читать слог co стечением согласных связно, с ориентировкой на гласный звук слияния, в произносительном yклaдe гласного. Для этого целесообразно отмечать весь прямой слог дужкой и упражнять детей в связном чтении ранее расчлененного сочетания согласных с гласными: сти, кри, тра и т.д.

На втором этапе дети знакомятся с другими способами обозначения на письме мягких согласных (буквами ь, е, ё, ю, я).

Трудности изучения этих букв заключается в том, что мягкий знак является буквой, не имеющей звукового выражения, а буквы е, ё, ю, я имеют двойную функцию - обозначают один звук после согласных и 2 звука в начале слога и после твердого и мягкого разделительных знаков. Сначала

первоклассники знакомятся с тем, что каждая из этих буквобозначает сочетание мягкого согласного [й] с гласными [э] [о], [у] [а], а на следующем ^^ a следующем

уроке узнают, что эти же буквы обозначают 1 гласный звук [э], [о], [у], [а] и указывают на мягкость предыдущих согласных. На втором этапе букварного периода учитель больше внимания должен уделить формированию навыков орфографически правильного чтения с буквами в слабой позиции. В букваре эти буквы выделяются

( красный кружочек под буквой). Это дает возможность не только формировать навыки орфоэпически правильного чтения, но и развивает орфографическую зоркость, подготавливает к последующему изучению основных орфографических правил. К концу второго этапа букварного периода дети знакомятся с функцией твердого и мягкого разделительных знаков и овладевают навыками чтения с этими буквами.

В букварный период при обучении чтению первоклассники овладевают такими умениями:

- узнавать каждую букву алфавита (печатную, рукописную, строчную и
заглавную), правильно называть её (буква «ка», «эм» и под.);

- читать прямые (мА), непрямые (ам) слоги; слоги с сочетанием согласных (ру-
ч-ка):

 

- читать слова с буквой ь обозначающеймягкость предыдущего согласного;

- читать слова с буквами я, е, ё, ю, которые обозначают мягкость предыдущего согласного и соответствующий гласный; а также слова с буквами я, е, ё, ю, которые обозначают два звука: [й] + соответствующий гласный;

- читать слова с буквами ъ, ь, которые указывают на то, что следующие за ними
буквы, я, е, ё, ю, и обозначают два звука: [й] + соответствующий гласный;

- читать слова с буквами ж, ч, ш, щ; читать слова с буквосочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;

- читать слова с буквой г , особенно те, которые различаются в русском и
украинском языках звуками [г] и [h]: Галя, густо и под.;

- читать слова по образцу, данному учителем, в которых пишутся буквы о, е, а
произносятся звуки [а], [и]: вода и река;

-читать слова по образцу, данному учителем, в которых пишутся буквы б, в, г, д, ж, з, а произносятся звуки [п] , [ф], [к], [т], [ш], [с]: дуб, рог;

- читать слогами и целыми словами материал, включающий слова все более сложной звуко-слоговой структуры;

- мгновенно узнавать наиболее употребительные, часто встречающиеся в букваре слова, состоящие из 2-4-х букв (ты, он, дом, так, кто, они, где, стол, брат), и сочетания коротких слов (я был, я и ты и под.).

2.Одна из трудностей в работе со звуками заключается в том, что от произношения слова не остается никаких следов. Поэтому в современной методике обучения грамоте найден эффективный приём - это использование разнообразных схем, моделей, условных значков, которые помогают искусственно остановить звучание слова и при этом обойтись без букв.

В обучении грамоте применение слоговых и звуковых схем - моделей

помогает зафиксировать выделенный слог или звук, материализовать действие звукового разбора и в конечном счете помогает осознать различие между звуком и буквой.

Работа со схемами начинается тогда, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования самого понятия о слоге.

Слог - минимальная естественная произносительная единица. Иначе говоря, членение слова на слоги ( в отличие от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений. Дети легко осваивают слогоделение, если мы не навязываем им искусственно неверного деления (см. ниже). Обнаружить слог, познакомиться с делением слова на слоги удобнее всего в ситуации, когда человек неосознанно переходит на произнесение слова по слогам.

Стоить обратить внимание учащихся на то, что в каждом слоге есть непременно один ртораскрыватель - гласный. A при нем может быть разное количество. Чтобы убедиться в этом, достаточно подложить руку под подбородок: на каждом ртораскрывателе будет открываться рот, а подбородок касаться руки. Так можно проверить, верно ли определено количество слогов.

Вместе с обучением детей членению слова на слоги ведется работа по определению ударного слога. Для того чтобы облегчить его нахождение, учителя предлагают первоклассникам «позвать» или «спросить» слово, т.е. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всегда длительнее безударного. В то же время упорно приписываемая ударному слогу большая сила научно не всегда подтверждается. Сила звука зависит не только от его положения (под ударением или в безударном слоге), но от индивидуальных качеств: звук [а] даже безударный сильнее звука [у], находящегося под ударением.

Есть еще один прием, помогающий научить первоклассников безошибочно находить ударный слог. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научиться произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что у него сформировался способ определения ударного слога.

После того как закончится обучение грамоте и схемы слияний в значительной степени утратят свое назначение - облегчить овладение слитным чтением, можно перейти к использованию на уроках русского языка более простых схем звукового состава слов. Например, хорошо зарекомендовали себя значки, разработанные методистами Украины. Удобство этих значков в том, что цвет перестает быть дифференцирующим признаком, предельно проста их форма и в то же время позволяет установить определенные ассоциации между формой значка и его функцией

и тем самым добиться их легкого запоминания и безошибочного

использования:

О - гласный воздух идет свободно, как сквозь пустую трубочку;

_____ согласный твердый, воздух наталкивается на «перегогородку»

= согласный мягкий, язык немного передвигается;

_ согласный звонкий (твердый или мягкий), присоединяется голос - «звоночек» (точка над черточкой), как бы «след» гласного в этом звуке. Итак, для работы со звуками понадобиться пять значков.

Предлагаемые значки очень удобны для проведения игр с «живыми звуками». Каждый ученик изображает конкретный звук: он держит в руках большую фишку с условным значком звука (кружок, черточка, две черточки и т.д.). Из звуков составляются слова. Работа может вестись в двух направлениях: от слова к модели и от модели к словам, ей соответствующим.

Если мы хотим добиться, чтобы ученик реально оперировал звуками, т.е. чтобы развивался его фонематический слух, целесообразно проводить звуковой

разбор в такой последовательности



Читайте також:

  1. Аналитический способ получения матрицы перехода
  2. Будова та принцип дії польового транзистора з p-n-переходом
  3. Вдосконалення нормативно-правової бази міста на етапі переходу до інформаційного суспільства
  4. Визначення та класифікація електричних переходів
  5. Вольт-амперна характеристика ідеалізованого р-п-переходу
  6. Вольт-амперна характеристика тонкого р-n переходу
  7. Вопрос 3. Формирование политики информационной безопасности на предприятии
  8. Делегітимізація і лібералізація недемократичних режимів як передумова і підготовча стадія переходу до демократії
  9. До переходу противника в наступ на позиції відділення постійно несе службу спостерігач.
  10. Додавання переходів між слайдами
  11. Ємнісні властивості p-n-переходу
  12. Загальні вимоги до суб'єктів малого підприємництва - юридичних осіб - при переході на єдиний податок і при сплаті податку за спрощеною системою




Переглядів: 2112

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Лекция №3 | Скажи слово и послушай себя.

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

 

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.017 сек.