Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Вступ................................................................................................................ 7 16 сторінка

– просвещение в области защиты своих прав;

– безопасность товара (услуги);

– информацию об изготовителе товара (услуги);

– другие права.

Например, в пассажирских авиаперевозках Закон РФ

«О защите прав потребителей» контролирует права туриста на перевозку, курение на борту самолета, упаковку багажа, чартерные рейсы и пр.

Закон РФ «О рекламе» регламентирует многие вопросы туристского маркетинга.

Желательно в штат каждой турфирмы включать юриста или независимого эксперта, которые могут разъяснять туристам вопросы туристского законодательства, их права и обязанности, а также права и обязанности турфирмы, давать консультации.

Возникшее в поездке недоразумение можно попытаться разрешить на месте. Для этого туристу следует обратиться к представителю турфирмы, которая обладает полномочиями организовывать питание и размещать туриста во время задержки рейса, выдавать деньги тому, кто их потерял, помогать при размещении в гостинице и т. д.

Если сразу проблему не удается разрешить, туристу необходимо зафиксировать факт нарушения своих прав, оформив претензию соответствующим образом. Можно предложить следующие советы по составлению претензии:

1. Претензия должна быть напечатана в двух экземплярах и, по возможности, на одной странице.

2. Следует выдержать деловой тон, не преувеличивая того, что произошло.

3. Сначала следует указать, что было забронировано, потом то, что предложено.

4. Перечислить служащих, грубо или недобросовестно выполнявших свои обязанности, а также тех, кто пытался помочь.

5. Приложить копию (не оригинал!) билета, квитанции и другие документы, подтверждающие справедливость претензии.

6. Не перегружать претензию мелкими придирками, за которыми можно потерять главную причину недоразумения.

7. Перечислить материальные расходы.

8. Предложить варианты, как турфирма может исправить положение и удовлетворить жалобу.

Претензия должна быть зарегистрирована в журнале входящей документации организации, куда обратился турист.

В случае отсутствия журнала туристу следует получить расписку от лица, принявшего претензию. Расписка должна быть оформлена на копии претензии, содержать дату, фамилию, должность и подпись сотрудника, принявшего претензию. Согласно закону претензия к качеству туристского продукта предъявляется туристом туроператору или турагенту в течение 20 дней с момента окончания договора (с момента окончания тура) и подлежит рассмотрению в течение 10 дней со дня получения.

Практика показывает, что многие турфирмы отслеживают и анализируют жалобы с тем, чтобы в дальнейшем использовать их для выявления и анализа проблемных сфер в деятельности своего бизнеса. Подавляющее большинство жалоб клиентов разрешается на стадии предъявления претензии самой турфирме, которая может предложить клиенту материальную компенсацию, бесплатный тур или авиабилет и проживание в отеле (по выбору), а также принести письменное извинение, если турист хочет его получить.

В случае, если турист не получил ответ или получил ответ, его не устраивающий, он может использовать другие меры воздействия на турфирму, в частности подать жалобу в вышестоящие организации. Жалобу туриста могут рассмотреть:

1. Специальная комиссия при лицензионном управлении Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму.

2. Государственные органы: прокуратура, Государственная налоговая инспекция, органы по сертификации туристских услуг, антимонопольный комитет, Общество потребителей.

3. Средства массовой информации. Сотрудники газет, радио и телевидения могут дать туристу информацию и помочь, выпустив специальный репортаж по жалобе туриста и пр. Освещение проблемы в средствах массовой информации, как правило, подталкивает турфирму к принятию оперативных мер для ее решения.

4. Суд является крайней мерой в решении конфликта между турфирмой и туристом. Однако следует учесть, что ведение судебного процесса требует большого количества времени и средств на получение юридической помощи.

Следует знать, что обращение в суд, минуя стадию предъявления турфирме претензии, влечет отказ в принятии искового заявления (п. 2 ст. 129 ГПК РФ) или оставление иска без рассмотрения (п. 1 ст. 221 ГПК РФ). Поэтому досудебное предъявление претензии фирме является обязательным.

Закон не предусматривает установленную форму написания искового заявления, однако требует наличия в нем всех предусмотренных законом реквизитов, а именно:

1) наименование суда, в который подается исковое заявление;

2) фамилия, имя, отчество истца, его адрес, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование ответчика и место его нахождения; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие изложенные обстоятельства (можно переписать содержание своей претензии);

4) требования истца;

5) цена (сумма) иска;

6) перечень прилагаемых документов:

– доказательства, подтверждающие исковое заявление (туристская путевка, договор, квитанции, акты и справки из отелей, аэропортов);

– претензия с зафиксированной датой ее своевременной отправки;

– копия искового заявления для ответчика и иных участвующих в деле лиц, если таковые имеются.

Если исковое заявление подписывает не истец, а его представитель по доверенности, необходимо приложить эту доверенность.

Исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения ответчика, но может быть подано и в суд по месту жительства истца.

Выбор места судебного разбирательства остается за истцом, т. е. за туристом.

Следует знать, что согласно ст. 17 Закона РФ

«О защите прав потребителей», регулирующей отношения туриста-истца и турфирмы, при подаче искового заявления истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

 

 

§ 4.3. Особенности страхования в туризме

Страхование представляет собой систему отношений между страховщиками и страхователями по защите имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов при наступлении страховых случаев (рисков) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страховых взносов.

Таким образом, сущность страхования заключается в замкнутой раскладке возможного ущерба между заинтересованными лицами.

Страховщики — это юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.

Страхователи — юридические и дееспособные физические лица (достигшие 16 лет и не старше 80 лет), не состоящие на учете в психдиспансере, заключившие со страховщиками договоры, либо являющиеся страхователями в силу закона и уплачивающие страховые взносы.

Объектами страхования в туризме являются как отдельные граждане, так и туристские фирмы. Турфирма страхует свое имущество, транспортные средства, финансовые риски. Эти виды страхования в туризме проводятся в том же порядке, что и страхование в других отраслях экономики.

Особенности страхования в туризме касаются непосредственно страхования туристов. Применяются следующие виды страхования: медицинское; жизни и здоровья; имущества; на случай задержки транспорта; на случай плохой погоды во время нахождения на отдыхе; расходов, связанных с невозможностью совершить поездку; ассистанс; ответственности владельца автотранспортных средств и т. п. Одним из основных видов страхования в туризме является медицинское страхование, которое обычно покрывает расходы на медицинские услуги, услуги стационаров, перевозку машиной скорой помощи, приобретение лекарств, уход за больным (при несчастном случае или внезапном заболевании), транспортировку тела на родину (в случае смерти за рубежом).

Если возраст страхуемого превышает 65 лет, то взимается двойной тариф. Лица свыше 70 лет страхованию не подлежат. Страхование производится без медицинского освидетельствования. Практика работы в туризме показывает, что для большинства россиян цена на медицинские услуги за границей невероятно высока, поэтому страхование при туристских поездках за рубеж просто необходимо.

Выданный в РФ полис принимается зарубежными медицинскими организациями при условии, что страховая компания, его выпустившая, хорошо известна. Поэтому российские страховые компании пользуются услугами партнеров – известных во всем мире сервисных или страховых компаний.

Особым видом страхования является ассистанс. Ассистанс — это перечень в рамках договора услуг, оказываемых в нужный момент в натурально-вещественной форме или в виде денежных средств через техническое, медицинское и финансовое содействие. Он обеспечивает туристам или специалистам, командированным за рубеж, помощь на месте в технической (ремонт автомобиля), денежной или иной форме.

 

 

Контрольные вопросы

1. Какие законы и законодательные акты в настоящее время составляют правовую основу туристской деятельности, защиты прав и интересов туристов?

2. Какова роль лицензирования и сертификации туристской деятельности в правовом потребительском поле?

3. Каков алгоритм возмещения ущерба при недоброкачественной туристской услуге?

4. Какие требования договора на тур, предъявляемые к нему законом, следует учитывать при анализе этого договора?

5. Какие документы могут являться подтверждением размера реального ущерба при некачественном оказании договорных услуг на тур?

6. Каков порядок предъявления претензии туроператору при некачественном обслуживании?

7. Каким образом решается вопрос о компенсации морального вреда при некачественном обслуживании туриста?

8. Какие существуют меры, предотвращающие нарушение прав туриста?

9. Перечислить основные условия договора на реализацию туристического продукта.

10. Каким образом происходит сличение формальных признаков договора на тур?

11. Какие неформальные признаки процедуры заключения договора на тур должны насторожить туриста?

12. На что имеет право турист согласно Закону РФ «О защите прав потребителей»?

13. Каким образом составляется претензия туриста как потребителя на нарушение своих прав?

14. Какие организации могут рассмотреть жалобу туриста?

15. Алгоритм действий туриста, чьи права были ущемлены, при обращении в суд.

16. Виды страхования, существующие в туризме. Понятие о страховщике и страхователе.

 

 

РАЗДЕЛ IV

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ

 

Глава 1

Понятие о профессии, специальности

 

§ 1.1. Общее представление о профессии, специальности, квалификации

Человек рождается, живет и умирает в обществе других людей. Вся история человечества – это история развития общества – совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Рост, развитие, обучение и воспитание ребенка, формирование личности человека возможны только в условиях общения и взаимодействия с другими людьми – родителями, воспитателями, ближайшим социальным окружением. Каким бы обширным ни был накопленный опыт, какими бы совершенными ни были носители информации, какими бы развитыми ни были области знаний, необходимо живое общение при передаче сведений от одного поколения другому – необходим труд воспитателя, учителя, преподавателя.

Каких бы высот ни достигла медицина, как бы далеко ни шагнула диагностика болезней, какой бы высококлассной ни была медицинская техника, оказать реальную помощь больному могут только санитарка, медсестра, фельдшер, врач.

Даже в условиях детальной проработки законов, упрощения правовых процедур и предельной ясности нормативных документов людям нужен специалист, владеющий всем объемом необходимой информации и способный оказать помощь в конкретной ситуации – юрист, юрисконсульт, нотариус, адвокат.

Совместная работа людей на производстве, в торговле, здравоохранении, воспитании – в любом виде деятельности – не будет эффективной, если не будут потрачены дополнительные усилия на организацию и управление этой деятельностью. Очевидна необходимость управленческих профессий – менеджера, администратора, организатора, диспетчера, распределителя работ, агента.

Повседневно-бытовая жизнь общества замрет, если не будет продавцов, официантов, парикмахеров, проводников, поваров, кассиров, билетеров, работников сферы обслуживания, стюардесс.

Мы не сможем путешествовать, совершать экскурсии, заниматься туризмом, цивилизованно отдыхать, узнавая новое, если не будем прибегать к услугам профессионалов – экскурсоводов, гидов, групповодов, туристических агентов и менеджеров, социально-культурных работников.

Все перечисленные профессии относятся к профессиям типа «человек—человек».

Реализация многочисленных видов профессиональной деятельности, где предметом труда является другой человек, протекает в особых условиях, отличных от условий работы в любой другой сфере – будь то «Знаковая система», «Техника», «Природа», «Бизнес» или «Художественный образ».

В любом из направлений сферы «человек—человек» специалист, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, должен обладать знаниями и умениями по работе с людьми.

Более того, успешное выполнение профессиональных обязанностей окажется невозможным, если не будет услышан и понят другой человек, не будут учтены его особенности и пожелания, не будет установлен контакт. Врач не увидит полной картины болезни, не сможет составить прогноз и дать рекомендации, если не будет стремиться видеть конкретного больного. Продавец-консультант не справится с работой, если не выявит пожелания клиента. Педагог не достигнет желаемого результата, если не захочет узнать сильные стороны ученика и не будет опираться на них. Менеджер не сможет в полной мере реализовать потенциал коллектива, если не учтет личностные качества сотрудников.

Вместе с тем доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к людям должны сочетаться у специалистов сферы «человек—человек» с высокой эмоциональной устойчивостью, выдержкой, самоконтролем, умением владеть собственными чувствами. Работа с людьми часто сопряжена с высоким нервно-психическим напряжением и требует хорошо развитых не только коммуникативных, но и эмоционально-волевых качеств.

Профессии «человек—человек» – самые гуманные, наполненные общением и радостью взаимопонимания. Люди, выбравшие их и готовые работать с самоотдачей, могут ожидать благодарного отклика со стороны других.

Все многообразие профессий типа «человек—человек» может быть разделено на следующие направления:

– воспитание и обучение;

– здравоохранение;

– организация и управление;

– правовая защита;

– торгово-сервисное обслуживание;

– культурно-просветительская работа.

В рамках каждого направления находятся специальности, близкие по своим характеристикам. Представление о круге родственных профессий позволяет видеть возможности и планировать продвижение в отношении роста квалификации и в отношении освоения смежных специальностей, что, безусловно, повышает устойчивость профессионала в условиях рынка.

 

 

§ 1.2. Стадии и уровни профессионализма. Профессиональное воспитание и обучение специалиста

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э. Ф. Зеер, пять стадий:

– «оптация» (лат. optatio – желание, выбор) – формирование личных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

– «профессиональная подготовка» – формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;

– «профессиональная адаптация» – вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

– «профессионализация» – формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;

– «профессиональное мастерство» – полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип, метод) на основе подвижных интегральных психологических новообразований.

А. К. Маркова выделила 5 уровней профессионализма:

1. Допрофессионализм. На этом уровне человек выполняет некоторые трудовые действия, не являясь профессионалом. Иными словами, так работает новичок, не овладевший еще трудовыми навыками, не знающий норм и правил профессии. Такой уровень обычно проходят все люди в процессе своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) могут оставаться на нем долгие годы.

2. Профессионализм. На этом уровне человек находится большую часть своей жизни, приобретает профессиональные качества. Так, он усваивает нормы и правила профессии, выполняя роль исполнителя и работая по инструкции, затем, овладев специальностью и квалификацией, осуществляет квалифицированную деятельность. Далее, по мере развития мотивационной сферы человек начинает более сознательно относиться к своему труду. Усвоив профессиональные нормы, он повышает результативность своего труда, осознает себя как профессионал, самоутверждается как специалист и стремится повысить свою квалификацию. Понятно, что столь сложная метаморфоза происходит в течение длительного времени, причем у всех людей по-разному.

3. Суперпрофессионализм. На этом уровне профессиональная деятельность достигает своего расцвета. Для него характерны наиболее высокие достижения и значительные творческие успехи. Человек становится творцом и как бы выходит «за пределы профессии», обогащая ее своим личным вкладом.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). При этом, в отличие от допрофессионализма, когда у работника еще просто отсутствуют необходимые умения и знания, создается впечатление внешне довольно активной трудовой деятельности, однако человек либо выполняет неэффективную, не соответствующую нормам и требованиям работу, либо прикрывает своими действиями отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. Этого уровня достигают все люди пенсионного возраста и переживают его в разной степени. Человек может либо оказаться просто «профессионалом в прошлом», либо стать желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, открыть новые грани профессионализма, помочь другим людям и духовно обогатить их.

Профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности.

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых работы в социальной сфере базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов социального работника. Развитию этих качеств и образований, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих задач:

– развитие личностного интереса к выбранной профессии;

– формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

– формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;

– формирование профессионально-личностной «Я-концепции».

Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. Чтобы определиться в своей будущей профессии, молодому человеку необходимо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. ответить на следующие вопросы:

– чего он хочет в своей профессии;

– что он должен предпринять в своей профессиональной деятельности, чтобы добиться успеха;

– что он может (должен) сделать, чтобы реализовать собственные личностные качества и интересы?

Задача профессионального становления может быть решена лишь посредством реализации «личностно-ориентированной педагогики образовательного процесса» (Н. А. Рыбакова). На работника социальной сферы возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений.

Обучая людей самостоятельно решать свои проблемы, работник социальной сферы поднимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно-зрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач.

Личностная зрелость проявляется в умении соединять, соотносить свои индивидуальные особенности, статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. Личностная зрелость предполагает зрелость социальную, когда уже развита способность адаптироваться к различным ситуациям и типам общения. Поэтому в процессе формирования личности работника социальной сферы, включающего весь спектр социальных влияний, а также самоформирование человека столь важную роль играет профессиональное воспитание.

В широком смысле профессиональное воспитание – это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле – функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов – работников социальной сферы, гуманистически ориентированных, способных осуществлять свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях.

Подготовка таких специалистов должна отвечать следующим специфическим требованиям:

– создание условий для свободной, естественной реализации разума и чувств обучающихся социальной работе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления человеколюбия;

– усиление творческой направленности процесса обучения и, как следствие, личности каждого обучающегося;

– подготовка обучающихся к вхождению в систему профессиональной деятельности «человек – человек» и успешной адаптации в ней;

– создание условий для обучения методам саморегуляции, самоменеджмента, самоорганизации;

– создание условий для поощрения уникальности и неповторимости личности будущего социального работника как основы свободного проявления индивидуального стиля работы – становления мастерства;

– создание условий для формирования позитивной «Я-концепции» личности каждого обучающегося и позитивного образа профессионального будущего как основы самореализации;

– организация учебного процесса, в котором учебная группа становится условием формирования и развития свойств души, экспериментальной лабораторией для развития навыков сообщения, взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации.

Профессиональное воспитание работников социальной сферы в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, вершащуюся фактом профессионального выбора, когда происходит осознанный выбор деятельности в системе «человек – человек», специфика которой заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях стать свободными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к сознательному осуществлению намеченной цели, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество.

Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессионального самовоспитания работника социальной сферы обусловлены конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках процесса профессионального образования должна быть организована так, чтобы обучающийся осознавал социальную значимость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, мог оценить свои возможности, свои достоинства и недостатки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.

Профессиональное воспитание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной работе к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности. Это определяет личностно-ориентированную направленность профессионального обучения и воспитания, а именно:

– профессиональное становление будущего работника социальной сферы в равной мере затрагивает как внешний, так и внутренний мир индивида, а профессиональное воспитание выступает как средство, обеспечивающее это единство;

– главной проблемой обучающегося работе в социальной сфере в свете профессионального воспитания является профессиональное самоопределение, что подразумевает нахождение своей экологической ниши в профессиональной деятельности через самопознание, осознание своих потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение профессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческой позиции и жизненной стратегии;

– задача возрождения России, признание приоритета общечеловеческих ценностей и ориентация на собственные культурные традиции обусловливают необходимость поиска принципиально новых подходов к проектированию систем профессионального образования и учебных курсов в рамках этих систем;

– учебный процесс должен строиться на основе согласованности традиций и инноваций, использования активных форм обучения, пред—полагающих как применение проблемных методов и модульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку гибких теоретических и методических схем (технологий) образовательного процесса;

– практическое освоение профессий «социальная работа», «секретарь-референт», «менеджер», «специалист по социально-культурной работе», «менеджер по персоналу», «экскурсовод», «маркетолог» начинается в учебной группе, где общение становится фактором развития личности, благодаря которому преодолевается «ограниченность индивидуального бытия» (Б. Ф. Ломов).

К принципам профессионального воспитания можно отнести следующие:

1. Принцип творческого саморазвития личности:

– сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;

– осуществление своего саморазвития через непрерывное самосовершенствование;

– распространение собственного опыта и знаний.

2. Принцип самосознания:

– ориентация на рефлексивное мышление;

– осознание своих сильных и слабых качеств;

– опора на свои сильные качества, признание слабых сторон своего характера и работа над ними;

– использование тестов, самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа;

– анализ причин своих успехов и неудач.

3. Принцип приоритета практики:

– признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика;

– практическая реализация своих идей;

– изучение теории не только с целью ее понимания, но и последующего применения.

4. Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих саморазвивающихся личностей:

– проявление доверия, искренности, терпимости, демократичности;

– решение общих задач, помогая другим и принимая их помощь.

5. Принцип историзма:

– изучение истории общества и социальной работы, использование опыта прошлых поколений;

– анализ прошлого положительного опыта социальной работы с целью его использования в настоящее время.

 

 

§ 1.3. Профессиональная компетентность и профессионализм работника социальной сферы

При рассмотрении единства личности и деятельности как важной основы профессионально-личностного развития специалиста социальной сферы деятельности необходимо учитывать такие его сущностные характеристики, как «профессиональная компетентность» и «профессионализм».

Под профессиональной компетентностью подразумевается сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем (К. М. Оганян).

Профессиональную компетентность работника социальной сферы можно подразделить на два вида:

– управленческая компетентность: включает теоретические знания и практические умения (социальный опыт) работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека. Базу этого вида компетентности составляет знание научных основ организации соответствующих государственных структур. Сюда также относится знание технологии работы в социальной сфере, основ теории организации управления, в частности труда руководителя, этики, психологии руководства, культуры речи и т. д.;

– психолого-педагогическая компетентность формируется за счет знаний психологии и педагогики. Психологическая компетентность социального работника должна быть достаточно высокого уровня, так как в процессе деятельности ему приходится решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы.


Читайте також:

  1. Всі люди є рівними перед Богом. 1 сторінка
  2. Всі люди є рівними перед Богом. 2 сторінка
  3. Всі люди є рівними перед Богом. 3 сторінка
  4. Всі люди є рівними перед Богом. 4 сторінка
  5. Всі люди є рівними перед Богом. 5 сторінка
  6. Всі люди є рівними перед Богом. 6 сторінка
  7. Всі люди є рівними перед Богом. 7 сторінка
  8. Всі люди є рівними перед Богом. 8 сторінка
  9. Всі люди є рівними перед Богом. 9 сторінка
  10. Вступ................................................................................................................ 7 1 сторінка
  11. Вступ................................................................................................................ 7 10 сторінка
  12. Вступ................................................................................................................ 7 11 сторінка




Переглядів: 532

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Вступ................................................................................................................ 7 15 сторінка | Вступ................................................................................................................ 7 17 сторінка

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.022 сек.