Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Этапы работы над художественным произведением.

.

В уроке чтения не выделяется специального этапа для словарной работы, но с ней неразрывно связаны все виды занятий. Она необходима для правильного и сознательного восприятия текста. В процессе чтения дети встречаются не только с новыми для них словами, но и с новым значением знакомого слова, с устойчивыми словосочетаниями разговорного (в долгу не останутся) или книжного (преобразуют погоду, воздаётся честь) употребления. Особенно влияет на развитие мышления учащихся усвоение понятий отвлечённого характера с этическим или социальным содержанием (борьба, долг, совесть, общественное богатство и т.п.). Воспитание чуткости к слову, умения почувствовать точность и красоту образных выражений, употреблённых автором, объяснение этих выражений в связи со всем содержанием - всё это содействует развитию эстетического вкуса, облагораживает читателя.

Не менее важна и другая сторона словарной работы - обогащение активного словаря школьника. С этой целью учитель не ограничивается объяснением нового слова и проверкой его понимания детьми, но, выделив слова, которые нужно ввести в речь учащихся, создаёт условия и потребность их употребления детьми на всех этапах урока и даже вне урока.

Учителю необходимо помнить о связи словарной работы с жизнью, с конкретными представлениями детей. При встрече во время чтения с новым словом нужно стремиться выявить имеющиеся у детей представления, связанные с этим словом. Если же их нет или они недостаточны, учитель показывает предмет, его изображение, даёт достаточно яркое его описание. Постоянное и разнообразное сочетание слова и образа в сознании учащихся психологи считают главным требование в методике словарной работы и предупреждают против преждевременного перехода к образованию работы без достаточного запаса конкретных представлений в сознании ребёнка.

 

Разъяснение учителя о признаках явления, о содержании события, названного словом, примерный факт из жизни или прочитанной книги, обращение к личному опыту учащихся — все эти приёмы направлены на создание представлений, лежащих в основе восприятия нового слова. Запас представлений, необходимых для понимания слова, пополняется с помощью экскурсий (на строительство, в отдел музея и т.п.).

Исходя из основной цели словарной работы - воспитания внимательного, бережного отношения к слову, учитель должен отобрать в каждом тексте слова, важнейшие (это не всегда самые трудные) для первоочередного усвоения. Так, Н.Ф. Титова, сопоставляя два рассказа Толстого о происшествиях на корабле, указывает, что для рассказа «Акула» важнейшими являются слова: акула, морское животное, жёлтое брюхо - и синонимы: сорвался - побежал, громкий - пронзительный. Однако в другом рассказе Л. Толстого - «Прыжок» важное значение для понимания сюжетной ситуации имеют слова: палуба, мачта, связанные с представлениями о корабле.

Обязательным требованием к методике словарной работы является восприятие слова в контексте. Это требование вызывается, во-первых, многозначностью слова. Так, глагол «клюёт» дети встречают в разных значениях: «птица питается» и «рыба идёт на приманку». Во-вторых, слово, воспринятое и объяснённое в определённом предложении, лучше усваивается учениками.

В процессе чтения слово объясняется сразу по прочтении предложения. Слова, необходимые объяснить до чтения, учитель стремиться включить в свой рассказ или беседу.

До чтения учитель объясняет лишь те (немногие) слова, незнание которых помешает сознательному восприятию текста. Остальные новые для детей слова осмысливаются в процессе работы над содержанием. Особое внимание надо уделять тем словам, которые помогают понять идею произведения.

2. Место проведения словарной работы при чтении художественного произведения.

Когда, на каком этапе работы над тестом проводить словарную работу? Методика чётко не выделяет специального этапа для проведения словарной работы, но на всех этапах работы над текстом она может проводиться. Это зависит от степени понимания детьми семантики слова. Традиционно словарная работа проводится на этапе подготовительной работы при первичном ознакомлении с текстом и в процессе анализа фактического и образного содержания текста. Учитель должен предварительно классифицировать слова по степени их сложности, учитывать функцию слова или выражения в тексте.

Слова незнакомые, затрудняющие первичное восприятие и понимание детьми художественного текста, следует объяснить перед чтением или ввести их в подготовительную работу. Остальные новые для школьников слова осмысливаются в процессе работы над содержанием. Целесообразно после прочтения предложения с новым словом объяснить его значение, подобрав синонимы, чтобы не прерывать процесса чтения или анализа текста.

Стихотворения и лирическая проза богаты поэтическими выражениями (сравнение, метафора) и яркими эпитетами, которые вызывают образные представления и углубляют эмоциональные переживания. В поэзии подбор слов особенно целенаправлен: они содействуют раскрытию идейного содержания, оттеняют авторский замысел. Анализ художественных образов до чтения бесцелен и невозможен. Наблюдения над поэтическим языком лучше всего проводить при повторном чтении. Лишь отдельные образы можно использовать при подготовке детей к восприятию стихотворения. Например, перед чтением стихотворения А. С. Пушкина «Гонимы вешними лучами ...» в беседе на основе экскурсии в природу дети назовут признаки пробуждения природы и сопоставят весну с временем пробуждения

человека, что поможет активно воспринять метафору «утро года». В процессе же чтения дети осмыслят другие образные выражения, важные для понимания идеи стихотворения.


Читайте також:

  1. Бетонные и железобетонные работы
  2. Бетонные и железобетонные работы
  3. ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
  4. Диаграммы работы
  5. Диаграммы работы
  6. Задания для самостоятельной работы
  7. Задания для самостоятельной работы
  8. Задания для самостоятельной работы
  9. Задания для самостоятельной работы.
  10. ИНЖЕНЕРНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
  11. ИНЖЕНЕРНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ВОКРУГ РЕК
  12. История социальной работы




Переглядів: 2002

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
ЛЕКЦИЯ-СЕМИНАР | Приёмы раскрытия значений слов (самостоятельная работа).

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.012 сек.