Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Последовательность анализа художественных образов

1. Так как в детской литературе художественным образом прежде всего
является персонаж, то в первую очередь проводится работа над
характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в
действии, и нельзя отрывать анализ характеров от сюжета). Кроме того,
героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения
относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц).

2. Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на этом строится
любое действие в эпическом произведении. При этом необходимо,
чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей.


 


3. Если в произведении имеются описания пейзажа или интерьера,
рассматривается их роль в тексте.

4. На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея
произведения. Понимание идеи вплотную приближает нас к осознанию
позиции автора-собеседника, потому что идея - это то, что именно
хотел сказать автор своим произведением.

5. Поначалу разбор - это общение с произведением и его автором, а
ученик также является собеседником. Хорошо, если выявляется личное
отношение читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это
сделано (к форме).

Остановимся более подробно на основных этапах образного анализа.

Анализ образагероя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим; последнее, как известно, даётся школьникам труднее.

Приёмы организации работы над характеристикой персонажа:

- учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести
примеры, их подтверждающие;

- детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя
(это доступно младшим школьникам, если персонаж имеет не более двух-
трёх качеств характера и показан в действии);

- сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике
произведений («Похожа ли лиса из этой сказки на лису из сказки ...?
Чем?»). Наиболее лёгкий вид сравнения - противопоставление (падчерица
и дочка из сказки «Мороз, Красный Нос», тимуровцы и их противники из
произведения А. П. Гайдара «Тимур и его команда») При сравнении
уточняется авторское отношение к героям.


Для выявления авторского отношения к действующим лицам на заключительном этапе обучения применяются следующие приёмы (Н.Я. Мещерякова):

■ учитель сам характеризует отношение автора к герою, а
учащиеся подтверждают это с помощью текста;

учитель привлекает внимание детей к авторским словам,
косвенно характеризующим героя, так называемым
«эмоциональным знакам», ученики «расшифровывают» то или
иное действие, выражение лица, интонацию героя и на этом
основании определяют характер отношения автора к персонажу;

совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исключают
из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что
помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике
персонажа;

при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их
совместно с учителем.
Организуя работу над определением
авторского отношения к персонажу, нужно стремиться не только
к выявлению слов и выражений, с помощью которых писатель
передаёт душевное состояние героев, но и к воссозданию в
воображении детей этих эмоциональных состояний, так как
только тогда может возникнуть сопереживание.

Роль пейзажав эпическом произведении двояка. Он способствует созданию общего настроения (когда дан самостоятельно, отдельно от мыслей и переживаний действующих лиц) или уточняет характеристику персонажа (ели передан автором в восприятии героя).

Описание интерьера также помогает глубже понять уклад жизни, характеры действующих лиц. В этом направлении как раскрытие функции названных художественных образов в произведении и проводится работа над ними.


Довольно распространённой ошибкой учителей начальных классов является то, что они зачастую не помогают детям раскрыть идею произведения, а искусственно «прикрепляют» её к произведению.

Осознание идеи произведения - это понимание основной мысли автора, ради которой он создал своё творение. Очевидно, основными вопросами, возникающими в душе сформировавшегося учителя, будут такие: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь сказать мне нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» (Толстой Л.Н.)

Начинающие читатели только учатся этому. И не нужно в конце анализа каждого произведения спрашивать: «Так что же хотел сказать автор в своём произведении?» Авторское отношение к героям, их взаимоотношениям, к событиям важно раскрывать постепенно. Это помогут сделать вопросы такого типа: «Как в описании внешности героя выразилось отношение к нему автора?»; «Какие чувства писателя отразились в стихотворении?»; «Что изобразил автор в этой сцене? Для чего?».

Известно, что для развития школьников важно формировать ихличностное отношение к прочитанному. Однако не следует выделять это в специальный этап урока. Рассуждения о собственном отношении учащихся к прочитанному должны пронизывать всю работу над текстом.

Выявление авторской позиции не нужно делать при анализе каждого текста, а лишь тогда, когда учитель чувствует необходимость более глубокого осознания детьми авторской идеи. Побуждение детей к формулированию идеи произведения и к высказыванию собственного отношения не должно быть дидактично, прямолинейно, оно должно следовать из всех раздумий о прочитанном.

Пути анализа литературного произведения зависят от характера произведения, от возможностей учащихся, от желания учителя. И всё же исходя из специфики литературы как искусства более распространенным и целесообразным, видимо, можно считать анализ художественных образов.

 



Читайте також:

  1. I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ 14 страница
  2. Вторая задача анализа на чувствительность
  3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  4. Кафедра экономического анализа и статистики
  5. Компетентностный подход как базовый критерий оценки качества образования.
  6. Коновалова М.Д.Экспериментальная психология: конспект лекций. - Высшее образование. – 2006.
  7. КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  8. Критерии выявления осознания прочитанного в процессе фактического и образного анализа в единстве с анализом изобразительных средств.
  9. ЛЕКЦИЯ 11. Завершение объединения русских земель и образование Российского
  10. Лекция 14. Последовательность и назначение отдельных производственных операций приготовления хлеба
  11. Лекция 7. Естественнонаучные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку
  12. Менеджмент, маркетинг и економика образования / Под ред.А.П.Егоршина. – Нижний Новгород:НИМБ, 2001. – 620 С.




Переглядів: 5385

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Рекомендации по организации анализа литературного произведения. | Рекомендации, которые помогут успешно организовать на уроке «размышление вслух» о прочитанном.

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.003 сек.