Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Смысловое ударение и интенсивность речи.

Ударение. В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим или смысловым ударением. Неправильно считать, что ударение выражается всегда относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, причем усиление выдыхания проявляется в замедленном произношении слова.

Выразительность чтения очень повышается благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов и правильному выдыханию при их произношении. Недопустимо резкое усиление голоса на слове, ускорение, отсутствие паузы — это ведет к выкрикиванию, нарушает благозвучие речи. Рекомендуется выделять ударением имена существительные, перечисляемые однородные члены предложения (В потемках они натыкались на деревья,цеплялись за кусты, падали,подымались...), повторяющиеся слова. Если глагол стоит в конце предложения, то обычно на него падает ударение (Двери открылив квартире исчез). Ударение часто бывает на качественном наречии, стоящем перед глаголом (Дешево купить хотите!). При сопоставлении действий или качеств оба сопоставляемых слова внесут на себе логическое ударение (И то, что грезитсядругим, у нас в стране сбылось).Одиночное прилагательное, как и местоимение, обычно не выделяется ударением. На него иногда распространяется усиление голоса, которое делается для существительного (Он делает последнее усилие, вылезает сам и вытаскивает Жучку). Если же прилагательное стоит после существительного, оно чаще всего несет в себе основной смысл предложения и подчеркивается паузами и усилением голоса (Выходил он, свободный и правый,отвечая войной на войну...; Весна наступила ранняя, дружная).Яркие выразительные средства (метафоры, сравнения, звуковые повторы) оттеняются в эстетических целях, чтобы подчеркнуть красоту или эмоциональное содержание художественного образа.

Способствует выразительности также изменение интенсивности речи (силы голоса) в зависимости от содержания. Иногда она определяется знаком препинания (?!) или авторским указанием. Например: «Эта кто здесь испортил горку?» - за­кричали они. «Неужели совсем ушли?» - шепотом спрашивали крестьяне. Интенсивность чтения зависит от содержания про­изведения. Так, лирическое содержание отрывка из книги 3. Во­скресенской «Сердце матери» больше трогает слушателя в тихом чтении, усиливающем задушевность произведения.

4.Темп и ритм чтения. Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения — соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое чтение, как и чересчур замедленное, с излишними паузами, трудно воспринимается, Темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно со­держанию. Так, описание умирающей от голода оленихи

(Н. Песков. «Когда бушевали метели») читаем очень медленно. Но темп резко убыстряется при чтении о том, как Коля спугнул ли­сицу.

Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтения диалога. Передавая слова легкомыс­ленной Стрекозы: «Я без души лето целое все пела» — в быст­ром темпе, мы читаем резонерскую реплику Муравья замед­ленно, с паузами.

Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и рит­мическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (чет­кость, быстрота или напевность, плавность) зависит от размера, которым написано стихотворение, от чередования в нем ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом отдельном случае исходить, прежде всего, из содержания произведения.

5. Интонация, В это широкое понятие входит использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, иронию, восхищение, тревогу, презрение и т. п. Ярче всего эта окраска проявляется в мелодике речи, т. е. в повышении и понижении голосового тона. Такие изменения высоты голоса также называют интонацией (более узкое значение). Интонация понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх и затем резко падает на месте знака тире, ровно повышается при перечислении определений или сказуемых, стоящих перед существительными, и так же ровно снижается при обратном их соотношении. Но, кроме этих синтаксически обусловленных, изменений высоты тона, огромную роль в определении выражений мыслей и чувств играет интонация смысловая или психологическая, определяемая содержанием произведения и нашим отношением к нему.

Вопрос об основной окраске тона обычно ставится перед детьми после полного или частичного разбора содержания, на основе освоения детьми образов, мыслей произведения. При этом недопустимо директивное определение тона: читать груст­но или весело. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда учитель сумеет разбудить в ученике стремление передать слушателям свое понимание прочитанного. Это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа произведения. Спокойное повествование об игре детей (рассказ Н. Артюховой «Трусиха») внезапно прерывается сообщением, страшным для малышей. «Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики: «Лохмач с цепи сорвался! К нам бежит!» Чтец, зияющий, что за этим криком должно последовать, сознательно вкладывает в чтение всю тревогу, весь ужас детей перед «огромным злющим псом». После такой, подготовки чтение учащихся приобретает живую, естественную окраску, интонация становится осмысленной и психологически оправданной.


Читайте також:

  1. Работа над развитием устной речи.
  2. Развитие связной речи, культуры речи.
  3. Сигнальные системы. Функции речи. Речевые
  4. Становление речи.




Переглядів: 2844

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Требование к выразительности чтения и их осуществление | Приёмы обучения выразительному чтению

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.009 сек.