Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Гегель Г. В. Ф. Философия истории

Философия истории означает не что иное, как мыслящее рассмотрение ее. Но единственною мыслью, которую привносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что, следовательно, всемирно-исторический процесс совершался разумно.

Из рассмотрения самой всемирной истории должно выясниться, что ход ее был разумен, что она являлась ра­зумным, необходимым обнаружением мирового духа, - того духа, природа которого, правда, всегда одна и та же, но который проявляет эту свою единую природу в миро­вом наличном бытии.

Прежде всего мы должны обратить внимание на то об­стоятельство, что интересующий нас предмет - всемирная история - совершается в духовной сфере. Мир обнимает собою физическую и психическую природу; физическая природа также играет некоторую роль во всемирной исто­рии, и мы уже в самом начале обратим внимание на эти основные соотношения природных определений. Но суб­станциональным является дух и ход его развития. Но дух на сцене всемирной истории, на которой мы его рассмат­риваем, является перед нами в своей конкретнейшей дей­ствительности.

Можно сказать о всемирной истории, что она является обнаружением духа в том виде, как он вырабатывает себе знание о том, что он есть в себе, и подобно тому как за­родыш содержит в себе всю природу дерева, вкус, форму плодов, так и первые проявления духа виртуально содер­жат в себе всю историю. Восточные народы еще не знают, что дух или человек как таковой свободен; так как они не знают этого, то они не свободны; они знают только, что один свободен, но именно поэтому такая свобода ока­зывается лишь произволом, дикостью, тупостью страсти, обуздыванием страсти, или же нежностью, которая сама оказывается лишь случайностью природы или произволом. Следовательно, этот один оказывается лишь деспотом, а не свободным человеком. Лишь у греков появилось сознание свободы, и поэтому они были свободны, но они, как и римляне, знали только, что некоторые свободны, а не че­ловек как таковой; этого не знали даже Платон и Аристо­тель. Поэтому у греков не только были рабы, с которыми были связаны их жизнь и существование их прекрасной свободы, но и сама эта свобода отчасти явилась лишь слу­чайным, недолговечным и ограниченным цветком, отчас­ти она вместе с тем была тяжким порабощением чело­веческого, гуманного начала. Лишь германские народы дошли в христианстве до сознания, что человек как тако­вой свободен, что свобода духа составляет самое основное свойство его природы; это сознание сперва появилось в религии, в сокровеннейшей сфере духа, но провидение этого принципа в мирских делах явилось дальнейшей за­дачей, разрешение и выполнение которой потребовали тя­желой продолжительной культурной работы. Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, а именно, что восточные народы знали только, что один свободен, а греческий и римский мир знал, что некоторые свободны, мы же знаем, что свободны все люди, т. е. человек свобо­ден как человек. Эта конечная цель есть то, к чему на­правлялась работа, совершавшаяся во всемирной истории; ради нее приносились в течение долгого времени всевоз­можные жертвы на обширном алтаре земли.

Если свобода как таковая есть внутреннее понятие, то средства, наоборот, оказываются чем-то внешним, тем, что является, что непосредственно бросается в глаза и обнаруживается в истории. Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей и притом таким образом, что побудительны­ми мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы, и лишь они играют главную роль. Можно назвать хитростью разума то, что он заставляет действовать для себя страсти, причем то, что осуществляется при их посредстве, терпит ущерб и вред. Ибо речь идет о явлении, часть которого ничтожна, а часть положительна. Частное в большинстве своем слишком мелко по сравнению со всеобщим: индивиды приносятся в жертву и обрекаются на гибель. Идея уплачивает дань наличного бытия и бренности не из себя, а из страстей индивидуумов.

В том, что всемирная история есть этот процесс раз­вития и действительное становление духа, - процесс, от­крывающийся при рассмотрении тех изменчивых картин, которые представляются взору в составляющих ее истори­ях, - заключается истинная теодицея, оправдание бога в истории. Примирить дух со всемирной историей и действи­тельностью может только понимание того, что то, что со­вершилось и совершается повседневно, не только произо­шло помимо бога, но по существу есть дело его самого.

 


Читайте також:

  1. Бердяев Н.А.Философия свободы. Смысл творчества
  2. Глава 1. Предмет истории политических и правовых учений
  3. ГЛАВА 10. ФИЛОСОФИЯ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ. НАУКА ЛОГИКИ. УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ
  4. Глава 11. ФИЛОСОФИЯ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ.
  5. Глава 12. ФИЛОСОФИЯ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
  6. Лекции по истории русской литературы 2 половины ХХ века.
  7. ЛЕКЦИЯ 4. ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В БЕЛАРУСИ (2 часа)
  8. ЛЕКЦИЯ 5. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ (2 часа)
  9. ЛЕКЦИЯ 7. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ (2 часа)
  10. ЛЕКЦИЯ 8. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 часа)
  11. ЛЕКЦІЯ 15. Гегельянство та неогегельянство




Переглядів: 1117

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология | Печчеи А. Человеческие качества

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.008 сек.