Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Історія України

Законодательные органы создают исполнительные, а они, в свою очередь, – аппарат для выполнения разнообразных функций государства, которые затрагивают интересы избирателей. Избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в подчинении у бюрократов.

Экономика бюрократии – это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. Бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей, она обслуживает интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной власти. Бюрократия опасается не недовольства общества в целом, а критики со стороны групп с особыми интересами. Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открывали бы для них доступ к использованию разнообразных ресурсов. Возможности для личного обогащения и укрепления связей с поддерживающими их группами предоставляют дорогостоящие программы. Многие служащие крупных корпораций, поработав в государственных органах, возвращаются в свои корпорации с повышением. Такая практика получила название «системы вращающихся дверей».

С ростом бюрократии развиваются негативные стороны управления. Чем больше становится бюрократический аппарат, тем ниже качество принимаемых решений, тем медленнее осуществляется претворение их в жизнь. Укрепление бюрократии усиливает неэффективность работы организации. В частной фирме простым критерием эффективности может служить увеличение прибыли. В государственном аппарате такой критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых ранее программ является увеличение ассигнований и штатов сотрудников, что увеличивает количество людей, занятых поиском политической ренты.

Поиск политической ренты – это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений. Бюрократы способствуют принятию таких решений, которые гарантировали бы им получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек. Такие решения повышают популярность политиков, но они, как правило, неэффективны.

Возможность извлечения политической ренты связана с особенностями организационной структуры государственных учреждений, недостатками которой являются слабый контроль деятельности чиновников, их большая самостоятельность, недостаточная конкуренция. Поэтому представители теории общественного выбора настаивают на ограничении экономических функций государства даже в случае обеспечения производства общественных благ (поскольку разные налогоплательщики извлекают разные выгоды из государственных программ). Они выступают за создание конституционной экономики.

Средствами эффективной борьбы с бюрократией они считают приватизацию и развитие «мягкой инфраструктуры». «Мягкая инфраструктура» означает ограничение сферы деятельности государства и увеличение экономических прав человека, таких как, укрепление прав собственности, ответственность за выполнение контрактов, гарантии прав меньшинства, что тесно связано с такими человеческими качествами как терпимость к инакомыслию, честность и др.

Политико-экономический цикл (политический деловой цикл) – цикл экономической и политической активности правительства между выборами. Деятельность правительства подвержена цикличности и может включать следующие фазы. После выборов проводятся мероприятия, направленные на изменение целей или масштабов деятельности предшествующего правительства. Эти меры носят особенно радикальный характер, если к власти приходит партия, которая долго находилась в оппозиции. Пришедшие к власти люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборных обещаний. Затем активность правительства снижается, а с приближением следующих выборов возрастает. Пик новой активности не должен находиться слишком далеко от даты выборов, иначе избиратели успеют забыть об этом периоде деятельности правительства.

«Провалы государства» – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. К ним относят:

– ограниченность необходимой для принятия решений информации. Правительственные решения могут приниматься без надежной статистики, при использовании недостоверной или искаженной информации;

– несовершенство политического процесса;

– ограниченность контроля над бюрократией;

– неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых решений. Экономические агенты часто реагируют не так, как предполагало правительство. Их действия сильно искажают смысл и направленность предпринятых правительством мер. Поэтому конечные результаты действий зависят не только от правительства. Используя те или иные инструменты, правительство должно заблаговременно принимать меры по ликвидации негативных последствий политических акций. Экономические действия правительства не должны подменять действия рыночных сил.

Модель конституции Ф. Хайека. Ф. Хайек считает необходимым преобразование всех существующих демократических институтов. Первоначально под демократией понимали лишь процедуру принятия решений, которая не была связана с целями управления и путями их достижения. С течением времени парламент приобрел неограниченную власть в обществе. Ф. Хайек считает, что в обществе господствует принцип парламентского суверенитета. Если выборный орган имеет право принимать законы, то рано или поздно он сделает все, чтобы расширить и укрепить свою власть. Сохранение власти превращается в цель, растрата общественных благ – в средство достижения цели.

Ф. Хайек считает, что в подлинно демократическом обществе необходимы три представительных органа:

– один – должен заниматься исключительно конституцией (собирается, когда требуются изменения в конституции);

– второй – для постоянного совершенствования кодекса справедливости;

– третий – для текущего правления, т. е. для распоряжения общественными ресурсами.

Целью первого из них будет определение четких условий использования права государства на принуждение.

Ф. Хайек предлагает новый принцип формирования законодательного собрания: каждое поколение, достигшее 45 лет, выбирает из своей среды представителей сроком на 15 лет. Таким образом, в законодательном собрании будут люди в возрасте от 45 до 60 лет, представительство будет ежегодно обновляться на 1/15.

Общая структура власти представлена на рис. 9.5.

Высшей инстанцией является Конституция, которая определяет функции всех органов власти. Законодательное собрание формирует правительственное собрание, оно, в свою очередь, – правительство, которое руководит административно-бюрократическим аппаратом.

 


Рис. 9.5 – Общая структура власти по Ф. Хайеку

 

Такая структура, по мнению Ф. Хайека, защитит от перерождения закона в произвол, создаст пределы для роста административной машины.

Історія України

 

Опорний конспект

 

З М І С Т

 

Тема 1. Україна давня. Київська Русь у IX-XII ст...............................
Тема 2. Галицько-Волинське князівство у XII-XVI ст. Формування козацтва та Запорозької Січі..................................................
Тема 3. Національна - визвольна боротьба у XVI-XVII ст. Держава Богдана Хмельницького…………...................................
Тема 4. Козацько-гетьманська держава у 2-й половині XVII-XVIII ст. ........................................................................................
Тема 5. Україна під владою Російської та Австрійської імперій у XIX- на початку XX ст……………………………………………...
Тема 6. Національна революція і боротьба за державність у 1917- 1921 рр........................................................................................
Тема 7. Україна у 1920-1930 роках. II Світова війна..........................
Тема 8. Україна у 1940-1980 рр. Проголошення державного суверенітету ......................................................................
Тема 9. Україна – суверенна держава .................................................
Термінологічний словник ....................................................................
Рекомендована література ....................................................................

 

 


Читайте також:

  1. V. Постанови Пленуму Верховного Суду України
  2. VI. Накази Генерального прокурора України
  3. А/. Верховна Рада України.
  4. АГРАРНЕ ПРАВО УКРАЇНИ
  5. Аграрні закони України
  6. Адаптація законодавства України до законодавства ЄС - один із важливих інструментів створення в Україні нової правової системи та громадянського суспільства
  7. Адаптація законодавства України до законодавства ЄС - один із важливих інструментів створення в Україні нової правової системи та громадянського суспільства
  8. Адвокатура України.
  9. Адміністративно-правовий статус Кабінету Міністрів України
  10. Адміністративно-територіальний устрій України
  11. Адміністрація Президента України
  12. Адреси бібліотек України




Переглядів: 763

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Предмет и содержание курса «ОХТ» | Доба Центральної Ради (1917–1918 рр.). Українська Народна Республіка

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.004 сек.