МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах
РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ" ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів
Контакти
Тлумачний словник Авто Автоматизація Архітектура Астрономія Аудит Біологія Будівництво Бухгалтерія Винахідництво Виробництво Військова справа Генетика Географія Геологія Господарство Держава Дім Екологія Економетрика Економіка Електроніка Журналістика та ЗМІ Зв'язок Іноземні мови Інформатика Історія Комп'ютери Креслення Кулінарія Культура Лексикологія Література Логіка Маркетинг Математика Машинобудування Медицина Менеджмент Метали і Зварювання Механіка Мистецтво Музика Населення Освіта Охорона безпеки життя Охорона Праці Педагогіка Політика Право Програмування Промисловість Психологія Радіо Регилия Соціологія Спорт Стандартизація Технології Торгівля Туризм Фізика Фізіологія Філософія Фінанси Хімія Юриспунденкция |
|
|||||||
Методика обучения грамматике и правописанию 3 сторінка3.Пособия по развитию речи учащихся: темы и планы сочинений, сборники текстов для изложения, образцы и пр. 4.Словари (или словарики) толковые, орфографические, синонимов и антонимов, словообразовательные, фразеологические, этимологические и пр. 5.Справочники энциклопедического типа. 6.Книги для дополнительного чтения, сборники произведений В итоге подчеркнем: в любом варианте учебник должен содержать систему точных научных сведений о языке. Подкрепим этот вывод авторитетом А.М.Пешковского: «На известной стадии обучения (завершительной) догматический тип по-прежнему остается незаменимым, так как он только один способен дать ученику в короткий срок цельное, стройное и четко оформленное представление о предмете» («Предисловие» к кн.: КарцевскийС. Повторительный курс грамматики. - М., 1927). Виды работы учащихся по учебнику Учащемуся необходимо научиться читать учебник, не только видеть в нем информационный материал, но разбираться в заданиях к упражнениям, во всем методическом аппарате. Учитель не должен полагаться в этом на самого ученика: нужно убедиться, что школьник разобрался во всех указаниях учебника. Учебник должен стать постоянным помощником ученика. Работа с учебником проводится постоянно. При подготовке к усвоению нового материала обычно учебник используется для языкового анализа, для наблюдений над словами, предложениями - это подготовка к усвоению нового. Новый материал не всегда усваивается путем чтения учебника, особенно если применяются эвристические методы. Однако после поиска, когда учащиеся уже пришли самостоятельными путями к выводу, к формулировке определений и правил, они обращаются к учебнику, сверяя свои выводы с соответствующими формулировками в учебнике. Само собой разумеется, что определения и правила должны быть усвоены в том виде, в каком они даны в учебнике (возможен и такой случай, когда запоминаются обе формулировки). Не исключается и такой вариант усвоения нового: пройдя этап подготовки, ученики получают задание самостоятельно прочитать учебник, разобраться во всем, после чего учитель проверяет правильность усвоения. Такая методика приучает школьников к самостоятельной работе по книге. На этапе закрепления нового и тренировки, выработки умений и навыков по учебнику выполняются разнообразные упражнения по заданиям, которые в учебнике даны до или после текста упражнения. Работа по учебнику не должна подменять живое слово учителя, ибо диалог, непосредственный обмен мыслями, постоянное следование ученика за логическими построениями учителя развивают учащихся, активизируют их. Иными словами, учебник не должен сковывать учителя и учащихся, не должен подменять собой живой процесс общения на уроке. Учитель не только вправе, но и обязан оживлять урок введением собственных примеров, материалов. Учебник используется на этапах задания на дом, выполнения заданий дома и проверки выполненного на следующий день в классе, а также школьниками при повторении и для справок, для самопроверки.
Глава 5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА. МЕТОДИКА ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ
Главы 5-9 построены по единому плану: дается характеристика языкового материала и соответствующих ему умений учащихся; расположение материала, способы его презентации на ступенях обучения; связи с другими материалами - так называемые внутрипредметные связи; трудности усвоения; деятельность ученика и учителя в усвоении понятий, закономерностей, правил, формировании умений; ступени обобщения. В указанных главах рассмотрены лишь крупнейшие, наиболее важные разделы курса русского языка; менее крупные даются в обзорах. Предусмотрены также связи между разделами курса, между темами.
Понимание функций произносительных единиц речи Оно начинается с понятия «общение»: люди передают друг другу свои мысли. Это речь: краткая или продолжительная, она Иожет быть разделена на части - на предложения, слова. Разговаривая, общаясь, мы понимаем значения слов и целых предложений (показ на примерах). Слов очень много - и все они различаются, каждое имеет свое значение. Мы различаем слова по звуковому составу: луна - лл-уу-нн-аа, рр-ыы-бб-ааа, Вв-аа-лл-яаа... Я произношу слова, вы их слышите (для этого у вас уши) и понимаете их значение (для этого у вас голова). Схема-модель: общение - речь - предложения - слова - звуки. С помощью звуков мы различаем значения слов: рот - крот, кошка - ложка, машина - малина. Фонема выступает как смысло-различитель; способность различать фонемы называется фонематическим слухом. Нам нужно уметь выделять в слове каждый звук, отделять его т других звуков. Согласно функциональному подходу, примеяемому в изучении языка, очень важно, чтобы первоклассники пришли к пониманию звука с позиции его смыслоразличительной ункции. Как уже отмечалось, в последние годы в некоторых программах и учебниках введено понятие «фонема». Но смыслоразличительная функция звука речи может быть усвоена и до введения понятия «фонема». Фонетика как отрасль языкознания изучает содержание первого, нижнего, уровня языковой системы - произносительного. Теоретический материал этого уровня составляют учение о звуках речи, их характеристика, классификация, учение о слогоделении, об ударении в слове, представления о других произносительных средствах - о громкости речи, ее темпе, о повышении и понижении голоса, о паузах, об интонациях. Программы обычно предусматривают тщательную отработку практических умений: от фонетического (а затем - и звуко-буквенного) анализа до выразительной речи, до развития дикции и усвоения орфоэпии. Фонетика составляет основной материал I класса; в последующих классах материал углубляется, усложняются примеры, закрепляются практические умения. Трудность для детей представляет выделение звуков из некоторых сочетаний; различение твердости мягкости согласных; в процессе дальнейшего обучения детей нередко затрудняет соотношение звука и буквы: чтение и письмо выдвигают в глазах учащихся букву в сравнении со звуком (но это уже графика). Основой усвоения графики служат четкие умения в области фонетики. Каждый звук (точнее - каждая фонема) должен иметь свой знак, т.е. букву. Но вскоре дети узнают, что звук и буква совпадают не всегда, что есть звуки, которые вообще не имеют своей буквы, а обозначаются сочетаниями букв или одной и той
Глава 5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА. МЕТОДИКА ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ
Главы 5-9 построены по единому плану: дается характеристика языкового материала и соответствующих ему умений учащихся; расположение материала, способы его презентации на ступенях обучения; связи с другими материалами - так называемые внутрипредметные связи; трудности усвоения; деятельность ученика и учителя в усвоении понятий, закономерностей, правил, формировании умений; ступени обобщения. В указанных главах рассмотрены лишь крупнейшие, наиболее важные разделы курса русского языка; менее крупные даются в обзорах. Предусмотрены также связи между разделами курса, между темами.
Понимание функций произносительных единиц речи Оно начинается с понятия «общение»: люди передают друг другу свои мысли. Это речь: краткая или продолжительная, она Может быть разделена на части - на предложения, слова. Разговаривая, общаясь, мы понимаем значения слов и целых предложений (показ на примерах). Слов очень много - и все они различаются, каждое имеет свое значение. Мы различаем слова по звуковому составу: луна - лл-уу-нн-аа, рр-ыы-бб-ааа, Вв-аа-лл-яаа... Я произношу слова, вы их слышите (для этого у вас уши) и понимаете их значение (для этого у вас голова). Схема-модель: общение - речь - предложения - слова - звуки. С помощью звуков мы различаем значения слов: рот - крот, кошка - ложка, машина - малина. Фонема выступает как смысло-различитель; способность различать фонемы называется фонематическим слухом. Нам нужно уметь выделять в слове каждый звук, отделять его т других звуков. Согласно функциональному подходу, применяемому в изучении языка, очень важно, чтобы первоклассники ришли к пониманию звука с позиции его смыслоразличительной функции. Как уже отмечалось, в последние годы в некоторых программах и учебниках введено понятие «фонема». Но смысло-различительная функция звука речи может быть усвоена и до введения понятия «фонема». Фонетика как отрасль языкознания изучает содержание первого, нижнего, уровня языковой системы - произносительного. Теоретический материал этого уровня составляют учение о звуках речи, их характеристика, классификация, учение о слогоделении, об ударении в слове, представления о других произносительных средствах - о громкости речи, ее темпе, о повышении и понижении голоса, о паузах, об интонациях. Программы обычно предусматривают тщательную отработку практических умений: от фонетического (а затем - и звуко-буквенного) анализа до выразительной речи, до развития дикции и усвоения орфоэпии. Фонетика составляет основной материал I класса; в последующих классах материал углубляется, усложняются примеры, закрепляются практические умения. Трудность для детей представляет выделение звуков из некоторых сочетаний; различение твердости мягкости согласных; в процессе дальнейшего обучения детей нередко затрудняет соотношение звука и буквы: чтение и письмо выдвигают в глазах учащихся букву в сравнении со звуком (но это уже графика). Основой усвоения графики служат четкие умения в области фонетики. Каждый звук (точнее - каждая фонема) должен иметь свой знак, т.е. букву. Но вскоре дети узнают, что звук и буква совпадают не всегда, что есть звуки, которые вообще не имеют своей буквы, а обозначаются сочетаниями букв или одной и той же буквой (звук [)], твердые/мягкие согласные), некоторые звуки могут обозначаться разными буквами, например [а] - буквами а, я и пр. Система правил обозначения звуков (фонем) составляет предмет графики. В содержание графики входят также заглавные буквы, знаки препинания, средства выделения абзацев. К графике примыкает орфография (методика орфографии изложена в отдельном разделе этой книги). Содержание графики, ее теоретическая часть: обозначение звуков (фонем) буквами; звуковое значение каждой буквы; названия букв, алфавит; обозначение твердых/мягких согласных буквами и их сочетаниями; обозначение звука Ц]; заглавные буквы и другие средства обозначения значения слов, смысла и структуры предложений и текста. Практические умения, опирающиеся на графику, очень широки и сложны: это чтение как восприятие и понимание записанной речи, письмо как фиксация своих мыслей в графическом коде. Заметим, кстати, что письмо в усвоении письменного языка должно было бы идти впереди чтения согласно историческому процессу. Такой порядок был принят в методике К.Д.Ушинского. Но ведущая роль чтения возобладала в практике обучения. Звукобуквенный анализ слов, текста - залог правильного, безошибочного письма. Умения учащихся Произносительные умения подразделяются на уже сформировавшиеся до школы; частично усвоенные и требующие улучшения; формируемые в школе на основе новых знаний. Новые умения - четкое артикулирование звуков, интонации, соотнесение звуков и букв, звукослияние, деление слов на слоги, определение места ударения и пр. - формируются на основе теории, а также имитативным способом «делай, как я». Школьники должны овладеть следующими умениями: отчетливо, орфоэпически правильно говорить - без искажения звуков, без неоправданных пауз, с использованием средств выразительности; полностью воспринимать звучащую речь, выделять в речевом потоке фонетические слова, в словах - слоги и звуки, понимать воспринятое, выделять непонятное; отчетливо произносить все звуки русского языка, сочетания звуков не только в слове, но и вне слова, различать гласные и согласные, среди последних - звонкие и глухие, твердые и мягкие (кроме трудных случаев), кратко описывать артикулирование звуки; различать слабые и сильные позиции фонем; владеть фонетическим анализом слов, речи; узнавать в печатном и письменном вариантах все буквы, их сочетания, правильно произносить их как порознь так и слитно, т.е. читать слогами (аналитическое чтение) и словами, фразами плавно, темпе речи (к окончанию начальной школы 20 слов в минуту); "ввильно делать ударения в словах, делать фразовые, логические "дарения и паузы; различать ударяемые и безударные слоги; свободно осуществлять кодовые переходы с устной акустической) и мысленной речи на буквенный, графический код, Подчиняя его правилам графики, каллиграфии и в известных -Пределах - орфографии; безошибочно списывать с печатного и письменного текста. Данный печень умений в области фонетики и графики поможет воспринимать эти предметы вместе с орфографии как единую систему знаний и умений, получающую применение в свободном навыке чтения и письма, устного говорение аудирования (восприятия устной речи и ее понимания).
Процесс обучения. Методы, приемы. Изучение фонетики и графики во времени совмещается с обучением грамоте, т.е. с работой по букварю (азбуке). В этот период уроки, как правило, объединяют звук и его букву, т.е. фонетика и графика объединяются в одном уроке. Нов дальнейшем в курсе языка встречаются темы фонетико-графического содержания, связанные с правописанием и культурой речи: «Сочетания жи, ши, ща, чу, щу», «Употребление ь как знака мягкости предшестующего согласного», «Ьразделительный»» «Употребление ъ в середине слова», «Двойные согласные», «Ударение», «Безударные гласные в различных морфемах: корне, приставке, окончании». Термин орфоэпия не вводится в начальных классах, но многочисленные случаи произношения занимают значительное место в курсе русского языка: -ого, -его - [овь], [ев]; что - [што]; конечно -[кан'эшнъ]; мыться - [мыць]; кафе - [кафэ] в отличие от кофе -[кофэ] и пр.. Фонетико-графические темы, как и орфографические подчас «вклиниваются» вграмматический материал. Кроме того, фонетико-графическая линия, сливаясь с орфографический не прерывается, а вплетается в общую систему на протяжении всех лет начального обучения, ибо она связана и с чтением, и с письмом, и с устным говорением, и с аудированием. Непрерывность этой линии обеспечивается также фонетическим (фонетико-графическим) разбором в системе языкового анализа. В области методов обучения обращается внимание на такие условия: а).опора на практическое усвоения языка до изучения теории, на языковое чутье в этой области; б).постоянное сопоставление звукового и буквенного составов единиц языка; в).установка на фиксацию всех расхождений в ситуациях звук/буква; г).проговаривание, артикуляция, скандирование, отработка голоса; д).тренировка слуха, тренировка пишущей руки; е).образцы хорошего произношения и каллиграфического письма и пр. Трудности фонетики и графики Есть трудности в самом содержании материала и трудности его усвоения. Первые: а) осмысление функций букв по отношению к звукам: дети легче воспринимают буквы на зрительной основе; б) дети очень трудно воспринимают все случаи отклонений от системы, от общего правила (йотированные буквы, жи, ши и т.п.); в) дети всегда легче усваивают материал, имеющий жизненный, понятный им смысл, например слово и его значение. Фонетика и графика не всегда связываются в их сознании со значениями, с жизнью. Вторые: а) у некоторых детей еще есть детские недостатки артикулирования звуков речи: [с] - [ш], [л] - [р] и пр.; б) школа с первых дней вводит высокие требования литературной речи, у детей же - диалектизмы, просторечные слова и их произношение; в) трудности звукослияния на начальных этапах чтения (эта трудность, отмечавшаяся в прошлом как труднопреодолимая, в настоящее время ослаблена применением современных методик); г) трудности письма, его техники; неустойчивость внимания и пр. Некоторые трудности снимаются введением системности языковых понятий: и фонетика, и графика с самого начала изучения в школе понимаются детьми как необходимые ступени в языке, в общении, т.е. в речи. Уже упоминавшийся ряд: общение - речь, ее понимание - предложение - слова - слоги - звуки речи - сливает каждую единицу этого ряда, формирует целостный :темный механизм языка в сознании школьника. Заметим в заключение, что произносительные ошибки учащихшийся пока намного превышают общеизвестную «норму» ошибок орфографических и бороться с ними труднее.
Глава 6. МЕТОДИКА ЛЕКСИКИ И СЕМАНТИКИ. МЕТОДИКА МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
В этой главе объединены материалы нескольких уровней языка, языковой системы, ранее не выделявшиеся, так как они не занимали существенного места в начальной школе. В настоящее время их положение стало весомее, особенно в школах гуманитарного направления. Объединение вызвано сравнительно малым объемом материала, а также его функциональной общностью, близостью. В название главы не включены некоторые отрасли лингвистической науки, которые, подобно лексике, морфемике, представлены в современном начальном языковом курсе: лексикография, фразеология,стилистика.
Содержание: языковые понятия, умения учащихся
Лексика начальных класса, как количественное обогащение словаря, работа над значениями слов, оттенками значений, уместным употреблением, над активизацией словаря. Она вплетается в уроки чтения, развития речи, языковой теории. Работа в основном практическая: объяснение значений слов (семантизация), включение их в текст, в собственную речь (активизация), выяснение сочетаемости нового слова, его переносных значений, некоторые случаи многозначности. Лексические, семантические, лексикографические понятия, подлежащие усвоению: «слово», «значение слова», «прямое и переносное значения слова», «многозначные слова», «толкование значения слова», «употребление слова», «сочетание слова с другими словами», «словарь как совокупность слов», «словарь как книга, пособие», «алфавитный порядок слов в словаре», «словарная статья в словаре», «синонимы», «синонимическая группа (синонимический ряд)», «антонимы», «антонимическая пара», «тематические группы слов», «выбор слова», «замена слова в тексте», «слова, заимствованные из других языков», «типы словарей: толковый, орфографический, словообразовательный, словарь синонимов, антонимов, словарь произношения» и пр. Как видим, объем знаний немалый. Понятия из фразеологии: «поговорка», «крылатые слова», «иносказание», «образ», возможно - «метафора», «аллегория». Понятия из стилистики: «разговорная речь», «письменно-книжная речь», «язык художественного произведения», «детская речь», «слова устаревшие», «слова, употребляемые в научной речи», «слова бытового употребления». Понятия морфемики: «состав слова», «основа слова», «корень слова», «однокорневые слова», «сложное слово», «приставка», «суффикс», «окончание». Понятия словообразования: «образование слова», «гнездо (семейство) однокорневых, или родственных, слов», «значение корня», «значение приставки, суффикса»; дети пользуются такими оборотами речи: слово образовано от такого-то слова, с помощью приставки и т.п. Все названные ветви дерева лексика тесно связаны между собой: слово выполняет знаковую функцию, несет на себе значение (семантика), фиксируется в словарях (лексикография), имеет морфемный состав (м о р ф е м и к а), оно образовано от других слов или само послужило основой для образования других слов (словообразование). Впоследствии дети узнают о закономерностях изменения слов (морфология) и сочетании слова с другими словами в предложении (синтаксис) ив тексте. Так формируется системность в понимании языка. Умения, формируемые школой у учащихся на данном уровне: запоминать слова, устойчиво сохранять их в памяти и воспроизводить быстро в нужный момент; выбирать слова в соответствии с коммуникативной целесообразностью; объяснять значения слов, прямые и переносные; давать простейшую характеристику слова (лексический анализ), разбирать слова по составу, объяснять простейшие случаи словообразования; характеризовать роль слова в тексте, сам текст по его лексическому составу; обнаруживать в тексте фразеологические единицы, объяснять их значения, целесообразность употребления, в отдельных случаях - их происхождение, а также аллегорию, в них заключенную; пользоваться словарями, адресованными начальной школе; составлять свои словарики, решать простейшие исследовательские задачи из области образования и значения слов; понимать значения новых слов из контекста (на основе антиципации), объяснять переносные значения слов (тропов); обнаруживать в тексте старинные слова, объяснять их значения; в доступных случаях определять язык-источник заимствованных слов в русском языке. Перечисленные темы и умения учащихся, как правило, не выделены в учебниках в виде отдельных параграфов; исключение составляет тема «Состав слова».
Учебный процесс. Методические приемы. Трудности Последняя тема подробно разработана во всех учебниках русского языка, старых и новых; методику ее изучения можно найти ниже. В некоторых учебниках (экспериментальных) можно найти параграфы «Лексика», «Синонимы», «Антонимы», реже - разделы «Словообразование», «Фразеология»», «Текст», «Многозначные слова». Тема «Родственные слова» обычно входит в раздел «Состав слова». Поэтому знания в области лексики и смежных тем накапливаются в ходе практических работ со словом: слова прочитываются, записываются, анализируются, произносятся, воспринимаются на слух, включаются в собственный текст. Они группируются по значению, по частям речи. Проводятся наблюдения над жизнью слова в текстах, над уместностью слова в тексте. Особенно ценится семантическая работа над словом. Теоретическая работа занимает значительное место. Определение понятия «слово» не дается в силу трудности такого определения. Но признаки слова могут быть замечены и названы: слово выделяется в произношении; оно имеет самостоятельное значение: обозначает предмет, действие, признак, число и пр.; на письме отделяется от других слов; большинство слов могут изменять свои окончания, сохраняя основу; изменяя окончание, слово меняет свои роли в предложении; из слов складываются предложение и текст; в этом смысле текст и предложение складываются из слов, будто дом из кирпичей; сами слова складываются из слогов и звуков (на письме - из букв)и т.д. Наблюдая жизнь слова, прослеживая его функции, ученик овладевает методами познания, накапливает существенные признаки явления, необходимые для формирования понятия. Используя словари, школьники знакомятся с алфавитным расположением слов, отбором слов в соответствии с типом словаря, с построением словарной статьи, условными обозначениями, со способами толкования слов, работают с текстовыми иллюстрациями. Понятия «синонимы» и «антонимы» усваиваются не только в практических упражнениях: учащиеся могут построить определения этих понятий на основе анализа синонимических групп (рядов) и антонимических пар. Так, они выявляют такие признаки синонимов: а) по-разному называют один и тот же предмет, признак, одно б) различаются оттенками значения, эмоциональными окра- в) одно из слов в синонимической группе может быть главным; г) говорящий или пишущий выбирает наиболее подходящий, д) выбор синонимов - признак культуры речи человека. Воз- Выбор синонимов не сразу и нелегко дается школьникам. Антонимы усваиваются легче: отношения противоположности нагляднее, чем едва уловимые различия в значениях синонимов. И определение проще: это слова одной и той части речи, противоположные по значению. На основе антонимических пар строятся антитезы, например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица). Фразеология широко представлена в круге детского чтения: подсчитано, что в литературных хрестоматиях типа «Родной речи» за 4 года дети встречают до 500 фразеологических единиц; их толкование часто дается в сносках. Над определением дети не работают, но признаки отмечают: а) непрямой, переносный смысл, аллегория; б) юмор, ирония; в) образ. На фразеологическом материале дети осмысливают переносное, иносказательное значение слов, образность языка, выразительность, эстетическую ценность, нравственную позицию, юмористический эффект. Тема «Состав слова» имеет четкое построение (в учебниках и в традиции), четкую структуру: от понятия «родственные слова» - к понятию «корень слова» - к «приставке» и «суффиксу» - к понятию «основа слова» (оно дается не всегда; были долгие споры в 60-е годы) - к «окончанию». В некоторых учебниках тема «Суффикс» дается после «Корня», до «Приставки». Тема «Состав слова» подготавливается наблюдениями над родственными словами: близостью их значений, наличием общей части - корня (исторические чередования в корне вводятся на продвинутых этапах обучения). Такой порядок изучения морфемики обеспечивает семантический подход к составу слова. Тема «Корень слова» открывает широкие возможности языкового анализа и семантической работы; она дает научное основание для орфографического действия - проверки безударных гласных в нем (а также звонких/глухих согласных). Когда школьники научатся более или менее точно находить и вычленять корень, они знакомятся (теоретически, практически они уже знакомы) с приставкой и суффиксом. В пользу первенства приставки приводится аргумент доступности: приставок мало -их легко запомнить, приставка легко выделяется, слова с двумя приставками встречаются не часто. Аргументы в пользу первенства суффиксов: они семантически богаче приставок, ориентированы на части речи, разнообразнее и богаче выразительными возможностями - в общем, ценнее для словообразования. Окончание изучается не столько в теме «Состав слова», сколько в курсе морфологии в связи с изменением частей речи - склонением и спряжением. Аргументы в пользу изучения основы слова связаны во многом со словообразованием: последнее без понимания и умения выделять основы слов крайне затруднено. Кроме того, системный подход требует введения в школьный курс и такой модели: основа слова - его окончания, зависящие от падежа, лица и пр.; разграничиваются понятия «слово» и «словоформа». С другой стороны, выделение основы слова в начальных классах затруднено по морфонологическим причинам (например: лить-лью - [л'ит'], [л j'y]). Словообразование в практическом плане встречается уже в I классе: появление у слова нового значения (лексико-семанти-ческий способ): земля - почва, Земля - планета; новое слово образовалось по модели (морфологический способ): приземлился - опустился на Землю, прилунился - опустился на Луну; новое слово образовалось сложением корней:лун-о-ход; новое слово образовалось суффиксально-префиксальным способом: от слова вода - под-вод-н-ый. Подобных случаев ученик встречает достаточно, чтобы на основе наблюдений сложилось обобщение: новые слова и значения возникают потому, что появляются новые предметы, явления; им нужно дать имя, назвать их. Для этой цели иногда берут уже известное слово и употребляют в новом значении. Иногда новое слово образуют по образцу похожего, образованного когда-то ранее, и т.д. Исследование образования слов - форма развития учащихся. Многие познавательные задачи строятся как раскрытие образования слова: село Подсосново, речка Быстрица, горная вершина Белуха, корова Звездочка. В тех случаях, когда в учебник введена тема «Словообразование», формирование понятий проводится по уже встречавшейся методической модели: наблюдение над составом слов - языковой анализ (в данном случае - морфемный) - выделение признаков, способов образования новых слов - практическое образование слов различными способами - анализ семантики - употребление в собственной речи. Немалую помощь может оказать словообразовательный словарь (словарик). Тема удобна также для составления схем и моделей, «цепочек» родственных слов: вода - водный - водник - подводный - подводник. Обобщения. Обратная связь Постоянная, последовательная работа над лексикой, семантикой, морфемным составом слов, словообразованием, связями между ними формирует вывод: слово живет, оно служит важнейшим элементом, важнейшей единицей языка. Все в нем связано между собой: слово с его значением - модели и механизмы образования слов - их морфемный состав - использование в речи, в общении, в жизни. Наилучшая, самая эффективная форма контроля усвоения - это модель, обобщение, языковой анализ, практическое применение знаний и умений в рассмотренных областях. Применение изученного может иметь место и в орфографии: в проверке правописания корней, суффиксов, приставок, окончаний. Критерии оценки усвоения раздела: богатство словаря школьников, его мобильность, быстрота и уместность выбора слов, употребление их в точном значении; умение объяснить значения слов, разобрать их по составу, дать определение корня, приставки, суффикса, окончания, синонимов, антонимов; Читайте також:
|
||||||||
|