МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах
РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ" ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів
Контакти
Тлумачний словник Авто Автоматизація Архітектура Астрономія Аудит Біологія Будівництво Бухгалтерія Винахідництво Виробництво Військова справа Генетика Географія Геологія Господарство Держава Дім Екологія Економетрика Економіка Електроніка Журналістика та ЗМІ Зв'язок Іноземні мови Інформатика Історія Комп'ютери Креслення Кулінарія Культура Лексикологія Література Логіка Маркетинг Математика Машинобудування Медицина Менеджмент Метали і Зварювання Механіка Мистецтво Музика Населення Освіта Охорона безпеки життя Охорона Праці Педагогіка Політика Право Програмування Промисловість Психологія Радіо Регилия Соціологія Спорт Стандартизація Технології Торгівля Туризм Фізика Фізіологія Філософія Фінанси Хімія Юриспунденкция |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика обучения грамматике и правописанию 5 сторінка· построение схемы (модели) словосочетания с именем прилагательным; · составление таблицы изучаемых частей речи. Тема «Число имен прилагательных» Выводы из предыдущей темы помогут учащимся догадаться, что имена прилагательные могут изменяться и по числам, поскольку они согласуются с именем существительным, зависят от него. Подтверждение этому легко найти в предложениях. Знакомство с новой темой уместно в данном случае построить не по индуктивной программе наблюдений, а, наоборот, дедуктивно, выдвинув гипотезу и проверяя ее. Гипотеза: возможно, что прилагательное, зависящее от имени существительного, принимает не только род существительного, но и число. На основе анализа текста составляется таблица:
Гипотеза подтверждается примерами: по-видимому, все прилагательные могут иметь форму множественного числа; форма множественного числа отличается от формы единственного числа; от имени существительного к прилагательному может быть поставлен вопрос какие?, единый для всех трех родов существительного и, следовательно, и прилагательного тоже. И главное: окончание у вопроса ударяемое, по нему можно проверить безударные окончания имен прилагательных. Продолжая наблюдения, дети приходят еще к одному, не менее важному выводу: окончания множественного числа прилагательных едины для всех трех родов: -ые, -ие. Дальнейшую работу над темой излагаем в форме напоминаний, т.е. сокращенно: закрепление теоретических выводов, повторение основных понятий раздела «Части речи»; языковой анализ текста с акцентом на изучаемой теме; построение разнообразных словосочетаний в рамках темы; употребление имен прилагательных во множественном числе (именительный падеж) в предложениях и в тексте; окончания имен прилагательных во множественном числе, составление алгоритма их проверки; построение моделей словосочетаний с именами прилагательными; подбор прилагательных к данным существительным; обоснование выбора прилагательных («коммуникативная целесообразность» выбора); роль прилагательных в тексте, в описании, их выразительные возможности.
Тема «Склонение имен прилагательных» Эта одна из труднейших тем курса грамматики и орфографии в начальных классах, поскольку существует сложная система согласования и проверки безударных окончаний. Но есть и немалое достоинство: здесь почти нет нарушений иной системы, все подчинено правилам (напомним, что притягательные прилагательные в начальных классах не изучаются). Начинать новую тему следует, как и предыдущую, со связей мен прилагательных с существительными, к которым они относятся. Читая и анализируя текст, учащиеся находят в нем словосочитания «существительное + прилагательное», выделяют их голосом и выписывают, задают вопрос к прилагательному. В тексте ни встретятся и в именительном, и в косвенных падежах: вопрос к существительному поможет определить падеж. Учащиеся убеждаются, что и сам вопрос к прилагательному - какой? можно просклонять: И. какой?какая?какое? какие? Р. какого? какой? какого? каких? и т.д. (косвенные падежи мн. ч. изучаются по углубленным программам). Внимание детей обращается на то, что все окончания вопроса ударяемые: это пригодится позже.
В результате практической работы и наблюдений дети делают выводы: не только формы рода и числа, но и все падежные формы прилагательных зависят от имен существительных, к которым относятся, с которыми согласуются; можно задать вопрос от существительного к прилагательному, и окончание этого вопроса, всегда ударяемое, будет совпадать с окончанием прилагательного в том же падеже. Возможно, что сам вопрос - тоже имя прилагательное. Впоследствии, когда будут изучаться местоимения (вопросительные), дети поймут их роль и название. Такие «открытия» очень важны для методики: в них и перспективность, и опережение, и поисковые методики. Продолжаем выводы - их делают учащиеся на уровне своих возможностей: при склонении имена прилагательные имеют свои падежные вопросы, отличающиеся от вопросов имен существительных; падежные вопросы имен прилагательных в основном различны по родам, но многие совпадают, особенно в среднем роде: он совпадает с мужским, кроме именительного и винительного падежей; падежные окончания прилагательных различаются в зависимости от твердости/мягкости основы слова: о/е, ы/и, а/я, у/ю; окончания могут быть ударяемыми и безударными. Правописание безударных окончаний проверяется ударными, в том числе и окончаниями вопроса того же падежа и рода. Дальнейшие исследования учащихся: до сих пор мы изучали только единственное число в падежных формах. Нам предстоит изучить склонение во множественном числе. Как построить и провести такое исследование? Углубление понятий: склонение как изменение имен по падежам мы применили к новой части речи - к прилагательному, при этом обнаружили несколько новых особенностей склонения (они названы выше). Значения падежей у прилагательных те же, что и у имен существительных, но они обогащены признаками, свойствами. Пополнился также термин падежные вопросы, а также термин п ад еж н ы е окончания. Упражнений (кратко): языковой анализ с акцентом на именах прилагательных; языковой синтез - составление словосочетаний с именами прилагательными в различных вариантах; полное склонение таких сочетаний устно и письменно; составление предложений и текстов различных типов и мето-конструирования, и по коммуникативной методике; выбор прилагательных и обоснование выбора; варианты перестройки предложений, их расширение, редактирование; составление тематических групп имен прилагательных и словариков; составление терминологического словарика по изученным 1м курса и пр. Исследовательские задания: опираясь на темы раздела «Имя прилагательное», построить таблицу склонения во множественном числе, сделать выводы (формы падежей подскажет языковая интуиция); исследовать окончания падежей во множественном числе, их написание; построить задания для предполагаемых учащихся (ролевой момент); представить себе, что вы, ученики, на самом деле - учителя, а может быть, даже авторы учебника... Углубленное исследовательское задание: в книгах вы встречаете прилагательные, разобрать которые пока не умеете. Ведь мы изучали далеко не все и про существительные, и про прилагательные (имеются в виду и краткие прилагательные, и степени сравнения и пр.). Попытайтесь определить их значения, формы, их роль в выражении мысли. Виды обобщения по темам «Имя существительное» и «Имя прилагательное»: составление таблиц, схем, моделей, например, склонения, где используются полные слова; используются только окончания и пр. Пример: общая модель изменения имен прилагательных, связь с именами существительными, формы рода, числа, падежные формы и пр.:
Имя прилагательное .Имя существительное
Формы рода Формы числа Падежные формы
муж. р. ср. р. жен. р. мн. ч.
В предложении - второстепенный член. устное сообщение обобщающего типа на темы «Совпадающие падежные формы имен прилагательных»; «Падежные окончания, которые в безударном варианте трудно различимы на слух»; «Выразительная, изобразительная роль прилагательных (в тексте)»; «Группы прилагательных по значению»; составление алгоритмов: порядок грамматического анализа имени прилагательного, алгоритм проверки написания безударного падежного окончания прилагательного и пр. Опорная схема: трудные, легко смешиваемые падежные окончания: Твор. и предл. пад. Вин. и твор. пад. муж. и ср. р.: жен. р.: -ым, -ом/-им, -ем -ой, -ою/-ей, -ею
Словообразование имен существительных и прилагательных В данном случае элементы словообразования способствуют разграничению частей речи на основе сопоставления однокорневых слов. Детям даются слова, которые должны быть расположены в столбиках:
Имена существительные красота высота терпение даль
Имена прилагательные красивый высокий терпеливый далекий и т.п.
Задача учащихся - объяснить разницу, признаки - лексические и грамматические, помогающие разграничить эти слова по частям речи. Придет время, и они будут разграничивать еще и глаголы: жизнь - живой - живет. Различая части речи, дети используют: а) признаки конкретного лексического значения; б) признаки обобщенного значения: для существительных - в) грамматические значения как признаки частей речи; г) формально-грамматические признаки, в первую очередь - В данных примерах первый признак не столько разграничивает части речи, сколько их сближает; но второй, третий и четвертый -разграничивают. Второй аспект словообразовательной работы связан с разделом лингвистики: перед учащимися раскрываются механизмы морфемного способа образования новых слов, сначала без выделения аффиксов: снег - снеговик - снеговой - снегопад, а затем и модельное, более строгое рассмотрение словообразовательных цепочек: дом - домик; сад - садовый; чудо - чудесный; прелесть - прелестный; полет - летный; учение - учебный и т.п. При таком подходе выделяются суффиксы (чаще) и приставки (реже). Можно сказать, что словообразование стучится в современную школу и его можно связывать как с разделом «Состав слова» («Морфемика»), так и с частями речи. Этот материал соответствует современным тенденциям развивающего обучения. Понятий «производящая основа» и «способы словообразования» можно пока не вводить, но понятие «словообразование» постепенно наполняется содержанием. Практическая направленность словообразования требует образцов, а на продвинутых этапах обучения - моделей: образцы: сталь - стальной, медь - ?, железо - ? и т. п. ; модели: имя существительное без суффикса + суффикс прилагательного: рис - рис-ов-ый; лун-а - лун-н-ый; пись-мо - пись-мен-н-ый; образование существительных от основы прилагательного: чист-ый - чист-от-а; далъ-н-ий - даль; зелен-ый - зелень; словообразовательная цепочка: вод-а - вод-н-ый - вод-ник; сад -сад-ов-ый - сад-ов-ник; игра-соревнование: образовать ряды родственных слов, объяснить их значения (чей ряд полнее, кто лучше объяснит). Нетрудно заметить, что описанная работа учащихся опирается на практическое знание языка, на чутье языка, сформировавшееся еще до школы на основе аудирования и говорения. Ребенок на уровне внутренних обобщений усваивает модели словообразования, как и формы склонения. Исследовательские задания: попытаться объяснить происхождение географических названий: Новгород, деревня Камышит, станция Лесная, река Шуя, улица Тверская; каково образование фамилий: Кузнецов, Поляков, Смоленский, Воронов, Медведев, Соловьев, Павлов, Павленко, Павлюк, Мюллер, Фишер, Шмидт, Богачев, Хитрое, Казаков.
Глава 9. ГЛАГОЛ Лексическое и грамматическое значение глаголов К началу изучения темы «Глагол» школьники уже имеют опыт работы со словами, обозначающими действие. Не исключено, что знакомы они и с понятием «состояние предметов». Они в основном правильно пользуются глаголами в речи, как и другими частями речи. Умеют объяснить лексическое значение многих глаголов, объединить их в тематические группы: глаголы движения, речи, зрения, домашнего бытового труда и пр. В языковом анализе текста, предложения к глаголу, как правило, ставится вопрос от имени существительного: что делает предмет? - это глагол-действие; что происходит с предметом? - глагол-состояние. Вопросы варьируются по временам: что делает? что делал? что будет делать?; по лицам: что делаю? что делаешь?; по родам: что делала?; по наклонениям: что сделал бы? (последнее - при углубленном изучении). Значит, вопрос, задаваемый к глаголу, раскрывает не только его лексическое, но и грамматическое значение. Именно вопрос, умение (интуитивное) поставить его служат связующим звеном между неосознанным, не выраженным в правилах усвоением языковых значений, связей, моделей и их осознанным усвоением. Пользуясь методикой грамматических вопросов, школьники знакомятся со свойствами глаголов: сначала с теми категориями, которые им знакомы из предыдущих тем (род, число), и с теми, которые свойственны только глаголу (время, лицо, способность иметь неопределенную форму). А при углубленном изучении школьники знакомятся с видами, залогами, наклонениями, причастиями. Грамматические характеристики глагола сложны в сравнении с другими частями речи. Грамматические свойства глагола (Таблица, которую учитель составляет для себя)
Такая или подобная таблица организует: формирование понятий; усвоение значений и функций глагольных форм; упражнения в их образовании и употреблении в речи - в предложении и в тексте, в передаче в таблице намечены пропедевтические цели и перспективы дальнейшего изучения глагола и других тем. tti Таблица может быть дополнена перспективами правописания глаголов (см. раздел, посвященный орфографии). Современная методика углубленного изучения языка охватывает и такие возможности глагольной системы, как совершенный и несовершенный вид, переходные и непереходные глаголы, наклонение повелительное и сослагательное, залог (в частности, возвратные глаголы), причастия и деепричастия, употребление их в речи, правописание и пр. Учитель избирает дедуктивный или индуктивный путь ознакомления со свойствами глагола. Дедуктивный путь: язык (как наиболее широкая система)—» слова —> части речи —> уже изученные части речи —> глагол (на основе пропедевтических сведений о глаголах). Затем - признаки, свойства глагола, его значения, формы и пр. Это -«восхождение от абстрактного к конкретному» (В.В.Давыдов); путь от модели к конкретному употреблению глагола в тексте, к его возможностям в выражении мысли. Индуктивный путь: берется образцовый текст, доступный и интересный (напомним: Ушинский взял «Сказку о рыбаке и рыбке» A.C. Пушкина), дети читают, находят в тексте подлежащее и сказуемое (имена существительные и относящиеся к ним слова-действия, т.е. глаголы), ставят к ним вопросы в соответствии с их функцией в предложении (на основе языкового чутья). Объясняют: а) их лексические значения; б) их грамматические значения: на первых этапах еще не гово- Или: Кличет старик золотую рыбку. - «Укажите окончание». -«Окончание -ет». - «Какое слово подходит здесь: я, ты или он?» Дети подводятся к понятию глагольного лица. И т.д. Так дети проходят путь анализа образцов речи и «открытий». Тема «Время глагола». Прошедшее время Казалось бы, логично было бы начать с настоящего времени: ведь оно обозначает совпадение времени действия с моментом речи. Но прошедшее время намного легче настоящего: а) в прошедшем времени нет форм лица, зато есть знакомая детям форма рода (точнее: значение лица в прошедшем времени выражается не с помощью окончаний, а аналитически, всем строем предложения); б) настоящее время имеют не все глаголы; только глаголы несовершенного вида; в) наконец, правописание прошедшего времени не содержит трудностей, дает незначительное количество ошибок, настоящее же время весьма сложно с этой точки зрения. Приступая к теме «Прошедшее время», школьники уже прошли первоначальное знакомство со значениями времен, они познакомились с ними в процессе анализа глаголов в тексте. Внешним признаком прошедшего времени для них служит суффикс -л-(немногочисленные глаголы типа нес, пек, рос, увлек детям встретятся позже). Школьники без затруднений образуют форму множественного числа - бежал - бежали и родовые формы в единственном числе - бежала, бежало. Личных форм глагола можно не касаться при изучении этой темы, но если вопрос возникнет, то следует продемонстрировать совпадение этих форм: я, ты, он, бежал; мы, вы, они бежали. Как обычно, на этапе обобщения может быть составлена таблица глагольных форм прошедшего времени и таблица (модель) окончаний глагола по родам и числам в прошедшем времени. Таблицы анализируются: фиксируются окончания или их отсутствие. Составляются предложения, рассматриваются глаголы в них. Обращается внимание на формообразующий суффикс -л- в прошедшем времени глагола. Исследуются глаголы, употребленные писателями, а также характер текста, построенного на этих формах глагола. Вывод: повествование, рассказ о событиях, которые уже прошли, как правило, строятся с употреблением прошедшего времени глаголов. Учащиеся сами создают такой текст и убеждаются в правомерности этого вывода. В работе учащихся используются следующие понятия: «прошедшее время глагола», «родовые окончания», «окончание множественного числа прошедшего времени». Они пополняют терминологический словарик. Тема «Настоящее время глагола» Переход от прошедшего времени к настоящему опирается на текст. Можно взять готовый текст с глаголами в настоящем времени, но возможен и эксперимент: текст, составленный с глаголами прошедшего времени, необходимо перестроить, заменив время глаголов на настоящее: Мы ходили в лес за орехами - Мы идем в лес за орехами. Школьники достаточно часто встречали глаголы в форме настоящего времени в процессе чтения. Теперь им нужно идти к теоретическому знанию. С помощью учителя, опираясь на текст, и устанавливают, что многие глаголы выражают одновременен действия и момента речи: я слушаю, они разговаривают. Для изминения берутся примеры с глаголами прошедшего (дети уже ют эту форму) и будущего времени, формы которого предугадывают. Категория лица не вызывает затруднений (однако не следует забывать, что местоимения еще не изучены). Дети безошибочно пользуют их: я, ты, он (она, оно), мы, вы, они. Для удобства спряжения их следует распределить в две колонки: 1-е лицо я мы 2-е лицо ты вы 3-е лицо он, она, оно они Первые попытки спряжения делаются устно, затем дети пишут; примеры подбирает учитель так, чтобы были представлены разные варианты. Составляется таблица спряжения глаголов в настоящем времени: Единственное число Множественное число я читаю, гляжу ты читаешь, глядишь он (она, оно) читает, глядит мы читаем, глядим вы читаете, глядите они читают, глядят Составляются предложения с изучаемыми формами. От синтеза (образования формы) переходят к анализу: спрягаются глаголы с ударяемыми, и с безударными окончаниями. Необходимо также в предложениях обратить внимание на согласование глагола с именем существительным в лице: третье лицо - самое употребительное в повествовании, в монологе преобладает первое лицо, в диалоге первое и второе чередуются. Рассказ говорящего о себе чередуется с обращением к собеседнику. В настоящем времени глаголов встречаются два варианта личных окончаний: -ешь Лишь, -ет/-ит, -ем/-им, -етеАите, -ут(-ют)/-ат (-ят). Для разграничения двух вариантов окончаний - ударяемого и безударного - вводится понятие I и II спряжений. В школе применяется очень сложное правило проверки безударных личных окончаний настоящего (и будущего простого) времени; к ударяемым окончаниям оно неприменимо (дети должны знать это!). Это правило помещено в учебнике IV класса. Его алгоритм имеет не менее 7 шагов, т.е. больше, чем может охватить оперативная память 10-летнего ребенка, поэтому алгоритм рекомендуется разделить на три этапа (так сделано в учебнике «Русский язык» Т.Г.Рамзаевой). Это самое трудное правило обычно в IV классе не успевают закрепить должным образом. В рамках темы «Настоящее время глагола» вводятся и формируются понятия: «настоящее время глагола», «лицо», «личная форма», «личные окончания», «личные окончания 1-го лица единственного числа» и т.д. Углубляется понятие «время глагола». Виды упражнений: анализ глаголов в тексте и в предложении; объяснение значений личных форм; разграничение лексических значений глагола и грамматических значений его форм; постановка вопросов к глаголам с учетом времени, лица, числа; выяснение роли глаголов в предложении; разграничение глаголов I и П спряжений, а также места ударения в них; упражнение в быстром образовании форм настоящего времени вне предложения и вне таблицы спряжения; разграничение совпадающих форм настоящего и будущего простого времени (он бежит - он прибежит), что в сущности является подходом к разграничению совершенного и несовершенного вида глагола. Формы обобщения материала: составление перечня изученных частей речи (в виде схемы) с устным комментарием:
составление таблицы спряжения в настоящем времени, затем таблицы личных окончаний I и II спряжений; составление алгоритма распознавания глагольных форм для анализа глаголов в предложении, а также алгоритма проверки безударных личных окончаний I и II спряжений; последовательность (предписание, алгоритм) анализа глаголов: 1.Часть речи - глагол. 2.Начальная, неопределенная форма. (Пока не изучена.) 3.Роль в предложении. (Синтаксическая роль.) 4. Время. 5.Лицо (кроме глаголов прошедшего времени) и число. 6.Род - для глаголов прошедшего времени и сослагательного :лонения. 7. I или П спряжение (кроме глаголов прошедшего времени и сослагательного наклонения), окончание - ударяемое или безударное. 8. Орфограммы в разбираемом глаголе; выписать из орфографического или толкового словарика 20 голов; попытаться каждый из них проспрягать в настоящем времени; если получится настоящее время (по его значению), записать в левый столбик; если не получится (т.е. если получится значение будущего времени) - то в правый столбик; сравнить значения тех и других глаголов, поставить к ним вопросы; к левому столбику должны подойти вопросы что делать? что д е л а ет?, а к правому - ч то сделать? что сделает? Это подготовка к понятию вида глаголов. Теперь может быть построено логическое определение глагола: Глагол часть речи обозначает действие или состояние предметов
отвечает на вопросы ч т о делать? что сделать?
изменяется по временам, лицам
В дальнейшем изучении можно включить в определение и другие признаки глаголов: наклонение, вид, залог и пр. Тема «Инфинитив». Неопределенная форма глагола Трудность этой темы в том, что форма такого типа школьникам встречается впервые, к тому же ее значение трудно соотносится с другими - времени, лица, числа. Эти формы тесно связаны с ситуациями, с пространством речи. Инфинитив также не вполне благополучен с точки зрения орфографии. Выясняем функции инфинитива. Первая функция - называния, казалось бы, ясна. Но эту функцию выполняет существительное. В чем же разница: бег и бегать, игра и играть, чтение и читать. На помощь приходят вопросы: что? - чтение; что делать? - читать. Вторая, грамматическая, функция - инфинитив участвует в образовании будущего сложного времени: Коля будет купаться. В тексте школьники отметят также сказуемое, выраженное сочетаниями глаголов в личной форме и в инфинитиве: Белочка начала грызть шишку. Все это выясняется в ходе языкового анализа - семантического, грамматического. Школьники учатся также узнавать инфинитив по его морфологическому составу:
Используемые понятия: «неопределенная форма», а также возможно «суффикс неопределенной формы»; возможен термин основа неопределенной формы (от нее образуется прошедшее время - гласная перед -л проверяется по основе неопределенной формы). Упражнения по теме: обнаруживание инфинитива в тексте, анализ его значения; анализ морфемного состава; соотнесение форм прошедшего или настоящего времени с инфинитивом (это очень важно!). Школьники часто ошибаются: настоящее время - ты бежишь, инфинитив - бежать, ты бегаешь -бегать; включение глаголов в неопределенной форме в текст в различных ролях; составление перечня сочетаний (с опорой на тексты), в которые входит инфинитив типа: иди гулять, хочу спать, научусь играть на фортепиано, весело танцевать, начали строить (дом) и т. п.; составление тематических глагольных словариков; составление перечня начальных форм изученных частей речи: имя существительное - именительный падеж единственного числа; имя прилагательное - именительный падеж единственного числа мужского рода; глагол - неопределенная форма.
Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)»
Впервые дети встречаются с двумя вариантами одной и той же грамматической формы: это разнообразие связано с видами глагола, к понятию о них школьники пока только приближаются через практические действия (понятие вида до сих пор признается слишком трудным для начальной школы). Одно из таких практических действий связано с темой «Будущее время глагола»: умение безошибочно спрягать глаголы и употреблять их уже давно сформировалось у детей на уровне языкового чутья. Они свободно используют в собственной речи все значения, которые передаются в русском языке видовременной системой форм глагола, но выразить все это теоретически им трудно. К будущему времени следует идти от симметрии времен: в центре - настоящий момент, до него - прошедший; зная это, нетрудно определить место будущего времени. Симметрия времен глагола
Как обычно, с новой глагольной формой дети знакомятся в тексте: читая, они находят разные временные формы глагола, выписывают новые формы. В мыслящем классе, где есть исследователи, полезно начать сразу с обоих вариантов: выписать и простое, и сложное будущее. Эти формы можно определить как синтетическую и аналитическую. Анализируя формы будущего времени, уместно обратить внимание на законченность/незаконченность действий, обозначенных глаголами в форме простого или сложного будущего. Читайте також:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|