Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Методика обучения грамматике и правописанию 5 сторінка

· построение схемы (модели) словосочетания с именем прилага­тельным;

· составление таблицы изучаемых частей речи.

Тема «Число имен прилагательных»

Выводы из предыдущей темы помогут учащимся догадаться, что имена прилагательные могут изменяться и по числам, по­скольку они согласуются с именем существительным, зависят от него. Подтверждение этому легко найти в предложениях. Знаком­ство с новой темой уместно в данном случае построить не по ин­дуктивной программе наблюдений, а, наоборот, дедуктивно, вы­двинув гипотезу и проверяя ее.

Гипотеза: возможно, что прилагательное, зависящее от имени существительного, принимает не только род существительного, но и число. На основе анализа текста составляется таблица:

 

 

Имя сущест­вительное Его мн. ч. Имена прилага­тельные во мн. ч. Их окон­чания
дуб березка песня дубы березки песни могучие, старые белые, зимние звонкие, веселые -ие ,-ые -ые, -ие -ие, -ые

Гипотеза подтверждается примерами: по-видимому, все прила­гательные могут иметь форму множественного числа; форма множественного числа отличается от формы единственного чис­ла; от имени существительного к прилагательному может быть поставлен вопрос какие?, единый для всех трех родов существи­тельного и, следовательно, и прилагательного тоже. И главное: окончание у вопроса ударяемое, по нему можно проверить без­ударные окончания имен прилагательных.

Продолжая наблюдения, дети приходят еще к одному, не менее важному выводу: окончания множественного числа прилагатель­ных едины для всех трех родов: -ые, -ие.

Дальнейшую работу над темой излагаем в форме напомина­ний, т.е. сокращенно:

закрепление теоретических выводов, повторение основных по­нятий раздела «Части речи»;

языковой анализ текста с акцентом на изучаемой теме;

построение разнообразных словосочетаний в рамках темы;

употребление имен прилагательных во множественном числе (именительный падеж) в предложениях и в тексте;

окончания имен прилагательных во множественном числе, со­ставление алгоритма их проверки;

построение моделей словосочетаний с именами прилагательны­ми;

подбор прилагательных к данным существительным;

обоснование выбора прилагательных («коммуникативная це­лесообразность» выбора);

роль прилагательных в тексте, в описании, их выразительные возможности.

 

Тема «Склонение имен прилагательных»

Эта одна из труднейших тем курса грамматики и орфографии в начальных классах, поскольку существует сложная система согла­сования и проверки безударных окончаний.

Но есть и немалое достоинство: здесь почти нет нарушений иной системы, все подчинено правилам (напомним, что притягательные прилагательные в начальных классах не изучаются).

Начинать новую тему следует, как и предыдущую, со связей мен прилагательных с существительными, к которым они относятся. Читая и анализируя текст, учащиеся находят в нем словосочитания «существительное + прилагательное», выделяют их голосом и выписывают, задают вопрос к прилагательному. В тексте ни встретятся и в именительном, и в косвенных падежах: вопрос к существительному поможет определить падеж. Учащиеся убеж­даются, что и сам вопрос к прилагательному - какой? можно просклонять:

И. какой?какая?какое? какие?

Р. какого? какой? какого? каких? и т.д. (косвенные па­дежи мн. ч. изучаются по углубленным программам).

Внимание детей обращается на то, что все окончания вопроса ударяемые: это пригодится позже.


Далее следует синтетическая работа учащихся: они склоняют существительные с прилагательными; сразу берутся примеры с твердой и с мягкой основами. Склоняется, в сущности, словосоче­тание, записываются формы всех падежей, выделяются окончания имен прилагательных. Можно было бы поместить все три рода в одну таблицу склонения, но это громоздко, не поместится на странице.

Средний род
И. полотенце (к а к о е?) желтое, синее
Р. полотенца (какого?) желтого, синего
д. полотенцу (какому?) желтому, синему
В. полотенце (к а к о е?) желтое, синее
Т. полотенцем (каким?) желтьч», синим
п. о полотенце (о к а к о м?) желтом, синем

В результате практической работы и наблюдений дети делают выводы:

не только формы рода и числа, но и все падежные формы при­лагательных зависят от имен существительных, к которым отно­сятся, с которыми согласуются;

можно задать вопрос от существительного к прилагательному, и окончание этого вопроса, всегда ударяемое, будет совпадать с окончанием прилагательного в том же падеже. Возможно, что сам вопрос - тоже имя прилагательное. Впоследствии, когда будут изучаться местоимения (вопросительные), дети поймут их роль и название. Такие «открытия» очень важны для методики: в них и перспективность, и опережение, и поисковые методики.

Продолжаем выводы - их делают учащиеся на уровне своих возможностей:

при склонении имена прилагательные имеют свои падежные вопросы, отличающиеся от вопросов имен существительных;

падежные вопросы имен прилагательных в основном различны по родам, но многие совпадают, особенно в среднем роде: он сов­падает с мужским, кроме именительного и винительного падежей;

падежные окончания прилагательных различаются в зависимо­сти от твердости/мягкости основы слова: о/е, ы/и, а/я, у/ю;

окончания могут быть ударяемыми и безударными. Правопи­сание безударных окончаний проверяется ударными, в том числе и окончаниями вопроса того же падежа и рода.

Дальнейшие исследования учащихся: до сих пор мы изучали только единственное число в падежных формах. Нам предстоит изучить склонение во множественном числе. Как построить и про­вести такое исследование?

Углубление понятий: склонение как изменение имен по паде­жам мы применили к новой части речи - к прилагательному, при этом обнаружили несколько новых особенностей склонения (они названы выше). Значения падежей у прилагательных те же, что и у имен существительных, но они обогащены признаками, свойства­ми. Пополнился также термин падежные вопросы, а также термин п ад еж н ы е окончания.

Упражнений (кратко): языковой анализ с акцентом на именах прилагательных; языковой синтез - составление словосочетаний с именами прилагательными в различных вариантах; полное склонение таких сочетаний устно и письменно; составление предложений и текстов различных типов и мето-конструирования, и по коммуникативной методике; выбор прилагательных и обоснование выбора; варианты перестройки предложений, их расширение, редактирование;

составление тематических групп имен прилагательных и словариков;

составление терминологического словарика по изученным 1м курса и пр.

Исследовательские задания:

опираясь на темы раздела «Имя прилагательное», построить таблицу склонения во множественном числе, сделать выводы (формы падежей подскажет языковая интуиция);

исследовать окончания падежей во множественном числе, их написание;

построить задания для предполагаемых учащихся (ролевой момент);

представить себе, что вы, ученики, на самом деле - учителя, а может быть, даже авторы учебника...

Углубленное исследовательское задание: в книгах вы встречаете прилагательные, разобрать которые пока не умеете. Ведь мы изучали далеко не все и про существительные, и про прилагательные (имеются в виду и краткие прилагательные, и степени сравнения и пр.). Попы­тайтесь определить их значения, формы, их роль в выражении мысли.

Виды обобщения по темам «Имя существительное» и «Имя прилагательное»:

составление таблиц, схем, моделей, например, склонения, где ис­пользуются полные слова; используются только окончания и пр. Пример: общая модель изменения имен прилагательных, связь с име­нами существительными, формы рода, числа, падежные формы и пр.:

 

Имя прилагательное .Имя существительное

 

Формы рода Формы числа Падежные формы

муж. р. ср. р. жен. р. мн. ч.

 

В предложении - второстепенный член.

устное сообщение обобщающего типа на темы «Совпа­дающие падежные формы имен прилагательных»; «Падежные окончания, которые в безударном варианте трудно различимы на слух»; «Выразительная, изобразительная роль прилагатель­ных (в тексте)»; «Группы прилагательных по значению»;

составление алгоритмов: порядок грамматического анализа имени прилагательного, алгоритм проверки написания безудар­ного падежного окончания прилагательного и пр.

Опорная схема: трудные, легко смешиваемые падежные окон­чания:

Твор. и предл. пад. Вин. и твор. пад.

муж. и ср. р.: жен. р.:

-ым, -ом/-им, -ем -ой, -ою/-ей, -ею

 

 

Словообразование имен существительных и прилагательных

В данном случае элементы словообразования способствуют разграничению частей речи на основе сопоставления однокорне­вых слов. Детям даются слова, которые должны быть расположе­ны в столбиках:

 

Имена существительные

красота высота терпение даль

 

Имена прилагательные

красивый высокий терпеливый далекий и т.п.

 

 

Задача учащихся - объяснить разницу, признаки - лексические и грамматические, помогающие разграничить эти слова по частям речи.

Придет время, и они будут разграничивать еще и глаголы: жизнь - живой - живет.

Различая части речи, дети используют:

а) признаки конкретного лексического значения;

б) признаки обобщенного значения: для существительных -
предметность, для прилагательного - признак, свойство;

в) грамматические значения как признаки частей речи;

г) формально-грамматические признаки, в первую очередь -
окончания.

В данных примерах первый признак не столько разграничивает части речи, сколько их сближает; но второй, третий и четвертый -разграничивают. Второй аспект словообразовательной работы свя­зан с разделом лингвистики: перед учащимися раскрываются меха­низмы морфемного способа образования новых слов, сначала без выделения аффиксов: снег - снеговик - снеговой - снегопад, а затем и модельное, более строгое рассмотрение словообразова­тельных цепочек: дом - домик; сад - садовый; чудо - чудесный; прелесть - прелестный; полет - летный; учение - учебный и т.п.

При таком подходе выделяются суффиксы (чаще) и приставки (реже).

Можно сказать, что словообразование стучится в современ­ную школу и его можно связывать как с разделом «Состав сло­ва» («Морфемика»), так и с частями речи. Этот материал соот­ветствует современным тенденциям развивающего обучения.

Понятий «производящая основа» и «способы словообразова­ния» можно пока не вводить, но понятие «словообразование» по­степенно наполняется содержанием. Практическая направлен­ность словообразования требует образцов, а на продвинутых эта­пах обучения - моделей:

образцы: сталь - стальной, медь - ?, железо - ? и т. п. ;

модели: имя существительное без суффикса + суффикс прилага­тельного: рис - рис-ов-ый; лун-а - лун-н-ый; пись-мо - пись-мен-н-ый;

образование существительных от основы прилагательного: чист-ый - чист-от-а; далъ-н-ий - даль; зелен-ый - зелень;

словообразовательная цепочка: вод-а - вод-н-ый - вод-ник; сад -сад-ов-ый - сад-ов-ник;

игра-соревнование: образовать ряды родственных слов, объяс­нить их значения (чей ряд полнее, кто лучше объяснит).

Нетрудно заметить, что описанная работа учащихся опирается на практическое знание языка, на чутье языка, сформировавшееся еще до школы на основе аудирования и говорения. Ребенок на уровне внутренних обобщений усваивает модели словообразова­ния, как и формы склонения.

Исследовательские задания:

попытаться объяснить происхождение географических назва­ний: Новгород, деревня Камышит, станция Лесная, река Шуя, ули­ца Тверская;

каково образование фамилий: Кузнецов, Поляков, Смоленский, Воронов, Медведев, Соловьев, Павлов, Павленко, Павлюк, Мюллер, Фишер, Шмидт, Богачев, Хитрое, Казаков.

 

Глава 9. ГЛАГОЛ

Лексическое и грамматическое значение глаголов

К началу изучения темы «Глагол» школьники уже имеют опыт работы со словами, обозначающими действие. Не исключено, что знакомы они и с понятием «состояние предметов». Они в основ­ном правильно пользуются глаголами в речи, как и другими час­тями речи. Умеют объяснить лексическое значение многих глаго­лов, объединить их в тематические группы: глаголы движения, речи, зрения, домашнего бытового труда и пр.

В языковом анализе текста, предложения к глаголу, как прави­ло, ставится вопрос от имени существительного: что делает предмет? - это глагол-действие; что происходит с предметом? - глагол-состояние.

Вопросы варьируются по временам: что делает? что де­лал? что будет делать?; по лицам: что делаю? что де­лаешь?; по родам: что делала?; по наклонениям: что сде­лал бы? (последнее - при углубленном изучении). Значит, во­прос, задаваемый к глаголу, раскрывает не только его лексиче­ское, но и грамматическое значение.

Именно вопрос, умение (интуитивное) поставить его служат связующим звеном между неосознанным, не выраженным в пра­вилах усвоением языковых значений, связей, моделей и их осоз­нанным усвоением.

Пользуясь методикой грамматических вопросов, школьники знакомятся со свойствами глаголов: сначала с теми категориями, которые им знакомы из предыдущих тем (род, число), и с теми, которые свойственны только глаголу (время, лицо, способность иметь неопределенную форму). А при углубленном изучении школьники знакомятся с видами, залогами, наклонениями, при­частиями. Грамматические характеристики глагола сложны в сравнении с другими частями речи.

Грамматические свойства глагола

(Таблица, которую учитель составляет для себя)

 

Форма, ее функция и признаки Перспектива изучения
1. Инфинитив. Начальная форма. Не- изменяемость 2. Время: наст., прош., буд. Выражение отношения момента речи и момента действия Будущее сложное. Сказуемое Построение текста, видовременных отношений в тексте
Также лицо, род, вид и другие категории

Такая или подобная таблица организует: формирование понятий;

усвоение значений и функций глагольных форм; упражнения в их образовании и употреблении в речи - в пред­ложении и в тексте, в передаче в таблице намечены пропедевтические цели и перспективы дальнейшего изучения глагола и других тем.

tti Таблица может быть дополнена перспективами правописания глаголов (см. раздел, посвященный орфографии).

Современная методика углубленного изучения языка охваты­вает и такие возможности глагольной системы, как совершенный и несовершенный вид, переходные и непереходные глаголы, на­клонение повелительное и сослагательное, залог (в частности, возвратные глаголы), причастия и деепричастия, употребление их в речи, правописание и пр.

Учитель избирает дедуктивный или индуктивный путь озна­комления со свойствами глагола.

Дедуктивный путь: язык (как наиболее широкая систе­ма)—» слова —> части речи —> уже изученные части речи —> глагол (на основе пропедевтических сведений о глаголах). Затем - при­знаки, свойства глагола, его значения, формы и пр. Это -«восхождение от абстрактного к конкретному» (В.В.Давыдов); путь от модели к конкретному употреблению глагола в тексте, к его возможностям в выражении мысли.

Индуктивный путь: берется образцовый текст, доступ­ный и интересный (напомним: Ушинский взял «Сказку о рыбаке и рыбке» A.C. Пушкина), дети читают, находят в тексте подлежащее и сказуемое (имена существительные и относящиеся к ним слова-действия, т.е. глаголы), ставят к ним вопросы в соответствии с их функцией в предложении (на основе языкового чутья).

Объясняют:

а) их лексические значения;

б) их грамматические значения: на первых этапах еще не гово-
рят: «Глагол стоит в форме прошедшего времени», но: «Действие
уже совершилось, оно уже прошло».

Или: Кличет старик золотую рыбку. - «Укажите окончание». -«Окончание -ет». - «Какое слово подходит здесь: я, ты или он?» Дети подводятся к понятию глагольного лица. И т.д.

Так дети проходят путь анализа образцов речи и «открытий».


Тема «Время глагола». Прошедшее время

Казалось бы, логично было бы начать с настоящего времени: ведь оно обозначает совпадение времени действия с моментом речи. Но прошедшее время намного легче настоящего:

а) в прошедшем времени нет форм лица, зато есть знакомая детям форма рода (точнее: значение лица в прошедшем времени выражается не с помощью окончаний, а аналитически, всем стро­ем предложения);

б) настоящее время имеют не все глаголы; только глаголы несовершенного вида;

в) наконец, правописание прошедшего времени не содержит трудностей, дает незначительное количество ошибок, настоящее же время весьма сложно с этой точки зрения.

Приступая к теме «Прошедшее время», школьники уже прошли первоначальное знакомство со значениями времен, они познако­мились с ними в процессе анализа глаголов в тексте. Внешним признаком прошедшего времени для них служит суффикс -л-(немногочисленные глаголы типа нес, пек, рос, увлек детям встре­тятся позже). Школьники без затруднений образуют форму мно­жественного числа - бежал - бежали и родовые формы в единст­венном числе - бежала, бежало. Личных форм глагола можно не касаться при изучении этой темы, но если вопрос возникнет, то следует продемонстрировать совпадение этих форм: я, ты, он, бежал; мы, вы, они бежали.

Как обычно, на этапе обобщения может быть составлена таб­лица глагольных форм прошедшего времени и таблица (модель) окончаний глагола по родам и числам в прошедшем времени. Таблицы анализируются: фиксируются окончания или их отсутст­вие. Составляются предложения, рассматриваются глаголы в них. Обращается внимание на формообразующий суффикс -л- в про­шедшем времени глагола.

Исследуются глаголы, употребленные писателями, а также ха­рактер текста, построенного на этих формах глагола. Вывод: по­вествование, рассказ о событиях, которые уже прошли, как пра­вило, строятся с употреблением прошедшего времени глаголов. Учащиеся сами создают такой текст и убеждаются в правомерно­сти этого вывода.

В работе учащихся используются следующие понятия: «прошедшее время глагола», «родовые окончания», «окончание множественного числа прошедшего времени». Они пополняют терминологический словарик.

Тема «Настоящее время глагола»

Переход от прошедшего времени к настоящему опирается на текст. Можно взять готовый текст с глаголами в настоящем вре­мени, но возможен и эксперимент: текст, составленный с глагола­ми прошедшего времени, необходимо перестроить, заменив время глаголов на настоящее: Мы ходили в лес за орехами - Мы идем в лес за орехами.

Школьники достаточно часто встречали глаголы в форме на­стоящего времени в процессе чтения. Теперь им нужно идти к теоретическому знанию. С помощью учителя, опираясь на текст, и устанавливают, что многие глаголы выражают одновремен­ен действия и момента речи: я слушаю, они разговаривают. Для изминения берутся примеры с глаголами прошедшего (дети уже ют эту форму) и будущего времени, формы которого предугадывают.

Категория лица не вызывает затруднений (однако не следует забывать, что местоимения еще не изучены). Дети безошибочно пользуют их: я, ты, он (она, оно), мы, вы, они. Для удобства спряжения их следует распределить в две колонки:

1-е лицо я мы

2-е лицо ты вы

3-е лицо он, она, оно они

Первые попытки спряжения делаются устно, затем дети пишут; примеры подбирает учитель так, чтобы были представлены разные варианты.

Составляется таблица спряжения глаголов в настоящем времени:

Единственное число Множественное число

я читаю, гляжу ты читаешь, глядишь он (она, оно) читает, глядит

мы читаем, глядим вы читаете, глядите они читают, глядят
Окончания выделяются, повторяются, запоминаются подряд и разбивку.

Составляются предложения с изучаемыми формами. От синтеза (образования формы) переходят к анализу: спрягаются глаголы с ударяемыми, и с безударными окончаниями. Необходимо так­же в предложениях обратить внимание на согласование глагола с именем существительным в лице: третье лицо - самое употреби­тельное в повествовании, в монологе преобладает первое лицо, в диалоге первое и второе чередуются. Рассказ говорящего о себе чередуется с обращением к собеседнику.

В настоящем времени глаголов встречаются два варианта лич­ных окончаний: -ешь Лишь, -ет/-ит, -ем/-им, -етеАите, -ут(-ют)/-ат (-ят).

Для разграничения двух вариантов окончаний - ударяемого и безударного - вводится понятие I и II спряжений. В школе приме­няется очень сложное правило проверки безударных личных окончаний настоящего (и будущего простого) времени; к ударяе­мым окончаниям оно неприменимо (дети должны знать это!). Это правило помещено в учебнике IV класса. Его алгоритм имеет не менее 7 шагов, т.е. больше, чем может охватить оперативная па­мять 10-летнего ребенка, поэтому алгоритм рекомендуется разде­лить на три этапа (так сделано в учебнике «Русский язык» Т.Г.Рамзаевой). Это самое трудное правило обычно в IV классе не успевают закрепить должным образом.

В рамках темы «Настоящее время глагола» вводятся и фор­мируются понятия: «настоящее время глагола», «лицо», «личная форма», «личные окончания», «личные окончания 1-го лица един­ственного числа» и т.д. Углубляется понятие «время глагола».

Виды упражнений:

анализ глаголов в тексте и в предложении; объяснение значений личных форм;

разграничение лексических значений глагола и грамматиче­ских значений его форм;

постановка вопросов к глаголам с учетом времени, лица, чис­ла;

выяснение роли глаголов в предложении;

разграничение глаголов I и П спряжений, а также места ударе­ния в них;

упражнение в быстром образовании форм настоящего времени вне предложения и вне таблицы спряжения;

разграничение совпадающих форм настоящего и будущего простого времени (он бежит - он прибежит), что в сущности яв­ляется подходом к разграничению совершенного и несовершенно­го вида глагола.

Формы обобщения материала:

составление перечня изученных частей речи (в виде схемы) с устным комментарием:

 

Имя существительное Имя прилагательное Глагол
род, число, падеж род, число, падеж время, число, ли­цо, род

составление таблицы спряжения в настоящем времени, затем таблицы личных окончаний I и II спряжений;

составление алгоритма распознавания глагольных форм для анализа глаголов в предложении, а также алгоритма проверки безударных личных окончаний I и II спряжений;

последовательность (предписание, алгоритм) анализа глаго­лов:

1.Часть речи - глагол.

2.Начальная, неопределенная форма. (Пока не изучена.)

3.Роль в предложении. (Синтаксическая роль.)

4. Время.

5.Лицо (кроме глаголов прошедшего времени) и число.

6.Род - для глаголов прошедшего времени и сослагательного :лонения.

7. I или П спряжение (кроме глаголов прошедшего времени и сослагательного наклонения), окончание - ударяемое или безударное.

8. Орфограммы в разбираемом глаголе;
пополнение словарика терминов в связи с новой темой.
Исследовательские задания:

выписать из орфографического или толкового словарика 20 голов;

попытаться каждый из них проспрягать в настоящем времени; если получится настоящее время (по его значению), записать в левый столбик;

если не получится (т.е. если получится значение будущего вре­мени) - то в правый столбик;

сравнить значения тех и других глаголов, поставить к ним во­просы; к левому столбику должны подойти вопросы что де­лать? что д е л а ет?, а к правому - ч то сделать? что сде­лает? Это подготовка к понятию вида глаголов.

Теперь может быть построено логическое определение глагола:


Глагол часть речи

обозначает действие или состояние предметов

 

 

отвечает на вопросы ч т о делать? что сделать?

 

изменяется по временам, лицам

 

 

В дальнейшем изучении можно включить в определение и дру­гие признаки глаголов: наклонение, вид, залог и пр.

Тема «Инфинитив». Неопределенная форма глагола

Трудность этой темы в том, что форма такого типа школьни­кам встречается впервые, к тому же ее значение трудно соотно­сится с другими - времени, лица, числа. Эти формы тесно связаны с ситуациями, с пространством речи. Инфинитив также не вполне благополучен с точки зрения орфографии.

Выясняем функции инфинитива. Первая функция - называния, казалось бы, ясна. Но эту функцию выполняет существительное. В чем же разница: бег и бегать, игра и играть, чтение и читать. На помощь приходят вопросы: что? - чтение; что делать? - чи­тать.

Вторая, грамматическая, функция - инфинитив участвует в об­разовании будущего сложного времени: Коля будет купаться. В тексте школьники отметят также сказуемое, выраженное сочета­ниями глаголов в личной форме и в инфинитиве: Белочка начала грызть шишку. Все это выясняется в ходе языкового анализа - се­мантического, грамматического.

Школьники учатся также узнавать инфинитив по его морфоло­гическому составу:

 

Приставка Корень Суффикс Суффикс неопре-
(бывает не всегда)     деленной формы
вы брос и тъ
при нес   ти

Используемые понятия: «неопределенная форма», а также воз­можно «суффикс неопределенной формы»; возможен термин ос­нова неопределенной формы (от нее образуется про­шедшее время - гласная перед -л проверяется по основе неопреде­ленной формы).

Упражнения по теме:

обнаруживание инфинитива в тексте, анализ его значения; анализ морфемного состава;

соотнесение форм прошедшего или настоящего времени с ин­финитивом (это очень важно!). Школьники часто ошибаются: на­стоящее время - ты бежишь, инфинитив - бежать, ты бегаешь -бегать;

включение глаголов в неопределенной форме в текст в различ­ных ролях;

составление перечня сочетаний (с опорой на тексты), в которые входит инфинитив типа: иди гулять, хочу спать, научусь играть на фортепиано, весело танцевать, начали строить (дом) и т. п.;

составление тематических глагольных словариков;

составление перечня начальных форм изученных частей речи:

имя существительное - именительный падеж единственного числа; имя прилагательное - именительный падеж единственного числа мужского рода; глагол - неопределенная форма.

 

Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)»

 

Впервые дети встречаются с двумя вариантами одной и той же грамматической формы: это разнообразие связано с видами глагола, к понятию о них школьники пока только приближаются че­рез практические действия (понятие вида до сих пор признается слишком трудным для начальной школы). Одно из таких практи­ческих действий связано с темой «Будущее время глагола»: умение безошибочно спрягать глаголы и употреблять их уже давно сформировалось у детей на уровне языкового чутья. Они свободно используют в собственной речи все значения, которые передаются в русском языке видовременной системой форм глагола, но выра­зить все это теоретически им трудно.

К будущему времени следует идти от симметрии времен: в центре - настоящий момент, до него - прошедший; зная это, нетрудно определить место будущего времени.

Симметрия времен глагола

Прошедшее Настоящее Будущее
Стропил     строю буду строить

 

Как обычно, с новой глагольной формой дети знакомятся в тексте: читая, они находят разные временные формы глагола, выписывают новые формы.

В мыслящем классе, где есть исследователи, полезно начать сразу с обоих вариантов: выписать и простое, и сложное буду­щее. Эти формы можно определить как синтетическую и анали­тическую. Анализируя формы будущего времени, уместно обра­тить внимание на законченность/незаконченность действий, обозначенных глаголами в форме простого или сложного буду­щего.


Читайте також:

  1. IV. Работа над связной речью в период обучения грамоте.
  2. Апаратура і методика проведення густинного гамма-гамма-каротажу
  3. Апаратура і методика проведення густинного гамма-гамма-каротажу
  4. Апаратура та методика проведення газометрії свердловин в процесі буріння
  5. Види вправ з лексики й методика їх проведення
  6. Види та жанри образотворчого мистецтва, методика ознайомлення з ними у початковій школі.
  7. Всі люди є рівними перед Богом. 1 сторінка
  8. Всі люди є рівними перед Богом. 2 сторінка
  9. Всі люди є рівними перед Богом. 3 сторінка
  10. Всі люди є рівними перед Богом. 4 сторінка
  11. Всі люди є рівними перед Богом. 5 сторінка
  12. Всі люди є рівними перед Богом. 6 сторінка




Переглядів: 1661

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Методика обучения грамматике и правописанию 4 сторінка | Методика обучения грамматике и правописанию 6 сторінка

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.034 сек.