Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Методика обучения грамматике и правописанию 6 сторінка

Вслед за анализом идет синтез: составляется таблица (или две рядом):

 

Будущее время  
Простое Сложное  
Единственное число  
  1-е л. посмотрю, понаблюдаю 2-е л. посмотришь, понаблюда­ешь 3-е л. посмотрит, понаблюдает буду смотреть, буду наблю­дать будешь смотреть, будешь наблюдать будет смотреть, будет наблюдать  
Множественное число
1-е л. посмотрим, понаблюдаем 2-е л. посмотрите, понаблюдае­те 3-е л. посмотрят, понаблюдают будем смотреть, будем на­блюдать будете смотреть, будете на­блюдать будут смотреть, будут на­блюдать

В процессе эвристической беседы школьники делают следую­щие выводы:

глагол имеет два варианта будущего времени: простое и слож­ное;

сложная форма будущего времени образуется о помощью спрягаемого глагола быть: буду, будешь, будет, будем, будете, будут - и неопределенной формы заданного глагола; сам спря­гаемый глагол не изменяется;

простая форма будущего времени полностью совпадает с фор­мами спряжения глаголов в настоящем времени; оказывается, что эти глаголы не имеют настоящего времени вовсе: их форма, по­добная настоящему времени, имеет значение будущего;

глаголы, которые имеют простое будущее время, содержат приставку (позже школьники заметят, что не всегда);

глаголы, которые имеют сложное будущее время, спрягаются и в настоящем времени.

В гуманитарных классах уместно будет сравнить систему вре­мен русского глагола с английским или французским.

Используемые новые понятия: «будущее время», «будущее простое и сложное», «вспомогательный глагол». Продолжается обогащение словарика терминов.

Виды упражнений:

анализ глаголов, имен существительных и прилагательных в тексте;

выяснение роли глаголов в предложении; вопросы к глаголу и от глагола;

спряжение глаголов в разных временах с личными местоиме­ниями и с существительными;

составление словосочетаний типа управления: купил книгу, вер­нешься из леса и т. п.;

выделение личных окончаний глаголов I и П спряжений, про­верка безударных окончаний;

проверка гласного перед -л в прошедшем времени глагола;

перестройка предложений с изменением времени глагола;

образование инфинитива от формы будущего времени, от форм других времен.

Виды обобщения:

построение таблиц спряжения обобщенного типа; построение обобщенных таблиц спряжения во всех трех време­нах;

выделение личных окончаний по временам, «опасных» в орфо­графическом отношении;

работа с алгоритмом правила проверки безударных окончаний глаголов I и II спряжений в настоящем и в будущем простом вре­мени.

Исследовательское задание - провести наблюдения системы словообразования глаголов:

образование антонимических пар типа вошел - вышел, прибе­жал - убежал;

образование приставочных глаголов с заданным корнем, на­пример: дать - отдать, выдать, передать, задать и т.п; составление моделей полученных словарных связей; объяснение значений каждого образованного глагола; составление с ним предложения;

исследование семантики и возможностей формообразования следующих пар глаголов: купить - покупать, нести - унести, опустить - опускать.

Знакомство с наклонениями и залогами глаголов

Понятия наклонения и залога (как и вида) в начальных клас­сах, как правило, остаются лишь на ознакомительном уровне. К.Д.Ушинский давал и эти понятия, и вид. При современном плюрализме программ и учебников учителям необходимо ориен­тироваться и в этих категориях (методически).

Понятие об изъявительном наклонении (если такая тема изуча­ется) дается после изучения сослагательного (доступнее - услов­ного) и повелительного в сравнении с ними, глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени выражают отношение говорящего к действию как реально происходящему, или происходившему ранее, или к тому, что произойдет в будущем.

Наиболее доступно детям повелительное наклонение, часто употребляемое ими в ситуативной речи, в игре. В соответствии с принятым нами функциональным подходом могут быть исполь­зованы два варианта методики:

а) наблюдение глаголов в форме повелительного наклонения в тексте, сопоставление с другими глагольными формами и вывод как итог;

б) постановка коммуникативной задачи по ситуации: нужно
выразить просьбу или приказ (лингвистический эксперимент).

Оба варианта обеспечивают осознанное усвоение темы и под­водят к выводу, к определению: повелительное наклонение выра­жает просьбу, повеление, приказ; обозначает не действие, а побу­ждение к действию. После этого ставится исследовательская зада­ча: какие лица могут быть в этом наклонении? Почему? Отказы­вая повелительному наклонению в наличии форм 1-го лица, дети (или учитель) могут процитировать слова известной песни: «...Пусть всегда буду Я!» - как особый и редкий случай. Третье лицо образуется аналитически: «Пусть несут в колоду пчелы больше меду!» (С.Маршак).

Условное наклонение детям понять труднее: в нем действие может стать реальностью лишь при каком-то условии. С этой формой наклонения можно познакомить через сравнение с про­шедшим временем:

Я пошел купаться. Я пошел бы купаться, если бы умел

плавать.

Затем следует анализ текста, в котором формы сослагательно­го наклонения употреблены в разных числах и родах. После ана­лиза - исследование: как образуется сослагательное наклонение? Затем - подбор примеров употребления форм условного наклоне­ния в собственных предложениях, в своем тексте. Наконец, вывод: значение этого наклонения.

Дальнейшая работа над повелительным и условным наклоне­нием идет по ступеням:

построение таблиц спряжения в каждом из этих наклонений;

исследование этих таблиц, выделение формальных признаков, т.е. окончаний;

употребление новых форм в собственных предложениях и диа­логах;

поиск возможных орфографических трудностей и при обнару­жении таковых составление правила их проверки.

Теперь может быть составлена модель наклонений, времен:

Глагол


Неопределенная форма

 

Наклонения

Изъявительное Условное Повелительное

Работая по этой схеме, необходимо:

указать, на каком этапе действует система лиц (личных форм); выяснить, когда образуются родовые формы глагола; объяснить значение каждой из возможных форм по этой схеме, ДО пример 2-е лицо множественного числа будущего времени;

привести примеры глаголов и перечислить, какие формы мож­но образовать от этого глагола (устно, а затем и письменно);

с каждой из образованных форм составить предложение, ибо только в употреблении можно проверить их правильное понима­ние;

показать интонирование предложений с формами повелитель­ного, условного наклонения, отдельными примерами из изъяви­тельного наклонения;

сделать сообщение по теме «Правописание форм условного и Повелительного наклонения (сядь - сядьте, прочитал бы)» так, чтобы получилось связное высказывание.

Общее понятие о глагольной категории, выражающей отноше­ние действия к действительности, вызывает у детей затруднение, поэтому работу следует конкретизировать, приближая ее к ситуа­циям жизни, в которых эти формы употребляются и выполняют "вою функцию в общении. Такие ситуации, как правило, не за-удняют учащихся.

Не менее трудна и категория залога, выражающая отношения ежду субъектом и объектом действия. Даже в средней школе залог водится на примере глаголов с постфиксом (частицей) -ся (-сь). Запомним, что понятие «залог» вводил вслед за К.Д.Ушинским в двоих программах Л.В.Занков еще в 60-годах XX в. Возвратный средневозвратный) понятнее других залогов: обуваться - обувать себя, умываться, остановиться и пр. Понятно детям и взаимное значение - обниматься, здороваться и обозначение свойства предмета - крапива жжется, собака кусается.

Действительный и страдательный залоги связаны с понятием переходности глаголов, а также с причастиями. В современной начальной школе эти понятия даются в системе углубленного изучения языка. У школьников формируется весьма ложная, переплетенная система глагольных форм и значений. Практические работы учащихся на этом этапе: анализ глаголов в тексте, например: Садовник посадил флоксы действительный залог; Цветы посажены садовником - страдатель­ный;

спряжение глаголов средневозвратного залога, уточнение в их личных формах окончаний и места частицы -ся, включение форм их спряжения в предложения;

работа над умением различать формы инфинитива или 3-го лица: умываться - умывается и т. п.;

постановка вопросов к глаголам, к их смешиваемым формам.

Новые понятия, новые формы и их значения включаются в ра­нее составленную модель глагольных форм, словоизменения гла­голов.

 

Словообразование глаголов

Эта работа практически была начата до введения темы «Словообразование», теперь она расширяется. Глаголы образу­ются от глаголов префиксальным способом (нес-ти - унести, при­нести). Заметим, что многие глаголы изначально имеют простую, непроизводную основу: чит-а-ть, прочитать. Однако многие гла­голы образуются от других частей речи: красный - по-красн-е-ть.

Следует обратить внимание школьников на роль глагольного суффикса, научить их выделять суффиксы глагола -а-, -и-, -е-, -у-: чит-а-ть. Обратить внимание на значения некоторых суффиксов, например: толкать - толкнуть: суффикс -ну- имеет значение одно­кратности действия; подбросить - подбрасывать: суффикс -ыва-имеет значение многократности. Значения приставок: "войти -выйти («внутрь» - «наружу»), приехать - Делать («удаление» -«приближение»), продвинуть - отодвинуть и пр. В словообразо­вательной работе должны иметь место семантическая и формаль­ная стороны.

Не следует забывать также образование глаголов с частицей -ся: мыть - мыться, жечь - жечься, кусать - кусаться, спать - спать­ся (Не спится что-то) и т.п., а также целые словообразователь­ные цепи: кос-а, кос-и-ть, скос-и-тъ, обкосить (кругом), выкосить и т.п.; пахать, вспахать, перепахать, перепахивать.

Особо о приставке не-: ее необходимо отличать от отрицатель­ной частицы не, которая пишется как отдельное слово, т.е. раз­дельно. Не следует давать правило в догматической форме: «Не с глаголом пиши раздельно, т.е. в два слова». На самом деле здесь нужно видеть семантическую основу.

Отрицание не меняет смысл высказывания на противополож­ный: Я купался - Я не купался; Иван Иванович не любил читать книги - Иван Иванович любил читать книги. Это антонимия на уровне синтаксиса.

Но есть еще приставка не-. Разграничение частицы и приставки не с различными частями речи - одна из самых непростых тем в курсе русского языка. В начальных классах дается лишь один его случай: «Не с глаголом слитно пишется лишь в том случае, когда глагол без не не употребляется: ненавидеть» и т.п. Слова «навидеть» нет в русском языке, и в слове ненавидеть ошибка ма­ловероятна. Но слово негодовать у детей вызывает затруднения: они допускают существование слова «годовать». Поэтому глаго­лы ненавидеть и негодовать следует рекомендовать для заучива­ния, как и невзвидеть, невзлюбить, недоставать, недосмотреть, недосыпать, нездоровиться, недоумевать. Обобщение по теме «Глагол» строится так:

а) анализ глаголов в тексте с учетом всего изученного в обычной школе или по углубленным программам, лексико-семантическая, морфемная, категориальная и формальная, структурно-
синтаксическая характеристика;

б) синтез глагольных форм, словообразование, построение предложений и текста с акцентом на глаголах;

в) прикладное использование грамматического материала по теме; правила правописания и соответствующие орфографические действия учащихся; элементы культуры речи - в точном, стилистически адекватном использовании глаголов и их категорий, их
форм;

г) моделирование: составление обобщающих таблиц и схем, отражающих как категориальную систему глагола, так и систему словообразования и формообразования, спряжения;

д) терминологический словарь, включение в него темы «Глагол»;

е) включение глагола в системы более высокого ранга – частей речи, всей лексики, знаковой системы - языка. И, разумеется, главного - речи, языковой прагматики.

В конце изучения такой крупной темы обычно дается прове­рочная работа в виде диктанта (орфографическая цель), сочине­ния или изложения (речевая, коммуникативная цель), письменных аналитико-синтетических упражнений, построения моделей (конструктивная цель).

 

Глава 10. РАЗНЫЕ ТЕМЫ КУРСА МОРФОЛОГИИ

Знакомство с местоимением

Три рассмотренные выше части речи представляют собой крупные темы, дающие основательные представления и о самих частях речи, и о языковом курсе в целом, о семантике, граммати­ческих признаках, синтаксических функциях, о роли каждой части в речевой деятельности человека.

В данной главе рассмотрены те части речи, которые изучаются в ознакомительном плане: местоимения, наречия, имена числи­тельные (знаменательные, подобно существительным, глаголам) и предлоги, союзы, частицы (служебные).

Под названием местоимений объединены мало похожие между собой разряды слов, объединенные отсутствием собственного значения: они употребляются вместо имен. По степени знакомст­ва с ними эти разряды могут быть разделены на три группы:

 

Изучаются бо­лее или менее подробно Встречаются в практи­ческом использовании Не вводятся в систему изучения
личные вопросительно-относитель­ные, возвратное, притяжа­тельные, указательные неопределенные и др.

Личные местоимения изучаются в лексико-семантическом пла­не, а также функционально, т.е. как заменители существительных в предложениях и в тексте, что служит средством устранения по­второв. Другая их функция - служить опорой при образовании личных форм глаголов. В начальных классах изучается склонение личных местоимений, трудное тем, что содержит супплетивные формы падежей: я, меня, мне...; она, ее, ей... Вторая трудность - это звук и буква н в косвенных падежах перед гласными и после пред­логов: род. п.: к о г о? - его, но побывал у него.

Трудность и в соотнесении форм косвенных падежей с имени­тельным: ты - тебя, здесь ошибка маловероятна, но она - ее, ей, с ней - ошибки нередки. В соответствии с этими трудностями под­бираются упражнения: устное и письменное склонение, употреб­ление косвенных падежей в предложениях, особенно с предлога­ми; редактирование текста, устранение неоправданных повторов путем замены повторяющихся слов местоимениями.

Изучение личных местоимений облегчается их участием в спря­жении глаголов; следует обратить особенное внимание на роль личных местоимений в передаче значений лица в прошедшем вре­мени глаголов, так как в других временах эти значения передаются с помощью окончаний, а в прошедшем времени - аналитически, поэтому роль местоимений возрастает: ты писал, они писали и пр.

Ко второй группе относятся в первую очередь вопросительно-относительные местоимения в их вопросительной функции:

вопросы, выявляющие связи между словами в предложении;

падежные вопросы кто? что? и их косвенные падежные фор­мы при склонении имен существительных и личных местоимений;

вопросы какой? какая? какое? и пр. в склонении имен прилагательных.

относительном значении эти же местоимения употребляются ли союзных слов: Саша не расслышал, что сказал Толя. Указательные местоимения употребляются в приеме определяя рода имен существительных (путь - тот, степь - та) на основе языковой интуиции. В такой же роли употребляются притяжительные местоимения: конь -мой, дверь -моя.

Возвратное местоимение себя используется при изучении пост­фикса -ся (-сь) в теме «Залоги» при анализе образования возврат­ных глаголов (и страдательного залога).

Усваиваются понятия «местоимение», «личные местоимения», просительные», «возвратное» и пр. Практические упражнения: грамматический анализ местоимений в тексте; включение их в собственные предложения; образование их форм; использование в редактировании компонентов текста и пр. Обобщение по теме:

включение местоимений в модель, отражающую систему часть речи;

составление таблиц склонения личных местоимений; составление ступеней местоименных замен при устранении по­ров;

пополнение словаря грамматических терминов; определение роли (функции) местоимений в сравнении с другими частями речи.

Знакомство с именами числительными

Эта часть речи неоднократно вводилась в программы и учебники уского языка. Объясняется это введение главным образом прак­тической необходимостью: на уроках математики числительные употребляются с нарушениями требований культуры речи. Проще говоря, дети не умеют склонять числительные: слишком трудны для них некоторые формы косвенных падежей: творительный падеж: семьюдесятью, тремястами. Орфография - еще труднее. Давно уже высказывается мнение об упрощении в употреблении трудных форм числительных, так как их неправильное употребление все более прочно закрепляется в разговорной речи даже образованных людей. Тем не менее включение числительных в круг изучения в школе вно­сит элементарную организованность в речевом их использовании. Что же должно быть усвоено в начальных классах? Вот круг тем: общее понятие об именах числительных;

их деление по функциям на количественные (обозначают опре­деленное число однородных предметов) и порядковые (порядок при счете);

сходство первых с именами существительными, вторых - с при­лагательными;

деление числительных по составу - простые, сложные и со­ставные;

склонение простых числительных (трудные случаи склонения составных и сложных числительных откладываются);

правописание простых и некоторых сложных числительных.

Дробные и собирательные числительные не изучаются, однако использование их не исключено.

Основные лексические и грамматические признаки числительных школьники могут выделить и сформулировать сами в ходе анализа предложений и текста. Они убеждаются в том, что числительные один и два могут изменяться по родам, как прилагательные, а один - даже по числам, при этом во множественном числе в форме одни су­щественно изменяется семантика. Склонение простых числительных сходно со склонением существительных, но есть и различия, послед­ние выявляются самими школьниками. Порядковые числительные склоняются, как прилагательные. Числительные один, два, три обла­дают особенностями склонения. Полезно ознакомить школьников со склонением слов сто, тысяча, сложных числительных типа пятьде­сят, пятьсот, составных двести сорок семь (хотя бы устно).

Некоторые выводы и обобщения:

большое разнообразие в значениях, в формах, в морфемном составе, в способах изменения, в правописании числительных. Тем не менее возможно построение нескольких схем-моделей:

схема числительных по значению, по функциям;

схема по составу слов и числительных типа 786;

схема-модель сходств с другими именами - существительными, прилагательными;

несколько таблиц склонения и пр.

Исследовательские задания:

проследить на текстовых примерах роль имен числительных в предложении;

подготовить сообщение на тему «Числительные в русских послови­цах и поговорках» (Один с сошкой, семеро с ложкой; Семеро по лавкам);

попытаться просклонять числительное 800, на этой основе со­ставить правило склонения числительных от двухсот до девяти­сот, а также употребления мягкого знака в них.

Следует признать, что орфография числительных сложна. Мно­гое усваивается практически, и от ошибок спасает лишь цифровое написание чисел.

Очень важно, чтобы и на уроках математики элементарно со­блюдались нормы формоизменения числительных, как и другие требования «Единого режима культуры речи в школе».

Знакомство с наречиями

До сих пор рассматривались знаменательные и изменяемые части речи: наречие - знаменательная, но неизменяемая часть речи. (Степе­ни сравнения наречий не изучаются, как и у прилагательных.) Как и в предыдущих темах, школьники исследуют:

а) лексическое значение наречий - это слова, обозначающие
время, место действия и пр.;

б) их вопросы: к о г да? где? как? по чему? и пр.;

в) роль наречий в предложении;

г) изменяются ли.

Наблюдения обобщаются, выводы выверяются по учебнику.

Целесообразно познакомить школьников с несколькими раз­рядами наречий: времени, места, образа действия (самые употре­бительные в детской речи).

Дети должны узнавать наречия в тексте, приводить свои при­меры (т.е. вводить наречия в свою речь), ставить вопросы к ним, писать без ошибок, кроме трудных случаев. В последнем случае учитель должен предупредить ошибку.

Школьники, как правило, относят к числу наречий и катего­рию состояния (Мне грустно и легко). Исправлять ответы учащих­ся в этих случаях не следует, но полезно обратить их внимание на значение и роль таких слов в предложении. Эти слова обозначают состояние природы или человека, животного (Было жарко).

Теория: понятия «наречие», «его разряды», «наречия места», «наречия времени» и особенно - «признак действия».

Упражнения: грамматический разбор наречий; введение их в текст; написание наречий типа направо, налево, вниз, вверх, вечером, утром.

Исследовательские задания: проследить способы образования наречий:

а) от имен существительных (вечер - вечером);

б)от прилагательных (близкий - близко, добрый - по-доброму и пр.);

в)от глагола (спешить - не спеша, шутить - шутя);

г) от местоимений (свой - по-своему).

Служебные части речи. Союзы. Предлоги

Союзы изучаются через их функции в связи с темами «Сложное предложение» и «Однородные члены предложения», но при этом обращается внимание и на их собственное значение. Удобнее всех для этой цели противительный союз но, его значение как бы лежит на поверхности. Дети неплохо усваивают также значение союзных слов и союзов что, где, когда, который. Вводятся и сочинительные союзы и, а, с союзами составляются предложения.

Изучение союзов удобно для применения функционального подхода: ведь функция этой части речи определена даже в самом названии.

Обобщение:

введение союза в ряд изученных частей речи;

моделирование общего перечня частей речи с разделением на знаменательные и служебные, изменяемые и неизменяемые.

Первое знакомство с предлогами происходит в процессе изучения состава слова и морфемики, в ситуации различения приставки (пишется слитно) и предлога, который признается самостоятельным словом и поэтому отделяется на письме от других слов. Однако их генетическая близость понятна школь­никам.

Предлоги запоминаются; производные предлоги типа вокруг (дома), вслед за (весной) пока не изучаются. Над лексическим значением предлогов работа проводится: предлог не имеет де­нотата, его значение связано с другими частями речи - именем существительным, местоимением, числительным в косвенных падежах. Тем не менее за предлогами закреплены значения, свя­занные с пространством, временем, причиной, целью, объект­ными отношениями и пр. Эти значения проясняются в процессе языкового, семантического анализа. Для выяснения значений предлогов используются также ситуативные рисунки, например: клетка - птичка в клетке, над клеткой, под клеткой, за клеткой и пр.; сюжеты: до обеда - после обеда; перепрыгнул через ручей и пр.

Предлоги выполняют в грамматике служебную роль: они участ­вуют в образовании падежных форм, а также в построении слово­сочетаний типа управления: «глагол + предлог + имя существи­тельное».

Внимание школьников обращается и на то, что предлоги не употребляются с именами прилагательными, порядковыми числи­тельными, глаголами, наречиями.

Начальная школа знакомит детей с вариантами предлогов, за­висящими от тех существительных или местоимений, с которыми предлоги употреблены: под столом, но подо мной; о завтраке, но об обеде и обо мне.

Если существительное в косвенном падеже имеет и предлог, и прилагательное, то последнее стоит между предлогом и существи­тельным: по синему морю, в высоком тереме, но за горами высокими (инверсия).

Термин предложное управление не вводится, но прак­тическая работа со словосочетаниями типа управления проводит­ся (и анализ, и синтез, т.е. построение).

 

 

Тема. ИЗУЧЕНИЕСИНТАКСИСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе

Традиционно курс грамматики начинается с синтаксической те­мы «Предложение». В современных коммуникативно направленных курсах некоторые авторы вводят такую модель: общение - речь - текст - предложение - слово - слог - звук (на письме - буква). Та­кой подход логичен, он функционален и сразу раскрывает перед учащимися систему языка и его прагматики (использования).

Но знакомством с предложениями дело ограничивается: последующие синтаксические темы вводятся разрозненно, на протяжении нескольких лет. К сожалению, за последние 40 лет объем синтаксического материала в начальных классах значительно сокращен: ушли темы «Сложное предложение», «Обобщающие слова при однородных членах», «Обращение», «Прямая и косвенная речь», «Определение, дополнение и обстоятельства». В настоящее время многое восстановлено, если не в минимуме, то в програм­мах углубленного изучения языка.

Основные темы синтаксического курса:

предложение, его словесный состав и его моделирование;

обозначения начала и конца предложения, интонации;

простейшие типы предложений;

главные члены предложения;

второстепенные члены;

выделение предложения из текста;

составление предложений и их запись;

смысл предложения, выявление связей между словами в предложении – членами

предложения и т.п.

Последнее связывает синтаксис с морфологией: мотивирует склонение и спряжение, формообразование частей речи.

Синтаксические знания и умения способствуют пониманию текста при его чтении и развитию собственной речи - устной и особенно письменной. Последняя нуждается, например, в теме «Прямая речь, ее пунктуационное оформление».

Непрерывность синтаксической работы учащихся обеспечива­ется в двух вариантах: аналитическом (выделение предложений из текста, их анализ) и синтетическом (составление словосочетаний и предложений, их интонирование, запись, включение в текст).

Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практи­ческих умений школьников: в своей речи они свободно (хотя и не всегда правильно) строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные конструкции. Все это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании

с позиций культуры речи. Синтаксис в значительной мере обосно­вывает усвоение пунктуации.

Предложения, их виды

В период обучения грамоте формируется понятие о предложе­нии по таким ступеням:

составление высказываний в объеме одного предложения, вы­яснение его мысли, темы;

произнесение с нужными интонациями;

членение на слова;

постановка вопросов к словам в предложении; счет числа слов;

составление схемы - моделирование:

моделирование состава предложения и его границ:

составление предложений по их моделям.

Место предложения в тексте (в речевом потоке) может быть показано школьникам или аналитически (напечатанный текст разделяется на несколько предложений, производится чтение это­го текста с паузами), или синтетически, путем составления не­скольких последовательных предложений, создания текста - рас­сказа, описания и пр. Работа проводится в устном и письменном вариантах.

Целесообразно понятие «текст» ввести одновременно с поня­тием «предложение».

На основе практического знакомства с предложением, когда уже накопилось некоторое количество наблюдений, когда дети уже овладели операциями, перечисленными выше, вводится учи­телем или выводится самими школьниками логическое определе­ние:

 

мысль

предложение

признаки

выделяется


относительно

завершенная выражена

словами интонацией знаками начала и конца

 

Познавательная активность учащихся обеспечивается эвристической беседой в процессе наблюдения различных предложений. Вывод определения осложняется тем, что само слово мысль да­ется так, будто оно всем понятно: на самом деле предложение как единица языка (речи) обладает намного большей конкретностью, чем мысль. Но такое определение устойчиво держится в учебни­ках.


Читайте також:

  1. IV. Работа над связной речью в период обучения грамоте.
  2. Апаратура і методика проведення густинного гамма-гамма-каротажу
  3. Апаратура і методика проведення густинного гамма-гамма-каротажу
  4. Апаратура та методика проведення газометрії свердловин в процесі буріння
  5. Види вправ з лексики й методика їх проведення
  6. Види та жанри образотворчого мистецтва, методика ознайомлення з ними у початковій школі.
  7. Всі люди є рівними перед Богом. 1 сторінка
  8. Всі люди є рівними перед Богом. 2 сторінка
  9. Всі люди є рівними перед Богом. 3 сторінка
  10. Всі люди є рівними перед Богом. 4 сторінка
  11. Всі люди є рівними перед Богом. 5 сторінка
  12. Всі люди є рівними перед Богом. 6 сторінка




Переглядів: 1049

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Методика обучения грамматике и правописанию 5 сторінка | Методика обучения грамматике и правописанию 7 сторінка

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.035 сек.