Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Контакти
 


Тлумачний словник
Авто
Автоматизація
Архітектура
Астрономія
Аудит
Біологія
Будівництво
Бухгалтерія
Винахідництво
Виробництво
Військова справа
Генетика
Географія
Геологія
Господарство
Держава
Дім
Екологія
Економетрика
Економіка
Електроніка
Журналістика та ЗМІ
Зв'язок
Іноземні мови
Інформатика
Історія
Комп'ютери
Креслення
Кулінарія
Культура
Лексикологія
Література
Логіка
Маркетинг
Математика
Машинобудування
Медицина
Менеджмент
Метали і Зварювання
Механіка
Мистецтво
Музика
Населення
Освіта
Охорона безпеки життя
Охорона Праці
Педагогіка
Політика
Право
Програмування
Промисловість
Психологія
Радіо
Регилия
Соціологія
Спорт
Стандартизація
Технології
Торгівля
Туризм
Фізика
Фізіологія
Філософія
Фінанси
Хімія
Юриспунденкция






Методика обучения грамматике и правописанию 6 сторінка

Вслед за анализом идет синтез: составляется таблица (или две рядом):

 

Будущее время  
Простое Сложное  
Единственное число  
  1-е л. посмотрю, понаблюдаю 2-е л. посмотришь, понаблюда­ешь 3-е л. посмотрит, понаблюдает буду смотреть, буду наблю­дать будешь смотреть, будешь наблюдать будет смотреть, будет наблюдать  
Множественное число
1-е л. посмотрим, понаблюдаем 2-е л. посмотрите, понаблюдае­те 3-е л. посмотрят, понаблюдают будем смотреть, будем на­блюдать будете смотреть, будете на­блюдать будут смотреть, будут на­блюдать

В процессе эвристической беседы школьники делают следую­щие выводы:

глагол имеет два варианта будущего времени: простое и слож­ное;

сложная форма будущего времени образуется о помощью спрягаемого глагола быть: буду, будешь, будет, будем, будете, будут - и неопределенной формы заданного глагола; сам спря­гаемый глагол не изменяется;

простая форма будущего времени полностью совпадает с фор­мами спряжения глаголов в настоящем времени; оказывается, что эти глаголы не имеют настоящего времени вовсе: их форма, по­добная настоящему времени, имеет значение будущего;

глаголы, которые имеют простое будущее время, содержат приставку (позже школьники заметят, что не всегда);

глаголы, которые имеют сложное будущее время, спрягаются и в настоящем времени.

В гуманитарных классах уместно будет сравнить систему вре­мен русского глагола с английским или французским.

Используемые новые понятия: «будущее время», «будущее простое и сложное», «вспомогательный глагол». Продолжается обогащение словарика терминов.

Виды упражнений:

анализ глаголов, имен существительных и прилагательных в тексте;

выяснение роли глаголов в предложении; вопросы к глаголу и от глагола;

спряжение глаголов в разных временах с личными местоиме­ниями и с существительными;

составление словосочетаний типа управления: купил книгу, вер­нешься из леса и т. п.;

выделение личных окончаний глаголов I и П спряжений, про­верка безударных окончаний;

проверка гласного перед -л в прошедшем времени глагола;

перестройка предложений с изменением времени глагола;

образование инфинитива от формы будущего времени, от форм других времен.

Виды обобщения:

построение таблиц спряжения обобщенного типа; построение обобщенных таблиц спряжения во всех трех време­нах;

выделение личных окончаний по временам, «опасных» в орфо­графическом отношении;

работа с алгоритмом правила проверки безударных окончаний глаголов I и II спряжений в настоящем и в будущем простом вре­мени.

Исследовательское задание - провести наблюдения системы словообразования глаголов:

образование антонимических пар типа вошел - вышел, прибе­жал - убежал;

образование приставочных глаголов с заданным корнем, на­пример: дать - отдать, выдать, передать, задать и т.п; составление моделей полученных словарных связей; объяснение значений каждого образованного глагола; составление с ним предложения;

исследование семантики и возможностей формообразования следующих пар глаголов: купить - покупать, нести - унести, опустить - опускать.

Знакомство с наклонениями и залогами глаголов

Понятия наклонения и залога (как и вида) в начальных клас­сах, как правило, остаются лишь на ознакомительном уровне. К.Д.Ушинский давал и эти понятия, и вид. При современном плюрализме программ и учебников учителям необходимо ориен­тироваться и в этих категориях (методически).

Понятие об изъявительном наклонении (если такая тема изуча­ется) дается после изучения сослагательного (доступнее - услов­ного) и повелительного в сравнении с ними, глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени выражают отношение говорящего к действию как реально происходящему, или происходившему ранее, или к тому, что произойдет в будущем.

Наиболее доступно детям повелительное наклонение, часто употребляемое ими в ситуативной речи, в игре. В соответствии с принятым нами функциональным подходом могут быть исполь­зованы два варианта методики:

а) наблюдение глаголов в форме повелительного наклонения в тексте, сопоставление с другими глагольными формами и вывод как итог;

б) постановка коммуникативной задачи по ситуации: нужно
выразить просьбу или приказ (лингвистический эксперимент).

Оба варианта обеспечивают осознанное усвоение темы и под­водят к выводу, к определению: повелительное наклонение выра­жает просьбу, повеление, приказ; обозначает не действие, а побу­ждение к действию. После этого ставится исследовательская зада­ча: какие лица могут быть в этом наклонении? Почему? Отказы­вая повелительному наклонению в наличии форм 1-го лица, дети (или учитель) могут процитировать слова известной песни: «...Пусть всегда буду Я!» - как особый и редкий случай. Третье лицо образуется аналитически: «Пусть несут в колоду пчелы больше меду!» (С.Маршак).

Условное наклонение детям понять труднее: в нем действие может стать реальностью лишь при каком-то условии. С этой формой наклонения можно познакомить через сравнение с про­шедшим временем:

Я пошел купаться. Я пошел бы купаться, если бы умел

плавать.

Затем следует анализ текста, в котором формы сослагательно­го наклонения употреблены в разных числах и родах. После ана­лиза - исследование: как образуется сослагательное наклонение? Затем - подбор примеров употребления форм условного наклоне­ния в собственных предложениях, в своем тексте. Наконец, вывод: значение этого наклонения.

Дальнейшая работа над повелительным и условным наклоне­нием идет по ступеням:

построение таблиц спряжения в каждом из этих наклонений;

исследование этих таблиц, выделение формальных признаков, т.е. окончаний;

употребление новых форм в собственных предложениях и диа­логах;

поиск возможных орфографических трудностей и при обнару­жении таковых составление правила их проверки.

Теперь может быть составлена модель наклонений, времен:

Глагол


Неопределенная форма

 

Наклонения

Изъявительное Условное Повелительное

Работая по этой схеме, необходимо:

указать, на каком этапе действует система лиц (личных форм); выяснить, когда образуются родовые формы глагола; объяснить значение каждой из возможных форм по этой схеме, ДО пример 2-е лицо множественного числа будущего времени;

привести примеры глаголов и перечислить, какие формы мож­но образовать от этого глагола (устно, а затем и письменно);

с каждой из образованных форм составить предложение, ибо только в употреблении можно проверить их правильное понима­ние;

показать интонирование предложений с формами повелитель­ного, условного наклонения, отдельными примерами из изъяви­тельного наклонения;

сделать сообщение по теме «Правописание форм условного и Повелительного наклонения (сядь - сядьте, прочитал бы)» так, чтобы получилось связное высказывание.

Общее понятие о глагольной категории, выражающей отноше­ние действия к действительности, вызывает у детей затруднение, поэтому работу следует конкретизировать, приближая ее к ситуа­циям жизни, в которых эти формы употребляются и выполняют "вою функцию в общении. Такие ситуации, как правило, не за-удняют учащихся.

Не менее трудна и категория залога, выражающая отношения ежду субъектом и объектом действия. Даже в средней школе залог водится на примере глаголов с постфиксом (частицей) -ся (-сь). Запомним, что понятие «залог» вводил вслед за К.Д.Ушинским в двоих программах Л.В.Занков еще в 60-годах XX в. Возвратный средневозвратный) понятнее других залогов: обуваться - обувать себя, умываться, остановиться и пр. Понятно детям и взаимное значение - обниматься, здороваться и обозначение свойства предмета - крапива жжется, собака кусается.

Действительный и страдательный залоги связаны с понятием переходности глаголов, а также с причастиями. В современной начальной школе эти понятия даются в системе углубленного изучения языка. У школьников формируется весьма ложная, переплетенная система глагольных форм и значений. Практические работы учащихся на этом этапе: анализ глаголов в тексте, например: Садовник посадил флоксы действительный залог; Цветы посажены садовником - страдатель­ный;

спряжение глаголов средневозвратного залога, уточнение в их личных формах окончаний и места частицы -ся, включение форм их спряжения в предложения;

работа над умением различать формы инфинитива или 3-го лица: умываться - умывается и т. п.;

постановка вопросов к глаголам, к их смешиваемым формам.

Новые понятия, новые формы и их значения включаются в ра­нее составленную модель глагольных форм, словоизменения гла­голов.

 

Словообразование глаголов

Эта работа практически была начата до введения темы «Словообразование», теперь она расширяется. Глаголы образу­ются от глаголов префиксальным способом (нес-ти - унести, при­нести). Заметим, что многие глаголы изначально имеют простую, непроизводную основу: чит-а-ть, прочитать. Однако многие гла­голы образуются от других частей речи: красный - по-красн-е-ть.

Следует обратить внимание школьников на роль глагольного суффикса, научить их выделять суффиксы глагола -а-, -и-, -е-, -у-: чит-а-ть. Обратить внимание на значения некоторых суффиксов, например: толкать - толкнуть: суффикс -ну- имеет значение одно­кратности действия; подбросить - подбрасывать: суффикс -ыва-имеет значение многократности. Значения приставок: "войти -выйти («внутрь» - «наружу»), приехать - Делать («удаление» -«приближение»), продвинуть - отодвинуть и пр. В словообразо­вательной работе должны иметь место семантическая и формаль­ная стороны.

Не следует забывать также образование глаголов с частицей -ся: мыть - мыться, жечь - жечься, кусать - кусаться, спать - спать­ся (Не спится что-то) и т.п., а также целые словообразователь­ные цепи: кос-а, кос-и-ть, скос-и-тъ, обкосить (кругом), выкосить и т.п.; пахать, вспахать, перепахать, перепахивать.

Особо о приставке не-: ее необходимо отличать от отрицатель­ной частицы не, которая пишется как отдельное слово, т.е. раз­дельно. Не следует давать правило в догматической форме: «Не с глаголом пиши раздельно, т.е. в два слова». На самом деле здесь нужно видеть семантическую основу.

Отрицание не меняет смысл высказывания на противополож­ный: Я купался - Я не купался; Иван Иванович не любил читать книги - Иван Иванович любил читать книги. Это антонимия на уровне синтаксиса.

Но есть еще приставка не-. Разграничение частицы и приставки не с различными частями речи - одна из самых непростых тем в курсе русского языка. В начальных классах дается лишь один его случай: «Не с глаголом слитно пишется лишь в том случае, когда глагол без не не употребляется: ненавидеть» и т.п. Слова «навидеть» нет в русском языке, и в слове ненавидеть ошибка ма­ловероятна. Но слово негодовать у детей вызывает затруднения: они допускают существование слова «годовать». Поэтому глаго­лы ненавидеть и негодовать следует рекомендовать для заучива­ния, как и невзвидеть, невзлюбить, недоставать, недосмотреть, недосыпать, нездоровиться, недоумевать. Обобщение по теме «Глагол» строится так:

а) анализ глаголов в тексте с учетом всего изученного в обычной школе или по углубленным программам, лексико-семантическая, морфемная, категориальная и формальная, структурно-
синтаксическая характеристика;

б) синтез глагольных форм, словообразование, построение предложений и текста с акцентом на глаголах;

в) прикладное использование грамматического материала по теме; правила правописания и соответствующие орфографические действия учащихся; элементы культуры речи - в точном, стилистически адекватном использовании глаголов и их категорий, их
форм;

г) моделирование: составление обобщающих таблиц и схем, отражающих как категориальную систему глагола, так и систему словообразования и формообразования, спряжения;

д) терминологический словарь, включение в него темы «Глагол»;

е) включение глагола в системы более высокого ранга – частей речи, всей лексики, знаковой системы - языка. И, разумеется, главного - речи, языковой прагматики.

В конце изучения такой крупной темы обычно дается прове­рочная работа в виде диктанта (орфографическая цель), сочине­ния или изложения (речевая, коммуникативная цель), письменных аналитико-синтетических упражнений, построения моделей (конструктивная цель).

 

Глава 10. РАЗНЫЕ ТЕМЫ КУРСА МОРФОЛОГИИ

Знакомство с местоимением

Три рассмотренные выше части речи представляют собой крупные темы, дающие основательные представления и о самих частях речи, и о языковом курсе в целом, о семантике, граммати­ческих признаках, синтаксических функциях, о роли каждой части в речевой деятельности человека.

В данной главе рассмотрены те части речи, которые изучаются в ознакомительном плане: местоимения, наречия, имена числи­тельные (знаменательные, подобно существительным, глаголам) и предлоги, союзы, частицы (служебные).

Под названием местоимений объединены мало похожие между собой разряды слов, объединенные отсутствием собственного значения: они употребляются вместо имен. По степени знакомст­ва с ними эти разряды могут быть разделены на три группы:

 

Изучаются бо­лее или менее подробно Встречаются в практи­ческом использовании Не вводятся в систему изучения
личные вопросительно-относитель­ные, возвратное, притяжа­тельные, указательные неопределенные и др.

Личные местоимения изучаются в лексико-семантическом пла­не, а также функционально, т.е. как заменители существительных в предложениях и в тексте, что служит средством устранения по­второв. Другая их функция - служить опорой при образовании личных форм глаголов. В начальных классах изучается склонение личных местоимений, трудное тем, что содержит супплетивные формы падежей: я, меня, мне...; она, ее, ей... Вторая трудность - это звук и буква н в косвенных падежах перед гласными и после пред­логов: род. п.: к о г о? - его, но побывал у него.

Трудность и в соотнесении форм косвенных падежей с имени­тельным: ты - тебя, здесь ошибка маловероятна, но она - ее, ей, с ней - ошибки нередки. В соответствии с этими трудностями под­бираются упражнения: устное и письменное склонение, употреб­ление косвенных падежей в предложениях, особенно с предлога­ми; редактирование текста, устранение неоправданных повторов путем замены повторяющихся слов местоимениями.

Изучение личных местоимений облегчается их участием в спря­жении глаголов; следует обратить особенное внимание на роль личных местоимений в передаче значений лица в прошедшем вре­мени глаголов, так как в других временах эти значения передаются с помощью окончаний, а в прошедшем времени - аналитически, поэтому роль местоимений возрастает: ты писал, они писали и пр.

Ко второй группе относятся в первую очередь вопросительно-относительные местоимения в их вопросительной функции:

вопросы, выявляющие связи между словами в предложении;

падежные вопросы кто? что? и их косвенные падежные фор­мы при склонении имен существительных и личных местоимений;

вопросы какой? какая? какое? и пр. в склонении имен прилагательных.

относительном значении эти же местоимения употребляются ли союзных слов: Саша не расслышал, что сказал Толя. Указательные местоимения употребляются в приеме определяя рода имен существительных (путь - тот, степь - та) на основе языковой интуиции. В такой же роли употребляются притяжительные местоимения: конь -мой, дверь -моя.

Возвратное местоимение себя используется при изучении пост­фикса -ся (-сь) в теме «Залоги» при анализе образования возврат­ных глаголов (и страдательного залога).

Усваиваются понятия «местоимение», «личные местоимения», просительные», «возвратное» и пр. Практические упражнения: грамматический анализ местоимений в тексте; включение их в собственные предложения; образование их форм; использование в редактировании компонентов текста и пр. Обобщение по теме:

включение местоимений в модель, отражающую систему часть речи;

составление таблиц склонения личных местоимений; составление ступеней местоименных замен при устранении по­ров;

пополнение словаря грамматических терминов; определение роли (функции) местоимений в сравнении с другими частями речи.

Знакомство с именами числительными

Эта часть речи неоднократно вводилась в программы и учебники уского языка. Объясняется это введение главным образом прак­тической необходимостью: на уроках математики числительные употребляются с нарушениями требований культуры речи. Проще говоря, дети не умеют склонять числительные: слишком трудны для них некоторые формы косвенных падежей: творительный падеж: семьюдесятью, тремястами. Орфография - еще труднее. Давно уже высказывается мнение об упрощении в употреблении трудных форм числительных, так как их неправильное употребление все более прочно закрепляется в разговорной речи даже образованных людей. Тем не менее включение числительных в круг изучения в школе вно­сит элементарную организованность в речевом их использовании. Что же должно быть усвоено в начальных классах? Вот круг тем: общее понятие об именах числительных;

их деление по функциям на количественные (обозначают опре­деленное число однородных предметов) и порядковые (порядок при счете);

сходство первых с именами существительными, вторых - с при­лагательными;

деление числительных по составу - простые, сложные и со­ставные;

склонение простых числительных (трудные случаи склонения составных и сложных числительных откладываются);

правописание простых и некоторых сложных числительных.

Дробные и собирательные числительные не изучаются, однако использование их не исключено.

Основные лексические и грамматические признаки числительных школьники могут выделить и сформулировать сами в ходе анализа предложений и текста. Они убеждаются в том, что числительные один и два могут изменяться по родам, как прилагательные, а один - даже по числам, при этом во множественном числе в форме одни су­щественно изменяется семантика. Склонение простых числительных сходно со склонением существительных, но есть и различия, послед­ние выявляются самими школьниками. Порядковые числительные склоняются, как прилагательные. Числительные один, два, три обла­дают особенностями склонения. Полезно ознакомить школьников со склонением слов сто, тысяча, сложных числительных типа пятьде­сят, пятьсот, составных двести сорок семь (хотя бы устно).

Некоторые выводы и обобщения:

большое разнообразие в значениях, в формах, в морфемном составе, в способах изменения, в правописании числительных. Тем не менее возможно построение нескольких схем-моделей:

схема числительных по значению, по функциям;

схема по составу слов и числительных типа 786;

схема-модель сходств с другими именами - существительными, прилагательными;

несколько таблиц склонения и пр.

Исследовательские задания:

проследить на текстовых примерах роль имен числительных в предложении;

подготовить сообщение на тему «Числительные в русских послови­цах и поговорках» (Один с сошкой, семеро с ложкой; Семеро по лавкам);

попытаться просклонять числительное 800, на этой основе со­ставить правило склонения числительных от двухсот до девяти­сот, а также употребления мягкого знака в них.

Следует признать, что орфография числительных сложна. Мно­гое усваивается практически, и от ошибок спасает лишь цифровое написание чисел.

Очень важно, чтобы и на уроках математики элементарно со­блюдались нормы формоизменения числительных, как и другие требования «Единого режима культуры речи в школе».

Знакомство с наречиями

До сих пор рассматривались знаменательные и изменяемые части речи: наречие - знаменательная, но неизменяемая часть речи. (Степе­ни сравнения наречий не изучаются, как и у прилагательных.) Как и в предыдущих темах, школьники исследуют:

а) лексическое значение наречий - это слова, обозначающие
время, место действия и пр.;

б) их вопросы: к о г да? где? как? по чему? и пр.;

в) роль наречий в предложении;

г) изменяются ли.

Наблюдения обобщаются, выводы выверяются по учебнику.

Целесообразно познакомить школьников с несколькими раз­рядами наречий: времени, места, образа действия (самые употре­бительные в детской речи).

Дети должны узнавать наречия в тексте, приводить свои при­меры (т.е. вводить наречия в свою речь), ставить вопросы к ним, писать без ошибок, кроме трудных случаев. В последнем случае учитель должен предупредить ошибку.

Школьники, как правило, относят к числу наречий и катего­рию состояния (Мне грустно и легко). Исправлять ответы учащих­ся в этих случаях не следует, но полезно обратить их внимание на значение и роль таких слов в предложении. Эти слова обозначают состояние природы или человека, животного (Было жарко).

Теория: понятия «наречие», «его разряды», «наречия места», «наречия времени» и особенно - «признак действия».

Упражнения: грамматический разбор наречий; введение их в текст; написание наречий типа направо, налево, вниз, вверх, вечером, утром.

Исследовательские задания: проследить способы образования наречий:

а) от имен существительных (вечер - вечером);

б)от прилагательных (близкий - близко, добрый - по-доброму и пр.);

в)от глагола (спешить - не спеша, шутить - шутя);

г) от местоимений (свой - по-своему).

Служебные части речи. Союзы. Предлоги

Союзы изучаются через их функции в связи с темами «Сложное предложение» и «Однородные члены предложения», но при этом обращается внимание и на их собственное значение. Удобнее всех для этой цели противительный союз но, его значение как бы лежит на поверхности. Дети неплохо усваивают также значение союзных слов и союзов что, где, когда, который. Вводятся и сочинительные союзы и, а, с союзами составляются предложения.

Изучение союзов удобно для применения функционального подхода: ведь функция этой части речи определена даже в самом названии.

Обобщение:

введение союза в ряд изученных частей речи;

моделирование общего перечня частей речи с разделением на знаменательные и служебные, изменяемые и неизменяемые.

Первое знакомство с предлогами происходит в процессе изучения состава слова и морфемики, в ситуации различения приставки (пишется слитно) и предлога, который признается самостоятельным словом и поэтому отделяется на письме от других слов. Однако их генетическая близость понятна школь­никам.

Предлоги запоминаются; производные предлоги типа вокруг (дома), вслед за (весной) пока не изучаются. Над лексическим значением предлогов работа проводится: предлог не имеет де­нотата, его значение связано с другими частями речи - именем существительным, местоимением, числительным в косвенных падежах. Тем не менее за предлогами закреплены значения, свя­занные с пространством, временем, причиной, целью, объект­ными отношениями и пр. Эти значения проясняются в процессе языкового, семантического анализа. Для выяснения значений предлогов используются также ситуативные рисунки, например: клетка - птичка в клетке, над клеткой, под клеткой, за клеткой и пр.; сюжеты: до обеда - после обеда; перепрыгнул через ручей и пр.

Предлоги выполняют в грамматике служебную роль: они участ­вуют в образовании падежных форм, а также в построении слово­сочетаний типа управления: «глагол + предлог + имя существи­тельное».

Внимание школьников обращается и на то, что предлоги не употребляются с именами прилагательными, порядковыми числи­тельными, глаголами, наречиями.

Начальная школа знакомит детей с вариантами предлогов, за­висящими от тех существительных или местоимений, с которыми предлоги употреблены: под столом, но подо мной; о завтраке, но об обеде и обо мне.

Если существительное в косвенном падеже имеет и предлог, и прилагательное, то последнее стоит между предлогом и существи­тельным: по синему морю, в высоком тереме, но за горами высокими (инверсия).

Термин предложное управление не вводится, но прак­тическая работа со словосочетаниями типа управления проводит­ся (и анализ, и синтез, т.е. построение).

 

 

Тема. ИЗУЧЕНИЕСИНТАКСИСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе

Традиционно курс грамматики начинается с синтаксической те­мы «Предложение». В современных коммуникативно направленных курсах некоторые авторы вводят такую модель: общение - речь - текст - предложение - слово - слог - звук (на письме - буква). Та­кой подход логичен, он функционален и сразу раскрывает перед учащимися систему языка и его прагматики (использования).

Но знакомством с предложениями дело ограничивается: последующие синтаксические темы вводятся разрозненно, на протяжении нескольких лет. К сожалению, за последние 40 лет объем синтаксического материала в начальных классах значительно сокращен: ушли темы «Сложное предложение», «Обобщающие слова при однородных членах», «Обращение», «Прямая и косвенная речь», «Определение, дополнение и обстоятельства». В настоящее время многое восстановлено, если не в минимуме, то в програм­мах углубленного изучения языка.

Основные темы синтаксического курса:

предложение, его словесный состав и его моделирование;

обозначения начала и конца предложения, интонации;

простейшие типы предложений;

главные члены предложения;

второстепенные члены;

выделение предложения из текста;

составление предложений и их запись;

смысл предложения, выявление связей между словами в предложении – членами

предложения и т.п.

Последнее связывает синтаксис с морфологией: мотивирует склонение и спряжение, формообразование частей речи.

Синтаксические знания и умения способствуют пониманию текста при его чтении и развитию собственной речи - устной и особенно письменной. Последняя нуждается, например, в теме «Прямая речь, ее пунктуационное оформление».

Непрерывность синтаксической работы учащихся обеспечива­ется в двух вариантах: аналитическом (выделение предложений из текста, их анализ) и синтетическом (составление словосочетаний и предложений, их интонирование, запись, включение в текст).

Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практи­ческих умений школьников: в своей речи они свободно (хотя и не всегда правильно) строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные конструкции. Все это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании

с позиций культуры речи. Синтаксис в значительной мере обосно­вывает усвоение пунктуации.

Предложения, их виды

В период обучения грамоте формируется понятие о предложе­нии по таким ступеням:

составление высказываний в объеме одного предложения, вы­яснение его мысли, темы;

произнесение с нужными интонациями;

членение на слова;

постановка вопросов к словам в предложении; счет числа слов;

составление схемы - моделирование:

моделирование состава предложения и его границ:

составление предложений по их моделям.

Место предложения в тексте (в речевом потоке) может быть показано школьникам или аналитически (напечатанный текст разделяется на несколько предложений, производится чтение это­го текста с паузами), или синтетически, путем составления не­скольких последовательных предложений, создания текста - рас­сказа, описания и пр. Работа проводится в устном и письменном вариантах.

Целесообразно понятие «текст» ввести одновременно с поня­тием «предложение».

На основе практического знакомства с предложением, когда уже накопилось некоторое количество наблюдений, когда дети уже овладели операциями, перечисленными выше, вводится учи­телем или выводится самими школьниками логическое определе­ние:

 

мысль

предложение

признаки

выделяется


относительно

завершенная выражена

словами интонацией знаками начала и конца

 

Познавательная активность учащихся обеспечивается эвристической беседой в процессе наблюдения различных предложений. Вывод определения осложняется тем, что само слово мысль да­ется так, будто оно всем понятно: на самом деле предложение как единица языка (речи) обладает намного большей конкретностью, чем мысль. Но такое определение устойчиво держится в учебни­ках.


Читайте також:

  1. IV. Работа над связной речью в период обучения грамоте.
  2. Апаратура і методика проведення густинного гамма-гамма-каротажу
  3. Апаратура і методика проведення густинного гамма-гамма-каротажу
  4. Апаратура та методика проведення газометрії свердловин в процесі буріння
  5. Види вправ з лексики й методика їх проведення
  6. Види та жанри образотворчого мистецтва, методика ознайомлення з ними у початковій школі.
  7. Всі люди є рівними перед Богом. 1 сторінка
  8. Всі люди є рівними перед Богом. 2 сторінка
  9. Всі люди є рівними перед Богом. 3 сторінка
  10. Всі люди є рівними перед Богом. 4 сторінка
  11. Всі люди є рівними перед Богом. 5 сторінка
  12. Всі люди є рівними перед Богом. 6 сторінка




Переглядів: 967

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Методика обучения грамматике и правописанию 5 сторінка | Методика обучения грамматике и правописанию 7 сторінка

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

 

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.025 сек.