Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Методика обучения грамматике и правописанию 7 сторінка

Можно рекомендовать наряду с выводом определения через родовое понятие «мысль», подтверждаемым составлением пред­ложения кем-то из учащихся перед всем классом, еще другой при­ем: разделение текста на предложения. Предложение при этом бу­дет восприниматься как относительно завершенная составная часть текста. Остальные признаки - те же.

Далее изучаются вопросительные, восклицательные, повество­вательные предложения (возможно - и побудительные). Анализ и определения этих предложений производятся по следующим кри­териям:

а) цель высказывания: сообщение чего-либо, вопрос, приказ или просьба;

б) интонация: сообщения или повествовательная, вопросительная или эмоциональная, восклицательная;

в) в предложениях целесообразно выявить также утверждение или отрицание.

Следует обратить внимание также и на то, в каких текстах или ситуациях обычно используются предложения изученных типов: например, вопросительные и восклицательные предложения употребляются в диалоге, в разговорах.

Деление предложений на распространенные и нераспростра­ненные вводится после знакомства с главными членами предло­жения, с предикативной группой (термин не дается). Важно, что­бы школьники научились быстро и безошибочно находить преди­кативную группу в предложении.

Знакомство со сложными предложениями, как уже не раз встречалось, можно провести на основе анализа или синтеза (или обоими методами).

Анализ: анализируется текст, выделяются предложения, в них главные члены. Вскоре встречается сложное предложение: в нем встречаются две предикативные группы, а возможно, находится и союз. Выделяется одно простое, второе простое, разбираются их значения и состав. Строим схему-модель сначала более общую (два параллелограмма, между ними - соединяющая линия, союз, запятая). И более полную модель, в которой показаны главные и второстепенные члены; и еще более полную - с показом связей между членами предложения.

Синтез: составляются два предложения на близкие темы, ус­танавливается смысловая связь между ними; возможно, оба предложения входят в текст сочинения, например: Пригрело ап­рельское солнышко. Расцвели голубенькие подснежники. Эти два предложения легко объединить, употребив союз и, поставив за­пятую; при чтении изменится интонация. После этого упражне­ния дети составляют сложные предложения сразу, без объедине­ния простых. При синтезе предложений, как и при аналитиче­ской методике, полезно выделять главные члены, чтобы не пу­тать сложное предложение с однородными членами: такая ошиб­ка часто допускается школьниками. Школьники подводят итоги: два простых предложения могут быть объединены в одно слож­ное (или даже три простых); в каждом простом предложении есть свои подлежащее и сказуемое; могут быть еще второстепен­ные члены; при объединении простых в одно сложное вводится союз и ставится запятая.

Формируемые понятия: «речь», «текст», «предложение», «виды предложений», «интонации», «паузы», «сложное предложение», «простое предложение», «знаки препинания» и др.

Практические действия учащихся (только новые):

анализ: выделение всех предложений из текста, где не расстав­лены знаки препинания;

попытка расстановки знаков пунктуации (точек, вопроситель­ных знаков, запятых и пр.);

усложнение предложений вне текста или (и) в тексте, обосно­вание необходимости введения новых слов (смысловые, коммуни­кативные цели);

составление разнообразных по типам и по тематике предложе­ний, введение их в текст;

комментирование построения предложений, их смысла, пунк­туации;

работа с союзами и, а, но в сложном предложении; работа с союзами когда, где, что, который в сложных предло­жениях;

построение предложений с сочинительными и подчинитель­ными связями;

отработка интонаций в устном выразительном чтении и в соб­ственной речи: интонации вопроса, перечислительной интонации, интонации завершенности, восклицательной и пр.

Виды обобщения:

моделирование отношения между понятиями «речь», «текст», «предложение», «слова - члены предложения»;

моделирование связей внутри предложения: главные члены, второстепенные члены предложения;

моделирование компонента текста (абзаца), состоящего из предложений;

подготовка обобщенных сообщений типа «Типы предложе­ний», «Простое и сложное предложения», «Части речи и члены предложения», «Роль интонации в предложениях разных типов» и т.п.;

обобщенное сообщение «Знаки препинания: знаки в конце предложения; когда ставится запятая; знаки в записи прямой речи».

Работа над предложением имеет прямой выход в развитие речи учащихся, т.е. в творческую деятельность, поэтому в ее систему следует включать свободное составление текста, поиски наилуч­шего выражения мысли и чувства. Здесь уместна соревнователь­ность, свобода творчества.

 

Члены предложения. Словосочетания

Первая часть этого заглавия традиционна для начальной шко­лы, но второй части - словосочетания до сих пор в основных про­граммах нет.

Между тем, если следовать теории Н.И.Жинкина о механизме речи, построение высказывания начинается с распределения субъектов и предикатов: предложение развертывается от преди­кативной группы, от нее идут цепи второстепенных членов. Со­четание слов - двигатель речевого механизма. Предложение не просто набор слов, а тесно спаянная система отношений, по преимуществу - подчинительных. Их понимание формируется с помощью вопросов к членам предложения. Вопросы же, как уже было отмечено, опираются на языковое чутье, на понимание смысла высказывания.

В этих вопросах и ответах просматриваются цепи словосочета­ний. Так, в предложении Коля купил общую тетрадь для записи названий прочитанных книг:

Коля купил - предикативная группа;

купил что?- купил тетрадь;

тетрадь какую?- тетрадь общую;

тетрадь для чего? - тетрадь для записи;

для записи чего?- для записи названий;

названий чего?- названий книг;

книг к а к и х? - прочитанных книг.

Теперь можно построить схему-модель «глубины» подчини­тельных связей в предложении. Изобразим это в виде «ле­сенки»:

 

Коля купил 1-я позиция

 

тетрадь

 
 

 


общую

Таков путь к пониманию функции словосочетаний.

Вторая функция словосочетания - связь синтаксиса с морфоло­гией: в построении словосочетаний используются морфологиче­ские формы склонений и спряжений частей речи.

Напомним также, что в системе лексической семантики слово­сочетание нередко выражает расчлененное значение подчиняюще­го слова: дорога - шоссейная дорога, железная дорога, проселочная дорога.

Главные члены предложения легче всего усваиваются в вари­анте «деятель - действие»: Коля и купил. В старых методиках ре­комендовали в затруднительных случаях выделять сначала ска­зуемое-действие и лишь после этого - субъект действия.

Общепринятое определение подлежащего - «то, о чем говорит­ся в предложении» нередко дезориентирует школьника: так, в предложении о Коле дети подлежащим сочли тетрадь, ведь о ней говорится в предложении, к тому же тетрадь отвечает на вопрос что?. Именно тетрадь несет новое сообщение (вспомним акту­альное членение предложения: тетрадь в данном случае - рема).

Наиболее частая и трудноисправимая ошибка учащихся - сме­шение грамматического и логического подлежащего: Коле купили тетрадь. Уклониться от разбора подобных примеров (в данном случае подлежащее опущено) удается не всегда.

Учитель постепенно расширяет набор вариантов выражения как подлежащего, так и сказуемого: от глагольного сказуемого переходят к именному: Коля - отличник, высок ростом, стал чем­пионом.

В начальной школе не всегда знакомят детей с определением, дополнением, обстоятельствами, объединяя их под названием «второстепенные члены предложения». Но различия могут быть легко усвоены, дети разграничивают их без особых трудностей. Случаи синкретизма не часты, их можно не подчеркивать (Мальчик спрыгнул в яму - в о что? куда?). Практические работы:

параллельный анализ синтаксических и смысловых связей внутри предложения;

составление алгоритмов синтаксического анализа;

языковой синтез, т.е. составление предложений;

распространение нераспространенных предложений и переход к теоретическому осмыслению структуры связей внутри предло­жения методом моделирования, построения схематического изо­бражения связей между членами предложения;

на высших ступенях - определение ступеней подчиненности.

Кстати, по глубине подчинительных цепей судят о развитии ума, об объеме оперативной речевой памяти.


Однородные члены предложения

Возможны три варианта подхода к этому явлению: логический - от перечисления каких-либо предметов, при­знаков, действий;

структурно-синтаксический - члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову;

интонационный - на основе особой интонации перечис­ления.

Могут действовать и все три подхода вместе. Первый вариант наиболее подходит (или подводит) к функциональной граммати­ке. Все три создают благоприятные условия для исследователь­ской методики, для развития познавательной активности учащих­ся.

Роль союзов также вытекает из названных трех подходов: со-
гласно первому варианту союз и указывает на конец перечисления
(при такой модели: ,____ ,____ и___ .).

Союзы а и но вносят разделительное и противительное значе­ния. Смысловые связи и пунктуацию школьники усваивают само­стоятельно.

Если школьникам дается вариант с повторяющимся союзом и, можно предложить методику перестройки предложения: Осенью на рынке - арбузы, дыни, яблоки, груши. - Чего только нет на рынке осенью: и арбузы, и дыни, и яблоки, и груши! Школьники сами де­лают вывод об усилении экспрессии, выразительности второго варианта. Учителю остается лишь уточнить правило пунктуации и в этом варианте построения однородных членов предложения. А также перейти к понятию «обобщающие слова» (на примерах попроще) с двоеточием перед перечислением.

Обобщающие слова следует дать индуктивно, методом наблю­дения над готовыми предложениями. Новая конструкция анали­зируется, затем моделируется. Потом ставится задача: построить такое предложение, в котором был бы назван обобщенный тип предметов, потом перечислены отдельные предметы (или то же с действиями, с признаками). Может оказаться полезной иллюстра­ция.

Используются также диктанты с нормальной разговорной ин­тонацией: пусть дети усвоят звучание, свойственное подобным конструкциям, а также знакам препинания: тире, двоеточию, за­пятой, точке.

Сложные предложения

Этот параграф вводится как дополнение к тем кратким реко­мендациям, в основном практическим, которые уже были даны, для того варианта программ, в котором сложное предложение выделено как самостоятельная тема. Если школьники уже озна­комлены методами анализа и синтеза со структурой сложного предложения и с некоторыми союзами в нем, то в углубленном изучении основное внимание уделяется двум типам: бессоюзным и предложениям с союзной связью; вторые же разграничиваются как сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Для младших школьников в их собственной речи наиболее ха­рактерны бессоюзные сложные предложения с последовательны­ми действиями: Медведица вышла из лесу, за ней выбежали медве­жата, они стали купаться и шалить. Строго говоря, это три са­мостоятельных предложения, в речи устной они связаны интона­ционно, на письме не разделены точками.

Намного труднее бессоюзные сложные предложения с причин­ными отношениями: Заткни топор за спину: лесничий ходит! Школьникам понятны и такие конструкции с двоеточием: Лес пробуждается: раскрылись листочки на березах, зацвела верба, только дубы стоят черные. Такие конструкции напоминают пред­ложения с однородными членами. Дети сами строят подобные конструкции в сочинениях.

При первом знакомстве с сочинительными и подчинительными отношениями между простыми предложениями в составе сложно­го оказывают помощь союзы и, а, но, а в сложноподчиненных, кроме союзов (союзных слов) что, где, когда, который и пр., - во­просы, омонимичные союзам. Языковой анализ не ограничивает­ся структурой предложений, выясняются значения предложений и семантические отношения между простыми предложениями. Вво­дятся понятия «придаточные предложения места», «времени», «образа действия», «изъяснительные», «определительные».

К концу IV класса учащиеся в своих сочинениях и изложениях употребляют до 18% сложных предложений, которые покрывают до 30% текста. Такая практика требует теоретического осмысле­ния и обоснования. Иными словами, сложное предложение необ-одимо вводить в программу.

Прямая и косвенная речь

Не менее важно изучить построение и письменное оформление прямой речи.

Основой понимания прямой речи служит диалог: необходимо поупражняться в устном ситуативном диалоге, затем найти диалоги в литературно-художественных произведениях, организовать чтение по ролям, проанализировать интонации, обратить внимание на особенности синтаксического построения реплик, наконец, присмотреться к тому, как они оформляются в печатном вариант, а затем - в письменном; какие в том и другом случае используются знаки препинания, как они соотносятся со смыслом и осо­бенно с интонациями.

Умение произносить речи персонажей и особенно - умение их записывать необходимо для развития устной и письменной речи учащихся, для сочинений повествовательного характера, где бы­вает необходима речь действующих лиц.

В этом же контексте школьников знакомят с обращением в простейших случаях и со знаками препинания при обращении, следует дать такие варианты: обращение в начале прямой речи, в середине и в ее окончании; обращение, выраженное одним словом или несколькими; обращение, окрашенное эмоционально и выде­ляемое восклицательным знаком.

Существенные трудности вызывает синтаксический анализ прямой речи: в разговоре часто встречаются эллиптические кон­струкции, односоставные предложения, иногда все высказывание состоит из одного слова - вопроса или ответа. Такие конструкции редко вызывают непонимание, но теоретически они не изучались. Следует обратить внимание учащихся на то, что в разговоре по­вторы не нужны, поэтому используются неполные, сокращенные предложения.

Пунктуационное оформление прямой речи дается по образцам
в двух вариантах: модель и текст. Обычно - два случая: слова ав-
тора до прямой речи: ______ : «________ ?»- и слова
автора после прямой речи: « ?» - __________ . Случай, когда прямая речь разрывается словами автора, в начальных классах обычно не дается. Но запись диалога целесообразно дать:

«__________ ?» - «_________ !» - «______ ».

Самое трудное - разграничение прямой и косвенной речи (последняя имеет форму сложноподчиненного предложения). Трудность не только в построении, но и в употреблении место­имений: в прямой речи - местоимения первого и второго лица, в косвенной - третьего лица: Петя рассказал, как онездил к Черному морю.

Обобщения по синтаксическому материалу: пополнение слова­рика грамматических терминов; повторение изучавшихся опреде­лений; моделирование двух разделов грамматики: морфологии и синтаксиса:

 

Состав слова Части речи Предложения
корень, приставка и др. существительное, глагол и др. члены предложения простые и сложные предложения

Такую схему-модель школьники могут составить и подробнее. Продолжение моделирования:

модели простого и сложного предложений, моделирование различных случаев пунктуации и пр.;

составление развернутых сообщений, выступления на тему «Сложное предложение» и т.п.

Исследовательские задания:

анализ конструкций усложненного типа - предложений с двумя-тремя придаточными;

исследование синкретических членов предложения;

объединение двух-трех простых в одно сложное с описанием необходимых изменений.

Лингвистический эксперимент - выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах:

в виде повествования-монолога и рассказа о том же, но в фор­ме вопросо-ответной, диалогической;

в виде рассказа с изменением адресата: в школе на уроке - и дома маленькой сестренке.

Следующий раздел «Методика правописания», в силу его спе­цифики, дается в настоящей книге отдельно, но фактически уроки языковой теории и орфографической практики сплетаются воедино. Очень редко случается урок грамматики, на котором нет правопи­сания, и наоборот. Такое единство особенно важно еще и потому, что методика правописания почти всегда опирается на языковую теорию.

Поэтому оба раздела «Методика изучения языковой теории» и «Методика правописания» завершаются общей главой - «Уроки русского языка (грамматика и орфография)», см. с. 340-351.

Литература к разделу

Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения 1ладших школьников русскому языку. - М., 1978.

Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского, Г.А. Фомиче­вой. -М., 1973.

Бондаренко A.A., Кален чу к М.Л. Формирование навы­ков литературного произношения у младших школьников. - М., 1990.

Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. -., 1983.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М., 1988.

Методы обучения русскому языку: Хрестоматия / Сост. М.Р.Львов.-М., 1996.

Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1975. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. - М., 1986.

Полякова A.B. Русский язык: Учебник для начальных клас­сов.-М., 1997.

Рам заев а Т.Г. Уроки русского языка: Начальные классы. -М., 1993-1997.

Р е п к и н В.В. Русский язык: Учебник для начальных классов. -., 1993-1997.

Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. -., 1984.

Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложени­ем в начальных классах. - М., 1981.


Читайте також:

  1. IV. Работа над связной речью в период обучения грамоте.
  2. Апаратура і методика проведення густинного гамма-гамма-каротажу
  3. Апаратура і методика проведення густинного гамма-гамма-каротажу
  4. Апаратура та методика проведення газометрії свердловин в процесі буріння
  5. Види вправ з лексики й методика їх проведення
  6. Види та жанри образотворчого мистецтва, методика ознайомлення з ними у початковій школі.
  7. Всі люди є рівними перед Богом. 1 сторінка
  8. Всі люди є рівними перед Богом. 2 сторінка
  9. Всі люди є рівними перед Богом. 3 сторінка
  10. Всі люди є рівними перед Богом. 4 сторінка
  11. Всі люди є рівними перед Богом. 5 сторінка
  12. Всі люди є рівними перед Богом. 6 сторінка




Переглядів: 887

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Методика обучения грамматике и правописанию 6 сторінка | Задания для самостоятельной работы

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.021 сек.