МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах
РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ" ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів
Контакти
Тлумачний словник Авто Автоматизація Архітектура Астрономія Аудит Біологія Будівництво Бухгалтерія Винахідництво Виробництво Військова справа Генетика Географія Геологія Господарство Держава Дім Екологія Економетрика Економіка Електроніка Журналістика та ЗМІ Зв'язок Іноземні мови Інформатика Історія Комп'ютери Креслення Кулінарія Культура Лексикологія Література Логіка Маркетинг Математика Машинобудування Медицина Менеджмент Метали і Зварювання Механіка Мистецтво Музика Населення Освіта Охорона безпеки життя Охорона Праці Педагогіка Політика Право Програмування Промисловість Психологія Радіо Регилия Соціологія Спорт Стандартизація Технології Торгівля Туризм Фізика Фізіологія Філософія Фінанси Хімія Юриспунденкция |
|
||||||||||||||||
Методика обучения грамматике и правописанию 7 сторінкаМожно рекомендовать наряду с выводом определения через родовое понятие «мысль», подтверждаемым составлением предложения кем-то из учащихся перед всем классом, еще другой прием: разделение текста на предложения. Предложение при этом будет восприниматься как относительно завершенная составная часть текста. Остальные признаки - те же. Далее изучаются вопросительные, восклицательные, повествовательные предложения (возможно - и побудительные). Анализ и определения этих предложений производятся по следующим критериям: а) цель высказывания: сообщение чего-либо, вопрос, приказ или просьба; б) интонация: сообщения или повествовательная, вопросительная или эмоциональная, восклицательная; в) в предложениях целесообразно выявить также утверждение или отрицание. Следует обратить внимание также и на то, в каких текстах или ситуациях обычно используются предложения изученных типов: например, вопросительные и восклицательные предложения употребляются в диалоге, в разговорах. Деление предложений на распространенные и нераспространенные вводится после знакомства с главными членами предложения, с предикативной группой (термин не дается). Важно, чтобы школьники научились быстро и безошибочно находить предикативную группу в предложении. Знакомство со сложными предложениями, как уже не раз встречалось, можно провести на основе анализа или синтеза (или обоими методами). Анализ: анализируется текст, выделяются предложения, в них главные члены. Вскоре встречается сложное предложение: в нем встречаются две предикативные группы, а возможно, находится и союз. Выделяется одно простое, второе простое, разбираются их значения и состав. Строим схему-модель сначала более общую (два параллелограмма, между ними - соединяющая линия, союз, запятая). И более полную модель, в которой показаны главные и второстепенные члены; и еще более полную - с показом связей между членами предложения. Синтез: составляются два предложения на близкие темы, устанавливается смысловая связь между ними; возможно, оба предложения входят в текст сочинения, например: Пригрело апрельское солнышко. Расцвели голубенькие подснежники. Эти два предложения легко объединить, употребив союз и, поставив запятую; при чтении изменится интонация. После этого упражнения дети составляют сложные предложения сразу, без объединения простых. При синтезе предложений, как и при аналитической методике, полезно выделять главные члены, чтобы не путать сложное предложение с однородными членами: такая ошибка часто допускается школьниками. Школьники подводят итоги: два простых предложения могут быть объединены в одно сложное (или даже три простых); в каждом простом предложении есть свои подлежащее и сказуемое; могут быть еще второстепенные члены; при объединении простых в одно сложное вводится союз и ставится запятая. Формируемые понятия: «речь», «текст», «предложение», «виды предложений», «интонации», «паузы», «сложное предложение», «простое предложение», «знаки препинания» и др. Практические действия учащихся (только новые): анализ: выделение всех предложений из текста, где не расставлены знаки препинания; попытка расстановки знаков пунктуации (точек, вопросительных знаков, запятых и пр.); усложнение предложений вне текста или (и) в тексте, обоснование необходимости введения новых слов (смысловые, коммуникативные цели); составление разнообразных по типам и по тематике предложений, введение их в текст; комментирование построения предложений, их смысла, пунктуации; работа с союзами и, а, но в сложном предложении; работа с союзами когда, где, что, который в сложных предложениях; построение предложений с сочинительными и подчинительными связями; отработка интонаций в устном выразительном чтении и в собственной речи: интонации вопроса, перечислительной интонации, интонации завершенности, восклицательной и пр. Виды обобщения: моделирование отношения между понятиями «речь», «текст», «предложение», «слова - члены предложения»; моделирование связей внутри предложения: главные члены, второстепенные члены предложения; моделирование компонента текста (абзаца), состоящего из предложений; подготовка обобщенных сообщений типа «Типы предложений», «Простое и сложное предложения», «Части речи и члены предложения», «Роль интонации в предложениях разных типов» и т.п.; обобщенное сообщение «Знаки препинания: знаки в конце предложения; когда ставится запятая; знаки в записи прямой речи». Работа над предложением имеет прямой выход в развитие речи учащихся, т.е. в творческую деятельность, поэтому в ее систему следует включать свободное составление текста, поиски наилучшего выражения мысли и чувства. Здесь уместна соревновательность, свобода творчества.
Члены предложения. Словосочетания Первая часть этого заглавия традиционна для начальной школы, но второй части - словосочетания до сих пор в основных программах нет. Между тем, если следовать теории Н.И.Жинкина о механизме речи, построение высказывания начинается с распределения субъектов и предикатов: предложение развертывается от предикативной группы, от нее идут цепи второстепенных членов. Сочетание слов - двигатель речевого механизма. Предложение не просто набор слов, а тесно спаянная система отношений, по преимуществу - подчинительных. Их понимание формируется с помощью вопросов к членам предложения. Вопросы же, как уже было отмечено, опираются на языковое чутье, на понимание смысла высказывания. В этих вопросах и ответах просматриваются цепи словосочетаний. Так, в предложении Коля купил общую тетрадь для записи названий прочитанных книг: Коля купил - предикативная группа; купил что?- купил тетрадь; тетрадь какую?- тетрадь общую; тетрадь для чего? - тетрадь для записи; для записи чего?- для записи названий; названий чего?- названий книг; книг к а к и х? - прочитанных книг. Теперь можно построить схему-модель «глубины» подчинительных связей в предложении. Изобразим это в виде «лесенки»:
Коля купил 1-я позиция
тетрадь
общую Таков путь к пониманию функции словосочетаний. Вторая функция словосочетания - связь синтаксиса с морфологией: в построении словосочетаний используются морфологические формы склонений и спряжений частей речи. Напомним также, что в системе лексической семантики словосочетание нередко выражает расчлененное значение подчиняющего слова: дорога - шоссейная дорога, железная дорога, проселочная дорога. Главные члены предложения легче всего усваиваются в варианте «деятель - действие»: Коля и купил. В старых методиках рекомендовали в затруднительных случаях выделять сначала сказуемое-действие и лишь после этого - субъект действия. Общепринятое определение подлежащего - «то, о чем говорится в предложении» нередко дезориентирует школьника: так, в предложении о Коле дети подлежащим сочли тетрадь, ведь о ней говорится в предложении, к тому же тетрадь отвечает на вопрос что?. Именно тетрадь несет новое сообщение (вспомним актуальное членение предложения: тетрадь в данном случае - рема). Наиболее частая и трудноисправимая ошибка учащихся - смешение грамматического и логического подлежащего: Коле купили тетрадь. Уклониться от разбора подобных примеров (в данном случае подлежащее опущено) удается не всегда. Учитель постепенно расширяет набор вариантов выражения как подлежащего, так и сказуемого: от глагольного сказуемого переходят к именному: Коля - отличник, высок ростом, стал чемпионом. В начальной школе не всегда знакомят детей с определением, дополнением, обстоятельствами, объединяя их под названием «второстепенные члены предложения». Но различия могут быть легко усвоены, дети разграничивают их без особых трудностей. Случаи синкретизма не часты, их можно не подчеркивать (Мальчик спрыгнул в яму - в о что? куда?). Практические работы: параллельный анализ синтаксических и смысловых связей внутри предложения; составление алгоритмов синтаксического анализа; языковой синтез, т.е. составление предложений; распространение нераспространенных предложений и переход к теоретическому осмыслению структуры связей внутри предложения методом моделирования, построения схематического изображения связей между членами предложения; на высших ступенях - определение ступеней подчиненности. Кстати, по глубине подчинительных цепей судят о развитии ума, об объеме оперативной речевой памяти. Однородные члены предложения Возможны три варианта подхода к этому явлению: логический - от перечисления каких-либо предметов, признаков, действий; структурно-синтаксический - члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову; интонационный - на основе особой интонации перечисления. Могут действовать и все три подхода вместе. Первый вариант наиболее подходит (или подводит) к функциональной грамматике. Все три создают благоприятные условия для исследовательской методики, для развития познавательной активности учащихся. Роль союзов также вытекает из названных трех подходов: со- Союзы а и но вносят разделительное и противительное значения. Смысловые связи и пунктуацию школьники усваивают самостоятельно. Если школьникам дается вариант с повторяющимся союзом и, можно предложить методику перестройки предложения: Осенью на рынке - арбузы, дыни, яблоки, груши. - Чего только нет на рынке осенью: и арбузы, и дыни, и яблоки, и груши! Школьники сами делают вывод об усилении экспрессии, выразительности второго варианта. Учителю остается лишь уточнить правило пунктуации и в этом варианте построения однородных членов предложения. А также перейти к понятию «обобщающие слова» (на примерах попроще) с двоеточием перед перечислением. Обобщающие слова следует дать индуктивно, методом наблюдения над готовыми предложениями. Новая конструкция анализируется, затем моделируется. Потом ставится задача: построить такое предложение, в котором был бы назван обобщенный тип предметов, потом перечислены отдельные предметы (или то же с действиями, с признаками). Может оказаться полезной иллюстрация. Используются также диктанты с нормальной разговорной интонацией: пусть дети усвоят звучание, свойственное подобным конструкциям, а также знакам препинания: тире, двоеточию, запятой, точке. Сложные предложения Этот параграф вводится как дополнение к тем кратким рекомендациям, в основном практическим, которые уже были даны, для того варианта программ, в котором сложное предложение выделено как самостоятельная тема. Если школьники уже ознакомлены методами анализа и синтеза со структурой сложного предложения и с некоторыми союзами в нем, то в углубленном изучении основное внимание уделяется двум типам: бессоюзным и предложениям с союзной связью; вторые же разграничиваются как сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Для младших школьников в их собственной речи наиболее характерны бессоюзные сложные предложения с последовательными действиями: Медведица вышла из лесу, за ней выбежали медвежата, они стали купаться и шалить. Строго говоря, это три самостоятельных предложения, в речи устной они связаны интонационно, на письме не разделены точками. Намного труднее бессоюзные сложные предложения с причинными отношениями: Заткни топор за спину: лесничий ходит! Школьникам понятны и такие конструкции с двоеточием: Лес пробуждается: раскрылись листочки на березах, зацвела верба, только дубы стоят черные. Такие конструкции напоминают предложения с однородными членами. Дети сами строят подобные конструкции в сочинениях. При первом знакомстве с сочинительными и подчинительными отношениями между простыми предложениями в составе сложного оказывают помощь союзы и, а, но, а в сложноподчиненных, кроме союзов (союзных слов) что, где, когда, который и пр., - вопросы, омонимичные союзам. Языковой анализ не ограничивается структурой предложений, выясняются значения предложений и семантические отношения между простыми предложениями. Вводятся понятия «придаточные предложения места», «времени», «образа действия», «изъяснительные», «определительные». К концу IV класса учащиеся в своих сочинениях и изложениях употребляют до 18% сложных предложений, которые покрывают до 30% текста. Такая практика требует теоретического осмысления и обоснования. Иными словами, сложное предложение необ-одимо вводить в программу. Прямая и косвенная речь Не менее важно изучить построение и письменное оформление прямой речи. Основой понимания прямой речи служит диалог: необходимо поупражняться в устном ситуативном диалоге, затем найти диалоги в литературно-художественных произведениях, организовать чтение по ролям, проанализировать интонации, обратить внимание на особенности синтаксического построения реплик, наконец, присмотреться к тому, как они оформляются в печатном вариант, а затем - в письменном; какие в том и другом случае используются знаки препинания, как они соотносятся со смыслом и особенно с интонациями. Умение произносить речи персонажей и особенно - умение их записывать необходимо для развития устной и письменной речи учащихся, для сочинений повествовательного характера, где бывает необходима речь действующих лиц. В этом же контексте школьников знакомят с обращением в простейших случаях и со знаками препинания при обращении, следует дать такие варианты: обращение в начале прямой речи, в середине и в ее окончании; обращение, выраженное одним словом или несколькими; обращение, окрашенное эмоционально и выделяемое восклицательным знаком. Существенные трудности вызывает синтаксический анализ прямой речи: в разговоре часто встречаются эллиптические конструкции, односоставные предложения, иногда все высказывание состоит из одного слова - вопроса или ответа. Такие конструкции редко вызывают непонимание, но теоретически они не изучались. Следует обратить внимание учащихся на то, что в разговоре повторы не нужны, поэтому используются неполные, сокращенные предложения. Пунктуационное оформление прямой речи дается по образцам «__________ ?» - «_________ !» - «______ ». Самое трудное - разграничение прямой и косвенной речи (последняя имеет форму сложноподчиненного предложения). Трудность не только в построении, но и в употреблении местоимений: в прямой речи - местоимения первого и второго лица, в косвенной - третьего лица: Петя рассказал, как онездил к Черному морю. Обобщения по синтаксическому материалу: пополнение словарика грамматических терминов; повторение изучавшихся определений; моделирование двух разделов грамматики: морфологии и синтаксиса:
Такую схему-модель школьники могут составить и подробнее. Продолжение моделирования: модели простого и сложного предложений, моделирование различных случаев пунктуации и пр.; составление развернутых сообщений, выступления на тему «Сложное предложение» и т.п. Исследовательские задания: анализ конструкций усложненного типа - предложений с двумя-тремя придаточными; исследование синкретических членов предложения; объединение двух-трех простых в одно сложное с описанием необходимых изменений. Лингвистический эксперимент - выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах: в виде повествования-монолога и рассказа о том же, но в форме вопросо-ответной, диалогической; в виде рассказа с изменением адресата: в школе на уроке - и дома маленькой сестренке. Следующий раздел «Методика правописания», в силу его специфики, дается в настоящей книге отдельно, но фактически уроки языковой теории и орфографической практики сплетаются воедино. Очень редко случается урок грамматики, на котором нет правописания, и наоборот. Такое единство особенно важно еще и потому, что методика правописания почти всегда опирается на языковую теорию. Поэтому оба раздела «Методика изучения языковой теории» и «Методика правописания» завершаются общей главой - «Уроки русского языка (грамматика и орфография)», см. с. 340-351. Литература к разделу Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения 1ладших школьников русскому языку. - М., 1978. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского, Г.А. Фомичевой. -М., 1973. Бондаренко A.A., Кален чу к М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. - М., 1990. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. -., 1983. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М., 1988. Методы обучения русскому языку: Хрестоматия / Сост. М.Р.Львов.-М., 1996. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1975. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. - М., 1986. Полякова A.B. Русский язык: Учебник для начальных классов.-М., 1997. Рам заев а Т.Г. Уроки русского языка: Начальные классы. -М., 1993-1997. Р е п к и н В.В. Русский язык: Учебник для начальных классов. -., 1993-1997. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. -., 1984. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. - М., 1981. Читайте також:
|
|||||||||||||||||
|