Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



ЧТЕНИЕ СКАЗОК

Вкниге для классного чтения включено значительное количество народных и литературных сказок. Очень важно, чтобы учитель начальных классов по достоинству оценил важность жанра в детском чтении. Приведем несколько отрывков из книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям».

«Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.

Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она -творение народа...

Я убедился, что между эстетическими чувствами и словарным богатством речи детей существуют прямая связь. Эстетическое чувство эмоционально окрашивает слово...

Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказки...

Создания сказок — один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития...

Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира — значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить...

В часы вечерних сумерек мои ученики сложили десятки сказок, которые объединены в рукописном сборнике под названием «Сказки вечерних сумерек».

Так велико, по мнению В.А. Сухомлинского, значение сказок в детском чтении.

Уроки чтения сказок о животных, волшебных, бытовых следует строить так, чтобы дети какое-то время «жили» в сказочной обстановке. И не надо разрушать этот условный мир, «пусть в сказке все говорит само за себя» (В.Г.Белинский). И не надо бояться того, что сказка затруднит познание жизни, истинных закономерностей природы: дети прекрасно понимают, что звери и птицы не говорят, что камень не возвращает человеку молодость, что нет Бабы Яги... Но если бы дети не переживали в сказке борьбу добра и зла, не получали бы представлений о правде, чести, красоте, их нравственный мир был бы узок.

При первичном знакомстве учащиеся воспринимают конкретное содержание сказки. В таком же плане проводится беседа аналитического характера. А в заключительной части урока ярко выраженная идея сказки переносится в реальную обстановку: выясняется, не бывает ли так в жизни, чему учит сказка, что понравилось в ней, что в сказке осуждается. При всем этом сказка остается сказкой, а дети обогащаются народной мудростью.

Есть определенная специфика в изучении сказок, обусловленная характерными особенностями сказки как жанра. Сказки имеют необычную композицию: традиционный зачин (жили-были); троекратные повторы с появлением новых действующих лиц; счастливый конец, благополучный исход - справедливость восторжествовала, добро победило зло. В сказке преобладает вымысел (Баба Яга летает в ступе, живет в избушке на курьих ножках); в ней особый, сказочный язык, яркие изобразительные средства, необычная речь героев, сказки сказывают, рассказывают (чаще, чем читают), поэтому они являются благодатным материалом для развития речи: «детское воображение играет, мысль трепещет, глаза загораются, речь течет плавным потоком» (В.А. Сухомлинский).

При желании можно подготовить пересказ - инсценировку изученной на уроке сказки. При подготовке к выполнению этого задания следует обратить внимание на художественность пересказа, на «сказочную» интонацию и на интонацию персонажей.


КОНСПЕКТ ОДНОГО ИЗ ВАРИАНТОВ УРОКА ЧТЕНИЯ СКАЗКИ «ТРИ ДОЧЕРИ»

Тема: татарская народная сказка «Три дочери».

Цель: познакомить с одной из сказок других народов с некоторыми особенностями сказок как жанра; подготовить учащихся к пересказу-инсценировке; раскрыть воспитательную ценность сказки (равнодушие, притворство, ложь наказываются, а добродетель, милосердие вознаграждаются).

Оборудование: книжная выставка - сборники и отдельные издания сказок других народов литературные сказки А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.Н.Толстого, СЯ. Маршака, К.И.Чуковского, Ш.Перро, Г.-Х.Андерсена, братьев Гримм, Д. Родари и др.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

- Внимательно послушайте, что я вам расскажу.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей... Была зима. Шел январь. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу деревья стояли в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетел ветер. Люди сидели в домах и топили печки. В такую пору под вечер мачеха послала падчерицу в лес за цветами - подснежниками... В лесу теперь страшно! А подснежники только в марте появляются. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугробах. Заплакала девочка и пошла...

2. Узнавание сказки по отрывку.

- Что я вам рассказала?

- Сказку.

- Да, это начало сказки СЯ. Маршака «Двенадцать месяцев». Не знаете
ли вы, чем кончилась эта сказка? Что случилось с девочкой? (Дети еще не
читали эту сказку.) Мы прочитаем эту сказку попозже, но вы не волнуйтесь:
ведь все сказки хорошо кончаются. Вам рассказывали сказки дома бабушки,
мамы, в школе читала учительница. Давайте проведем игру-конкурс. «Кто
быстрее вспомнит знакомые сказки на родном и русском языках?». Вот и
книжная выставка вам поможет. (Кратко обобщается результат конкурса.)

- Сказки любят не только дети, но и взрослые. В сказках есть добрые и
злые, умные и глупые, жадные и щедрые, красивые и безобразные. А за что
вы любите сказки?

- В них всегда хороший конец.

- Когда слушаешь - страшно, а в конце - радуешься.

- Сказка интересно слушать, читать и рассказывать.

- Вот сегодня мы с вами будем читать и рассказывать татарскую сказку
«Три дочери».

3. Словарная работа.

- В этой сказке есть новые для вас слова и выражения: работала день и
ночь - это значит: очень много работала; холст — грубая материя из льна,
которую делают дома (ткут, наткать холста); слова черепаха, паук вы
поймете, посмотрев на рисунки - иллюстрации в книге.

4. Чтение или рассказывание сказки учителем. Слушая чтение учителя,
учащиеся улавливают характерный для сказки неторопливый, размеренный
темп, разговорную интонацию персонажей: оттенок хитрости, притворства,
лжи - в словах белочки; доброжелательным тоном читается все, что
относится к младшей дочери: ведь, когда белочка постучалась к ней и она
узнала, что надо поспешить (синоним - торопиться) к больной маме, младшая
дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук (она пекла хлеб) и побежала к
своей маме. О младшей дочери белочка говорит словами с ласкательным
значением.

5. Чтение сказки одним учеником; чтение про себя и выполнении
задания: разделите сказку на часть так, чтобы потом прочитать ее по ролям;
подумайте, с какой интонацией вы будете читать роли белочки, дочерей и от
автора.

6. Чтение по ролям.

7. Беседа по содержанию: каждый читавший роль дочерей дает им
характеристику на основе текста, используя авторские слова.

8. Подведения итога урока.

- Почему белочка наказала старшую и среднюю дочь, а младшую
наградила?

- Какие слова, сказанные белочкой младшей дочери, могут быть добрым
советом для всех? («Приноси же ты всегда людям сладость и радость».)

9. Задание на дом: пять человек будут готовить инсценировку по сказке
«Три дочери»; остальные - пытаться сочинить свою сказку.

По-разному можно подготовить детей к слушанию сказки. Например, на перемене дети играли б снежки, лепили снежные фигурки, радовались первому снегу. Начался урок. Ребята еще не отключились от своих впечатлений.

- Хотите, расскажу сказку про снежную королеву? - говорит учитель.

- Очень!

И таинственным голосом, тихо учитель начинает: «Жила-была...» Сказка - один из любимейших жанров детворы, и общение с ней всегда должно приносить радость учащимся.


Методика чтения стихотворений.

Прежде чем рассматривать особенности методики чтения стихотворений в начальных классах школы, необходимо кратко объяснить, что такое стих. В литературоведении различают две системы художественного строения речи — прозаическую и стихотворную. Л. И. Тимофеевым стих определяется как »особый тип речи, своеобразная выразительная система, существенно отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы».

Каковы существенные признаки стихотворной речи? Л. И. Тимофеев отмечает, что вряд ли можно выделить один какой-либо решающий признак. В качестве такого единственного ведущего признака даже нельзя признать рифму (созвучие концов стихотворных строк), поскольку существуют белые стихи, для которых рифма не характерна.

Для стихотворной речи присущи несколько признаков в их совокупности. Особую значимость для организации стихотворной речи имеет ритм. Ритмическая организация как музыкальных, так и стихотворных произведений характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность в движении. Размеренность, ритмичность стиха создаётся определённым повторением ударных и безударных слогов в строке. Различные системы стихосложения отличаются друг от друга определенным стихотворным размером.

В начальных классах школы учащиеся практически знакомятся с ритмом и рифмой. В процессе наблюдения над стихом учащиеся отмечают, что концы строк произносятся примерно одинаково (иначе говоря, рифмуются).

Л. И. Тимофеев особо подчеркивает такую особенность стихотворной речи, как ее повышенную эмоциональность. «Обращение к стихам, - пишет он, - есть своего рода заявка на эмоционально окрашенную речь. Отсюда и вытекает, по сути дела, главная черта стихотворной речи: постоянство однородной, эмоционально окрашенной интонационной системы в отличие от прозы, где перед нами переменнаяинтонация, где каждая фраза имеет свою, главным образом логически мотивированную интонацию, не повторяющуюся в последующих фразах».

Учитывая эту особенность стихотворной речи, целесообразно обратить внимание младших школьников на то, что в стихотворении поэт выражает свои чувства, переживания, вызванные картинами природы, общественными явлениями, встречей с близкими, дорогими людьми. Одна и та же картина природы у разных поэтов может вызвать разное чувство, и стихи получают разную эмоциональную окраску: радость, грусть, тревогу и т.д.


Методика анализа стихотворений.

Стихотворные произведения (подобно прозаическим) делятся на эпические, лирические и драматические.

В книгах для чтения (2-4 классы) представлены эпические и лирические стихотворения.

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений - образы-персонажи, раскрывая которые автор показывает определённую сторону жизни в тот или иной период. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью. Данное обстоятельство обуславливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа. Однако нельзя забывать, что стихотворному произведению присуща особая художественная форма, отличающая его от прозы.

Примером эпических произведений, помещенных в книгах для чтения, являются такие, как «Разговор с сыном» С. В. Михалкова, «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака, «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовского, «Дедушка Мазай и зайцы» II. А. Некрасова.

Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенности действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Данное произведение допускает деление на относительно законченные части, составление плана, пересказ. Безусловно, выбор методики зависит от конкретного содержания произведения, от его идейно-тематической основы.

В лирических стихотворениях (в отличие от эпических) предметом изображения становятся переживания, чувства человека. Это не означает, что в эпическом стихотворении они отсутствуют, а в лирическом - не изображаются жизненные картины. Нет, и в эпическом, и в лирическом произведениях возможно изображение и того и другого. Своеобразие лирического произведения в том, что переживания, внутренний мир героя -это то центральное, ведущее, что составляет лейтмотив изображаемого. Переживания человека могут бить обусловлены картинами природы, общественными явлениями, политическими событиями, философскими размышлениями о сущности жизни, значении мира и т. п. С учетом тематики жизненного материала, вызвавшего те или иные переживания, в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и др.

В книгах для чтения в начальных классах представлена главным образом пейзажная и социально-политическая лирика.

Процесс изучения пейзажного лирического стихотворения в целом имеет ту же модель, что и любое художественное произведение: ют первичного синтеза (первичного целостного восприятия) к анализу и через него к синтезу более высокого качества (более сложному обобщению). Однако, в отличие от


рассказа или эпического стихотворения, при чтении пейзажной лирики предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц.

Итак, своеобразие анализа стихотворений о природе состоит в создании благоприятных условий для глубоко эстетического восприятия учащимися живописного образа, нарисованного поэтом с помощью художественных средств языка. Живописный образ сложен, как и любой образ. Поэтому на уроке после первичного восприятия стихотворения учащиеся вычленяют составные части образа - его взаимосвязанные компоненты. Яркость первичного целостного восприятия создаётся вопросами следующего характера:

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (Или : Какое
чувство выразил поэт, описывая весну? Докажите).

- Какой вы представили себе черемуху, слушая стихотворение С. Есенина?
( Какой вы представили себе весну, слушая стихотворение И. Бунина? )

На втором этапе работы над стихотворением, для того чтобы учащиеся четко и правильно представили картины, нарисованные поэтом, учитель предлагает им еще раз прочитать текст про себя и рассказать, какие картины они «видят» . учащиеся читают строчки, рисующие одну какую-либо картину, и говорят, что они представили, т. е. учащиеся создают словесную картину, созданную их воображением на основе слов автора.

Полнота пейзажного образа создаётся тем, что, наряду со зрительными компонентами. Сюда органически входят и слуховые и обонятельные. Поэт не только видит природу, по и слышит её, вдыхает запахи леса, сада, цветущей липы, черемухи... . Все это запечатлено в едином поэтическом образе. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику воспринять во взаимодействии все компоненты образа. Поэтому важно не превратить анализ в логический; ему всегда должна быть присуща сильная эмоциональная сторона. Например, прочитано стихотворение А. Фета «Ласточки пропали...», учитель предлагает детям поделиться своими первыми впечатлениями (Какое это стихотворение: радостное или грустное? Почему вы так думаете?). Анализ стихотворения направлен на то, чтобы помочь учащимся увидеть те картины поздней осени, которые видит поэт, услышать то, что он слышит («...ветер злится да стучит в окно», «Словно как с испугу раскричавшись, к югу журавли летят»). Дети читают слова, которыми автор передаёт свае ожидание зимы.

Целенаправленная работа над изобразительными средствами языка является одним из важнейших условия раскрытия эмоционально-образного содержания лирического стихотворения. Практически младшие школьники знакомятся с использованием авторами основных изобразительных средств поэтической речи: эпитетов, сравнений, метафор (в частности, олицетворений).

В процессе анализа стихотворения учитель создаёт для учащихся возможность осознать употребление в тексте вполне определенного слова (не любого, а именно этого,как наиболее точно передающего чувство, отношение, наиболее точно описывающего предмет, и т. д.). Например, И. Бунин в последней части стихотворения « Первый снег» употребил слово «простились», передавая тем самым наше отношение кверенице гусей, летящих над полем, покрытым первым снегом:

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

Вряд ли можно подобрать другой глагол, который оказался бы здесь более удачным. Иногда замена возможна, но, сравнивая слово, употребленное автором, и синоним, учащиеся убеждаются, насколько более точным является авторское слово (например: «Вот дождик брызнул, пыль летит...» Ф. Тютчев. «Весенняя гроза»).

Социально-политическая лирика, так же как живописная, передаёт авторское отношение к окружающему его миру. Своеобразие лирических стихотворений социально-политического плана состоит, прежде всего, в том, что объектомизображения являются общественные события, факты истории, Родина. В процессе анализа выясняется, как, с помощью каких изобразительных средств автор описал то или иное событие, какими словами выразил свои чувства, к чему он призывает в стихотворении. Учащиеся определяют тему и главную мысль стихотворения, учатся читать выразительно.



Читайте також:

  1. Выразительное чтение сказки.
  2. Повторное чтение текста учащимися и работа над текстом.
  3. Подготовительная работа перед чтением текста
  4. ЧТЕНИЕ БАСЕН
  5. Чтение и разбор статьи.




Переглядів: 1457

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
ОСОБЕНОСТИ УРОКОВ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗНЫХ | ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ.

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.008 сек.