Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



ЧТЕНИЕ БАСЕН

Басни И.А.Крылова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского пока занимают очень незначительное место в чтении учащихся начальных национальных школ, вероятно, ввиду трудностей понимания их как произведений аллегорического жанра.

Вместе с тем при правильной организации работы, использовании интересных форм учебной деятельности на уроке чтения басни можно добиться желаемых результатов и в образовательном, и в воспитательном отношении.

Меткость, народность языка, образные выражения, краткие изречения, ставшие пословицами, лаконизм и яркость описаний и многие другие достоинства басни делают ее благодатным материалом для развития образного мышления и обогащения речи учащихся.

Басни помогают бороться с различными пороками людей, воспитывать гражданские, нравственные качества.

Басня имеет свои жанровые особенности - аллегорию, мораль, необычную композицию, особый стиль, язык и др. Поэтому в методике проведения уроков чтения басен есть некоторые особенности, например в определении последовательности работы над басней. По этому вопросу есть разные точки зрения. В школьной практике и в трудах ученых-методистов традиционным стал такой порядок: «восприятие конкретного содержания, раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения, раскрытие аллегории, выяснение главной мысли конкретной части басни - анализ морали».

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УРОКА ОБЪЯСНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ БАСНИ И.А.КРЫЛОВА«ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»

1.Вступительное слово учителя - знакомство в краткой форме с
биографией И.А. Крылова, спецификой содержания басни; беседа о повадках птиц, животных, рыб и других действующих лиц басен, в частности басни «Лебедь, Щука и Рак» (при этом обращается внимание на то, что все действующие лица этой басни - из разных сфер жизни и действуют каждый по-своему). Объяснение слов и отдельных выражений.

2. Чтение басни учителем - первичное знакомство учащихся с
содержанием басни. Повторное чтение одновременно с просмотром
диафильма. Комментирование текста.

 

3. Беседа ориентировочного характера - выяснение, как они ведут себя в
жизни (не в басне), в обычной обстановке.

4. Чтение басни учащимися и анализ конкретного содержания; чтение
про себя с заданием определить границы относительно законченных
отрывков - частей (первая часть - мораль; вторая - «Везти с поклажей воз
взялись»; третья - «Из кожи лезут вон»; четвертая - «Воз и ныне там»).

Коллективно выясняется, с какой интонацией нужно читать каждую часть, где сделать логические паузы (без употребления термина): мораль читается тоном нравоучения, пауза в конце части; вторая часть читается тоном рассказчика-сказочника, медленно, спокойно, логическая пауза после слова взялись; третья - с интонацией недоумения, затем - тоном объяснения причины, логическая пауза после слов в воду; четвертая - сначала с вопросительной интонацией, потом - с повествовательной, тоном огорчения.

5. Ответы на вопросы:

- Почему Лебедь, Щука и Рак не смогли увезти воз? Может быть, они не
стараются?

- Они очень стараются, «из кожи лезут вон».

- Может быть, воз был тяжелый?

- Нет, «поклажа бы для них казалась и легка».

- А в чем же причина того, что «воз и ныне там»?

- Они все двигаются в разные стороны (ответ уточняется по
иллюстрации).

6. Раскрытие аллегории.

7. Выяснение смысла морали.

8. Связь с жизнью: Бывает ли так у людей? Приведите примеры.
Нарисуйте картинку по басне.

9. Заключение учителя.

Другой вариант изучения басни в начальной школе представляет

Л.В. Занков: после чтения сразу предложить вопросы по выяснению основной мысли басни и ее морали. «Уже после того, как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов. И то, и другое становится осмысленным именно после того, как школьниками понята мораль басни. Теперь они действительно могут самостоятельно разобраться в отдельных частях басни. Наполняются истинным значением неповторимые выразительные средства языка Крылова...»



Читайте також:

  1. Выразительное чтение сказки.
  2. Повторное чтение текста учащимися и работа над текстом.
  3. Подготовительная работа перед чтением текста
  4. Чтение и разбор статьи.
  5. ЧТЕНИЕ СКАЗОК




Переглядів: 1387

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ. | Чтение и разбор статьи.

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.003 сек.