МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах
РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ" ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів
Контакти
Тлумачний словник Авто Автоматизація Архітектура Астрономія Аудит Біологія Будівництво Бухгалтерія Винахідництво Виробництво Військова справа Генетика Географія Геологія Господарство Держава Дім Екологія Економетрика Економіка Електроніка Журналістика та ЗМІ Зв'язок Іноземні мови Інформатика Історія Комп'ютери Креслення Кулінарія Культура Лексикологія Література Логіка Маркетинг Математика Машинобудування Медицина Менеджмент Метали і Зварювання Механіка Мистецтво Музика Населення Освіта Охорона безпеки життя Охорона Праці Педагогіка Політика Право Програмування Промисловість Психологія Радіо Регилия Соціологія Спорт Стандартизація Технології Торгівля Туризм Фізика Фізіологія Філософія Фінанси Хімія Юриспунденкция |
|
|||||||||||||||||||
Методика обучения грамматике и правописанию 1 сторінкаВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, другие классики нашей науки всегда подчеркивали роль родного языка в становлении личности школьника, в обогащении его духовного мира. Ушинский писал: «Не условным только звукам учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» (Пед. соч.: В 6 т. - Т. 2. - М., 1988. -СП 1). Нельзя забывать этих изумительных слов великого педагога и сводить уроки русского языка лишь к таблицам, моделям и орфограммам, правилам правописания. На уроках русского языка он должен предстать перед детьми как величайшая ценность, как достояние народа, средство творчества, как средство мышления и выражения тончайших оттенков мысли, богатства чувств, наконец, как стройная система закономерностей и правил, находящихся в состоянии непрерывного развития и обогащения, система, подчиняющаяся общим законам языков мира, всего человечества, лучшее средство умственного развития и самовоспитания. Пути реализации воспитательной функции языка Первая линия воспитательных возможностей - это воспитание ума, развитие мышления, гибкости, последовательности, доказательности, убедительности, формирование умения видеть явления языка в их взаимосвязях, в их развитии и многообразии, т.е. в системе. В этом русле у школьников формируется научное мышление, его диалектический характер, развивается познавательный интерес. Осознание языка, уже в основном усвоенного практически, его «осознательненье», овладение языковой теорией помогают школьникам в овладении механизмами языка и своей речи, т.е. в познании самого себя, чтобы увидеть себя среди людей, осознать как члена общества. Вторая линия - это привитие любви к родному языку, уважения к нему через его эстетическую функцию, через его неисчерпаемые выразительные возможности - поэзию, художественные образы, культурные сокровища, созданные на русском языке, для того, чтобы понять роль русского языка как одного из мировых языков. Любить язык надо не только сердцем, но и умом, надо до тонкостей изучить его. Третья линия - это само содержание текстов, которые используются в системе обучения, в упражнениях, в языковом анализе. Это тексты о картинах природы, о жизни людей. Тексты вводятся в учебники, сборники для изложений, даются в виде хрестоматий, подбираются самим учителем. Они должны быть разнообразны по содержанию, по типам речи, по жанрам, по тематике. Образцовые тексты ценны тем, что они сами собой, без вмешательства учителя, дают нравственный настрой ученику, обогащают его, возбуждают в нем «чувства добрые» (A.C. Пушкин). Лучшие тексты заучиваются, запоминаются, обогащают речь школьника, разнообразят ее. Следует отметить, что в определенный период истории в XX в. отмечалось чрезмерное увлечение идеологизацией выбираемых текстов, что противоречит традициям начальной школы. Не рекомендуется также подвергать языковому анализу тексты высокой поэзии. Четвертая линия -это самовыражение самих учащихся в речи, в сочинении, в письмах, дневниках и пр., особенно в их произведениях высокого уровня самостоятельности, в творческих работах. В работе над собственным языковым, речевым произведением, устным или письменным, актуализируются все знания и умения, накопленные в процессе изучения родного языка. Школьник, в сущности, включается в общественную жизнь, в область культуры, эстетики, социальных отношений. Он приобщается к жизни взрослых, к интересам своего народа, преодолевая инфантильность, формируется его личность. Включение школьника в систему речевой деятельности необычайно расширяет сферу его интересов, пробуждаются дремлющие способности, глубинные, невостребованные силы. В этом смысле велика роль конкурсов, олимпиад, утренников, исследований топонимики, диалектов, древних памятников, издания газет и школьных журналов, кружков русского языка, переписки с другими школами, радио- и телепередач, школьного театра... Пятая линия воспитания - это выбор методов учебного труда и организационных форм; на этом пути формируются такие личностные качества человека, как его активность или пассивность, трудолюбие или леность, умение организовать свой труд и доводить его до поставленной цели или разгильдяйство, умение мыслить логично, оригинально, самостоятельно или шаблонно, стандартно, увлеченность познанием или безразличие, желание и умение помочь другу или равнодушие, стремление к лидерству или безынициативность... Во «Введении» уже отмечалась современная тенденция развивающего обучения. Добавим к этому тенденцию «сотрудничества» обучаемой и обучающей сторон, т.е. учителя и учеников, характерную для русской педагогики и в прошлом (Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский). Если на каждом уроке школьник активно работает, идет по пути самостоятельного познания науки о языке (как и других наук), то и в процессе обучения складываются и закрепляются соответствующие черты. И наоборот: безделье порождает бездельника. Наконец, велика воспитательная функция культуры речи самого ученика - в содержании и оформлении его речи, в построении фразы, во владении дикцией, интонациями, особенно - в знании и соблюдении норм литературного языка. Ибо о культурном уровне и воспитанности человека легче всего судить по его устной и письменной речи (и чаще всего - безошибочно). Формирование языковых понятий Основой усвоения любой теории (впрочем, и ее практических аспектов) являются понятия этой науки. Какие же понятия необходимы для изучения языковой теории? Отбор языковых понятий -это одна из главных задач методики. Языковых понятий в начальной школе насчитывается более 120, а именно: общеязыковые и речеведческие понятия: общение, язык, речь, слово, высказывание, предложение, текст, устная речь, письменная речь, чтение, письмо, значение слова и др.; фонетические понятия: звук речи, слог, ударение, гласный звук, согласный, звонкий согласный, глухой согласный, твердый согласный или мягкий, безударный слог (или гласный), пауза, голос, произношение, громко, тихо и мн. др.; понятия графики: буква, строчная и заглавная буква, точка, запятая, вопросительный знак и пр.; грамматические: часть речи, имя существительное, глагол, предлог, склонение, члены предложения, сложное и простое предложения и пр.; морфемики и словообразования: корень слова, приставка, основа слова, родственные слова и др.; лексические: синонимы, антонимы, переносное значение слова, устаревшие слова, многозначность слова и пр.; понятия теории речи и риторики: адресат речи, диалог, спор, обсуждение, сочинение, письмо, красноречие, оратор, речевой этикет и др. Понятие - это форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов, явлений. Любое понятие проходит длительный путь формирования, в процессе которого выделяются этапы. Первый этап - эмпирический. Он предполагает наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта, выделение одних и тех же признаков в разных вариантах, ситуациях, связях, осмысление этих признаков, отбор тех, которые оказываются существенными, т.е. повторяются и отличают исследуемый предмет от других предметов. Так, в процессе чтения и анализа слов учащиеся I класса группируют слова по их значению: в одну группу они включают названия предметов, веществ, явлений: стол, соловей, песок, ветер. Экспериментируя, они учатся помнить вопросы к таким словам: кто? что? В дальнейшем они обнаруживают у слов этого класса не только сходство значений - предметность, но и другие общие для них свойства: способность изменяться по числам (стол - столы), изменять при этом форму (звуки/буквы на конце слова), способность в речи связываться с другими словами-действиями (соловей поет) или со словами-признаками (желтый песок). Школьники постепенно привыкают к связям между формой слова и его значением. Они в своей языковой практике, т.е. в речи, пользуются этими словами безошибочно, на основе того языкового чутья, которое выработалось неосознанно в процессе пользования языком еще в дошкольном возрасте, на основе восприятия речи, на основе аналогий формы и значения и их неосознанных обобщений. Постепенно происходит осознание, осмысление языковых правил, ранее применявшихся в речевой практике ребенка чисто практически. Продолжительность эмпирического этапа - этапа накопления наблюдений - неодинакова для разных понятий, но в данном примере с именами существительными - не менее года: наблюдения накапливаются постепенно, на фоне других занятий. В данном случае этот этап совпадает с обычным курсом первого класса. Второй этап - теоретический: он предполагает введение термина, а во многих случаях и определения понятия, дефиниции. Столь важное понятие, как «имя существительное», во всех учебниках русского языка предусматривает и термин, и определение. Термин существительное вводится догматически, так как состав этого слова слабо ассоциируется с функцией этой части речи. Можно лишь обратить внимание учащихся на то, что обобщает слова, обозначающие существующие предметы. В некоторых других терминах содержится более четкое указание на функцию языкового явления: местоимение - употребляется вместо имени, союз - соединяет слова или предложения, окончание - конечная морфема. Определение понятия может быть описательным, функциональным и структурно-логическим. Слова с одним и тем же корнем называются родственными (однокоренными) - описательное. Функциональное содержит указание на роль, выполняемую в речи данной языковой единицей: Союз служит для связи слов или предложений - и даются примеры; Для указания на время действия глагол может изменяться по временам, имеет формы прошедшего, настоящего и будущего времени - и обязательно примеры.
Определения такого типа обычно ограничиваются 2-3 признаками. Третий этап - дальнейшее углубление понятия, обогащение его новыми признаками, применение понятия в практических действиях. Новых признаков может оказаться много (теоретически этот этап не имеет предела). Так, в нашем примере понятие «имя существительное», помимо трех названных признаков, приобретает новые: значения падежных форм, предложное управление, три типа склонения (в вузовском курсе грамматики -5 типов склонения), способность в предложении выполнять роль подлежащего и т.д. Роль практики в углублении понятия: использование имен существительных в речи, изменение форм, словообразование имен существительных, синонимия и антонимия существительных и мн. др. Нельзя забывать, что понятие - это абстракция, практика же всегда конкретна, поэтому практика не составляет новой ступени в формировании понятия. Само понятие рождается из конкретного факта путем его обобщения. Языковые понятия имеют высокую степень абстрагирования, являются абстракциями двух степеней: языковые понятия строятся на основе слов, но и сами слова тоже являются абстракциями по отношению к реалиям, к денотатам. Так, в слове стол обобщеные признаки, свойства миллионов столов самых разнообразных видов и назначений. Такой природой языковых понятий объясняются трудности их усвоения учащимися. В этом смысле грамматика сродни математике. Остается ввести понятие «степень сформированности понятия». Так, многие понятия уже в начальной школе проходят все три ana формирования: таковы понятия «предложение», «имя существительное», «суффикс», «глагол» и мн. др. Есть понятия, прошедшие лишь два этапа: «наречие». Изучение таких явлений языка ограничивается лишь общим знакомством. Есть, наконец, понятия, которые в начальной школе находятся лишь на первом этапе формирования: накапливается число наблюдений соответствующего явления в упражнениях. Примером может служить понятие «вид глагола». По-видимому, ни в один учебник начальной школы эта тема не введена. Между тем, младший школьник выполняет по меньшей мере два вида практических действий. Первый: соотношение временных форм глагола с его инфинитивом: бегу - бежать, бегаю - бегать; второй: употребление видовой пары в речи: Бежал, но не добежал. Практикуется также словообразование: бежать - убежать, прибежать, забежать, перебежать и пр. Изучение закономерностей и структуры языка Нужно, чтобы у детей языковые знания складывались не в виде разрозненных фрагментов, а в системе. У них должно быть сформировано научное представление об уровнях языковой системы, о ее внутренних связях, о функционировании этой системы, о языковой прагматике. Язык - это уровневая система: произносительный уровень: звуки речи, слог, ударение, фонемы, их сильные и слабые позиции, интонации и пр.; морфемный уровень - основа слова, корень, суффикс, префикс; лексический уровень - слова, их значения (семантика), оттенки значения, группы слов по значению, по стилевой принадлежности и пр.; морфологический уровень (грамматика) - классификация слов по функциональному признаку, по формально-грамматическим признакам, изменения форм слов для выражения смысла речи и пр.; синтаксический уровень (грамматика) - сочетания слов, средства их связей, предложения, их типы, осложняющие конструкции и пр.; уровень текста или связной речи - построение компонентов речи, по объему превышающих предложение. Таков уровневый, структурный подход к языку. Изучаться язык должен во взаимодействии всех этих уровней. Но, как известно, язык «оживает», начинает работать только в речевой деятельности, в письменном или устном варианте. Следовательно, закономерности языка, механизмы его действия не могут быть усвоены без понимания функций его единиц и конструкций, каждой грамматической категории и формы. Иными словами, нужен функциональный подход к языку. Он помогает школьникам понять целесообразность каждого из уровней языка и необходимость графики, орфографии для письменного варианта речи, а также развитого голоса, хорошей дикции для устного общения и мн. др. Системно-структурный и функционально-семантический подходы необходимы для того, чтобы выбрать целесообразный порядок, нужную последовательность. Уровни языка изучаются параллельно: без знания фонетики (и основ фонологии) невозможно усвоить графику и орфографию, без понимания синтаксиса трудно понять морфологию, без морфемики - словообразование и ту же орфографию. Выбор слова зависит от содержания речи, пунктуация - от структуры предложения, от интонации... Каждая новая языковая единица или форма обосновывается через ее функцию. Так, знакомство с местоимением дается через замену повторяющегося слова, через устранение повтора в тексте: Мальчики пошли в лес. Грибов мальчики не нашли, зато видели зайца и белочку. Дети сами исправляют: Грибов они не нашли. Так школьники осознают простейшую функцию личных местоимений. Подобным же образом дети усваивают функцию категории числа у разных частей речи, творительного падежа имен существительных, функцию приставки и суффикса в образовании новых слов, личной формы глагола для передачи ситуации, в которой действуют люди, и мн. др. И системный, и функциональный подходы в изучении форм и закономерностей языка обеспечивают развитие мышления школьников через природу и свойства самого языка. Язык сам воспитывает школьника умственно, развивает его мышление, на что указывали Л.В.Щерба, В.А.Добромыслов. Близок к функциональному и коммуникативный подход к изучаемому языку. Согласно этому подходу любое языковое явление следует рассматривать сквозь призму коммуникативной целесообразности. В сущности, этот подход не так уж нов: еще Ф.И.Буслаев предложил методику изучения языка на основе изучения литературных текстов. Сегодня коммуникативный подход предполагает изучать любое языковое явление не само по себе, не только внутри языковой структуры, но в ситуациях коммуникации, в речи, в тексте, не только понять сущность изучаемого явления, но и употребить соответствующую языковую форму в собственной речи, изучить ее употребление и другими авторами - мастерами слова. Современный подход требует также изучения р е зультата применения этой формы, чтобы оценить ее информационную и выразительную силу. Это «обратная связь» в общении. Углубленное изучение русского языка Современное разноуровневое образование выдвинуло задачу усиленного, дополненного языкового образования; эта идея не исключает и начальных классов в гимназиях, школах гуманитарного направления, а иногда - и в обычных школах. Создаются специальные программы и учебники, пособия. Цели углубленного изучения языка: а) подготовить учащихся начальных классов к обучению в б) заронить интерес к филологии, к искусству слова, привить в) заронить первые зерна будущей профессиональной информации - о работе журналиста, редактора, переводчика, актера, К сожалению, имеющиеся программы углубленного изучения русского языка в начальных классах нацелены в основном на первую задачу. Углубленное изучение языка понимается как усложнение программы, введение новых тем по грамматике, которых нет в обычных программах. Так, вводятся темы «Имя числительное», «Наречие», «Причастия» и т.п., изучение глагола дополняется понятиями «залог», «наклонение»; расширяется тема «Склонение имен существительных»; вводятся основы словообразования, лексикологические понятия, знакомство с фразеологией... Нельзя отрицать, такие дополнения полезны, но носят как бы количественный характер. Хотя цель углубленного изучения языка может быть не только количественная, но и качественная: углубленное проникновение в семантику, многозначность лексики, в смысл текста; исследование словообразования, обращение к доступным средствам этимологии; обращение к истории языка, к межъязыковым сопоставлениям; обращение к школьной (учебной) и «взрослой» лексикографии, работа со словарями; совершенствование культуры речи учащихся, их мастерства в передаче мысли в тексте. Новое качество изучения русского языка внесет и исследовательская деятельность: изучение говоров, топонимики. В этом углубленное изучение языка смыкается с внеклассной работой: с кружками языковыми, литературными, театральными, с клубами путешественников, с организацией конкурсов, с изданием журналов и т.п. Углубленное изучение языка опирается на интересы и способности учащихся, их общую культуру. Здесь начинает работать особая область педагогики - «проблемы одаренных детей», причем одаренность рассматривается не как некое постоянное, природой данное качество, а как общее развитие, устойчивые интересы, нестандартное мышление, высокая обучаемость, стремление к лидерству, активность, умение преодолевать трудности, высокая мотивация учения. Развивающая роль теории языка Изучение языковой теории выполняет три функции: во-первых, это ее информационная роль, т.е. посредством ее изучения школьники приобретают систему знаний о языке людей; во-вторых, учащиеся развивают свои мыслительные, интеллектуальные возможности, формируют абстрактное мышление, овладевают мыслительными операциями, моделированием, рассуждением и доказательством; в-третьих, формируется правильное соотношение теоретического и практического в языке, в речевой деятельности. И несмотря на то что в языковом развитии ребенка практика во многом опережает теорию, последняя упорядочивает практику, поднимает ее на новую, более высокую ступень. В практическом отношении языковая теория служит основой всех разделов курса русского языка. На произносительном уровне она обеспечивает норму литературного произношения, дает опору в усвоении графики, орфографии, дикции, орфоэпии, механизмов письма и чтения, методики звукобуквенного анализа и пр. Морфемика и теория словообразования обеспечивают решение самых трудных грамматико-орфографических задач. Даже небольшой объем знаний учащихся из области лексикологии и фразеологии помогает в семантике, в механизмах выбора слова, в толковании слов и фразеологических единиц, способствует анализу. На морфологическом уровне обеспечивается проверка орфограмм: большинство алгоритмов в орфографии строится на морфологической основе. Теория речи и лингвистика текста обеспечивают правильность построения речи, выработку механизмов говорения, аудирования, письма и чтения, внутренней подготовки предстоящего высказывания. Весь комплекс теоретических знаний по языку подготавливает школьника к редактированию собственного текста, его анализу и оценке. Огромное значение теория языка имеет в развитии методики его преподавания: от решения вопроса о правильном соотношении теории и практики в школьном курсе - до составления упражнений для школьников.
Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Методы обучения - категория дидактическая; методика русского языка использует их, интерпретирует с позиций своего предмета, а также разрабатывает и вводит свои, обусловленные свойствами предмета «Русский язык». Метод предполагает: а) определение цели обучения: от этого зависит вся система б) определение способа преподнесения материала учащимся; в) характер взаимодействия учителя и учащихся; г) определение характера оценки усвоения, предложение критериев. Он представляет собой систему деятельности субъектов учебного процесса, совокупность приемов, подчиненных общей установке. Во «Введении» автор уже обращался к методам - к одной из их классификаций, построенной на постепенном возрастании познавательной активности и самостоятельности учащихся. Но могут быть выбраны и другие основания для типологии методов, например по этапам учебного процесса. Тогда будут выделены такие группы методов: методы, применяемые на этапе мотивации и стимулирования; методы, применяемые на этапе усвоения нового материала; методы закрепления; методы контроля и оценки и др. Выделяют также методы практические и теоретические; методы, применяемые лишь в одном из разделов курса, например: методы обучения правописанию, чтению, методы развития речи... Теория методов обучения упорядочивает деятельность учителя и учащихся, дает надежную основу для практических разработок, технологий. Языковой анализ как метод В изучении языковой теории этому методу принадлежит важнейшее место: его сущность - дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого проникновения в сущность явлений. Вслед за анализом, как правило, следует синтез, который вновь соединяет расчлененное, - это обобщение, вершина познавательного процесса. Языковой анализ имеет следующие виды (начинаем от крупнейших единиц - от текста): языковой анализ текста; синтаксический анализ (в пределах предложения); морфологический анализ (части речи, их формы): морфемный анализ (состав слова); словообразовательный анализ; анализ или характеристика лексики; фонетический анализ (фонемы, звуки, буквы, слоги, ударения); элементы стилистического анализа, оценки культуры речи, анализа красноречия, требований риторики. Для устной речи -характеристика дикции, артикуляции, интонаций и пр. С точки зрения методической, огромное преимущество видов языкового анализа - в их совокупности, что позволяет держать в активизированном состоянии весь объем языковых знаний и умений учащегося, постоянно воспроизводить и выверять их. В этом смысле языковой анализ может быть отнесен не только к этапу закрепления знаний и тренинга, но и к подготовке новой темы. В ходе анализа ученик обнаруживает что-то новое для себя, возникает необходимость разобраться в этом новом. Анализ используется и в других сопоставимых методах, например в эвристическом. Каждый вид языкового анализа имеет свой порядок - род алгоритма. Например, последовательность морфологического разбора такова: определить, к какой части речи относится разбираемое слово; назвать его в его исходной форме; назвать постоянные признаки слова как части речи; определить его форму: падеж, число для имен существительных, время, лицо, число для глагола и т.п.; указать окончание и основу; определить морфемный состав основы; указать связи разбираемого слова в предложении и его синтаксическую функцию; возможно: указать в слове орфограммы и объяснить способ их проверки. Порядок синтаксического анализа предложения: прочитать предложение с необходимыми интонациями; указать, простое оно или сложное; если сложное - с союзами или без; если простое: функциональный тип, интонационный тип, распространенное или нет, и т.п.; главные члены: последовательность разбора членов предложения по синтаксическим связям между ними; возможно: какой частью речи выражен каждый член предложения; осложняющие структуры: однородные члены предложения и пр.; объяснение знаков препинания (посредством структуры предложения, по интонации и смыслу). Порядок лингвистического анализа текста (его компонента - абзаца, сложного синтаксического целого): прочитать данный компонент текста; сказать, из какого произведения взят отрывок, кратко - его содержание; указать на его относительную законченность, самостоятельность; указать количество предложений в отрывке, выделить каждое предложение; охарактеризовать связи между предложениями: смысловую, союзную, местоименную, с помощью повторов слов и пр.; указать соотнесенность глагольного времени в предложениях; лексические характеристики; прямую речь, если есть (как она построена); возможно: знаки препинания. Порядок характеристики слова как лексической единицы: семантический аспект; значение слова, его толкование (возможно использование толкового словаря); если слово многозначно -толкование нескольких значений; подбор синонимов к слову, возможно - антонимов; возможно: оттенки значения слова, его эмоциональные окраски, сферы уместного употребления; возможно: переносное значение в данном тексте; какая часть речи; морфемный состав; возможно: объяснение словообразования. Порядок фонетического анализа: произнесение слова; выделение звуков в слове, их количество; соотнесение звукового и буквенного состава слова; объяснение всех случаев несовпадения буквы и звука; указание слабых позиций фонем (если изучался этот материал); характеристика звуков: гласные - согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие и пр.; слогоделение, ударяемые и безударные слоги; ударение; возможно: транскрибирование; указание орфограмм и способа их проверки. По традиции языковой анализ в школе обычно называют «грамматическим разбором»; следует, однако, постепенно переходить на терминологию более высокого уровня научности. Языковой анализ используется в следующих вариантах: полный и неполный, с различной степенью «сжатия»; устный и письменный, последний нередко содержит элементы графические -условное подчеркивание, построение таблиц, схем, моделей и пр. Языковой анализ может использоваться и в контрольных целях. Анализ органически связан с синтезом; однако в языковых упражнениях анализ идет впереди синтеза. Метод конструирования В учебных целях синтез чаще всего используется как конструирование. Виды учебного языкового конструирования: сложение слов, синтез звуковой: построение слов (фонетических) из сочетаний звуков; то же в буквенном, письменном варианте: сложение слов из букв и их сочетаний (на наборном полотне или письменно); образование слов из данных или подбираемых морфем; составление гнезд родственных слов (однокорневых); образование форм слов - их склонение, спряжение, образование форм рода, числа и пр.; образование словосочетаний различных типов, с предлогами и без; составление предложений различных типов: простых, сложных, с союзной связью и пр.; наконец, составление (конструирование) текстов различных типов: повествования, описания, сравнительного описания и мн. др. В конструировании широко используются модели - описательные и графические, а также образцы, обычно - в такой связи:
Более подробно языковой синтез будет показан в разделе данной книги, посвященном развитию речи учащихся, речевым упражнениям, их самостоятельным сочинениям. Сравнительно-исторический метод Этот метод, высоко оцененный Ф.И. Буслаевым, имеет два варианта: сравнение родного (современного) языка с различными ступенями его истории - славянскими, древнерусскими - и сравнение современного русского языка, родного для учащихся, с изучаемыми языками (английским, французским, испанским, немецким и пр.). Читайте також:
|
||||||||||||||||||||
|