Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Задачи современного урока чтения

Все сказанное позволяет назвать задачи современного урока чтения:

Совершенствование навыка чтения: целенаправленная рабо­та над правильностью, беглостью, сознательностью и вырази­тельностью чтения.

Формирование читательских умений по работе с текстом; активизация «вдумчивого чтения», т.е. умения думать над произ­ведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения.

Проведение литературоведческой пропедевтики и формиро­вание первоначальных литературоведческих знаний.

4. Обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей.

Формирование у детей современного мироощущения и ми­ровоззрения, не противоречащего научным достижениям в раз­ных областях знания.

Развитие речи и формирование читательской самостоятель­ности, образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения детей.

Типология уроков чтения

Уроки чтения могут различаться по многим параметрам:

· по учебной задаче;

· по ведущей деятельности учащихся;

· по типу учебного материала.

Современный урок чтения обладает, с одной стороны, обяза­тельными компонентами, так как он строится на определенном учебном материале, воплощает собой конкретный замысел учите­ля, учитывает психологические особенности детей, с другой сто­роны, ему присущи гибкость и подвижность структурных элемен­тов, потому что он пронизан импровизацией учителя, чутко реа­гирующего на читательские впечатления детей, на их высказыва­ния и предложенные версии прочитанного текста.

Наиболее жесткой структурой обладает урок чтения и коллективного анализа художественного произведения. Он состоит из таких этапов:

Подготовка к восприятию текста.

Первичное восприятие текста.

Проверка первичного восприятия текста.

Чтение и анализ произведения.

Обобщение.

Перечитывание произведения с новой читательской целью.

Творческая работа учащихся по следам прочитанного. Такой урок принято называть комбинированным, так

как он включает в себя комбинацию трех главных этапов чтения и обдумывания произведения: первичный синтез - ана­лиз - вторичный синтез.

Если учебным материалом является крупнообъемное произведе­ние, то работа над ним может быть построена по двум вариантам:

1-й вариант - произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке (т.е. каждый урок по произведению включает в себя все этапы работы);

2-й вариант - проводятся 3 (или 2) урока:

первый - знакомство с произведением (подготовительная работа, первичное восприятие, проверка первичного восприятия);

второй -анализ произведения (чтение и анализ по логически законченным частям, включающий уяснение фактического уровня произведения, осознание его идейной направленности и осмысле­ние собственного отношения к читаемому);

третий - обобщающий урок по произведению (общие вы­воды, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного).

Как видим, уроки могут различаться учебными задачами, но ведущей деятельностью учащихся на таких уроках неизменно ос­таются чтение и анализ произведения. Таким образом, на уроках чтения решаются основные проблемы начального обучения - со­вершенствование навыка чтения и работа над пониманием прочи­танного. Учебным материалом в этом случае является текст лите­ратурного произведения.

Слушание художественного произведения будет ведущей дея­тельностью урока другого типа - урока просто чтения, кото­рый должен включать такие компоненты:

· чтение вслух произведения взрослым (учителем);

· беседа о прочитанном;

· свободные высказывания детей; размышления о прочитанном; совместные переживания и выводы.

Во многих современных системах обучения предусмотрен спе­циальный урок, на котором идет работа с целостным литератур­ным произведением, при этом внимание акцентируется на его структуре, детьми осваиваются приемы работы, позволяющие проникать в художественный мир произведения через его форму. На таком уроке дети получают литературоведческие сведения, наблюдают существенные признаки литературоведческих поня­тий, учатся применять литературоведческие понятия как средства прочтения художественного произведения. Например, по про­грамме Л.Е.Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко «Азбука словесного искусства» такой урок - урок литературы - сначала прово­дится 1 раз в неделю наряду с традиционным уроком чтения по любой существующей программе, затем 2 раза в неделю, и посте­пенно к последнему классу начальной школы уроки чтения заме­щаются уроками литературы. Такой тип урока, который предпо­лагает применение приемов всестороннего освоения литературно­го произведения, есть и в системе О.В.Джежелей «Чтение и лите­ратура» (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4). - М., 1998).

В современных системах обучения чтению учебный материал в хрестоматиях часто группируется по тематическому принципу (см., например: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Кли­ма н о в а Л.Ф. Родная речь. - Кн.]. - М., 1992: «О братьях наших меньших», «Люблю природу русскую», «Я и мои друзья»). В та­ком случае в завершение чтения по теме проводится обоб­щающий урок, главная идея которого - обобщить читатель­ские представления, подвести итог: какие писатели пишут на эту тему, какие жанры читали в этом разделе, в каких книгах можно найти произведения по этой теме. На уроке, обобщающем тему, учитель должен предстать перед детьми как квалифицированный читатель и расширить читательский кругозор ребенка, предъявив ему по теме или новое произведение знакомого автора, или ново­го автора, пишущего на эту тему, или новый жанр, раскрываю­щий эту тему, или познакомить с новым аспектом темы.

Учебный материал - детская книга станет определяющим фак­тором для такого типа урока, как внеклассное чтение (или урока работы с детской к н и г о й). О структуре таких уроков сказано в главе 7 «Работа с детской книгой».

Творческая деятельность детей по поводу прочитанного может стать компонентом любого типа урока. Однако в некоторых сис­темах обучения для этого вида деятельности предназначен от­дельный урок - урок творчества. Например, по программе О.В. Джежелей проводится урок, основная цель которого - реали­зация творческих возможностей учащихся, а в системе Г.Н.Кудиной и З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла» - урок, на котором дети работают в позиции «автора».

Понятно, что структура таких уроков не будет жесткой, однако и они должны включать в себя определенные компоненты: поста­новку творческой задачи, непосредственную творческую деятель­ность детей, коллективное обсуждение ее результатов, отбор удачных детских произведений для журнала, стенной газеты, сборника.

На таком уроке может быть проведен конкурс чтецов, устроена выставка поделок, разыгран спектакль для родителей и учеников школы.

Подготовка учителя к уроку чтения

При подготовке к уроку учитель в первую очередь должен поду­мать о возрасте детей, об уровне сформированное их навыка чте­ния и читательских умений, об индивидуальных особенностях уче­ников класса. Затем следует для себя установить место урока в раз­деле, соотнести конкретный урок с тем, что читали дети по этой теме в предыдущем классе и что будут читать в следующем, учесть их читательский опыт, приобретенный на уроках внеклассного чте­ния, а также вне школы. Современный учитель начальных классов в практике сталкивается с разной степенью начитанности учеников и разным уровнем их читательских умений. Разрабатывая урок чте­ния, следует продумывать задания как для детей с высокой чита­тельской подготовкой, так и для тех, кто учится читательской дея­тельности в классе. На уроке «просто чтения» разговор следует на­чать с высказываний тех детей, читательский опыт которых незна­чителен. В этом случае учитель сможет поддержать их эмоциональную реакцию, прояснить в ходе обсуждения первичные читательские впечатления, помочь убедиться в правильности воспри­ятия произведения. На уроке анализа целесообразнее в первую оче­редь обращаться к более квалифицированным читателям. Такие дети зададут определенный уровень анализа текста, продемон­стрируют образец обдумывания прочитанного, их ответы станут опорой для общих выводов по произведению. Необходимо учиты­вать, что те дети, которым много читали в дошкольном детстве, обладают развитой интуицией, они быстрее замечают и эстетически переживают соответствие формы и содержания. Поэтому им целе­сообразнее задавать вопросы о форме произведения, в то время как к другим детям уместнее обращаться с вопросами по содержанию.

Готовясь к предстоящему уроку, учитель должен принять во вни­мание сформированность навыка чтения у детей. Каждый из учени­ков класса, независимо от уровня владения навыком чтения, дол­жен читать вслух на уроке, поэтому учителю нужно заранее опреде­лить, какой отрывок текста кто из детей будет читать. При этом следует ориентироваться на широкий круг факторов: о какой исто­рической эпохе идет речь в произведении, насыщен или нет текст незнакомыми словами, есть ли в нем сложные синтаксические кон­струкции, знаком ли автор и его стиль читателям, интересна ли де­тям тема и т.д. и т.п. Однако главным фактором урока является са­мо художественное произведение, которое предстоит читать.

Центром подготовки учителя к уроку чтения должен стать литературоведческий анализ художественного произведения. При этом учитель определяет тему, родожанровую разновидность произведе­ния. Если предстоит читать эпическое произведение, выявляет сюжет, соотносит развитие сюжета с композиционным строем, составляет характеристику основных действующих лиц. Если перед ним поэ­тический текст, учитель анализирует его структурные основы: стро­фу, ритм, рифму; разбирается в сущности авторского художест­венного мира, в мировосприятии лирического героя, его пережи­ваниях и чувствах. После анализа изобразительно-выразительных средств языка учитель должен подумать, на какие формальные ком­поненты следует обратить внимание детей при работе с текстом в классе. Только в результате литературоведческого анализа могут быть определены идея произведения и его воспитательное значение. После этого учителю нужно познакомиться с методическим аппара­том, помещенным к тексту в хрестоматии, а также с методическими указаниями в пособиях для учителя и других изданиях, чтобы иметь представление о том, как рекомендуют работать над произведением авторы учебника и какой опыт накоплен другими учителями. Опре­деляя логику урока, учитель продумывает ведущие методические приемы для каждого этапа урока, использование наглядных пособий, ТСО, виды заданий по развитию речи детей, возможные межпред­метные связи. Итогом такой деятельности учителя станет разработка и проведение конкретного урока чтения.

Литература к разделу

Абакумов СИ. Творческое чтение. - М., 1925.

Балталон Ц.П. Воспитательное чтение как основа препода­вания русского языка в семье и школе. -М., 1901.

Бархин К.Б. Методика тихого чтения в связи с задачами по развитию речи. - М., 1930.

Глоцер В. Дети пишут стихи. - М., 1964.

Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению млад­ших школьников. - М., 1981.

Горецкий В.Г. и др. Уроки литературного чтения по учеб­никам «Родная речь»: Кн. 1,2,3; Книга для учителя. - М., 1995.

Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Когда книга учит. - М., 1988.

Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. -М., 1953.

Ельницкий К.В. Методика начального обучения отечест­венному языку. - СПб., 1878.

Кореневский Е.И. Объяснительное чтение в русской школе (1860-1917) //АПН РСФСР.-Вып. 27.-М., 1950.

Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М., 1994.

Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М., 1972.

Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - М., 1997.

Острогорский А.Я. Живое слово. - Пг., 1918.

Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (I-IV).-М., 1998.

Светловская H.H. Методика внеклассного чтения. - М., 1977.

Светловская H.H., Пичеоол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. - М., 1999

Ст о ю н и н В.Я. О преподавании русской литературы. - СПб.. 1864.

Шер е м ет е в с к и и В.П. Слово в защиту «живого слова» в связи с вопросом об объяснительном чтении // Соч. - М., 1897.

Чуковский К.И. От двух до пяти. - М., 1970.

Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков, Е.А.Шкловский. - М., 1998.

Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М., 1964.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Вопросы

І. Из каких действий складывается чтение как вид речевой деятельности?

Как в современной методической науке определяется навык чтения и его компоненты?

Что предполагает сознательное прочтение художественного произведения?

В чем состоят психологические особенности восприятия ху­дожественного произведения младшими школьниками?

Какие литературоведческие основы определяют методику ра­бот над художественным произведением в начальных классах?

II. 1. Какие три этапа выделяются в процессе формирования навыка чтения?

Какие условия работы над выразительным чтением должны быть соблюдены, чтобы ученики достигли результата в этой дея­тельности?

Какие условия должны быть приняты во внимание при от­боре методических приемов на каждый этап урока?

 

В чем состоят проблемы современного урока чтения?

От чего зависит структура уроков чтения?

III. 1. Какие основные учебные задачи должны быть решены на
уроке чтения в современной школе?

2.Что такое «партитура чтения»? Когда и зачем она составля­ется в классе на уроке?

3.В чем состоит отличие художественного произведения от научно-художественного, научно-познавательного и публицистического?

4.Что следует понимать под формой художественного произ­ведения?

5. Какие пути работы над крупнообъемным произведением
предлагает современная методика?

Задания

1. 1. Проведите литературоведческий анализ художественных
произведений из учебного материала любой хрестоматии для начальных классов (по выбору):

рассказа;

сказки;

басни;

- лирического стихотворения;

- художественного описания.

Основываясь на литературоведческом анализе выбранных произведений, определите воспитательные возможности уроков, на которых будет происходить чтение и анализ произведений.

Определите круг литературоведческих понятий, которые мо­гут стать средством углубленного обдумывания (анализа) вы­бранного произведения.

Продумайте методику работы над лексикой и другими фор­мальными признаками выбранных произведений.

Определите задания для творческой работы учащихся в свя­зи с чтением каждого выбранного произведения.

II. 1. Проанализируйте видо-жанровое разнообразие текстов, включенных в учебник по чтению «Родная речь» (М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова). Проследите, как меняется от класса к классу учебный материал с точки зрения объема тек­стов, их принадлежность к разным стилям и жанрам. На основа­нии наблюдений сделайте методические выводы.

2. Сопоставьте учебники по чтению для I класса:

«Родная речь» М.В. Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф. Климановой(М., 1992);

«Живое слово» 3.И.Романовской (М., 1995);

«Капельки солнца» Р.П.Бунеева, Е.В.Бунеевой (М., 1993).

- Какие разделы включены в книги для чтения?

Какие темы отражены в книгах?

Произведения каких жанров предлагается читать детям в I классе?

Произведения каких эпох отобрали авторы хрестоматий в качестве учебного материала для 1 класса?

Дайте методическую оценку отбору учебного материала и его структурированию.

Проанализируйте несколько известных вам хрестоматий по чтению для начальных классов с точки зрения включения в них драматических произведений. Какие драматические произведения отобраны авторами для чтения в начальной школе? Целесообраз­но ли расширять круг чтения драматических произведений уча­щимся начальных классов?

В учебное пособие по литературе для учащихся начальных классов (первый год обучения) авторов Л.Е. Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко «Мастерская слова» (М., 1994) включили такой учебный материал:

· малые фольклорные жанры:

· произведения детской поэзии;

· кумулятивные сказки;

· литературные сказки.

Какие задачи начального литературного образования и обуче­ния чтению могут быть решены на данном учебном материале? Сопоставьте, как подобные задачи решаются в системе Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской (см.: Кудина Г.Н., Новлян-ская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Ме­тодическое пособие. 1 класс. - М., 1994; Они же. Тексты к уро­кам. 1 класс. - М., 1994; Программа // Начальная школа. - 1997. -№8).

5. Современная система обучения чтению предполагает два направления: собственно обучение чтению и осуществление начального литературного образования младшего школьника. Проанализировав авторские программы по чтению и литературе (см.:Программы общеобразовательных учебных заведений: Начальные классы (1-4).-М.,1998), определите специфику предъявления литературоведческого знания в каждой системе. Какая из опубли­кованных программ кажется вам наиболее оптимальной для ра­боты с младшим школьником? Почему?

III. 1. С опорой на учебный материал раздела «О братьях на­ших меньших» (см.: Родная речь / Сост. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова. - Кн. 1. - М., 1991) раскройте возможное содержание работы над правильностью и беглостью чтения на уроках по предложенным текстам.

Составьте систему вопросов для перечитывания текстов, по­мещенных в «Были-небыли» (см.: Там же. - Кн. 2. - Ч. 2. - М., 1992).

Разработайте фрагмент урока «Работа над выразительностью чтения» по любому поэтическому тексту из части третьей учебника для II класса «Живое слово» 3.И.Романовской (М., 1996).

Исходя из композиционного строя любого произведения раздела «Животные в нашем доме» (см.: Бунеев Р.Н., Бу-неева Е.В. В одном счастливом детстве: Кн. для чтения в 3 кл. -Ч. 2. - М., 1994), сформулируйте задания для пересказа текста. Методически обоснуйте выбранный тип пересказа.

Разработайте обобщающий урок по разделу «Былины, ска­зания, жития» по кн.: Родная речь / Сост. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова.-Кн. 3. - Ч. 1.-М., 1992.

 


Читайте також:

  1. IV. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания.
  2. Активізація пізнавальної діяльності учнів на уроках фізики.
  3. Альманах для чтения и размышлений
  4. Аудіювання на уроках української мови
  5. В.А. Сухомлинский о роли чтения в развитии личности ребенка
  6. ВИДИ ДІЯЛЬНОСТІ НА УРОКАХ ОБРАЗОТВОРЧОГО ІСКУСТВА
  7. ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
  8. Використання проблемності на уроках сільськогосподарської праці.
  9. Глава 10 Значение обучающего чтения в русском языке. Виды, способы и качества чтения
  10. Глава 6. Развитие речи и мышления детей на уроках обучения грамоте
  11. Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
  12. Живописні матеріали і техніки на уроках образотворчого мистецтва в 1-4 класах.




Переглядів: 4517

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ | Методика обучения грамматике и правописанию 1 сторінка

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.034 сек.