МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах
РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ" ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів
Контакти
Тлумачний словник Авто Автоматизація Архітектура Астрономія Аудит Біологія Будівництво Бухгалтерія Винахідництво Виробництво Військова справа Генетика Географія Геологія Господарство Держава Дім Екологія Економетрика Економіка Електроніка Журналістика та ЗМІ Зв'язок Іноземні мови Інформатика Історія Комп'ютери Креслення Кулінарія Культура Лексикологія Література Логіка Маркетинг Математика Машинобудування Медицина Менеджмент Метали і Зварювання Механіка Мистецтво Музика Населення Освіта Охорона безпеки життя Охорона Праці Педагогіка Політика Право Програмування Промисловість Психологія Радіо Регилия Соціологія Спорт Стандартизація Технології Торгівля Туризм Фізика Фізіологія Філософія Фінанси Хімія Юриспунденкция |
|
|||||||
Задачи современного урока чтенияВсе сказанное позволяет назвать задачи современного урока чтения: Совершенствование навыка чтения: целенаправленная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения. Формирование читательских умений по работе с текстом; активизация «вдумчивого чтения», т.е. умения думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения. Проведение литературоведческой пропедевтики и формирование первоначальных литературоведческих знаний. 4. Обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей. Формирование у детей современного мироощущения и мировоззрения, не противоречащего научным достижениям в разных областях знания. Развитие речи и формирование читательской самостоятельности, образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения детей. Типология уроков чтения Уроки чтения могут различаться по многим параметрам: · по учебной задаче; · по ведущей деятельности учащихся; · по типу учебного материала. Современный урок чтения обладает, с одной стороны, обязательными компонентами, так как он строится на определенном учебном материале, воплощает собой конкретный замысел учителя, учитывает психологические особенности детей, с другой стороны, ему присущи гибкость и подвижность структурных элементов, потому что он пронизан импровизацией учителя, чутко реагирующего на читательские впечатления детей, на их высказывания и предложенные версии прочитанного текста. Наиболее жесткой структурой обладает урок чтения и коллективного анализа художественного произведения. Он состоит из таких этапов: Подготовка к восприятию текста. Первичное восприятие текста. Проверка первичного восприятия текста. Чтение и анализ произведения. Обобщение. Перечитывание произведения с новой читательской целью. Творческая работа учащихся по следам прочитанного. Такой урок принято называть комбинированным, так как он включает в себя комбинацию трех главных этапов чтения и обдумывания произведения: первичный синтез - анализ - вторичный синтез. Если учебным материалом является крупнообъемное произведение, то работа над ним может быть построена по двум вариантам: 1-й вариант - произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке (т.е. каждый урок по произведению включает в себя все этапы работы); 2-й вариант - проводятся 3 (или 2) урока: первый - знакомство с произведением (подготовительная работа, первичное восприятие, проверка первичного восприятия); второй -анализ произведения (чтение и анализ по логически законченным частям, включающий уяснение фактического уровня произведения, осознание его идейной направленности и осмысление собственного отношения к читаемому); третий - обобщающий урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного). Как видим, уроки могут различаться учебными задачами, но ведущей деятельностью учащихся на таких уроках неизменно остаются чтение и анализ произведения. Таким образом, на уроках чтения решаются основные проблемы начального обучения - совершенствование навыка чтения и работа над пониманием прочитанного. Учебным материалом в этом случае является текст литературного произведения. Слушание художественного произведения будет ведущей деятельностью урока другого типа - урока просто чтения, который должен включать такие компоненты: · чтение вслух произведения взрослым (учителем); · беседа о прочитанном; · свободные высказывания детей; размышления о прочитанном; совместные переживания и выводы. Во многих современных системах обучения предусмотрен специальный урок, на котором идет работа с целостным литературным произведением, при этом внимание акцентируется на его структуре, детьми осваиваются приемы работы, позволяющие проникать в художественный мир произведения через его форму. На таком уроке дети получают литературоведческие сведения, наблюдают существенные признаки литературоведческих понятий, учатся применять литературоведческие понятия как средства прочтения художественного произведения. Например, по программе Л.Е.Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко «Азбука словесного искусства» такой урок - урок литературы - сначала проводится 1 раз в неделю наряду с традиционным уроком чтения по любой существующей программе, затем 2 раза в неделю, и постепенно к последнему классу начальной школы уроки чтения замещаются уроками литературы. Такой тип урока, который предполагает применение приемов всестороннего освоения литературного произведения, есть и в системе О.В.Джежелей «Чтение и литература» (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4). - М., 1998). В современных системах обучения чтению учебный материал в хрестоматиях часто группируется по тематическому принципу (см., например: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Клима н о в а Л.Ф. Родная речь. - Кн.]. - М., 1992: «О братьях наших меньших», «Люблю природу русскую», «Я и мои друзья»). В таком случае в завершение чтения по теме проводится обобщающий урок, главная идея которого - обобщить читательские представления, подвести итог: какие писатели пишут на эту тему, какие жанры читали в этом разделе, в каких книгах можно найти произведения по этой теме. На уроке, обобщающем тему, учитель должен предстать перед детьми как квалифицированный читатель и расширить читательский кругозор ребенка, предъявив ему по теме или новое произведение знакомого автора, или нового автора, пишущего на эту тему, или новый жанр, раскрывающий эту тему, или познакомить с новым аспектом темы. Учебный материал - детская книга станет определяющим фактором для такого типа урока, как внеклассное чтение (или урока работы с детской к н и г о й). О структуре таких уроков сказано в главе 7 «Работа с детской книгой». Творческая деятельность детей по поводу прочитанного может стать компонентом любого типа урока. Однако в некоторых системах обучения для этого вида деятельности предназначен отдельный урок - урок творчества. Например, по программе О.В. Джежелей проводится урок, основная цель которого - реализация творческих возможностей учащихся, а в системе Г.Н.Кудиной и З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла» - урок, на котором дети работают в позиции «автора». Понятно, что структура таких уроков не будет жесткой, однако и они должны включать в себя определенные компоненты: постановку творческой задачи, непосредственную творческую деятельность детей, коллективное обсуждение ее результатов, отбор удачных детских произведений для журнала, стенной газеты, сборника. На таком уроке может быть проведен конкурс чтецов, устроена выставка поделок, разыгран спектакль для родителей и учеников школы. Подготовка учителя к уроку чтения При подготовке к уроку учитель в первую очередь должен подумать о возрасте детей, об уровне сформированное их навыка чтения и читательских умений, об индивидуальных особенностях учеников класса. Затем следует для себя установить место урока в разделе, соотнести конкретный урок с тем, что читали дети по этой теме в предыдущем классе и что будут читать в следующем, учесть их читательский опыт, приобретенный на уроках внеклассного чтения, а также вне школы. Современный учитель начальных классов в практике сталкивается с разной степенью начитанности учеников и разным уровнем их читательских умений. Разрабатывая урок чтения, следует продумывать задания как для детей с высокой читательской подготовкой, так и для тех, кто учится читательской деятельности в классе. На уроке «просто чтения» разговор следует начать с высказываний тех детей, читательский опыт которых незначителен. В этом случае учитель сможет поддержать их эмоциональную реакцию, прояснить в ходе обсуждения первичные читательские впечатления, помочь убедиться в правильности восприятия произведения. На уроке анализа целесообразнее в первую очередь обращаться к более квалифицированным читателям. Такие дети зададут определенный уровень анализа текста, продемонстрируют образец обдумывания прочитанного, их ответы станут опорой для общих выводов по произведению. Необходимо учитывать, что те дети, которым много читали в дошкольном детстве, обладают развитой интуицией, они быстрее замечают и эстетически переживают соответствие формы и содержания. Поэтому им целесообразнее задавать вопросы о форме произведения, в то время как к другим детям уместнее обращаться с вопросами по содержанию. Готовясь к предстоящему уроку, учитель должен принять во внимание сформированность навыка чтения у детей. Каждый из учеников класса, независимо от уровня владения навыком чтения, должен читать вслух на уроке, поэтому учителю нужно заранее определить, какой отрывок текста кто из детей будет читать. При этом следует ориентироваться на широкий круг факторов: о какой исторической эпохе идет речь в произведении, насыщен или нет текст незнакомыми словами, есть ли в нем сложные синтаксические конструкции, знаком ли автор и его стиль читателям, интересна ли детям тема и т.д. и т.п. Однако главным фактором урока является само художественное произведение, которое предстоит читать. Центром подготовки учителя к уроку чтения должен стать литературоведческий анализ художественного произведения. При этом учитель определяет тему, родожанровую разновидность произведения. Если предстоит читать эпическое произведение, выявляет сюжет, соотносит развитие сюжета с композиционным строем, составляет характеристику основных действующих лиц. Если перед ним поэтический текст, учитель анализирует его структурные основы: строфу, ритм, рифму; разбирается в сущности авторского художественного мира, в мировосприятии лирического героя, его переживаниях и чувствах. После анализа изобразительно-выразительных средств языка учитель должен подумать, на какие формальные компоненты следует обратить внимание детей при работе с текстом в классе. Только в результате литературоведческого анализа могут быть определены идея произведения и его воспитательное значение. После этого учителю нужно познакомиться с методическим аппаратом, помещенным к тексту в хрестоматии, а также с методическими указаниями в пособиях для учителя и других изданиях, чтобы иметь представление о том, как рекомендуют работать над произведением авторы учебника и какой опыт накоплен другими учителями. Определяя логику урока, учитель продумывает ведущие методические приемы для каждого этапа урока, использование наглядных пособий, ТСО, виды заданий по развитию речи детей, возможные межпредметные связи. Итогом такой деятельности учителя станет разработка и проведение конкретного урока чтения. Литература к разделу Абакумов СИ. Творческое чтение. - М., 1925. Балталон Ц.П. Воспитательное чтение как основа преподавания русского языка в семье и школе. -М., 1901. Бархин К.Б. Методика тихого чтения в связи с задачами по развитию речи. - М., 1930. Глоцер В. Дети пишут стихи. - М., 1964. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. - М., 1981. Горецкий В.Г. и др. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь»: Кн. 1,2,3; Книга для учителя. - М., 1995. Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Когда книга учит. - М., 1988. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. -М., 1953. Ельницкий К.В. Методика начального обучения отечественному языку. - СПб., 1878. Кореневский Е.И. Объяснительное чтение в русской школе (1860-1917) //АПН РСФСР.-Вып. 27.-М., 1950. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М., 1994. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М., 1972. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - М., 1997. Острогорский А.Я. Живое слово. - Пг., 1918. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (I-IV).-М., 1998. Светловская H.H. Методика внеклассного чтения. - М., 1977. Светловская H.H., Пичеоол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. - М., 1999 Ст о ю н и н В.Я. О преподавании русской литературы. - СПб.. 1864. Шер е м ет е в с к и и В.П. Слово в защиту «живого слова» в связи с вопросом об объяснительном чтении // Соч. - М., 1897. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М., 1970. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков, Е.А.Шкловский. - М., 1998. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М., 1964.
Вопросы и задания для самостоятельной работы Вопросы І. Из каких действий складывается чтение как вид речевой деятельности? Как в современной методической науке определяется навык чтения и его компоненты? Что предполагает сознательное прочтение художественного произведения? В чем состоят психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками? Какие литературоведческие основы определяют методику работ над художественным произведением в начальных классах? II. 1. Какие три этапа выделяются в процессе формирования навыка чтения? Какие условия работы над выразительным чтением должны быть соблюдены, чтобы ученики достигли результата в этой деятельности? Какие условия должны быть приняты во внимание при отборе методических приемов на каждый этап урока?
В чем состоят проблемы современного урока чтения? От чего зависит структура уроков чтения? III. 1. Какие основные учебные задачи должны быть решены на 2.Что такое «партитура чтения»? Когда и зачем она составляется в классе на уроке? 3.В чем состоит отличие художественного произведения от научно-художественного, научно-познавательного и публицистического? 4.Что следует понимать под формой художественного произведения? 5. Какие пути работы над крупнообъемным произведением Задания 1. 1. Проведите литературоведческий анализ художественных рассказа; сказки; басни; - лирического стихотворения; - художественного описания. Основываясь на литературоведческом анализе выбранных произведений, определите воспитательные возможности уроков, на которых будет происходить чтение и анализ произведений. Определите круг литературоведческих понятий, которые могут стать средством углубленного обдумывания (анализа) выбранного произведения. Продумайте методику работы над лексикой и другими формальными признаками выбранных произведений. Определите задания для творческой работы учащихся в связи с чтением каждого выбранного произведения. II. 1. Проанализируйте видо-жанровое разнообразие текстов, включенных в учебник по чтению «Родная речь» (М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова). Проследите, как меняется от класса к классу учебный материал с точки зрения объема текстов, их принадлежность к разным стилям и жанрам. На основании наблюдений сделайте методические выводы. 2. Сопоставьте учебники по чтению для I класса: «Родная речь» М.В. Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф. Климановой(М., 1992); «Живое слово» 3.И.Романовской (М., 1995); «Капельки солнца» Р.П.Бунеева, Е.В.Бунеевой (М., 1993). - Какие разделы включены в книги для чтения? Какие темы отражены в книгах? Произведения каких жанров предлагается читать детям в I классе? Произведения каких эпох отобрали авторы хрестоматий в качестве учебного материала для 1 класса? Дайте методическую оценку отбору учебного материала и его структурированию. Проанализируйте несколько известных вам хрестоматий по чтению для начальных классов с точки зрения включения в них драматических произведений. Какие драматические произведения отобраны авторами для чтения в начальной школе? Целесообразно ли расширять круг чтения драматических произведений учащимся начальных классов? В учебное пособие по литературе для учащихся начальных классов (первый год обучения) авторов Л.Е. Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко «Мастерская слова» (М., 1994) включили такой учебный материал: · малые фольклорные жанры: · произведения детской поэзии; · кумулятивные сказки; · литературные сказки. Какие задачи начального литературного образования и обучения чтению могут быть решены на данном учебном материале? Сопоставьте, как подобные задачи решаются в системе Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской (см.: Кудина Г.Н., Новлян-ская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 1 класс. - М., 1994; Они же. Тексты к урокам. 1 класс. - М., 1994; Программа // Начальная школа. - 1997. -№8). 5. Современная система обучения чтению предполагает два направления: собственно обучение чтению и осуществление начального литературного образования младшего школьника. Проанализировав авторские программы по чтению и литературе (см.:Программы общеобразовательных учебных заведений: Начальные классы (1-4).-М.,1998), определите специфику предъявления литературоведческого знания в каждой системе. Какая из опубликованных программ кажется вам наиболее оптимальной для работы с младшим школьником? Почему? III. 1. С опорой на учебный материал раздела «О братьях наших меньших» (см.: Родная речь / Сост. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова. - Кн. 1. - М., 1991) раскройте возможное содержание работы над правильностью и беглостью чтения на уроках по предложенным текстам. Составьте систему вопросов для перечитывания текстов, помещенных в «Были-небыли» (см.: Там же. - Кн. 2. - Ч. 2. - М., 1992). Разработайте фрагмент урока «Работа над выразительностью чтения» по любому поэтическому тексту из части третьей учебника для II класса «Живое слово» 3.И.Романовской (М., 1996). Исходя из композиционного строя любого произведения раздела «Животные в нашем доме» (см.: Бунеев Р.Н., Бу-неева Е.В. В одном счастливом детстве: Кн. для чтения в 3 кл. -Ч. 2. - М., 1994), сформулируйте задания для пересказа текста. Методически обоснуйте выбранный тип пересказа. Разработайте обобщающий урок по разделу «Былины, сказания, жития» по кн.: Родная речь / Сост. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова.-Кн. 3. - Ч. 1.-М., 1992.
Читайте також:
|
||||||||
|