Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



В.А. Сухомлинский о роли чтения в развитии личности ребенка

3. Краткий историко-критический образ методов классного чтение в
начальной школе.

I.C самого раннего возраста через чтения и восприятие книги дети познают мир, окружающую действительность, природу, историю народа нашей страны и других стран, учатся понимать взаимоотношения людей, их высокие нравственные качества. Общеизвестна роль художественный литературы в нравственном, эстетическом и трудовом воспитании младших школьников. В Основных направлениях реформы общеобразовательной школы.

И хотя в начальных классах школы литература не изучается как особый предмет, тем не менее, при определении значения уроков классного чтения необходимо, прежде всего, учитывать место литературы в жизни общества, ее влияние на формирование человека как личности. Независимо от того, в каком классе читается художественное произведение, какое оно по объему, остаются в силе положения, согласно которым литература представляет со­бой богатейший источник познания жизни и инструмент огромного воздействия на все стороны человеческой личности. «Благодаря литературе мы как бы живем множеством жизней, роднящих нас с прошлым человечества и со всем миром окружающей нас современности. Благодаря литературе мы становимся как бы участниками всего бесконечно сложного и разнообразного исторического пути развития человеческого общества. И понятно, что, вбирая в себя этот опыт, накопленный человечеством, мы растем не только потому, что обогащаемся, прежде всего знаниями об этом пути людей, которые жили до нас или живут вокруг нас, мы растем и потому, что воспринимаем те высокие цели и идеалы исторического общественного развития, видим во всей их жизненной непосредственности героические картины борьбы за эти цели и идеалы, подвиги, совершенные во имя этих целей, силу и высоту человеческого духа, проявленные в этой борьбе».

Значимость уроков классного чтения состоит в том, что на них в комплексе решаются образовательные и воспитательные задачи; расширяются знания детей об окружающей действительности, прошлом и настоящем нашей Родины, формируются элементы коммунистического мировоззрения, положительные нравственные качества, учащиеся развиваются умственно и эстетически, овладевают основами самостоятельного приобретения знаний и т. д.

Для осуществления образовательно-воспитательных задач в: их единстве необходимо, чтобы вся работа на уроках чтения была одновременно процессом познания, воспитания и развития. Поэтому важно не только чточитать, но и какработать с текстом. Реализация образовательно-воспитательных задач на уроках чтения в равной степени предполагает овладение учащимися определенным комплексом знаний и умений и формирование у них личностных качеств, необходимых человеку.

Идейно-тематический и литературно-эстетический принципы по­строения книг для чтения в начальных классах позволили авторам в определенной системе включить произведения, всесторонне представляющие жизнь нашей страны, в том числе ее природу в разные времена года, грандиозность труда, борьбу людей за мир во всем мире.

Тематика произведений, включенных в книги для чтения, такова, что постоянно расширяются и от класса к классу углубляются знания учащихся о стране и народе.

Тема Родины, ее славного прошлого и героического настоящего является центральной в книгах для чтения. Понятие «родина» формируется у учащихся постепенно в процессе чтения произведений, которые углубляют конкретные представления школьников о природе родного края, о труде, об условиях жизни человека, об отношении к своей стране, о взаимоотношениях между членами коллектива, между людьми разных людей национальностей. Таким образом, Родина раскрывается для учащихся многоаспектно и на конкретном материале, доступном детскому восприятию и обобщению.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал, что познание ребенком действительности должно быть одновременно воспитанием гражданина: «Познание ребенком окружающего мира и самого себя не должно быть односторонним. Познавая мир и самих себя, дети обязаны по крупинке познавать свою ответственность за материальные и духовные ценности, созданные старшими поколениями... Все, что происходит в окружающем мире, все, чем жили люди в прошлом и живут сейчас, ребенок разделяет на добро и зло. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла... Правильное видение добра и зла означает, что ребенок принимает близко к сердцу то, что познает. Добро вызывает у него радостную взволнованность, восхищение, стремление следовать нравственной красоте; зло пробуждает негодование, непримиримость, прилив духовных сил для борьбы за правду и справедливость. Душа ребенка не должна быть холодный хранилищем истин»

Идейно-тематический и литературно-эстетический принципы построения книг в начальных классах позволили авторов книг для чтения включать произведения, всестаронне представляющие жизнь нашей родине её историческое прошлое и настоящие, а также других стран. Читая произведения военной тематике, школьники знакомятся с фактами тех грандиозных событий, которые происходили на фронте и в тылу в грозные годы войны богатый материал для трудового и нравственного воспитания представляют произведения о труде людей и природе.

П.И так воспитательная, образовательно-позновательная и развивающая функции уроков классного чтения взаимообуславливают друг дуга и взаимодействуют с собой. Известный педагог В.А.Сухомлинский писал, что познание ребенком действительности должно быть одновременно воспитанием гражданина Известный педагог В. А. Сухомлинский писал, что познание ребенком действительности должно быть

Одновременно воспитанием гражданина: «Познание ребенком окружающего мира и самого себя не должно быть односторонним. Познавая мир и самих себя, дети обязаны по крупинке познавать свою ответственность за материальные и духовные ценности, созданные старшими поколениями... Все, что происходит в окружающем мире, все, чем жили люди в прошлом и живут сейчас, ребенок разделяет на добро и зло. Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла... Правильное видение добра и зла означает, что ребенок принимает близко к сердцу то, что познает. Добро вызывает у него радостную взволнованность, восхищение, стремление следовать нравственной красоте; зло пробуждает негодование, непримиримость, прилив духовных сил для борьбы за правду и справедливость. Душа ребенка не должна быть холостым хранилищем истин».

На доступном для младшего школьника фактическом материале учащиеся узнают о рождении нашей армии, ее героическом, полном трудных и славных побед боевом пути (гражданская война, Великая Отечественная война, охрана границы в мирное время). Учащиеся как бы становятся свидетелями событий, о которых повествуют авторы

Богатый материал для трудового и нравственного воспитания

школьников содержат произведения объединенные темами: «Великая радость— работа», »Будь добрым , честным, смелый» (II класс), «Славим Родину трудом»!.

В книгах для чтения помещено много высокохудожественных произведений о природе: стихи А. С. Пушкина, И. Бунина, С. Есенина, Н. Некрасова, А. Фета, И. Никитина, Ф. Тютчева, А. Твардовского и др., отрывки из прозаических произведений М. Пришвина, К. Паустовского, И. Соколова-Микитова, В. Бианки и др.

Анализируя произведения о природе и труде людей, учащиеся обогащают свои знания новыми сведениями об окружающем мире. Одновременно они учатся наблюдать природу, видеть ее красоту бережно относиться природным богатствам.

 

Задачи уроков классного чтения:


Читайте також:

  1. IV. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.
  2. Альманах для чтения и размышлений
  3. ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
  4. Глава 10 Значение обучающего чтения в русском языке. Виды, способы и качества чтения
  5. Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
  6. Задачи современного урока чтения
  7. На уроке чтения
  8. О требованиях к уроку чтения
  9. Определение выразительного чтения
  10. ОСОБЕНОСТИ УРОКОВ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗНЫХ
  11. ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ.




Переглядів: 2035

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Лекция № | Совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.002 сек.