Выразительность — это важное требование, предъявляемое к чтению учащихся. Мы называем такое громкое чтение в процессе, которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Главным условием такого чтения является проникновение читающего в идейное и образное содержание произведения. Сознательность логической и эмоциональной выразительности чтения, учащихся зависит от того, насколько глубоко и правильно восприняли они содержание прочитанного, осознали отношение автора к событиям и действующим лицам произведения. Поэтому упражнению в выразительном чтении должно предшествовать чтение с анализом текста, в процессе которого учащиеся, уясняют не только сущность событий, фактов, развитие действия, но и определяют характеры действующих лиц, эмоциональную окрашенность образов, выясняют идею произведения.
Понимание идейного содержания и определение собственного отношения к изображаемому обеспечат чтецу выбор основное окраски чтения. В программе начальных классов подчеркивается необходимость «уделять большое внимание выразительному чтению: логическому ударению (без термина), паузам, передаче интонацией отношения к содержанию прочитанного». К этому надо добавить, что основой выразительности чтения детей, является стремление наиболее ясно выразить свое понимание прочитанного.