МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах
РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ" ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів
Контакти
Тлумачний словник Авто Автоматизація Архітектура Астрономія Аудит Біологія Будівництво Бухгалтерія Винахідництво Виробництво Військова справа Генетика Географія Геологія Господарство Держава Дім Екологія Економетрика Економіка Електроніка Журналістика та ЗМІ Зв'язок Іноземні мови Інформатика Історія Комп'ютери Креслення Кулінарія Культура Лексикологія Література Логіка Маркетинг Математика Машинобудування Медицина Менеджмент Метали і Зварювання Механіка Мистецтво Музика Населення Освіта Охорона безпеки життя Охорона Праці Педагогіка Політика Право Програмування Промисловість Психологія Радіо Регилия Соціологія Спорт Стандартизація Технології Торгівля Туризм Фізика Фізіологія Філософія Фінанси Хімія Юриспунденкция |
|
|||||||
ЛЕКЦІЯ 1.
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ - монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям. Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, ибо они устанавливают и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную, поэтому ценовая дискриминация не возникает. Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства. Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться (например, медицинские услуги: если вам сделали операцию по поводу аппендицита, то вы не можете перепродать ее своему другу по более высокой цене). Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям: · продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, — более низкая; · блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с «дешевого» рынка на «дорогой» приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации; · покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно. Ценовая дискриминация может возникать на базе разделения рынка по формам собственности, отраслевой принадлежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости, от того, предметом потребления или средством производства является покупаемое благо. Понятие ценовой дискриминации ввел в экономическую науку в первой трети XX в. А. Пигу, но само явление было известно и ранее. А. Пигу различал три вида (или степени) ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональное и межличностное различение цен спроса. Исходя из этого ее нередко называют совершенной ценовой дискриминацией. Ценовая дискриминация первой степени представлена на рис. 29.1.
Рис. 29.1. Совершенная ценовая дискриминация
Оптимальный выпуск монополии находится в точке L. при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и МR) и составляет Q*2 при цене Р*2. Излишек потребителей равен площади Р *2 AL, излишек продавца равен площади CР *2 LF2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек Р *2 AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства Q *2 был бы присвоен покупателем. Поскольку монополист не может иметь полной информации о функциях спроса всех возможных покупателей своего блага, этот внд ценовой дискриминации в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей. Ценовая дискриминация второй степениимеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены называются нелинейным, или многоставочным тарифом. При этом виде ценовой дискриминации блага группируются в определенные партии, на каждую из которой устанавливаются различные цены. На практике этот вид ценовой дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ. Ценовую дискриминацию второй степени проиллюстрируем на рис. 29.2. Рис. 29.2. Ценовая дискриминация второй степени
На рис. 29.2 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене Р1,, следующие Q2- Q1 единиц — Пo цене Р2, следующие Q3 – Q2 единиц — по цене Р3. Таким образом, общая выручка монополиста от реализации Q1 единиц блага равна площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2единиц — площади фигуры OP1AKBQ1, от реализации Q3 единиц — площади всей заштрихованной фигуры. Из рис. 29.2 видно, что выручка от реализации Q1 единиц по единой цене P3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, а площадь фигуры P3P1AKBL (потребительский излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса — это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист. Ценовая дискриминация второй степени нередко выступает в форме ценового дисконта, или скидок (на объем поставок; кумулятивные скидки — сезонный билет на железной дороге; дискриминация во времени — различные цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной платы в сочетании с пропорциональной оплатой объема купленного блага). Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается но разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене. Если при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи. На рис. 29.3 показана ценовая дискриминация третьей степени на двух рынках. Оба графика имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при равенстве МR = МС, устанавливает более высокую цену (P1), по которой спрос на ее блага менее эластичен. Ценовая дискриминация часто применяется западными фирмами. Во многих случаях она осуществляется регулярно, фирмы-монополисты систематизируют потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и продают свои блага в соответствии с этой градацией.
Рис. 29.3. Ценовая дискриминация третьей степени
Чаще всего к ценовой дискриминации фирмы-монополи- <ты обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлечения дополнительных покупателей. Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться. К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.
ЗМІСТ Лекція 1. Наука як сфера людської діяльності…………………………...…4 Лекція 2. Мета і завдання науково-дослідницької робо………………..…10 Лекція 3. Науково-правове дослідження ……………………….…………18 Лекція 4. Методологія науково-правового дослідження…………………..……26 Лекція 5. Методика та методи науково-правового дослідження…….…...33 Лекція 6. Структура науково-правового дослідження………………….…45 Лекція 7. Інформаційне забезпечення науково-правового дослідження. Лекція 8-9. Методика пошуку й опрацювання літературних та архівних джерел. Загальні вимоги до бібліографічного оформлення наукової роботи…………………………………………………………………………65 Лекція 10-11. Структура і методика написання наукової статті, доповіді, тези. Структура і методика написання автореферату…………………….70 Лекція 12. Структура і методика написання дипломної (магістерської) роботи……………………………………………………………………… .77 Лекція 13. Керівництво студентською науковою роботою……………….84 Лекція 14. Підготовка і захист студентської наукової роботи ……………99 Список використаної та рекомендованої літератури.................................116
ЛЕКЦІЯ 1. ТЕМА : Наука як сфера людської діяльності Навчальна мета: розкрити особливості науки як особливої сфери людської діяльності. Час:70 хв. Метод:Лекція Місце:Навчальна аудиторія Навчальні питання:
Матеріально-технічне забезпечення:навчальні підручники і посібники, збірники документів і матеріалів. Джерела і література: Л-4, Л-7, Л-11, Л-16, Л-19, Л-22,Л-24. План
2. Наукова комунікація. Наукова школа 3. Науково-дослідницька діяльність студентів
Кожен фахівець повинен мати уявлення про методику й організацію науково-дослідницької діяльності, про науку та основні її поняття. Наука — це сфера людської діяльності, спрямована на вироблення нових знань про природу, суспільство і мислення. Як специфічна сфера людської діяльності вона є результатом суспільного розподілу праці, відокремлення розумової праці від фізичної, перетворення пізнавальної діяльності в особливу галузь занять певної групи людей. Необхідність наукового підходу до всіх видів людської діяльності змушує науку розвиватися швидшими темпами, ніж будь-яку іншу галузь діяльності. Поняття «наука» включає в себе як діяльність, спрямовану на здобуття нового знання, так і результат цієї діяльності — суму здобутих наукових знань, що є основою наукового розуміння світу. Науку ще розуміють як одну з форм людської свідомості. Термін «наука» застосовується для назви окремих галузей наукового знання. Закономірності функціонування та розвитку науки, структури і динаміки наукового знання та наукової діяльності, взаємодію науки з іншими соціальними інститутами і сферами матеріального й духовного життя суспільства вивчає спеціальна дисципліна — наукознавство. Одним з основних завдань наукознавства є розробка класифікації наук, яка визначає місце кожної науки в загальній системі наукових знань, зв’язок усіх наук. Найпоширенішим є розподіл усіх наук на науки про природу, суспільство і мислення. Наука, як специфічна діяльність спрямована на отримання нових теоретичних і прикладних знань про закономірності розвитку природи, суспільства і мислення, характеризується такими основними ознаками: • наявністю систематизованого знання (наукових ідей, теорій, концепцій, законів, закономірностей, принципів, гіпотез, основних понять, фактів); • наявністю наукової проблеми, об’єкта і предмета дослідження; • практичною значущістю як явища (процесу), що вивчається, так і знань про нього. Читайте також:
|
||||||||
|