Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



ЛЕКЦІЯ 1.

 

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ - монополистическая практика продажи блага данного качества при данных за­тратах по различным ценам разным покупателям.

Ценовую дискриминацию могут осуществлять только мо­нополии, ибо они устанавливают и контролируют цены. В ус­ловиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как дан­ную, поэтому ценовая дискриминация не возникает.

Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дис­криминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.

Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как пра­вило, не могут перепродаваться (например, медицинские услу­ги: если вам сделали операцию по поводу аппендицита, то вы не можете перепродать ее своему другу по более высокой цене).

Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дис­криминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

· продавец должен быть в состоянии разделить покупа­телей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высо­кую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, — более низкая;

· блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продав­цам) другого рынка, поскольку свободное передвиже­ние благ с «дешевого» рынка на «дорогой» приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозмож­ность ценовой дискриминации;

· покупатели (для монополии) или продавцы (для моно­псонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка не­возможно.

Ценовая дискриминация может возникать на базе разде­ления рынка по формам собственности, отраслевой принад­лежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости, от того, предметом потребления или средством производства является покупаемое благо.

Понятие ценовой дискриминации ввел в экономическую науку в первой трети XX в. А. Пигу, но само явление было известно и ранее. А. Пигу различал три вида (или степени) ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различ­ны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональ­ное и межличностное различение цен спроса. Исходя из этого ее нередко называют совершенной ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация первой степени представлена на рис. 29.1.

 

Рис. 29.1. Совершенная ценовая дискриминация

 

Оптимальный выпуск монополии находится в точке L. при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и МR) и составляет Q*2 при цене Р*2. Излишек потребите­лей равен площади Р *2 AL, излишек продавца равен площади CР *2 LF2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек Р *2 AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства Q *2 был бы присвоен покупателем.

Поскольку монополист не может иметь полной информа­ции о функциях спроса всех возможных покупателей своего блага, этот внд ценовой дискриминации в чистом виде невоз­можен. Определенное приближение к чистой ценовой дискри­минации возможно при незначительном количестве покупа­телей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей.

Ценовая дискриминация второй степениимеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различа­ются в зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены называются нели­нейным, или многоставочным тарифом.

При этом виде ценовой дискриминации блага группируют­ся в определенные партии, на каждую из которой устанавлива­ются различные цены. На практике этот вид ценовой дискри­минации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ.

Ценовую дискриминацию второй степени проиллюстри­руем на рис. 29.2.

Рис. 29.2. Ценовая дискриминация второй степени

 

На рис. 29.2 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене Р1,, следующие Q2- Q1 единиц — Пo цене Р2, следующие Q3 – Q2 единиц — по цене Р3.

Таким образом, общая выручка монополиста от реализации Q1 единиц блага равна площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2единиц — площади фигуры OP1AKBQ1, от реа­лизации Q3 единиц — площади всей заштрихованной фигуры.

Из рис. 29.2 видно, что выручка от реализации Q1 единиц по единой цене P3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, а площадь фигуры P3P1AKBL (потребительский излишек) при­своен монополистом исходя из ценовой дискриминации вто­рой степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса — это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист.

Ценовая дискриминация второй степени нередко высту­пает в форме ценового дисконта, или скидок (на объем поста­вок; кумулятивные скидки — сезонный билет на железной доро­ге; дискриминация во времени — различные цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной пла­ты в сочетании с пропорциональной оплатой объема купленно­го блага).

Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается но разным ценам, но каж­дая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.

Если при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе цено­вой дискриминации третьей степени предполагается разделе­ние самих покупателей на группы или рынки, где устанавли­ваются свои цены продажи.

На рис. 29.3 показана ценовая дискриминация третьей сте­пени на двух рынках.

Оба графика имеют общую вертикальную ось. Предель­ные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-мо­нополист, максимизируя прибыль при равенстве МR = МС, устанавливает более высокую цену (P1), по которой спрос на ее блага менее эластичен.

Ценовая дискриминация часто применяется западными фирмами. Во многих случаях она осуществляется регулярно, фирмы-монополисты систематизируют потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и продают свои блага в соответствии с этой градацией.

 

Рис. 29.3. Ценовая дискриминация третьей степени

 

Чаще всего к ценовой дискриминации фирмы-монополи- <ты обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлече­ния дополнительных покупателей.

Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, посколь­ку она имеет как положительные, так и отрицательные по­следствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализа­ции за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.

К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.

 

 

ЗМІСТ

Лекція 1. Наука як сфера людської діяльності…………………………...…4

Лекція 2. Мета і завдання науково-дослідницької робо………………..…10

Лекція 3. Науково-правове дослідження ……………………….…………18

Лекція 4. Методологія науково-правового дослідження…………………..……26

Лекція 5. Методика та методи науково-правового дослідження…….…...33

Лекція 6. Структура науково-правового дослідження………………….…45

Лекція 7. Інформаційне забезпечення науково-правового дослідження.

Лекція 8-9. Методика пошуку й опрацювання літературних та архівних джерел.

Загальні вимоги до бібліографічного оформлення наукової роботи…………………………………………………………………………65

Лекція 10-11. Структура і методика написання наукової статті, доповіді,

тези. Структура і методика написання автореферату…………………….70

Лекція 12. Структура і методика написання дипломної (магістерської) роботи……………………………………………………………………… .77

Лекція 13. Керівництво студентською науковою роботою……………….84

Лекція 14. Підготовка і захист студентської наукової роботи ……………99

Список використаної та рекомендованої літератури.................................116

 

ЛЕКЦІЯ 1.

ТЕМА : Наука як сфера людської діяльності

Навчальна мета: розкрити особливості науки як особливої сфери людської діяльності.

Час:70 хв.

Метод:Лекція

Місце:Навчальна аудиторія

Навчальні питання:

  1. 20 хв.
  2. 20 хв.
  3. 20 хв.
  4. Заключна частина – 10 хв. (підсумок лекції, відповіді на запитання).

Матеріально-технічне забезпечення:навчальні підручники і посібники, збірники документів і матеріалів.

Джерела і література: Л-4, Л-7, Л-11, Л-16, Л-19, Л-22,Л-24.

План

  1. Поняття про науку

2. Наукова комунікація. Наукова школа

3. Науково-дослідницька діяльність студентів

 

  1. Поняття про науку

Кожен фахівець повинен мати уявлення про методику й організацію науково-дослідницької діяльності, про науку та основні її поняття.

Наука — це сфера людської діяльності, спрямована на ви­роблення нових знань про природу, суспільство і мислення.

Як специфічна сфера людської діяльності вона є результа­том суспільного розподілу праці, відокремлення розумової праці від фізичної, перетворення пізнавальної діяльності в особливу галузь занять певної групи людей. Необхідність наукового підходу до всіх видів людської діяльності змушує науку розвиватися швидшими темпами, ніж будь-яку іншу галузь діяльності.

Поняття «наука» включає в себе як діяльність, спрямова­ну на здобуття нового знання, так і результат цієї діяль­ності — суму здобутих наукових знань, що є основою науко­вого розуміння світу. Науку ще розуміють як одну з форм людської свідомості. Термін «наука» застосовується для на­зви окремих галузей наукового знання.

Закономірності функціонування та розвитку науки, струк­тури і динаміки наукового знання та наукової діяльності, взаємодію науки з іншими соціальними інститутами і сфера­ми матеріального й духовного життя суспільства вивчає спеці­альна дисципліна — наукознавство.

Одним з основних завдань наукознавства є розробка кла­сифікації наук, яка визначає місце кожної науки в загальній системі наукових знань, зв’язок усіх наук. Найпоширенішим є розподіл усіх наук на науки про природу, суспільство і мис­лення.

Наука, як специфічна діяльність спрямована на отриман­ня нових теоретичних і прикладних знань про закономірності розвитку природи, суспільства і мислення, характеризується такими основними ознаками:

• наявністю систематизованого знання (наукових ідей, теорій, концепцій, законів, закономірностей, принципів, гіпо­тез, основних понять, фактів);

• наявністю наукової проблеми, об’єкта і предмета дослі­дження;

• практичною значущістю як явища (процесу), що ви­вчається, так і знань про нього.


Читайте також:

  1. Вид заняття: лекція
  2. Вид заняття: лекція
  3. Вид заняття: лекція
  4. Вид заняття: лекція
  5. Вид заняття: лекція
  6. Вступна лекція
  7. Вступна лекція 1. Методологічні аспекти технічного регулювання у
  8. Заняття . Лекція № .
  9. Заняття . Лекція № .
  10. Заняття 10. Лекція № 8
  11. Заняття 12. Лекція №9.
  12. Заняття 13. Лекція №10.




Переглядів: 561

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Е. В. Дегтярёв, Д. А. Теплых, М. С. Теплых | Методические указания и контрольные задания

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.018 сек.