Fedorov A. (2001) Media Education: History, Theory and Methods. Rostov: CVVR, 708 p.
Fedorov, A. Media Education and Media Literacy: Experts’ Opinions. (2003). In: MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. Paris: UNESCO, 2003.
Hart, A, & Suss, D. (Eds.) (2002). Media Education in 12 European Countries. Zurich: The Swiss Federal Institute of Technology.
Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. (1999). In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, pp.273-274. Reprint in: Outlooks on Children and Media (2001). Goteborg: UNESCO & NORDICOM, p.152.
Приложение 10. Анкета для экспертов «Медиаобразование и медиаграмотность»
Автор разработки вопросов и схемы анкетирования: д.п.н., профессор А.В.Федоров. Разработка вопросов и схемы анкетирования поддержаны грантом Российского государственного гуманитарного научного фонда (РГНФ) N 01-06-00027а.
1.Какое определение медиаобразования кажется Вам верным?
N
Определения медиаобразования ( Media Education):
В целом согласен
В целом не согласен
Придерживаюсь иного определения (какого именно?)
«Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1)анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2)определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3)интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. … Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования» [Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p.273-274. Reprint in: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, p. 152].
«Медиаобразование (media education) – это изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания (тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов). Как медиаобразование (media education), так и изучение медиа (media studies) направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy)» [International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Vol. 14 / Eds.N.J.Smelser & P.B.Baltes. Oxford, 2001, p.9494].
«Медиапедагоги используют сегодня термины «медиаобразование» (‘media education’), «изучение медиа» (‘media study’) и «медиаграмотность» (‘media literacy’) почти взаимозаменяемо.
Мое личное предпочтение – использование термина «медиаобразование» (‘media education’)как широкого отражения всего, что происходит в медиаориентированной аудитории…
«Медиаграмотность” (“Media literacy”) – результат медиаобразования или изучения медиа. Чем больше вы изучаете медиа (с помощью медиа), тем более вы медиаграмотны: медиаграмотность – это способности экспериментирования, интерпретации/анализа и создания медиатекстов» [Worsnop, C. Screening Images: Ideas for Media Education (1999). Mississauga, Ontario: Wright Communications, p.x].
2.Какое определение медиаграмотности кажется Вам верным?
N
Определения медиаграмотности ( Media Literacy):
В целом согласен
В целом не согласен
Придерживаюсь иного определения (какого именно?)
«Медиаграмотность» (media literacy) – движение, … призванное помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов. Медиаграмотный индивидуум, которым должен иметь возможность стать каждый человек, способен анализировать, оценивать и создавать печатные и электронные медиатексты» [Aufderheide, P., Firestone, C. Media Literacy: A Report of the National Leadership Conference on Media Literacy. Queenstown, MD: The Aspen Institute, 1993, p.1.].
«Медиаграмотность» (media literacy) – способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» [Kubey, R. Media Education: Portraits of an Evolving Field. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. – New Brunswick & London: Transaction Publishers, 1997, p. 2].
«Медиаграмотность» (media literacy) – процесс подготовки медиаграмотного человека, обладающего развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью» [International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Vol. 14 / Eds.N.J.Smelser & P.B.Baltes. Oxford, 2001, p.9494].
3.В чем, по-вашему, разница между «медиаобразованием» (Media Education), «медиаграмотностью» (Media Literacy) и изучением медиа (Media Studies)?
Нет разницы
Да, разница в… _____________________________________________
4.Пожалуйста, напишите номера главных целей медиаобразования/медиаграмотности в порядке их важности (№ 1 – самая главная цель,… № 11 – наименее значимая цель)
Цели медиаобразования/медиаграмотности ( media education/media literacy):
N
Давать знания по истории медиа, по истории медиакультуры
Давать знания по теории медиа и медиакультуры [включая такие ключевые понятия, как «агентство медиа» (agency), «категория медиа» (category), «язык медиа» (language), «технология медиа» (technology), «репрезентация медиа» (representation), «аудитория медиа» (audience) и т.д.]
Развивать знания социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов
Обучать декодированию медиатекстов/сообщений
Обучать человека идентифицировать, интерпретировать медиатексты, экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты/тексты.
Развивать способности к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов
Развивать способности к эстетическому восприятию, оценке, пониманию медиатекстов, к оценке эстетических качеств медиатекстов.
Развивать способности к критическому мышлению/критической автономии личности
Развивать коммуникативные способности личности
Обучать человека самовыражаться с помощью медиа
Готовить людей к жизни в демократическом обществе
Другая важная цель, на мой взгляд: …
5.В какой степени социокультурная ситуация в вашей стране влияет на цели медиаобразования/медиаграмотности, выбранные вами в качестве наиболее важных?