Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Лекція (№8)

План лекции:

1.Психология нового времени (XVII век).

2.Психология в Эпоху Просвещения (XVIII век).

3.Зарождение и развитие ассоциативной психологии (конец XVIII века – начало XIX века).

XVII век называется «Новым Временем», так как именно в этот исторический период происходил особенно интенсивный рост промышленности (машинного производства) и градостроительства, а также приток новых технологий и колониальных товаров, результате чего произошло расширение потребностей в рабочей силе и сырье. Шли колониальные войны, активно развивалась морская торговля, связанная с тем, что в массовом сознании утвердился культ движения, путешествий и миграций, и были изобретены книгопечатание (И. Гуттенберг), порох и компас.

Также в этот период истории произошел взлет интеллектуальной активности, (всплеск научных открытий), в том числе было разработано новое понимание государственно-правовых проблем, а в народных массах начинают распространяться идеи демократии, возможности реализации единых прав человека и национальной независимости.

В Новое Время происходило «раскрепощение» культуры, в первую очередь утверждение новой системы ценностей и веры, ориентированных на человека. В противовес официальной католической церкви отмечается рост протестантского движения и распространяется вольнодумие – то есть, народ начинает сознательно относиться к религии. В этот же период наука, занимавшая низшее место в средневековой иерархии академического знания, начинает выдвигаться на передний план, становясь источником веры в будущее.


В XVII веке произошло изменение предмета психологии: если ранее им была душа, то в Новое Время им стало сознание (уникальная способность человеческой души не только мыслить и ощущать, но и рефлексировать все свои акты и состояния с неопровержимой достоверностью).

Представления Нового Времени о мире и душе:

Название: Дуализм Материализм Идеализм
Основные понятия: Разделяются две независимые субстанции – душа (обладает мышлением) и тело (обладает протяженностью). Душа и сознание – тождественные понятия. Отрицается наличие бессознательных процессов. Природа считается единой субстанцией, имеющей основные свойства: душу и тело, обладающие мышлением и протяженностью. Мышление – главное свойство души, равнозначной сознанию. Отрицается наличие бессознательных процессов. Первооснова мира – монада, обладающая свойством восприятия и стремления. В душе выделяются перцепции (бессознательное) и апперцепции (сознательное). Содержание души шире, чем содержание сознания.
Представители: Рэне Декарт Томас Гобс Бенедикт Спиноза Вильгельм Лейбниц

Представления Нового Времени о познании:

ü Сенсуализм (Джон Локк и Томас Гобс). Данное направление уравнивает разум и ощущения. Познание считается единым процессом восхождения от частных знаний к общим понятиям, а данные органов чувств обобщаются разумом. Врожденных идей нет, и все понятия связаны с обучением, а ощущения пассивны. Выделяются первичные и вторичные качества. Происходит признание невозможности полной познаваемости мира.

ü Рационализм. В познании выделяются две ступени: первая дает знания о мире на основе логического обобщения данных ощущений (неполные знания), а вторая представляет собой интуитивное мышление (рациональная интуиция) и истинное познание мира. Общие понятия существуют в виде идей (Рэне Декарт) или в виде их предпосылок (Вильгельм Лейбниц), а общность законов мира идей и вещей – основа знаний (Бенедикт Спиноза). Субъективность познания происходит из субъективности знаний, но это не противоречит их истинности (Вильгельм Лейбниц).


Представления Нового Времени о свободе и регуляции поведения:

ü Эмоциональная регуляция(Бенедикт Спиноза).Последователи этой точки зрения считают, что эмоции регулируют деятельность и поведение человека. Существуют различные виды эмоций, связанные с влиянием окружающего мира и человек от них зависим. Разумное понимание этого влияния и осознание причин возникновения эмоций ведет к свободе (познанной необходимости).

ü Регуляция на основе рефлекса.Представители этого направления считают, что регуляция тела осуществляется с помощью рефлекса по законам механики. Рефлекс изменяется в зависимости от привычки и обучения, а душа лишь частично влияет на поведение за счет активных страстей.

История психологии Нового Времени в лицах:

Френсис Бэкон (1561-1626 года). Английский философ и основоположник современного английского эмпиризма, начавший новую эпоху в истории психологии. Он считал, что необходимо отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, исключить органические функции ее состава и перейти к опытному (эмпирическому) описанию процессов души. По его концепции выделяются два типа души:

ü Рациональная / божественная душа (обладает памятью, разумом, воображением, желаниями и волей).

ü Нерациональная / чувствующая душа (обладает способностью выбора, ощущениями и стремлением к благоприятным обстоятельствам, способна совершать произвольные движения).

Теория познания по Бэкону:


Работа органов чувств

(имеются идолы-ограничения)

Рациональная обработка чувственных данных


Типы ограничений-идолов эмпирического познания (если человечество сможет избавиться от них, то сможет отражать мир в своем сознании объективно, точно и конкретно):

1.«Идолы рода» (заложены в самой природе человека).

2.«Идолы пещеры» (индивидуальные заблуждения отдельного человека).

3.«Идолы площади» (заблуждения, возникающие при взаимосвязи людей).

4.«Идолы театра» (вселившиеся в души людей идеи различных догматов философии).

Значение психологических идей Ф. Бэкона для истории психологии:

1.Завершил этап развития психологии, где предметом являлась душа, и дал начало развитию нового этапа, где предметом стало сознание.

2.Предложил конкретные способы практического изучения предмета: опыт и эксперимент.

3.Предложил единую науку о человеке, частью которой является психология (философия рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает его во взаимодействии с другими людьми, а антропология – наука, объединяющая знания о человеке) и заложил принцип междисциплинарного подхода к наукам.

4.Способствовал разделению наук о человеке на учение о личности и учение о связи души и тела, разделение их предметы и задачи, что повлекло за собой разделение предмета психологии в соответствии с конкретными задачами.

Рэне / Картезий Декарт.

 

 

41-42

Міністерство освіти і науки України

Комунальний вищий навчальний заклад

«Бериславський педагогічний коледж імені В.Ф. Беньковського»

Херсонської обласної ради

 

Предмет: Методика розвитку мовлення і навчання грамоти

Модуль № 2

Семестр 5

Кількість годин: 2

 

 

Лекція (№8)

Тема:Характеристика методів розвитку монологічного мовлення

 

 

Викладач: Чернишова Н.С.

 

Розглянуто і схвалено на засіданні предметної (циклової) комісії викладачів початкової та дошкільної освіти

Протокол №__ від «___»_______2014 року

Голова предметної (циклової) комісії

__________________ С.В.Тупікіна

 

Тема лекції :Характеристика методів розвитку монологічного мовлення.

Знати : методику роботи з навчання розповідання на наочній і словесній основі; види, зміст, місце дидактичних ігор на розвиток монологічного мовлення на заняттях з розвитку мовлення і у повсякденному житті; методи розвитку монологічного мовлення.

Вміти:складати різні види розповідей для дошкільників; самостійно створювати нові варіанти дидактичних ігор на розвиток монологічного мовлення.

Тип лекції :тематична.

Ключові поняття :діамонологічна компетенція, монолог, монологічне мовлення, усне монологічне мовлення дошкільників, переказ, розповідь, опис, повідомлення, міркування.

Інтерактивні технології:лекція діалог.

Здоров’язберігаючі технології:фізкультхвилинка.

План

  1. Лінгвістична характеристика монологічного мовлення.

1.1.Характеристика функціонально-змістовних типів висловлювань.

  1. Усне монологічне мовлення дошкільників.
  2. Характеристика методів і прийомів навчання дітей монологічного мовлення.
  3. Методика навчання дітей дошкільного віку монологічного мовлення.
  4. Розвиток монологічного мовлення дошкільників згідно програмам :

- «Дитина в дошкільні роки»;

- «Впевнений старт»;

- Базовий компонент дошкільної освіти.

Основна література:

1. Богуш, А.М. Дошкільна лінгводидактика [Текст] : навч. пос. / А.М. Богуш, Н.В. Гавриш . – К. : Вища школа, 2007. – 542 с. – С. 402-408.

  1. Богуш, А.М. Дошкільна лінгводидактика: Теорія і методика навчання дітей рідної мови в дошкільних навчальних закладах [Текст] : підручник / А.М. Богуш, Н.В. Гавриш. – К. : Слово, 2013. – 704 с. – С. 464-472.
  2. Богуш, А.М. Дошкільна лінгводидактика. Хрестоматія [Текст] : навч.підр. / А.М. Богуш. – К: Видавничий Дім «Слово», 2005. – 720 с. – С. 317-319.

4. Бенера, В.Є. Теорія та методика розвитку рідної мови дітей [Текст]: навчально-методичний посібник за кредитно-модульною системою організації навчального процесу для студентів / Є.В. Бенера, Н.В. Маліновська. – К. : Слово, 2014. – 384 с. – С. 155-159.

5. Богуш, А.М. Мовленнєво-ігрова діяльність дошкільників : мовленнєві ігри, ситуації, врави [Текст] : навчальний посібник / А.М. Богуш, Н.І. Луцан. – К. : Видавничий Дім «Слово», 2012. – 304 с. – С. 260-268.

  1. Програма розвитку дітей старшого дошкільного віку «Впевнений старт» / наук.кер. Б.М. Жебровський – Тернопіль: Мандрівець, 2013 – 104 с. – С. 41-42.
  2. Програма розвитку, навчання та виховання дітей «Дитина в дошкільні роки»/ наук.кер. К.Л. Крутій – Запоріжжя: ТОВ «ЛІПС» ЛТД, 2004. – 268с.

Читайте також:

  1. Вид заняття: лекція
  2. Вид заняття: лекція
  3. Вид заняття: лекція
  4. Вид заняття: лекція
  5. Вид заняття: лекція
  6. Вступна лекція
  7. Вступна лекція 1. Методологічні аспекти технічного регулювання у
  8. Клітинна селекція рослин.
  9. Колекція фонограм з голосами осіб, які анонімно повідомляли про загрозу вибуху
  10. ЛЕКЦІЯ (4): Мануфактурний період світової економіки
  11. Лекція - Геополітика держави на міжнародній арені




Переглядів: 1037

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности людей и организаций. | Лекция 14. Последовательность и назначение отдельных производственных операций приготовления хлеба

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.019 сек.