Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Изучение готовности детей к обучению грамоте.

В сравнении с семилетними детьми, шестилетки обладают следующими существенными особенностями своего психического развития:

а) их мышление образно, действенно, поэтому обучение детей в этом
возрасте должно строиться на предметной деятельности;

б) речь детей развита лишь в сфере общения, она ситуативна, мало развит
монолог, тематические группы лексики ограничиваются в основном бытовой
сферой, играми, отчасти - окружающей природой; предложения
преимущественно простые, их размер - в среднем 4-6 слов; словарь
шестилетнего ребенка — от 2,5 до 7 тысяч слов; связная речь (текст)
контаминированная, т.е. слабо выражены функциональные типы текста;

в) восприятие речи: устойчивое внимание в начале учебного года в
пределах 1-2 минут, восприятие нуждается в зрительном и действенном
подкреплении, а также в использовании доступной лексики и синтаксических
конструкций, свободных от осложняющих предложение структур; речь должна
быть нетороплива, выразительна и отчетлива;

г) уровень интереса к учению высокий, но неустойчивый вследствие быстрой утомляемости; нуждаются в мотивации учебной деятельности и в занимательных игровых методиках обучения; очень важно осознание результатов учения;

д) необходимость сокращённых по времени уроков (35 минут), а также пауз во время урока - физкультминуток, смены видов деятельности, устной и письменной работы и пр.;

е) очень велики индивидуальные особенности развития детей, поэтому важна индивидуальная работа, подтягивание работающих медленно и отстающих.

Для правильной организации обучения грамоте необходимо предварительное изучение уровня языковой готовности к обучению. Изучение проводится в августе или еще раньше - весной, при посещении учителем детского сада и семей будущих первоклассников. Знакомство происходит в живой беседе, детям задают вопросы, предлагается рассказать о чем - нибудь интересном, выясняется их общий кругозор. Для учета результатов знакомства можно рекомендовать следующую схему:

Умение читать: читает целыми словами; читает по слогам (аналитическое чтение); читает по буквам (неправильный способ чтения); знает не менее половины букв, но не читает; знает менее половины букв; знает лишь отдельные буквы.

Умение писать: умеет писать все буквы, пишет слова (печатными или письменными буквами); вычленяет в письменной букве ее части - элементы; называет их; изображает букву на бумаге по элементам, не нарушая последовательности начертания, количества, формы и пространственного положения их; умеет писать лишь некоторые буквы; не умеет писать вовсе. Готовность к звуковому анализу: правильно угадывает ударный слог (или звук); делит слова на слоги; выделяет звук в слове или в слоге; правильно произносит все звуки вне слова (указать дефекты произношения, если они есть); громкость речи, дикция. Устная связная речь:

а) чтение стихотворений наизусть: знание не менее трех стихотворений, охотно
их читает; знает 1-2 стихотворения, читать стесняется; стихов наизусть не
знает;

б) рассказывание сказок: умеет рассказывать одну или несколько сказок;
пытается рассказать, но неудачно; не умеет и не пытается рассказать (учитель,
обследующий детей, указывает логические, композиционные и речевые
ошибки, допущенные ими);

в) рассказы по картинке: связный рассказ - более 20 слов, правильное
построение предложений; от 10 до 20 слов,


правильное построение предложений; связный ответ до 10 слов; односложный ответ из 2-4 слов.
Активность детей: сами изъявляют желание рассказать что — либо,
обращаются с вопросами; отвечают на заданный вопрос - подробно, сложным
ответом или односложно.

Синтаксис речи: размер предложений; четкость построения предложения; простые предложения и сложные; полные предложения и неполные, эллиптические; характерные ошибки в построении предложений и в связях между ними.

Лексика: богатство лексики, разнообразие употребляемых слов; есть ли неоправданные повторы слов; точность, правильность употребления слов, типичные недочеты словоупотребления.


 


Все собранные сведения фиксируются в двух вариантах: о каждом учащемся отдельно, что необходимо для индивидуального или дифференцированного подхода в обучении, и обо всем классе в целом, с целью получения «усреднённых» характеристик. Последние необходимы для выбора методики общеклассной работы на уроке.

4. Ориентировочные словарно - логические упражнения.
Иллюстративный материал учебника дает учителю возможность вырабатывать
в добукварный период умения:

а) выделять в предметах определенные признаки, сопоставлять и различать предметы по принципу их сходства и различия; обобщать предметы, классифицировать их по видо - родовым классам и др. Деятельность учителя в добукварный период направлена на пополнение, обогащение и уточнение словаря. Изучая индивидуальные особенности детей, учитель определяет, что словарный запас ребенка зависит от многих факторов; особенностей воспитания; образа жизни и деятельности семьи; сферы деятельности родителей; круга общения ребенка со взрослыми и сверстниками и т.д. Многие школьники не знают лексического значения слов из бытовой, общественной, терминологической учебной лексики. В этот период словарный запас первоклассников пополняется в пределах достаточно большого круга тематических групп: школа и школьное оборудование, школьные принадлежности, виды учебно-воспитательной деятельности, труд взрослых и детей; растения и животные; бытовая лексика; игровая деятельность детей и т.д.

Кроме существительных и глаголов, первоклассники учатся вводить в свою речь прилагательные, числительные, местоимения и другие части речи.

Предметные си сюжетные рисунки в букваре дают возможность понять или уточнить значение слова, ввести его в словосочетание, предложение, связную речь.


Читайте також:

  1. IV. Работа над связной речью в период обучения грамоте.
  2. Глава 3. Обучение первоклассников грамоте. Подготовительный (добукварный) период обучения грамоте
  3. Глава 6. Развитие речи и мышления детей на уроках обучения грамоте
  4. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте.
  5. Дробот В. Изучение биографии писателя в школе.- К., 1988.
  6. Назовите причины проблемы отцов и детей.
  7. Научные основы методики обучения русской грамоте.
  8. Научные основы методики обучения русской грамоте. Лингвистика как база методики обучения русской грамоте
  9. Перспективный план по воспитанию сознательной установки на ЗСЖ и укреплению здоровья детей
  10. Развитие речи и мышления в процессе обучения грамоте.
  11. У детей, родившихся вне брака наибольший удельный вес среди высоких показателей массы тела и низких показателей массы тела.




Переглядів: 2240

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
ЛЕКЦИЯ №2 | Работа над развитием устной речи.

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.011 сек.