Основные направления анализа текста. Методика работы над содержанием прочитанного.
В современной методической литературе предлагаются различные подходы к анализу литературного произведения.
Стилистический анализ, выявляющий, как в подборе слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемому.
Проблемный анализ- по проблемным вопросам и ситуациям. Анализ развитиядействия, в основе которого лежит работа над сюжетом и его элементами - эпизодами, главами. При этом разбор идёт от поступка к характеру, от события — к смыслу текста.
Анализ художественных образов.(Для эпического произведения основные образы - это действующие лица, пейзаж, интерьер).
Характер вопросов и заданий при работе над текстом.
Аналитическая работа над текстом реализуется в таких видах работы:
а) беседа по прочитанной части (или целому тексту);
д) повторное перечитывание текста (например с целью деления его на части и
последующего составления плана).
Однако методика работы над содержанием определяется задачами урока и спецификой текста. Современная методика предлагает учителям начальной школы множество заданий для повторного перечитывания текста ( индивидуального, коллективного, самостоятельного и т.д.)
III. Важнейшим условием успешного анализа является характер вопросов в процессе беседы по содержанию текста. Учитель должен подобрать такие направление анализа при работе с литературным произведением, чтобы он стал чтением - размышлением, чтением - открытием;
Это могут быть вопросы, направленные:
- на выяснение фактического содержания текста;
- на анализ (лексический, стилистический) языка автора и используемых им изобразительных средств;
- вопросы причинно-следственного характера (на выяснение, временных связей, причины- следствия, сходства и контрастности;
- вопросы на мотивацию поведения героев с целью их последующей характеристики;
- вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям;
- вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом;