Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Этапы развития Киевской Руси 32 страница

11 января несколько тысяч ткачей, шедших под красным знаменем, вручили губернатору новые требования стачечников:
1) возвращение рабочим штрафов, удержанных с весны 1884г.;
2) восстановление расценок 1881 – 1882гг.;
3) увольнение наиболее ненавистных мастеров и служащих;
4) издание государственного закона, запрещающего взимание штрафов свыше 5% заработной платы;
5) законодательное изменение условий найма и увольнения (предупреждение за 15дней);
6) установление правительственного контроля над заработком рабочих и др.

 

В феврале, мае 1886г. над наиболее активными участниками стачки и ее организаторами состоялся суд, на котором достоянием гласности стали факты ужасающего произвола администрации и беспощадной эксплуатации рабочих. Шорин, бывший заведующий фабрикой, был вынужден признать, что стачка стала результатом безмерно тяжелого положения фабричных рабочих. Судебный процесс над стачечниками стал поражением царизма. На втором процессе обвиняемые были оправданы. Значение этой стачки состоит в том, что она явилась первым массовым и организованным выступлением пролетариев России.

Морозовская стачка наглядно показала и убедила рабочий класс страны в объективной необходимости бороться за свое освобождение не только с классом капиталистов, но и с царским самодержавием, которое охраняло интересы эксплуататоров.

На примере этого организованного выступления текстильщиков царь и его правительство увидели, что рабочие, когда они действуют вместе, представляют опасную силу, особенно когда масса совместно действующих рабочих выставляет прямо свои требования.

Уступки царя, принятие новых фабричных законов не могли остановить подъем рабочего движения в стране, начало которому положила Морозовская стачка. Рост пролетарской солидарности с бастующими был характерен для второй половины 80–хгг. прошлого века. Если в 60–70–хгг. в стране происходило 14015 стачек (в среднем за год), в которых участвовало 8–9 тыс.чел., то в этот период произошло около 160 стачек и свыше 140 волнений (более всего в Московской к Владимирской губерниях), в них участвовало более 120 000чел.

Подъем рабочего движения продолжался и в первой половине 90–х гг. Несмотря на то, что общее число выступлений несколько сократилось (264 стачки и волнения), количество их участников увеличилось до 157 626 чел.


В движение втягивались рабочие Урала, южных и западных губерний. Наиболее крупные забастовки прошли в Москве, Петербурге, ряде городов Центрального промышленного района, а также на Урале, Кавказе, Украине, в Польше и Белоруссии. Рост классовой солидарности и политической сознательности пролетариата проявился в праздновании 1 Мая; впервые в Российской империи майские демонстрации организовали рабочие Польши (1890г.) и Петербурга (1891г.).


Таким образом, в 80–е годы в России, в основном, завершился процесс формирования пролетариата как класса.


Большую часть всех промышленных рабочих составляли постоянные наемные рабочие. Сложился многочисленный слой потомственных пролетариев, основная масса рабочих теряла экономические и социальные связи с деревней. Классовая борьба пролетариата в 80–х – первой половине 90–x гг. была главной силой, сдерживавшей натиск реакции и мешавшей помещичье–дворянскому классу повернуть колесо истории вспять. В эти годы российский рабочий смог заставить царское самодержавие пойти на уступки, росло его политическое сознание, влияние на ход и развитие революционного процесса в России.

 


12. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

 

Мы уже говорили, что вторая половина 19 века ознаменовалась тем, что в очередной раз в состав Российской империи было включено огромное количество новых земель. Это Казахстан, это районы Средней Азии.

Но кроме этого важными составными частями внешней политики было отношение всё с той же Османской империей. И точку здесь поставила последняя русско-турецкая война 1877 - 78 года, которая принесла освобождение балканским народам, освободила их от османского ига, дала ряд преимуществ и самой России.

Здесь же говоря о внешней политике, мы должны иметь в виду и аспекты, касающиеся отношений России с дальневосточными соседями – Китаем и Японией.

И многие тогдашние проблемы актуальны и сегодня – в частности спор России и Японии из-за Курильских островов.

Наконец-то границы России и Китая определили Айгунский договор 1858 года, Пекинский договор 1860 года и др.

По Айгунскому и пекинскому договорам с Китаем за Россией была закреплена территория по левому берегу реки Амур и весь Уссурийский край. Там вскоре возник ряд городов – Благовещенск, Хабаровск, Владивосток и другие.

Япония

Отношения с Японией определяет Симодский договор 1855 года и последующий договор 1875 года. Симодский договор закреплял право России на северную часть Курильских островов. Остров Сахалин, принадлежавший России, объявлялся совместной территорией. Договор 1875 года, подписанный в Петербурге признавал остров Сахалин исключительно российским. В качестве компенсации Япония получила Курильские острова. Территория Сахалина и Курил в 19 веке продолжала являться источником напряженности в русско-японских отношениях.

И вопрос об Аляске. Когда впервые в 1859 году США обратились с вопросом о продаже Аляски, Россия отказалась, но спустя несколько лет в 1867 году Россия подписала договор о продаже Аляски США. Мотивировали это тем, что России тяжело осваивать тот район, коль скоро он очень далек от европейской части, то есть, слабы позиции на севере Тихого океана. Кроме того, у России были финансовые затруднения, которые не позволяли проявить себя там достаточно активно. Кроме этого Россия хотела иметь себе союзника в лице США против Англии. И ещё такой вариант предусматривался – для снятия возможных претензий в будущем, хотя нам этот аргумент непонятен.


Читайте також:

  1. I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ 14 страница
  2. А. В. Дудник 1 страница
  3. А. В. Дудник 10 страница
  4. А. В. Дудник 11 страница
  5. А. В. Дудник 12 страница
  6. А. В. Дудник 2 страница
  7. А. В. Дудник 3 страница
  8. А. В. Дудник 4 страница
  9. А. В. Дудник 5 страница
  10. А. В. Дудник 6 страница
  11. А. В. Дудник 7 страница
  12. А. В. Дудник 8 страница




Переглядів: 482

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Этапы развития Киевской Руси 31 страница | Этапы развития Киевской Руси 33 страница

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.012 сек.