Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Этапы развития Киевской Руси 103 страница

Антикризисные программы.Летом 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление «С концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Вслед за тем несколько групп видных эконо­мистов и хозяйственников разработали проекты программ, получив­ших название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Авторами одной из них — «Программа 500 дней» — была группа экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. Программа преду­сматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию. Намечались снятие государственного контро­ля за ценами и допущение регулируемой безработицы. Программа, по мнению ее составителей, позволила бы в течение 500 дней вывести страну из экономического кризиса. Однако для реализации был вы­бран более умеренный план, разработка которого велась под руковод­ством директора Института экономики АН СССР Л. И. Абалкина. Участие в работе над программой принимал глава правительства Н. И. Рыжков. Программа Н. И. Рыжкова — Л. И. Абалкина предпо­лагала сохранение на более длительный срок государственного секто­ра в экономике, а также контроль со стороны государства над скла­дывающимся частным сектором.

Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, вла­деющие средствами производства: члены кооперативов и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Сформировался социальный слой граждан. Владеющих значительными финансами (банкиры)

 

Распад СССР. ГКЧП. События в августе 1991 года

Обострение межнациональных конфликтов.В середине 80-х го­дов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азер­байджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвий­ская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Уз­бекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн человек — представители свыше ста наций и народно­стей. По мнению официального руководства страны, в СССР был ре­шен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое вы­равнивание республик по уровню политического, социально-экономи­ческого и культурного развития.

Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противо­речия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охва­тивший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнацио­нальную напряженность.

Неспособность центральных властей справиться с экономически­ми трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окру­жающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на мес­тах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Силами, объединяющими местные оппозици­онные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союз­ных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнацио­нальными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против ру­сификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило на­значение Г. Колбина, русского по национальности, первым секрета­рем Компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала об­народования советско-германских договоров 1939 г., публикации до­кументов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективи­зации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве меж­этнических конфликтов.

«Парад суверенитетов». С конца 80-х годов усилилось движе­ние за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На пер­вых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограниче­ния численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных орга­нов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требо­вание обособления экономики от общесоюзного народнохозяйствен­ного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать при­оритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эсто­нии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 Г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избра­ния президентов бывших союзных республик.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистиче­ских Республик и его преобразование в демократическое федератив­ное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмеча­лось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложен­ные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съез­да был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о со­хранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовав­ших в голосовании лиц.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предот­вращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписа­нии временного договора сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и пере­дать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых-обществоведов высту­пила с протестом против проекта договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного ком­плекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остано­вить развал государства.


Читайте також:

  1. I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ 14 страница
  2. А. В. Дудник 1 страница
  3. А. В. Дудник 10 страница
  4. А. В. Дудник 11 страница
  5. А. В. Дудник 12 страница
  6. А. В. Дудник 2 страница
  7. А. В. Дудник 3 страница
  8. А. В. Дудник 4 страница
  9. А. В. Дудник 5 страница
  10. А. В. Дудник 6 страница
  11. А. В. Дудник 7 страница
  12. А. В. Дудник 8 страница




Переглядів: 720

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Этапы развития Киевской Руси 102 страница | У чому є своєрідність соціально-економічного розвитку Київської Русі за правління Володимира Великого та Ярослава Мудрого?

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.014 сек.