Студопедия
Новини освіти і науки:
МАРК РЕГНЕРУС ДОСЛІДЖЕННЯ: Наскільки відрізняються діти, які виросли в одностатевих союзах


РЕЗОЛЮЦІЯ: Громадського обговорення навчальної програми статевого виховання


ЧОМУ ФОНД ОЛЕНИ ПІНЧУК І МОЗ УКРАЇНИ ПРОПАГУЮТЬ "СЕКСУАЛЬНІ УРОКИ"


ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ПОРУШЕННЯ СТАТЕВОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ ПІДЛІТКІВ


Батьківський, громадянський рух в Україні закликає МОН зупинити тотальну сексуалізацію дітей і підлітків


Відкрите звернення Міністру освіти й науки України - Гриневич Лілії Михайлівні


Представництво українського жіноцтва в ООН: низький рівень культури спілкування в соціальних мережах


Гендерна антидискримінаційна експертиза може зробити нас моральними рабами


ЛІВИЙ МАРКСИЗМ У НОВИХ ПІДРУЧНИКАХ ДЛЯ ШКОЛЯРІВ


ВІДКРИТА ЗАЯВА на підтримку позиції Ганни Турчинової та права кожної людини на свободу думки, світогляду та вираження поглядів



Глоссарий 28 страница

Наибольшую остроту восточный вопрос приобрел в 20-50-е гг. В течение этого периода возникли три кризисные ситуации в восточном вопросе: 1) в начале 20-х гг. в связи с восстанием в 1821 г. в Греции, 2) в начале 30-х гг. в связи с войной Египта против Турции и возникшей угрозой распада Османской империи, 3) в начале 50-х гг. в связи с возникновением между Россией и Францией спора о "палестинских святынях", что послужило поводом к Крымской войне. Характерно, что эти три фазы обострения восточного вопроса последовали за революционными событиями в 1830-1831 гг. во Франции, Бельгии и Польше, в 1848-1849 г. — в ряде стран Европы.

Во время революционных кризисов восточная проблема во внешней политике европейских держав как бы отходила на второй план. Тем не менее следует отметить, что после восстания декабристов Россия вела активные действия против Ирана и Османской империи. Их результатом стали: завоевание свободы переселения в Россию армянского населения; образование в 1828 г. Армянской области с русским административным управлением из Эриванского и Нахичеванского ханств; получение устья Дуная и Черноморского побережья Кавказа до подступов к Батуму; свобода плавания русских судов по Каспийскому морю; запрещение для Ирана держать на Каспии военные суда.

Вхождение в начале XIX в. в состав России Закавказья неизбежно поставило вопрос о присоединении к ней всего Северного Кавказа. Ряд областей (например, Кабарда, Осетия) еще раньше добровольно вошли в состав России. Стремление царизма распространить свое влияние на остальные территории Кавказа встретило упорное сопротивление народов Дагестана, Чечни, Адыгеи. В 1817 г. началась длившаяся многие годы Кавказская война, стоившая царизму многих сил и жертв и завершившаяся лишь к середине 60-х гг. XIX в.

Начавшееся в 20-х гг. XIX в. движение горцев Кавказа носило сложный характер: освободительная борьба крестьянства здесь соединялась со стремлением местных феодалов и духовенства к укреплению своей власти и влияния среди горских народов. В 1834 г. имамом был провозглашен Шамиль. Талантливый военачальник, волевой и жестокий, он создал сильное теократическое государство (имамат) с дисциплинированной армией численностью до 20 тыс. человек. Шамилю удалось объединить широкие массы горцев, осуществить ряд успешных военных операций против русских войск. В 1848 г. его власть была объявлена наследственной. Это было время наибольших успехов Шамиля. Но в конце 40-х — начале 50-х гг. Шамиль начал терпеть неудачи. Под натиском войск он отступил в Южный Дагестан. В начале апреля 1859 г. войска генерала Евдокимова взяли столицу Шамиля — аул Ведено, разрушили ее. В конце августа 1859 г. после долгого и упорного сопротивления Шамиль сдался в плен и был поселен вместе с семьей в Калуге.

В 1864 г. были ликвидированы последние очаги сопротивления в регионе.

 


Интерес к крестьянскому вопросу резко усилился после поражения России в 1856 г. в Крымской войне. И уже в 1857-1858 гг. в стране активно обсуждались различные проекты отмены крепостного права, появлялись такие проекты и на местах.

Помимо проектов предпринимались и конкретные организационные шаги. 12 марта 1858 г. в Екатеринославе состоялось торжественное собрание уездных предводителей дворянства, был создан губернский комитет по освобождению крестьян. 20 мая дворяне Ростовского уезда избрали в члены губернского комитета помещиков К.П.Иванова и К.А.Холяру, кандидатами в члены комитета стали Е.Б.Палама и М.Г.Ковалинский (все из зоны бывшего Таганрогского градоначальства). Однако избранники, кроме Иванова, в комитете работать отказались, сославшись на болезнь. Освобождать крестьян помещикам, похоже, не очень хотелось: деньги на содержание комитета сдавали неохотно, некоторые, как, например, Ковалинские, совсем отказывались, другие, вроде М.Сарандинаки, затевали споры по поводу причитавшихся к взносу сумм. Комитет, так ничего и не сделавший, в феврале 1859 г. был упразднен (П., 21). Таким образом, благие намерения инициаторов реформы закончились безрезультатно, вылившись лишь в некую имитацию дела.

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики. Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела.

В результате реформ было уничтожено крепостное право — то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством». Однако земельная проблема не была решена, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов. В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П.А. Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян.


Читайте також:

  1. I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ 14 страница
  2. А. В. Дудник 1 страница
  3. А. В. Дудник 10 страница
  4. А. В. Дудник 11 страница
  5. А. В. Дудник 12 страница
  6. А. В. Дудник 2 страница
  7. А. В. Дудник 3 страница
  8. А. В. Дудник 4 страница
  9. А. В. Дудник 5 страница
  10. А. В. Дудник 6 страница
  11. А. В. Дудник 7 страница
  12. А. В. Дудник 8 страница




Переглядів: 429

<== попередня сторінка | наступна сторінка ==>
Глоссарий 27 страница | Глоссарий 29 страница

Не знайшли потрібну інформацію? Скористайтесь пошуком google:

  

© studopedia.com.ua При використанні або копіюванні матеріалів пряме посилання на сайт обов'язкове.


Генерація сторінки за: 0.013 сек.