:
 








35

Основные вопросы общественно-политической мысли-крестьянский и судьбы самодержавия в России в пореформенное время в условиях проведения буржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых, злободневных проблем.

В целом 60 70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни общества. Для этого времени характерны преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований, борьба за поиски путей их осуществления в интересах широких масс народа, известное отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических принципов. Все это создавало соответствующую идейно-нравственную атмосферу для развития художественной культуры

В этот период были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Искусство критического реализма, который становится основным художественным направлением, было тесно связано с идейными исканиями того времени. Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталось раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Жанры: очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).

Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. Чернышевского. В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий.

Литература. С общественным подъемом связано появление демократического романа, в котором действующим лицом стал разночинец, первых произведений о жизни и быте рабочих (романы Ф. М. Решетникова Глумовы, Горнорабочие). Программным произведением 60-х годов был роман Н. Г. Чернышевского Что делать?, опубликованный в Современнике в 1863 г. Это было повествование о новых людях, их морали и нравственных ценностях. 60-70-е годы время расцвета и наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И. С. Тургенев (1818-1883) и Ф. М. Достоевский (1821 1881). В романе Тургенева Отцы и дети, опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи разночинцев и демократов. Творчество Ф. М. Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя.

Творчество Л.Н. Толстого (1828 1910). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея Война и мир). Анна Каренина, в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали, нравам, устоям.

Театр. Монополия казенных театров под влиянием требований прогрессивной общественности в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше частные театры стали возникать под видом домашних спектаклей, семейных вечеров и т. д. Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России, появился новый демократический зритель, главным образом из разночинской среды. Театр все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции. С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме. Развитие русского театра неразрывно связано с именем А. Н. Островского (1823 1886),

Музыка. Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов могучая кучка [М. А.Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В.Стасов. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы (Борис Годунов, Хованщина М. П. Мусоргского).

П. И. Чайковский (1840-1893). -один из величайших композиторов нашей эпохи, (балеты Лебединое озеро, Спящая красавица; оперы Евгений Онегин, Пиковая дама; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл Времена года и др.).

Живопись. 60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусства определенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра.

С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г. Перова (18331882) (картины Сельский крестный ход на пасхе, Проводы покойника, Тройка и др.).

Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для возникновения Товарищества передвижных художественных выставок (1871). Передвижничество ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника. Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно- важные моменты (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К. Саврасов Грачи прилетели, Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность. творчество И. Е.Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение г народу показал Репин в картине Бурлаки на Волге (1873).


:

  1. I. 14
  2. . . 1
  3. . . 10
  4. . . 11
  5. . . 12
  6. . . 2
  7. . . 3
  8. . . 4
  9. . . 5
  10. . . 6
  11. . . 7
  12. . . 8




: 228

<== | ==>
34 | 36

? google:

 

© studopedia.com.ua '.


: 0.028 .