:
 








39

Революция 1905г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II согласился на исключение термина неограниченная.

Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического стоя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г. В начале 1898 г. быстро нарастает студенческое движение, которое постепенно приобретает политический характер.

С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах, в 1903 г. проводиться всеобщая забастовка. Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство создает Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, которое ставит перед собой задачи облегчения выхода крестьян из общины, поощрения хуторских выделов и т. д. В феврале 1903г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с тем в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.

Летом 1904г. был убит министр внутренних дел В. К. Плеве, с осени 1904г. начинается эпоха доверия. Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905г. и поражение в войне с Японией углубил революционный кризис.

На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.

Государственный совет был преобразован в феврале 1906г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты.

В период революций оживилась деятельность первого и второго департаментов Сената, а в связи со столыпинской аграрной реформой - деятельность аграрного департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.

Таким образом, государство и право России развивается под знаком революции. Одним из ее последствий явился новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Закладываются организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы.

На пике февраля 1905г был издан царский магистрат, который вводил в стране законосовещательный орган, каким стала Государственная Дума.

Права Думы:

Она была подотчетна государственному совету (верхней палате);

Дума имела право законодательной инициативы, но Император оставлял за собой право Вета; Дума решала вопрос о финансах.

В состав Думы входило 480 человек, выборы в Думу проходили по 4 куриям и были основаны на имущественном цензе. Право быть избранным в Думу имели с 25 лет. Лишались избирательных прав женщины, студенты, военнослужащие, кочевники.

До 1917г существовало 4 Думы.

1. Дума с 27 апр. 9 июля 1906г. Председателем стал Муромцев. Вопросы:

аграрный, кадетский проект 42-х и проект 104 (проект трудовиков,крестьянская фракция). Они предлагали создать в стране государственный земельный фонд; не отчуждать в фонд земли у образцовых имений и помещичьих хозяйств; за отчуждение земли предлагалось платить.

Проект 104 (примерно тоже самое) предлагал собрать всю землю и национализировать. За отчуждение земли предлагал не платить.

2. Гос Дума 20 февр 3 июня 1907г. Председатель Думы Головин. Активно проводилась тактика блоков. Левый блок трудовики, социал-демократы, социал-революционеры, народные социалисты). Правый блок кадеты и октябристы.

Дума занималась вопросами:

- аграрный (трудовики и кадеты повторили свои проекты от 1-ой Думы) - о помощи голодающим;- о помощи безработным;- о преследовании профсоюзов.

В начале июня 55 депутатов социал-демократов были привлечены к суду по обвинению в подготовке военного заговора. 3 июня вышел манифест о роспуске Думы и об изменении системы выборов в нее. Власть, которая потом установилась, называлась 3-е-июньской.

Для нее характерно:

1. Гос. Дума сохранилась и имела право утверждения бюджета и депутатского

запроса.

2. Министры отчитывались перед Думой.

3. Сохранилось урезание свободы слова.

4. Существовала оппозиционная пресса.

5. Ликвидирован выкуп земель.

6. Введена социальные гарантии для рабочих.

Эта власть просуществовала до отречения Императора от престола. Но страна продолжала оставаться Абсолютной Монархией. Император обладал законодательной властью

3 Гос. Дума (в условиях 3-е-июньской монархии) 1 нояб 1907 9 июня 1912гг.

Выборы в нее проходили по новой избирательной системе:

Большинство голосов получили октябристы, и многое зависело от них.

Решаемые вопросы:

аграрный вопрос; реформа Сталыпина создание мелкой крестьянской единицы и разрушение общины;


:

  1. I. 14
  2. . . 1
  3. . . 10
  4. . . 11
  5. . . 12
  6. . . 2
  7. . . 3
  8. . . 4
  9. . . 5
  10. . . 6
  11. . . 7
  12. . . 8




: 280

<== | ==>
38 | 40

? google:

 

© studopedia.com.ua '.


: 0.049 .